Священномученик Александр Телемаков пресвитер Чумакинский

Священномученик Александр Телемаков пресвитер Чумакинский

Священномученик Александр Телемаков пресвитер Чумакинский

Священномученик Александр был одним из тех, кого расстреляли в «кровавом» феврале в Симбирске. Отец Александр родился 6 декабря 1870 года в городе Сызрани Симбирской губернии в семье чиновника Николая Телемакова, служившего в государственном казначействе.

В 1890 году Александр окончил Симбирскую духовную семинарию и был назначен псаломщиком в Симбирский кафедральный собор. 8 сентября 1893 году Александр Николаевич был рукоположен во священника ко храму в селе Мариаполь Карсунского уезда Симбирской губернии.

В 1908 году был назначен служить в храм в селе Чумакино Карсунского уезда, где прослужил до ареста. Став священником, преподавал Закон Божий в церковноприходских школах и в школе грамоты. В 1908 году отец Александр был назначен благочинным 6-го округа Карсунского уезда, переименованного при советской власти в Инзенский район. В 1914 году был награжден наперстным крестом.

Зимой 1932 года в Средневолжском крае на территории бывшей Симбирской губернии было начато дело «об организации реакционных ячеек из числа церковных активистов тихоновского толка в селах Инзенского и Чамзинского районов Средневолжского края». 25 февраля 1932 года вместе с другими отец Александр был арестован и заключен в тюрьму в городе Сызрани. Всех арестованных обвинили «в проведении нелегальных сборищ для читки поучений черносотенного характера, книг Сергея Нилуса, а также староцерковно-монархических книг: Библии, житий святых, сочинений Иоанна Златоустого и других. Используя для этой цели предрассудки крестьянских масс и проработки прочитанного в духе его преломления к настоящему времени».

На допросе отец Александр сказал: «Я лично, кроме работы по укреплению христианской веры и защиты Церкви, никогда никакой работой не занимался. Проводимые сборища я отношу за их усердие, не удовлетворяясь служению в церкви, они считали необходимым помолиться на дому, собравшись группой».

7 апреля 1932 года тройка ОГПУ приговорила отца Александра к пяти годам заключения в концлагерь, которое было заменено ссылкой в Архангельскую область. Из ссылки он вернулся в село Чумакино, где, невзирая на закрытый храм, жители не оставляли надежды возобновить в нем богослужения. В это время была принята новая Конституция, в которой было заявлено о «лояльном отношении государства к церкви», в связи с чем было отменено поражение в гражданских правах священников.

Прихожане обратились за разрешением на открытие храма к председателю сельсовета, тот дал согласие, но с условием, что они выплатят финансовую задолженность за все годы, в течение которых храм был закрыт. Эта задолженность составляла 1032 рубля, и председатель был уверен, что обнищавшее население не сумеет собрать необходимую сумму. У крестьян таких денег не было, и они начали собирать сумму, продавая сельскохозяйственные продукты. Постепенно вся сумма была собрана.

19 января 1937 года на праздник Крещения Господня было совершено первое богослужение, и в течение месяца службы совершались по воскресным дням. Однако председатель сельсовета распорядился закрыть храм и запретил верующим собираться для решения приходских вопросов. Но и после закрытия храма священник продолжал крестить, совершать по необходимости требы в домах прихожан. 4 марта прихожане обратились в райисполком с заявлением об открытии храма, но ответа не получили, не удалось и дозвониться по телефону.

Наконец, из сельсовета пришел техник для осмотра состояния храма с целью найти причину, чтобы не открывать его, и передал слова председателя, «что Церковь одурманивает, а вы, члены Церковного совета, являетесь вредителями советской власти, врагами и возмутителями народа».

В Ульяновской области освящен храм во имя священномученика Александра Телемакова

В Ульяновской области освящен храм во имя священномученика Александра Телемакова

27 мая 1936 года члены Церковного совета обратились к заведующему приемом жалоб Отдела по религиозным культам, в котором, изложив историю всех притеснений и оскорблений верующих со стороны председателя сельсовета, написали, что «в их селе, согласно последней переписи, проживает 1178 душ обоего пола, а число неверующих среди них всего 30 человек». Далее писали, что «члены Церковного совета снимают с себя незаслуженную грязь и просят комиссию, заведующего приемом жалоб рассмотреть наше заявление, все изложенные недостатки устранить и разрешить богослужения в нашей церкви». Это письмо также осталось без ответа.

В августе 1937 года в связи с указом правительства о начале массовых арестов верующих секретарь местного райкома коммунистической партии потребовал от сотрудников НКВД ответа, откуда верующим стали известны материалы переписи: «сведения, не подлежащие оглашению».

24 декабря 1937 г. о. Александра арестовали и допросили. Во время допросов отец Александр категорически отрицал выдвигаемые против него обвинения в контрреволюционной и антисоветской деятельности. Весь протокол допроса уместился на одном листе. Уже на следующий день после допроса в Инзенском РО НКВД было готово обвинительное заключение, отправленное сразу же в областной центр. В этом документе, в частности, было сказано: «Проживая в селе Чумакино, Телемаков, будучи недоволен на существующий Советский строй и будучи за последний год без определенного места службы, вёл усиленную агитацию за богослужениями. С этой же целью без ведома Сов. власти, без регистрации в РИК самостоятельно в начале 1937 года начал было служение в церкви, у себя на дому, а последнее время устраивал молебствия – крестил детей и давал направление церковному совету, писал в центральные органы разного рода жалобы и т.д.». Одним словом, по мнению властей, священник был явным контрреволюционером.

Всего лишь через четыре дня после ареста батюшки, 29 декабря 1937 года всемогущая «тройка» при УНКВД по Куйбышевской области вынесла свой вердикт: “Телемакова Александра Николаевича, рождения 1870 года, уроженца г. Сызрани, русского, гр-на СССР, до ареста священника с. Чумакино Инзенского района, обвиняемого в преступлениях, предусмотренных ст. 58-10 ч. 1 УК РСФСР, — РАССТРЕЛЯТЬ».

Еще сорок дней в переполненной духовенством ульяновской тюрьме ждал окончания земной своей жизни отец Александр. В дни отдания праздника Сретения Господня, 19 февраля 1938 года, 68-летний отец Александр Телемаков принял мученическую кончину и встретился в Царствии Небесном с Тем, Кому посвятил свою жизнь.

«Акт 1938 года, февраля месяца, 19 дня. Мы, нижеподписавшиеся сотрудники Управления НКВД по Куйбышевской области, составили настоящий акт в том, что нами сего числа, на основании постановления тройки при Управлении НКВД по Куйбышевской области от 29.12.1937 года, в городе Ульяновске, приведен в исполнение приговор тройки в отношении Телемакова Александра Николаевича, приговоренного к высшей мере наказания – расстрелу.

Настоящий акт составлен в 1 экземпляре.
Сотрудники Управления НКВД (подписи)».

Этот акт – страшный документ об убийстве с точки зрения мирской, и акт мученической кончины служителя алтаря Божьего. Место последнего упокоения священника Александра Телемакова неизвестно.

День ежегодной общецерковной памяти священномученика Александра Телемакова, пресвитера Чумакинского, установлен в день его праведной кончины – 19 февраля по новому стилю.

30 апреля 2012 года в селе Чумакино Инзенского района был освящен новосооруженный храм в честь священномученика Александра Телемакова, пресвитера Чумакинского.

Новомученики

Допрос короткий, ставится лишь дата,
По меркам мира это лишь расстрел,
Идут суды учеников Пилата,
Свинец вонзая, в сотни, сотни тел.

Все попирается, в веках что было свято,
Теперь заброшено на свалку бытия,
Ведут священника на полигон солдаты,
Из биографий сотворяя жития.

Священник кротко, голову понурив,
В молитве, на Голгофу заходя,
Неспешно крест нательный поцелует,
Произнесет, се чаша от Творца.

И ямы глубина уж не пугает,
Щелчки бойков и вырвалась душа,
И смертью смерть священник попирает,
Воссевший одесную от Христа.

Илья Ивашкин

Обсуждение закрыто.