День Святой Троицы. Пятидесятница

Пятидесятница. Огненными языками сошел Дух Святой на апостолов в сионской горнице — так сбылось древнее пророчество, которое возвестил Господь через пророка Иоиля: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего» (Иоил.2:28,29).

Пресвятая Троица, Боже наш, Слава Тебе!

Пресвятая Троица, Боже наш, Слава Тебе!

Благодатная сила Духа помогла апостолам основать Церковь и пронести христианскую проповедь по всему миру, и мир услышал и продолжает слышать призыв Христа: «кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Иоан.7:37). И каждый человек свободен, откликнуться на этот призыв, или нет. 

А в Церкви, и по сей день, продолжает действовать Дух Утешитель, с не меньшей силой, чем во времена апостолов. И открыт всякому жаждущему источник с чистой, прозрачной водой благодати Духа Святого. Дай Бог каждому суметь вкусить этой воды, чтобы «не жаждать вовек» (Иоан.4:14).

Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано в Деяниях святых апостолов (Деян.2:1-18). В пятидесятый день после Воскресения Христова (десятый день после Вознесения) апостолы находились в Иерусалиме, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать»  (Деян.2:2-4).

Дух Святой в день Пятидесятницы явился в мир видимым образом и ощутительно для человеческой души — с дарами спасающей благодати.

Это было излияние любви Христа в их сердца Духом Святым. Они почувствовали в себе силу и дерзновение все делать, всю жизнь отдать для славы Божией и спасения людей.

Святой Дух приводит в бытие («осуществляет») и оживотворяет всю тварь; в Нем все живет и движется: «вся бо созданная яко Бог Сый укрепляет, соблюдает во Отце Сыном же».

Святым Духом подаются глубина дарований, богатство славы, боговедения и премудрости. Им подается всем источник Божественных сокровищ, святость, обновление, обожение, разум, мир, благословение и блаженство, ибо Он есть Жизнь, Свет, Ум, Радость, Любовь и Благость.

В день Пятидесятницы впервые явственно открылась тайна Божественного Существа, тайна Святой Троицы.

История праздника Святой Троицы

В этот день в городе по случаю праздника находились иудеи из разных городов и стран. Услышав шум, они собрались перед домом, где находились апостолы и услышав что внутри говорят на различных наречьях пришли в изумление. Некоторые из них насмехались над апостолами и «говорили: они напились сладкого вина»  (Деян.2:13).

Тогда Петр же, став с одиннадцатью, возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. (Деян.2:14-18)

Александро-Свирский монастырь. Фреска "Явление Святой Троицы прп. Александру Свирскому" на восточном фасаде Преображенского собора.

Явление Святой Троицы прп. Александру Свирскому

Ученики были собраны в молитве, в воспоминании о своём убиенном и воскресшем Учителе. И вдруг сошли на них как бы огненные языки; огнем спустился на них Дух Божий, их исполнило вдохновение — уже не те были апостолы, какими они были за пятьдесят дней до этого. Тогда они, испуганные, ютились в страхе, что их Учитель побежден, убит.

Теперь те же самые люди, исполненные этим вдохновением, этим дыханием вечной жизни, исполненные Божиим присутствием, вышли к окружающим их людям и без страха, со смелостью, о которой они сами не могли иметь понятия до того, стали говорить о Христе как о Боге, Который стал человеком, стали говорить о Боге как о Любви, любви безмерной, неизмеримой, которая объемлет, охватывает всё и всех.

И то же вдохновение исполнило их такой смелости и такого мужества, благодаря которому они пошли не только на проповедь, но на страдания, на избиение, на терзание и муки, в застенки, и, в конечном итоге, на смерть.

Дух Божий излился на них; Дух сыновства: как Сын Божий, так и они стали сынами Божиими, и как Спаситель Христос пришел в мир спасти людей ценой Своей жизни, так и они жизнь свою и смерть свою подарили людям, чтобы они услышали, что Бог есть любовь, что в мире есть смысл, что мы Богу дороги, и что человеческое общество должно быть построено на новых началах — не на началах насилия, лжи, притеснения, а на основе любви, взаимного признания, на началах жертвы того, кто знает, и ради того, который еще не знает. Христос сказал двоим ученикам: Как Меня послал Отец, так и Я вас посылаю: на смерть, на жизнь, на победу.

Начало церковному году ещё в апостольские время было положено празднованием Воскресения Спасителя. Вторым по древности христианским праздником был день Пятидесятницы, в который сошел на апостолов Святой Дух.

По преданию на месте Сионской горницы, в которой пребывали апостолы в день Пятидесятницы, был построен первый христианский храм, уцелевший даже во время разрушения в 70 году Иерусалима римскими легионерами. В одном фрагменте из творений священномученика Иринея Лионского содержится упоминание о празднике новозаветной Пятидесятницы (конец 2-го века).

В древности его называли также праздником сошествия Святого Духа. В этот день родилась Церковь. С этого времени Святой Дух благодатно присутствует в жизни Церкви и совершает все ее Таинства. Богослужение праздника формировалось и обогащалось постепенно трудами святителя Григория Богослова (IV в.), преп. Романа Сладкопевца (V – пер. пол. VI в.), святых Космы Маюмского и Иоанна Дамаскина (VIII в.), Феофана, митрополита Никейского (IX в.) и императора Льва (886 – 912 гг.).

День Святой Троицы. Пятидесятница. День Рождения Церкви

День Святой Троицы.
Пятидесятница

Стихира имп. Льва Придите Триипостасному Божеству поклонимся знаменует начало празднование Пятидесятницы как праздника в честь Триипостасного Бога – Пресвятой Троицы. На особый богословский смысл этого великого новозаветного события указал Своим ученикам Сам Господь: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин.15:26).

В течение семи седмиц Пятидесятницы по уставу не положены земные поклоны. По завершении же этого периода читаются три коленопреклоненные молитвы, составленные святителем Василием Великим.

Но так как делать в воскресение великие поклоны запрещено в течение всего года, а праздник Пресвятой Троицы всегда бывает в воскресный день, то сразу после Божественной Литургии совершается вечерня понедельника, в который воздается честь Святому Духу. Во время этой вечерни мы впервые (после погребения Плащаницы) преклоняем колена.

Догмат о Святой Троице является основным в христианстве. Он объясняет все дело искупления грешного человечества. На вере в Триединого Бога зиждется все христианское вероучение. Всё наше богослужение — общественное и частное – начинается с прославления Пресвятой Троицы. Молитвы ко Святой Троице сопровождают человека от появления его на свет до смерти. Первые слова, которые Церковь обращает к только что родившемуся младенцу, — «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».

В таинстве Крещения Церковь возрождает младенца «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». В таинстве Миропомазания полагается на него «печать дара Духа Святаго». С отроческого возраста кающемуся отпускаются на исповеди грехи его «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».

Во имя Святой Троицы совершается таинство Брака. Наконец, молитва иерея при погребении усопшего: «Яко Ты еси Воскресение…» — заканчивается обращением ко Святой Троице.

Обычай украшать храм ветвями, цветами и травою восходит к древнейшим временам. Ветхозаветная Пятидесятница был праздником сбора первых плодов (Исх 23:16). Во двор Храма люди приносили начатки урожая и цветы. В новозаветное время деревья и растения в храме символизируют обновление людей силою сошедшего Святого Духа.

Пятидесятница – второй из трёх великих праздников древнееврейского народа, он был установлен в память дарования народу закона при горе Синае; праздновался в пятидесятый день после Пасхи. Пятидесятница приходилась к окончанию жатвы и собирания плодов, первые начатки которых приносились в жертву в храме, куда народ отовсюду собирался огромными массами. В день Пятидесятницы совершилось сошествие Св. Духа на апостолов, вследствие чего праздник этот перешёл и в христианскую церковь, сохранив то же самое название, заменяемое иногда и другими – день св. Троицы, сошествие Св. Духа и пр. От Пятидесятницы ведется счёт богослужебных недель, с их рядовыми евангельскими и апостольскими чтениями, вплоть до недели Мытаря и Фарисея (всего 32 недели), перед великим постом.

Лопухин А.П.

В древности под именем Пятидесятница разумелся и весь промежуток времени, отделявший праздник Пасхи от праздника Пятидесятницы, и праздник в память сошествия Св. Духа на апостолов, или Пятидесятницы в собственном смысле. В Постановлениях апостольских есть прямая заповедь — праздновать Пятидесятницу (кн. 5, гл. 20); в другом месте тех же Постановлений (кн. 8, гл. 33) в числе дней, в которые рабы должны быть свободны от работ, после Пасхи и Вознесения упоминается и Пятидесятница.

Святая Троица. Прп. Андрей Рублев

Святая Троица. Прп. Андрей Рублев

В IV в. у Евсевия Кесарийского, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Епифания, Златоуста, блаж. Августина и др. часто встречается упоминание о празднике сошествия Св. Духа под именем Пятидесятницы. Есть предание, что на месте сошествия Св. Духа на апостолов устроен был первый христианский храм, который в IV в. возобновлен был св. Еленой. Пятьдесят дней после Пасхи уже в древней церкви были отличены некоторыми особенностями; так, в эти дни, как и теперь, полагалось чтение книги Деяний Апостольских. Особенную торжественность придавал празднику Пятидесятницы обычай древней церкви совершать в этот день крещение над оглашенными.

В VIII в. св. Иoанном Дамаскином и Косьмою Маюмским составлены в честь праздника Пятидесятницы многие песнопения, которые и ныне поет церковь. В праздник Пятидесятницы непосредственно за литургией совершается вечерня, во время которой читаются священнослужителем в царских вратах, с коленопреклонением, три молитвы, составленные св. Василием Великим.

В праздник Пятидесятницы, по обычаю, храмы и дома верующих украшаются деревьями, травой и цветами. Это представляет собой начатки возобновляющейся весны, но вместе с тем указывает на обновление людей силой снисшедшего Духа Святого.

Посвящая пятидесятый день после Пасхи воспоминанию сошествия Св. Духа на апостолов, Святая Церковь в следующий за тем день (понедельник) прославляет особо Пресвятого Духа.

Не исповедующие Пресвятой Троицы не могут иметь части в спасительных действиях Лиц Её и, следовательно, получить спасение.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельной, предавшей нам исповедание о Себе!

СВЯТОЙ ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
Тропарь, глас 8
Пятидесятница

Пятидесятница

Благословен еси, Христе Боже наш, / Иже премудры ловцы явлей, /
низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную, /
Человеколюбче слава Тебе.

Кондак, глас 8

Егда снизшед языки слия, / разделяше языки Вышний, /
егда же огненныя языки раздаяше, / в соединение вся призва, /
и согласно славим Всесвятаго Духа.

Величание

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и чтим Всесвятаго Духа Твоего, /
Егоже от Отца послал еси / Божественным учеником Твоим.

Задостойник, глас 4

Апостоли, сошествие Утешителя зряще, удивишася, /
како в виде огненных язык явися Дух Святый.

Смотрите также:


Комментарии запрещены.