Преподобный Авраамий Ростовский

Пре­по­доб­ный отец Ав­ра­мий был сын бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей[1]. С мо­ло­дых лет он оста­вил ро­ди­тель­ский дом и мир­скую су­е­ту, при­нял ино­че­ство и по­свя­тил се­бя Бо­гу[2]. По­ко­рив плоть ду­ху, он из­ну­рял се­бя по­дви­га­ми, очи­щал ду­шу свою сле­за­ми и спо­до­бил­ся бла­го­да­ти чу­до­тво­ре­ния.

Преподобный Авраамий, архимандрит Ростовский

Преподобный Авраамий, архимандрит Ростовский

В его вре­мя в Ро­сто­ве[3] не все еще при­ня­ли Свя­тое Кре­ще­ние и мно­гие оста­ва­лись языч­ни­ка­ми: Чуд­ский ко­нец го­ро­да по­кла­нял­ся ка­мен­но­му идо­лу Ве­ле­су[4]. Оби­тав­ший в идо­ле нечи­стый дух на­во­дил страх на всех, и хри­сти­ане бо­я­лись про­хо­дить вбли­зи идо­ла. Пре­по­доб­ный Ав­ра­мий пы­лал рев­но­стью ис­ко­ре­нить в Ро­сто­ве остат­ки язы­че­ства. Он мо­лил Гос­по­да Бо­га о да­ро­ва­нии ему си­лы и бла­го­да­ти Свя­то­го Ду­ха со­кру­шить идо­ла, но мо­лит­ва его дол­го не бы­ла услы­ша­на.

Од­на­жды пре­по­доб­ный Ав­ра­мий Ростовский, в скор­би и недо­уме­нии, си­дел вбли­зи идо­ла. И вот он ви­дит иду­ще­го к нему бла­го­леп­но­го стар­ца. Ав­ра­мий вста­ет и спе­шит к нему на­встре­чу. По­сле вза­им­но­го при­вет­ствия и бла­го­сло­ве­ния пре­по­доб­ный спра­ши­ва­ет:

– От­ку­да идешь, от­че, из ка­кой ты стра­ны?

– Я из Ца­рь­гра­да, от­че, ро­дом; в зем­ле ва­шей при­ше­лец и стран­ник. – Ска­жи мне, от­че, по­че­му ты си­дишь в пе­ча­ли близ это­го идо­ла Ве­ле­са?

– Я мо­лю Гос­по­да Бо­га о том, чтобы мне да­на бы­ла си­ла со­кру­шить идо­ла, – от­ве­чал Ав­ра­мий, – но Гос­подь пре­зрел мои мо­лит­вы, и вот я си­жу в пе­ча­ли.

— Ес­ли хо­чешь, от­че, по­лу­чить же­ла­е­мое, – ска­зал Ав­ра­мию ста­рец, – то иди в Ца­рь­град, разы­щи дом Иоан­на Бо­го­сло­ва, вой­ди в него, по­мо­лись об­ра­зу свя­то­го Иоан­на Бо­го­сло­ва, – и не вый­дешь тщет­но, но по­лу­чишь же­ла­е­мое.

Пре­по­доб­ный Ав­ра­мий опе­ча­лил­ся по при­чине да­ле­ко­го пу­ти, но ста­рец ска­зал: «Гос­подь Бог со­кра­тит твой путь!»

Бла­жен­ный Ав­ра­мий, ис­пол­нив­шись Свя­то­го Ду­ха, взял бла­го­сло­ве­ние у стар­ца и от­пра­вил­ся в путь, за­быв о его даль­но­сти.

Ко­гда пре­по­доб­ный Ав­ра­мий, вы­шед­ши за го­род, пе­ре­шел ре­ку Иш­ну[5], ему встре­тил­ся неиз­вест­ный че­ло­век, ви­дом сво­им вну­шав­ший страх; по­чти со­всем без во­лос на го­ло­ве, он был с боль­шою круг­лою бо­ро­дой, на ли­це его вы­ра­жа­лось бла­го­го­ве­ние; он был пре­кра­сен. В ру­ке у него бы­ла трость.

Бла­жен­ный Ав­ра­мий по­кло­нил­ся ему.

Неиз­вест­ный ска­зал:

– Ку­да идешь, ста­рец?

– Иду отыс­ки­вать дом Иоан­на Бо­го­сло­ва, – от­ве­чал Ав­ра­мий.

Неиз­вест­ный ска­зал:

– По­дой­ди, ста­рец, возь­ми сию трость мою и воз­вра­тись на­зад, при­сту­пи к идо­лу Ве­ле­су, ударь его тро­стью во имя Иоан­на Бо­го­сло­ва, – и ока­ян­ный об­ра­тит­ся в прах.

И с эти­ми сло­ва­ми неиз­вест­ный сталь неви­дим.

Бла­жен­ный Ав­ра­мий по­нял, что это был Иоанн Бо­го­слов.

Объ­ятый стра­хом и ра­до­стью, Ав­ра­мий во­ро­тил­ся на­зад, бес­пре­пят­ствен­но по­до­шел к идо­лу, уда­рил его тро­стью во имя Иоан­на Бо­го­сло­ва, – и идол тот­час пре­вра­тил­ся в прах.

На том ме­сте, где встре­тил Ав­ра­мий свя­то­го стар­ца, он по­ста­вил цер­ковь во имя Иоан­на Бо­го­сло­ва[6], а там где сто­ял идол Ве­ле­са, пре­по­доб­ный с бла­го­сло­ве­ния епи­ско­па со­ору­дил неболь­шую цер­ковь во имя Бо­го­яв­ле­ния Гос­под­ня, по­ста­вил при ней ке­ллии, со­брал ино­ков и учре­дил об­ще­жи­тие[7].

Мно­го зла по­тер­пел пре­по­доб­ный Ав­ра­мий от не ве­ро­вав­ших во Хри­ста языч­ни­ков. Од­на­жды они хо­те­ли да­же ра­зо­рить и сжечь по­стро­ен­ную им свя­ты­ню, но Бог не по­пустил это­го ра­ди мо­литв и тер­пе­ния пре­по­доб­но­го.

Од­на­ко сво­им уче­ни­ем и тер­пе­ни­ем пре­по­доб­ный Ав­ра­мий в непро­дол­жи­тель­ное вре­мя всех неве­ру­ю­щих при­вел ко Хри­сту: кре­сти­лись все от ма­ла до ве­ли­ка и на­ча­ли хо­дить на сла­во­сло­вие Бо­жие и на все­нощ­ное бде­ние, да­же жен­щи­ны и де­ти. Пре­по­доб­ный Ав­ра­мий укреп­лял серд­ца их в ве­ре по­чи­та­ни­ем книж­ным и по­уче­ни­ем ду­хов­ным. Мно­гие из де­тей остав­ля­ли до­ма ро­ди­те­лей, тай­но при­хо­ди­ли к пре­по­доб­но­му и при­ни­ма­ли мо­на­ше­ство. Так умно­жа­лась бра­тия, ко­то­рую пре­по­доб­ный по­учал сло­ву Бо­жию.

Преподобный Аврамий, архимандрит Ростовский

Преподобный Аврамий, архимандрит Ростовский

То­гда пре­по­доб­ный Ав­ра­мий по­стро­ил боль­шую цер­ковь, укра­сил ее, как неве­сту Хри­сто­ву, чуд­ны­ми ико­на­ми и свя­ты­ми кни­га­ми и за­вел бла­го­леп­ное пе­ние.

Кня­зья Ро­стов­ские, от­но­сясь с ве­ли­ким ува­же­ни­ем к от­цу Ав­ра­мию, предо­ста­ви­ли осо­бые пре­иму­ще­ства ос­но­ван­но­му им мо­на­сты­рю: да­ва­ли мно­го име­ния на мо­на­стыр­ское стро­е­ние и де­рев­ни на со­дер­жа­ние ино­ков.

Ви­дя воз­рас­та­ние и про­цве­та­ние мо­на­сты­ря, Ро­стов­ский епи­скоп, по­со­ве­то­вав­шись с кня­зья­ми, воз­вел Ав­ра­ми­ев мо­на­стырь на сте­пень ар­хи­манд­ри­тии, а пре­по­доб­но­го Ав­ра­мия по­ста­вил в ар­хи­манд­ри­ты.

С то­го вре­ме­ни Ав­ра­мий стал еще усерд­нее под­ви­зать­ся и при­ла­гал тру­ды к тру­дам, пре­да­ва­ясь по­сту и мо­лит­ве; он был об­раз­цом для всех, от­ли­ча­ясь сми­ре­ни­ем и по­ка­зы­вал нели­це­мер­ную лю­бовь ко вся­ко­му при­хо­дя­ще­му, рав­но к ве­ли­ко­му и ма­ло­му.

Ис­кон­ный нена­вист­ник добра, диа­вол, не оста­вил пре­по­доб­но­го в по­кое, во­ору­жил­ся на него и тво­рил ему огор­че­ния и днем и но­чью. Но ограж­ден­ный Хри­сто­вою бла­го­да­тью и крест­ным зна­ме­ни­ем, Ав­ра­мий не стра­шил­ся.

Од­на­жды, ко­гда пре­по­доб­ный Ав­ра­мий в сво­ей ке­ллии пе­ред ли­тур­ги­ей, про­чи­тав обыч­ные мо­лит­вы ко свя­то­му при­ча­ще­нию, хо­тел умыть ру­ки пе­ред от­хо­дом в цер­ковь, диа­вол во­шел в умы­валь­ни­цу, же­лая при­чи­нить пре­по­доб­но­му непри­ят­ность. Ура­зу­мев при­сут­ствие нечи­сто­го ду­ха в со­су­де, пре­по­доб­ный взял чест­ный крест, по­ло­жил по­верх со­су­да, огра­дил со­суд крест­ным зна­ме­ни­ем и так оста­вил, дол­гое вре­мя не ка­са­ясь его. Бес, па­ли­мый крест­ною си­лою, му­чил­ся и не мог вый­ти из со­су­да.

У Ро­стов­ских кня­зей то­гда был обы­чай ез­дить за го­род на охо­ту и на об­рат­ном пу­ти за­хо­дить в мо­на­стырь, чтобы по­мо­лить­ся в церк­ви и по­лу­чить бла­го­сло­ве­ние от пре­по­доб­но­го Ав­ра­мия. Так слу­чи­лось и те­перь. По обык­но­ве­нию кня­зья за­шли в ке­ллию пре­по­доб­но­го, но его там не слу­чи­лось, ибо у него был обы­чай еже­днев­но тру­дить­ся на бра­тию: то он ко­лол дро­ва для мо­на­стыр­ской пе­кар­ни, то мыл вла­ся­ни­цы на бра­тию, то но­сил во­ду в по­вар­ню. Услы­шав о при­хо­де кня­зей, он по­спе­шил в ке­лью, чтобы бла­го­сло­вить их.

Меж­ду тем кня­зья, на­хо­дясь в ке­ллии в ожи­да­нии пре­по­доб­но­го, за­ме­ти­ли со­суд, по­кры­тый чест­ным кре­стом, и недо­уме­ва­ли, чтобы это мог­ло зна­чить. Один из кня­зей дерз­нул снять с со­су­да крест, чтобы бла­го­сло­вить­ся им, – и бес тот­час вы­шел из со­су­да, как дым чер­ный и злосмрад­ный, так что устра­шил всех при­сут­ство­вав­ших.

Ко­гда пре­по­доб­ный при­бли­жал­ся к ке­ллии, нечи­стый дух встре­тил его при вхо­де и стал по­но­сить Ав­ра­мия и гро­зить ему:

– Как ты при­ну­дил ме­ня си­лою неви­ди­мо­го Бо­га му­чить­ся и со­жи­гать­ся си­лою крест­ною, так и я со­тво­рю те­бе па­кость, в ско­ром вре­ме­ни одо­лею те­бя: воз­ве­ду на те­бя кле­ве­ту, пре­дам те­бя му­кам и по­зо­ру: ты бу­дешь по­са­жен на пе­гой осли­це без сед­ла и обут в жен­ские крас­ные баш­ма­ки. И мно­гое дру­гое по­тер­пишь ты, как и я по­тер­пел от те­бя.

Пре­по­доб­ный огра­дил­ся крест­ным зна­ме­ни­ем, и бес тот­час же ис­чез.

Ко­гда Ав­ра­мий во­шел в ке­ллию, кня­зья ста­ли спра­ши­вать о про­ис­шед­шем, о злосмрад­ном ды­ме, вы­шед­шем из на­кры­то­го кре­стом со­су­да, но пре­по­доб­ный ни­че­го не ска­зал об этом, а толь­ко бла­го­сло­вил кня­зей с ду­ше­по­лез­ным на­став­ле­ни­ем и от­пу­стил с ми­ром.

Спу­стя неко­то­рое вре­мя, же­лая ото­мстить пре­по­доб­но­му, бес при­нял об­раз неко­е­го во­и­на, явил­ся к ве­ли­ко­му кня­зю во Вла­ди­мир и стал воз­во­дить на Ав­ра­мия тяж­кие об­ви­не­ния.

– Го­су­дарь, я хо­чу по­ве­дать те­бе ве­ли­кую тай­ну, – го­во­рил бес, – есть в тво­ей дер­жа­ве, в го­ро­де Ро­сто­ве, некий мо­нах Ав­ра­мий, волхв, ко­то­рый, од­на­ко, с ви­ду ка­жет­ся сми­рен­ным и свя­тым и пре­льща­ет лю­дей. Он на­шел в зем­ле ве­ли­кое хра­ни­ли­ще, мед­ный со­суд, на­пол­нен­ный зо­ло­том, ко­то­рый по пра­ву дол­жен при­над­ле­жать тво­ей дер­жа­ве. Зо­ло­тых со­су­дов, най­ден­ных в этом хра­ни­ли­ще, зо­ло­тых по­я­сов и це­пей невоз­мож­но оце­нить и невоз­мож­но ис­чис­лить се­реб­ра и иных дра­го­цен­но­стей. На эти со­кро­ви­ща он по­стро­ил ве­ли­кую цер­ковь, а те­бе не по­ве­дал.

Ве­ли­кий князь вос­пы­лал гне­вом на пре­по­доб­но­го и по­слал за ним од­но­го лю­то­го во­и­на, при­ка­зав взять Ав­ра­мия, не го­во­ря ему ни сло­ва, и при­ве­сти в та­ком ви­де, в ка­ком най­дет его.

Все это про­изо­шло по вну­ше­нию зло­го ду­ха.

Ко­гда по­слан­ный кня­зем во­ин явил­ся, пре­по­доб­ный по­сле со­бор­ной мо­лит­вы сто­ял на мо­лит­ве ке­лей­ной в од­ной вла­ся­ни­це и без обу­ви. Во­ин без вся­кой ми­ло­сти, не дав пре­по­доб­но­му ни сло­ва вы­мол­вить, ни одеть­ся, ни обуть­ся, взял его с со­бою на ко­ня и по­гнал к го­ро­ду Вла­ди­ми­ру.

На дру­гой сто­роне Ро­стов­ско­го озе­ра по­пал­ся им че­ло­век, па­хав­ший на пе­гой осли­це и дер­жав­ший в ру­ке крас­ные жен­ские баш­ма­ки. Во­ин по­са­дил пре­по­доб­но­го на осли­цу, обул его в жен­ские баш­ма­ки и быст­ро до­ста­вил его в та­ком по­зор­ном ви­де к ве­ли­ко­му кня­зю.

Ве­ли­кий князь при­ка­зал по­ста­вить пред со­бою и во­и­на-об­ви­ни­те­ля.

Мни­мый во­ин по­вто­рил те же сло­ва про­тив пре­по­доб­но­го от­но­си­тель­но хра­ни­ли­ща дра­го­цен­но­стей, что и преж­де.

Преподобный Аврамий, архимандрит Ростовский

Преподобный Аврамий, архимандрит Ростовский

Пре­по­доб­ный, услы­шав это, воз­дел ру­ки к небу и за­пре­тил ду­ху лу­ка­во­му, го­во­ря:

– За­пре­щаю те­бе име­нем Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, ска­жи мне, кто ты, та­ки­ми сло­ва­ми окле­ве­тав­ший ме­ня?

Бес за­тре­пе­тал и ска­зал:

– Я бес, ис­ко­ни нена­ви­дя­щий доб­ро в че­ло­ве­че­ском ро­де, осо­бен­но же в ино­ках, бо­я­щих­ся Бо­га. Ви­дишь, ста­рец, что я преж­де ска­зал те­бе, то и сде­лал – за то, что ты ме­ня му­чил в убо­гом тво­ем со­су­де.

Ска­зав­ши это, бес мгно­вен­но ис­чез.

Ве­ли­кий князь, ви­дя дья­воль­скую пре­лесть и по­ру­га­ние сто­яв­ше­го пред ним пре­по­доб­но­го, объ­ят был ве­ли­ким стра­хом, рав­но и все окру­жав­шие кня­зя. И на­чал князь мо­лить пре­по­доб­но­го о про­ще­нии и го­во­рил со сле­за­ми:

– От­че, я ви­нов­ник тво­е­го неволь­но­го при­хо­да, я же­сто­ко оскор­бил те­бя. Про­сти мне, от­че, все то, чем я те­бя про­гне­вал. Враг, от­че, по­мра­чил мое серд­це и воз­бу­дил во мне ярость про­тив те­бя и по­верг ме­ня во грех.

Ста­рец ска­зал:

– Гос­подь про­стит те­бя, го­су­дарь, ибо это де­ло древ­не­го вра­га диа­во­ла, а по­то­му, го­су­дарь, не ди­вись се­му: ис­ко­ни враж­дуя про­тив лю­дей, он осо­бен­но при­вык при­чи­нять пре­пят­ствия бо­я­щим­ся Бо­га.

Князь, ви­дя сми­ре­ние пре­по­доб­но­го и ти­хие и крот­кие сло­ва его, как буд­то ста­рец не ис­пы­тал ни­ка­ко­го зла, еще бо­лее при­нял­ся убла­жать его и воз­дал ему ве­ли­кую честь.

На устро­е­ние мо­на­сты­ря князь по­жа­ло­вал мно­го до­мов, сел и ра­бов, сде­лал Ав­ра­ми­ев мо­на­стырь сво­им мо­на­сты­рем и по­ста­вил его вы­ше всех про­чих мо­на­сты­рей Ро­стов­ских и все это утвер­дил жа­ло­ван­ны­ми гра­мо­та­ми. По­сле все­го это­го князь от­пу­стил пре­по­доб­но­го с ве­ли­кою че­стью. Пре­по­доб­ный Ав­ра­мий жил в сво­ем мо­на­сты­ре в ве­ли­ком сми­ре­нии, при­ла­гая тру­ды к тру­дам, и с ми­ром ото­шел ко Гос­по­ду, Ко­е­го измла­да воз­лю­бил[8].

Пре­ста­вил­ся пре­по­доб­ный в глу­бо­кой ста­ро­сти и был по­гре­бен в хра­ме Бо­го­яв­ле­ния († ХI в.). Свя­тые мо­щи его об­ре­те­ны при ве­ли­ком кня­зе Все­во­ло­де (1176–1212). В 1551 го­ду царь Иоанн Гроз­ный пе­ред по­хо­дом на Ка­зань об­хо­дил свя­тые ме­ста. В Бо­го­яв­лен­ском-Ав­ра­ми­е­вом мо­на­сты­ре ему по­ка­за­ли тот жезл, ко­то­рым пре­по­доб­ный Ав­ра­мий со­кру­шил идо­ла Ве­ле­са. По­сох царь взял с со­бой в по­ход, а крест оста­вил в оби­те­ли. Воз­вра­тив­шись по­сле по­ко­ре­ния Ка­зан­ско­го хан­ства, Иоанн Гроз­ный при­ка­зал по­стро­ить в Ав­ра­ми­е­вой оби­те­ли но­вый ка­мен­ный храм в честь Бо­го­яв­ле­ния с че­тырь­мя при­де­ла­ми и при­слал ту­да кни­ги и ико­ны.

При­ме­ча­ния

[1] Жизнь пре­по­доб­но­го Ав­ра­мия Ро­стов­ско­го из­ла­га­ет­ся здесь по древ­ней­ше­му жи­тию, ко­то­рое с со­кра­ще­ни­я­ми пе­ре­ска­за­но в Про­ло­ге и с неко­то­ры­ми позд­ней­ши­ми до­бав­ле­ни­я­ми в Ве­ли­ких Ми­не­ях-Че­тьих митр. Ма­ка­рия. Древ­нее жи­тие пре­по­доб­но­го Ав­ра­мия впо­след­ствии два­жды до­пол­ня­лось, глав­ны­ми об­ра­зом, в на­чаль­ной ча­сти, где рас­ска­зы­ва­ет­ся о жиз­ни Ав­ра­мия до при­ше­ствия его в Ро­стов.

[2] В пер­вич­ном до­пол­не­нии со­об­ща­ет­ся, что Ав­ра­мий Ростовский ро­дил­ся в пре­де­лах Га­лиц­ких, в го­ро­де Чух­ло­ме (ныне Ко­стром­ской гу­бер­нии), от­пра­вил­ся в Но­во­го­род­ские пре­де­лы для озна­ком­ле­ния с ино­че­ским по­движ­ни­че­ством в та­мош­них оби­те­лях и при­нял по­стри­же­ние в Ва­ла­ам­ском мо­на­сты­ре на Ла­дож­ском озе­ре. Во вто­рич­ном до­пол­не­нии го­во­рит­ся, что ро­ди­те­ли Ав­ра­мия в Чух­ло­ме бы­ли еще языч­ни­ки. Ав­ра­мий на­зы­вал­ся сна­ча­ла Иве­рик и до сем­на­дца­ти лет ле­жал на од­ре бо­лез­ни в рас­слаб­ле­нии и не мог хо­дить. Нов­го­род­ские за­хо­жие куп­цы со­об­щи­ли ему пер­вые на­чат­ки хри­сти­ан­ско­го уче­ния. Иве­рик по­сле глу­бо­ко­го раз­мыш­ле­ния уве­ро­вал во Хри­ста, вне­зап­но по­лу­чил ис­це­ле­ние от бо­лез­ни, от­пра­вил­ся в Но­во­го­род­ские пре­де­лы и на Ва­ла­а­ме при­нял Кре­ще­ние с име­нем Авер­кия, а по­том и по­стри­же­ние в ино­ки с име­нем Ав­ра­мия.

[3] Здесь ра­зу­ме­ет­ся древ­ний Ро­стов, на­зы­вав­ший­ся Ро­сто­вом Ве­ли­ким; те­перь это уезд­ный го­род Яро­слав­ской гу­бер­нии на шос­се и при же­лез­ной до­ро­ге из Яро­слав­ля в Моск­ву; Ро­стов сто­ит при озе­ре, ко­то­рое на­зы­ва­ет­ся Ро­стов­ское, или Неро.

[4] Под Чуд­ским кон­цом нуж­но ра­зу­меть часть го­ро­да по ле­вую сто­ро­ну до­ро­ги из Яро­слав­ля. – Язы­че­ский бог древ­них рус­ских сла­вян Ве­лес ина­че на­зы­ва­ет­ся Во­ло­сом, ко­то­рый, по ле­то­пи­сям, счи­тал­ся по­кро­ви­те­лем ско­та.

[5] Ре­ка Иш­на пе­ре­се­ка­ет до­ро­гу из Ро­сто­ва в Моск­ву при сво­ем впа­де­нии в озе­ро Неро близ са­мо­го го­ро­да Ро­сто­ва, в че­ты­рех вер­стах от то­го ме­ста, где сто­ял идол Ве­ле­са.

[6] С тех пор до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни вбли­зи ре­ки Иш­ны су­ще­ству­ет храм во имя Иоан­на Бо­го­сло­ва. Су­ще­ству­ю­щая в на­сто­я­щее вре­мя цер­ковь – де­ре­вян­ная, пред­став­ля­ю­щая со­бою ред­кую древ­ность: она по­стро­е­на в 1687 го­ду на сред­ства Ав­ра­ми­е­ва Бо­го­яв­лен­ско­го мо­на­сты­ря, за ко­то­рым се­ло Бо­го­слов­ское под­твер­жде­но бы­ло гра­мо­тою ца­ря Фе­о­до­ра Иоан­но­ви­ча в 1587 го­ду. По учре­жде­нию мо­на­стыр­ских шта­тов в XVIII ве­ке Бо­го­слов­ская цер­ковь ста­ла са­мо­сто­я­тель­ною при­ход­скою, но по ма­ло­чис­лен­но­сти при­хо­да еще в 1804 го­ду при­пи­са­на к со­сед­ней Юрьев­ской сло­бо­де, при­чтом ко­то­рой и со­вер­ша­ет­ся в ней бо­го­слу­же­ние раз в ме­сяц.

[7] Ос­но­ван­ный пре­по­доб­ным Ав­ра­ми­ем Бо­го­яв­лен­ский мо­на­стырь су­ще­ству­ет и в на­сто­я­щее вре­мя на том же ме­сте, в од­ной вер­сте от Ро­стов­ско­го крем­ля, при въез­де в Ро­стов от Яро­слав­ля, по ле­вую сто­ро­ну до­ро­ги.

[8] Пре­по­доб­ный Ав­ра­мий Ростовский по­гре­бен был в ос­но­ван­ном им мо­на­сты­ре. Свя­тые мо­щи его в на­сто­я­щее вре­мя по­чи­ва­ют от­кры­то в се­реб­ря­ной ра­ке в при­де­ле его име­ни при глав­ном мо­на­стыр­ском ка­мен­ном хра­ме во имя Бо­го­яв­ле­ния Гос­под­ня, по­стро­ен­ном по по­ве­ле­нию и на сред­ства ца­ря Ива­на Ва­си­лье­ви­ча Гроз­но­го и освя­щен­ном в его при­сут­ствии 2 ок­тяб­ря 1553 го­да. Царь Иван Ва­си­лье­вич не раз бы­вал в Ро­сто­ве и по­кло­нял­ся та­мош­ним свя­ты­ням. В од­но из по­се­ще­ний Ав­ра­ми­е­ва мо­на­сты­ря, еще до взя­тия Ка­за­ни, он взял хра­нив­ший­ся при гроб­ни­це Ав­ра­мия жезл, ко­то­рым пре­по­доб­ный со­кру­шил идо­ла. Мед­ный крест, слу­жив­ший ру­ко­я­тью жез­ла, до сих пор хра­нит­ся в от­дель­ном ки­о­те в ар­ке при вхо­де в при­дел преп. Ав­ра­мия.

Тропарь преподобного Авраамия, архимандрита Ростовского

глас 1

Просветився Божественною благодатию,/ неверныя люди наставил еси к свету Богоразумия:/ и по смерти сияя светлостию жития твоего,/ источаеши исцеления притекающим с верою к тебе,/ Авраамие отче наш,/ Христа Бога моли даровати нам велию милость.

Кондак преподобного Авраамия, архимандрита Ростовского

глас 2

Иго Христово прием, Авраамие,/ и Того крест на рамо взем,/ последовал еси Ему,/ насажден быв в дому Господни / и процвел еси, яко финике и яко кедр, иже в Ливане,/ умножил еси чада твоя, муж желаний духовных:/ от возлюбленнаго же апостола Иоанна Богослова благодать восприим,/ жезлом сокрушил еси идола/ и рассыпал еси его, яко прах,/ и чудотворец убо велий явился еси, преподобне./ Темже Христа Бога моли/ непрестанно о всех нас.

Молитва преподобному Авраамию Ростовскому

О преподобне отче наш Аврамие! Не забуди нас, но поминай всегда во святых твоих и богоприятных молитвах стадо твое, еже сам собрал еси, и моли за ны, чада твоя, отче священный, яко имеяй дерзновение ко Господу; не мним бо тя мертва суща, аще и преставился еси от нас, пастырю наш добрый. Се мощи твоя святыя пред очима нашима, святая же твоя душа, со ангельскими безплотных лики Престолу всех Царя предстоящи, достойно веселится. Испроси убо нам время на покаяние, яко да возможем невозбранно прейти от земли на небо, и вечныя муки избавившеся, Небеснаго Царствия наследники будем со всеми праведными, от века благоугодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Обсуждение закрыто.