Священномученик Александр Поздеевский

Поздеевский Александр Викторович родился 18 августа 1868 года в посаде Большие Соли Костромской губернии (в настоящее время — поселок Некрасовское Ярославской области), в семье псаломщика Рождество — Богородицкой церкви.

Поздеевский Александр Викторович – священник Рождество-Богородицкой церкви

Обучался в церковно-приходской школе, Николаевском училище и в ремесленной школе К.А. Попова посада Большие Соли на отделении иконописи – 5 лет. Не все основные этапы его службы известны на сегодняшний день. Клировые ведомости Костромской духовной консистории не позволили выяснить их точно:

В 1894 году Александр Викторович находился на военной службе.  30 января 1895 года епископом Виссарионом он был определён на место псаломщика церкви Рождества Богородицы п. Большие Соли. Посвящен в стихарь 20 декабря 1898 года. Епископом Иннокентием посвящен во дьякона 4 апреля 1910 г.

После 1918 года служил священником той же церкви до ее закрытия в 1930 г. За службу был награжден юбилейным знаком и бронзовой медалью в память 300-летия дома Романовых. Получал жалованья от казны 23 руб.52 коп.

В 1889 году в метрической книге церкви Рождества Богородицы есть запись о браке сына мещанина Больших Солей Дмитрия Николаева Кулькова — Николая Дмитриевича и Парасковьи Александровой Воскресенской. Поручителем со стороны невесты записан посада Большие Соли псаломщика Виктора Поздеевского сын, Личный Почетный Гражданин Александр Поздеевский.

Жил отец Александр в доме рядом с церковью. Его внучка, Галина Васильевна Сурова, вспоминала, что гостила у них вместе со своими родителями и сестрой:

— Дом у него был двухэтажный – внизу большая кухня, а вверху комнаты. Дед Александр любил в свободное время ловить рыбу, а мы для этого все время ловили мух. Он был очень добрый, к нам относился хорошо, даже окрестил нас с сестрой…

Поздеевская (в девичестве Кулькова) Зоя Александровна, жена сына о. Александра – Александра Александровича рассказывала позднее о своем свекре:

— Это был очень порядочный, добрый и отзывчивый человек. Внешний, строгий образ его соответствовал внутреннему миру. Темное одеяние, широкая борода, длинные с сединой волосы и очень красивый голос — как-то сразу располагали к себе.

К 1918 году относится его первый конфликт с советской властью: узнав, что в село прибыли работники волостного исполкома для конфискации имущества у местной заводчицы Трехлетовой, священник благословил звонить в колокол, «в набат», чтобы собрать людей для защиты от посягательства властей.

Александр Викторович вместе с женой и детьми в советское время (около 1922 года) были лишены избирательных прав. Документы ГАЯО и ГАКО за 1930, 1932, 1934 годы подтверждают, что на заседаниях комиссии по пересмотру списков лишенных избирательных прав их имена вновь и вновь оставались в протоколах среди лишенцев…

В 1930 году, когда постановлением областного исполкома и сельсовета церковь Рождества Богородицы была закрыта, и колокола сняты, по благословению батюшки делегация верующих отправилась в сельсовет с требованием восстановить богослужение в церкви, вернуть колокола и церковное облачение.

После закрытия церкви Рождества Богородицы, отца Александра, по-видимому, лишили и дома на церковной земле, где он проживал по праву священника. Возможно, ему даже приходилось ютиться в тех домах, где ему предлагали кров его бывшие прихожане.

Так, в протоколах Боровского РИК в 1932 году Поздеевский А.В. упоминается, как житель Больших Солей. В октябре 1934 года его местом жительства указано уже Головино, а в протоколах дела НКВД от 1937 года – деревня Агафоново (сейчас это территория поселка Некрасовское).

о закрытие церкви, где служил о. Александр, не остановило церковные службы. В доме Егоровой создали молельню или тайную домовую церковь в деревне Алферово, что в двух километрах от посада. Служили два или три священника, среди них и о. Александр. По некоторым воспоминаниям жители слушали проповеди, крестили детей и отпевали умерших. Возможность исполнять православные обряды служила отдушиной в те тяжелые годы богоборства и лишений.

За посещение этого дома, участие в «подпольных контрреволюционных сборищах» и обвинили отца Александра во время следствия. В октябре 1937 года отряд конных сотрудников НКВД устроил облаву на священников, как на преступников[13]. После ареста, в милиции Больших Солей, перед отправкой в Ярославскую тюрьму произошла последняя встреча о. Александра со своей семьей.

Александр Викторович никого не обвинял, не ругал – он нес СВОЙ крест. Он прощался так, словно чувствовал, что это их последняя встреча. Так и случилось. Справка о смерти пришла позже из Темлага Мордовии.

Читая дело НКВД по обвинению Александра Поздеевского, с которым удалось познакомиться в Ярославском архиве, удивляешься той легкости, с которой осуждали людей в те годы. Маленький тетрадочный листок с «антисоветским послужным списком» о. Александра, видимо, стал основой обвинения. Написана она была председателем сельсовета, возможно, под давлением НКВД. Ему вменялась антисоветская агитация, участие в антисоветских сборищах в доме Егоровой д. Алферово.

Александр Викторович был арестован 2 октября 1937 года. В обвинительном заключении было сказано:

Обвиняемый Поздеевский Александр Викторович, 1868 года рождения, поп Больших Солей, участник Ярославского мятежа, проводил антисоветскую деятельность, выражавшуюся в следующем:Являлся участником контрреволюционно-повстанческой группировки церковников. Делал гнусные выпады против советской власти. Распространял провокационные слухи о непосильных налогах. Но отец Александр виновным себя не признал, не сообщил ничего компрометирующего на своих прихожан и других служителей церкви.

Следователи вспомнили и 1918 год, когда он сочувствовал белогвардейскому мятежу в Ярославле. Хотели привлечь к уголовной ответственности и сыновей священника за помощь в агитации против Советской власти. Но не получилось. На допросе отец Александр, ради сохранения детей сказал, что они живут отдельно, и он ничего не знает о них.

Читая сегодня страницы дела № 622 по обвинению Панова Ф.В., Назаретского М.Е., Поздеевского А.В. словно наяву попадаешь в те страшные времена преследования и уничтожения несогласных с советской властью.

Поздеевский Александр Викторович, священник церкви Рождества Богородицы, пострадавший за веру в годы гонений, канонизированный на соборе 2000 года. Далее: Куплетский А.А. - священник Соборно-Воскресенской церкви, Войкин И.Г. - священник, Баженов Н.И. - регент хора

Поздеевский Александр Викторович, священник церкви Рождества Богородицы, пострадавший за веру в годы гонений, канонизированный на соборе 2000 года. Далее: Куплетский А.А. — священник Соборно-Воскресенской церкви, Войкин И.Г. — священник, Баженов Н.И. — регент хора

Что же было найдено и изъято у священника сельской церкви, отца семерых детей, – врага народа и советской власти, члена контрреволюционной повстанческо-монархической группировки церковников?

В описи вещей, ценностей и документов наряду с паспортом и двумя фотографиями фигурируют нагрудный серебряный крест с серебряной цепочкой, и детали облачения священнослужителя: две парчовые ризы, бывшие в употреблении (!), два набедренника (старые!), да еще две старые «потрохилли» — так сотрудник НКВД записал в протоколе изъятые епитрахили – расшитые узорами передники из того же облачения священника.

Все ценности по акту были переданы в налоговую инспекцию Большесольского районного финансового отдела.

В тот же день для 69-летнего священника «мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда» избрано «Содержание под стражей в Ярославской тюрьме». Последовавшие за этим допросы и обвинительное заключение, которые подробно приведены в приложении к родословной, ярко характеризуют культурный и профессиональный уровень борцов с врагами советской республики, абсурдность и бездоказательность сфабрикованных обвинений.

25 ноября 1937 года выносится обвинительное заключение, и в этот же день судебное заседание тройки Управления НКВД решает судьбу обвиняемых по этому делу:
Теперь, когда многое опубликовано о «жизни» в сталинских лагерях, не трудно представить себе, какие тяготы и мучения пережил в заключении семидесятилетний о. Александр. Пока нет точных данных о месте заключения Александра Поздеевского после вынесения приговора.

Известно только, что он прибыл в Темниковский лагерь Мордовии из Котласского пересыльно-перевалочный пункт ГУЛАГА. 15 марта 1939 года, где через шесть месяцев, 25 октября 1940 года, Александр Викторович Поздеевский умер от цинги и сердечно-сосудистой недостаточности в Центральном Лазарете Темлага.

Источник: Поздеевский Александр Викторович

Обсуждение закрыто.