Святой великомученик Димитрий Солунский мироточивый

Димитрий Солунский — второй Апостол Павел, — так называют святого великомученика Димитрия Солунского. В восьмой день ноября 306 года Димитрий был убит за то, что открыто заявил о себе как о христианине. Обычное для того времени дело — умереть за веру в то, что десятилетия назад Сын Божий ходил по земле. Каждый день церковного календаря  — память какого-нибудь мученика и святого. Трудно упомнить всех, известных по именам. Невозможно представить, о жизни и смерти скольких из них мы не имеем никакого понятия.

Великомученик Димитрий Солунский

Так получилось, что в России Святого Димитрия Солунского почитали особо. С одной стороны, это святой-воин, а воевать нашим предкам приходилось немало. С другой, передавали, будто по происхождению Димитрий, хоть и жил в греческих Салониках, был славянин.

Многие и вовсе считали Димитрия русским. Его воспринимали как покровителя и помощника русских, который иной раз помогает им против самих греков. Свидетельство тому можно найти в летописном повествовании о том, как Олег разгромил Константинополь в 907 году: «убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога».

Наверное, после того, как в храмах было объявлено о прибытии мощей, многие услышали рассказ о жизни Святого Димитрия или прочитали его «Житие» (если не были знакомы с ним до этого).

Итак, есть вероятность, что родители Димитрия были славянами (славянские племена имели обыкновение селиться неподалеку от Салоник и занимались торговлей. Некоторые ученые полагают, что благодаря этому Святые Кирилл и Мефодий с детства были знакомы со славянским языком: надо же было как-то объясняться с торговцами на рынке). Они верили во Христа, строили свою жизнь по заповедям и имели в доме небольшую церковь.

Великомученик Димитрий Солунский

Великомученик Димитрий Солунский

В ней и крестили сына Димитрия. Отец был влиятельным человеком — проконсулом (верховным правителем) Фессалоник, христианство исповедовал тайно. Когда он умер, император познакомился с Димитрием и передал ему место проконсула: молодой человек был умен и талантлив и наверняка хорошо знал всё, что полагается проконсулу. Существовало одно «но», о котором Галерий Максимиан не подозревал: новый правитель Фессалоник был также христианином.

В отличие от отца, молодой Димитрий не стал таить свою веру и сразу же исповедал себя как христианина перед своими подданными. Можно представить, насколько претила этому честному и правдивому юноше вероятность жить, постоянно скрывая от других — своих ближних — самое дорогое и главное, что у него было — веру во Христа.  Можно сказать, Димитрий совершенно не заботился о том, как угодить императору, достать побольше ценностей себе и своей семье или просто продлить жизнь.

В сердце его жила вера, а в руках теперь были огромные возможности, которые давало место проконсула, святой Димитрий решил использовать их для проповеди Евангелия. В «Житии» он именуется «вторым Апостолом Павлом». Святой первоверховный апостол Павел основал в Фессалониках общину христиан, а Димитрий значительно её увеличил. И, подобно великому предшественнику, погиб смертью мученика.

Император был в гневе, узнав о проповедничестве проконсула. Максимиан как раз возвращался из похода в Причерноморье, и решил вместе со всем войском посетить Салоники. Димитрий же спокойно велел слуге раздать все имущество нищим («Раздели богатство земное между ними — будем искать себе богатства небесного») и стал постом и молитвой готовить себя к неминуемой смерти.

По приказу императора низложенного проконсула заточили в темницу. А на рассвете 26 октября (8 ноября) пронзили его тело копьями.

Тело Святого великомученика Димитрия выбросили на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле. При святом равноапостольном Константине (306-337) над могилой Святого Димитрия выстроили церковь. Сто лет спустя стали возводить новый храм и обрели его нетленные мощи.

С VII века при раке великомученика Димитрия началось чудесное истечение благовонного мира. Поэтому Святого Димитрия называют Мироточивым

г.Дмитров — один из древнейших городов Подмосковья,основанный в 1154 году Ростово-суздальским князем Юрием Долгоруким. Назван в честь святого великомученика Димитрия Солунского — небесного покровителя сына Юрия Долгорукого — Всеволода, родившегося в тот год.

Полное житие святого вмч. Димитирия Солунского

Димитрий Солунский с житием

Великомученик Димитрий Солунский. Икона с житием

Святой Димитрий был сыном римского проконсула в Фессалониках (современные Салоники, славянское название – Солунь). Шел третий век христианства. Римское язычество, духовно сломленное и побежденное сонмом мучеников и исповедников Распятого Спасителя, усиливало гонения. Отец и мать святого Димитрия были тайными христианами.

В тайной домовой церкви, бывшей в доме проконсула, мальчик был крещен и наставлен в христианской вере. Когда умер отец, а Димитрий уже достиг совершеннолетия, император Галерий Максимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе и, убедившись в его образованности и военно-административных способностях, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области.

Главная задача, возложенная на молодого стратега, состояла в обороне города от варваров, а также в истреблении христианства. Интересно, что среди угрожавших римлянам варваров важное место занимали наши предки — славяне, особенно охотно селившиеся на Фессалоникийском полуострове. Существует мнение, что и родители Димитрия были славянского происхождения.

В отношении к христианам воля императора была выражена однозначно: «Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого».

Император не подозревал, назначая Димитрия, какую широкую стезю исповеднических подвигов предоставляет он тайному подвижнику. Приняв назначение, Димитрий возвратился в Фессалоники и тотчас пред всеми исповедал и прославил Господа нашего Иисуса Христа.

Вместо того, чтобы гнать и казнить христиан, он стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство. Составитель Жития, Метафраст, говорит, что он стал для Фессалоник в своей учительной ревности «вторым апостолом Павлом», потому что именно «апостол языков» основал когда-то в этом городе первую общину верующих (1 Фес., 2 Фес.). Святому Димитрию предназначено было Господом последовать за святым апостолом Павлом и в мученической кончине.

Когда Максимиан узнал, что вновь назначенный им проконсул – христианин, и многих римских подданных, увлеченных его примером, обратил в христианство, гневу императора не было границ. Возвращаясь из похода в Причерноморье, император решил вести армию через Фессалоники, полный желания расправиться с солунскими христианами.

Узнав об этом, святой Димитрий заблаговременно повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: «Раздели богатство земное между ними – будем искать себе богатства небесного». А сам предался посту и молитве, готовя себя к принятию мученического венца.

Когда император вошел в город, вызвали к нему Димитрия, и он смело исповедал себя христианином и обличил неправду и суетность римского многобожия. Максимиан приказал заключить исповедника в темницу, и Ангел сошел к нему в узилище, утешая и укрепляя в подвиге. Между тем император предался мрачным гладиаторским зрелищам, любуясь, как его любимый силач, германец по имени Лий, сбрасывал с помоста на копья воинов побежденных им в борьбе христиан.

Отважный юноша, по имени Нестор, из солунских христиан, пришел в темницу к своему наставнику Димитрию и просил благословить его на единоборство с варваром. По благословению Димитрия, Нестор, одолел молитвами святого угодника, свирепого германца и сбросил его с помоста на копья воинов, как убийца-язычник сбрасывал христиан. Разгневанный повелитель приказал немедленно казнить святого мученика Нестора (память 27 октября) и послал стражу в темницу – пронзить копьями благословившего его на подвиг святого Димитрия.

На рассвете 26 октября 306 года в подземную темницу святого узника явились воины и пронзили его копьями. Верный служитель святой Лупп собрал на полотенце кровь святого великомученика Димитрия, снял с его пальца императорский перстень, знак высокого достоинства его, и также омочил в крови. Перстнем и другими святынями, освященными кровью святого Димитриям, святой Лупп стал исцелять недужных. Император повелел схватить и умертвить его. Тело святого великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но львы и тигры не тронули его и солунские христиане смогли взять его и тайно предали земле.

Святой великомученик Димитрий Солунский, икона 15в., Афон, Ватопед

Святой великомученик Димитрий Солунский, икона 15в., Афон, Ватопед

При святом равноапостольном Константине (306–337) над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь. Сто лет спустя, при строительстве нового величественного храма на месте ветхого, обретены были нетленные мощи святого мученика.

С VII века при раке великомученика Димитрия начинается чудесное истечение благовонного мира, в связи с чем великомученик Димитрий получает церковное именование Мироточивого. Несколько раз почитатели солунского чудотворца делали попытки к перенесению его святых мощей или частицы их в Константинополь. Но неизменно святой Димитрий таинственно проявлял свою волю остаться покровителем и защитником родных Фессалоник.

Неоднократно подступавшие к городу славяне-язычники бывали отогнаны от стен Солуни видом грозного светлого юноши, обходившего стены и внушавшего ужас воинам. Может быть, потому, имя святого Димитрия Солунского особенно почитаемо в славянских народах после просвещения их светом Евангельской истины. С другой стороны, греки считали святого Димитрия как бы славянским святым по преимуществу.

С именем святого великомученика Димитрия Солунского связаны, по предуказанию Божию, первые же страницы русской летописи. Когда Вещий Олег разгромил греков под Константинополем (907), как сообщает летопись, «убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога». А Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Более того, в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению – так сливался этот образ с душой русского народа.

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси. К началу 70-х годов ХI столетия относится основание Димитриевского монастыря в Киеве, известного впоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. Обитель была построена сыном Ярослава Мудрого, великим князем Изяславом, в Крещении Димитрием († 1078). Мозаичная икона святого Димитрия Солунского из собора Димитриевского монастыря сохранилась до наших дней и находится в Государственной Третьяковской галерее.

В 1194–1197 годах великий князь Владимирский Всеволод III Большое Гнездо, в крещении Димитрий, «создал церковь прекрасную на дворе своем, святого мученика Димитрия, и украсил ее дивно иконами и писанием» (т. е. фресками). Димитриевский собор и доныне является украшением древнего Владимира.

Чудотворная икона святого Димитрия Солунского из иконостаса собора также ныне находится в Москве в Третьяковской галерее. Она написана на доске от гроба святого великомученика Димитрия, принесенной в 1197 году из Солуни во Владимир. Одно из ценнейших изображений святого – фреска на столпе Владимирского Успенского собора, принадлежащая кисти преподобного инока-иконописца Андрея Рублева.

Почитание святого Димитрия продолжалось и в роду святого Александра Невского (память 23 ноября). Святой Александр назвал старшего сына в честь святого великомученика. А младший сын, святой благоверный князь Даниил Московский († 1303; память 4 марта), воздвиг в Москве храм во имя святого великомученика Димитрия в 1280-х годах, который явился первым каменным храмом в Московском Кремле. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите, он был разобран, а на его месте воздвигнут Успенский собор.

Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. На свитке (в более поздних изображениях) писали молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу о спасении родной Солуни: «Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей – с ними и я спасен буду, если погубишь – с ними и я погибну».

Вмч. Димитрий Солунский

Вмч. Димитрий Солунский

В духовном опыте Русской Церкви почитание святого великомученика Димитрия Солунского тесно связано с памятью защитника Родины и Церкви, великого князя Московского Димитрия Донского († 1389). «Слово о житии и о преставлении великого князя Димитрия Ивановича, царя русского», написанное в 1393 году, как и другие древние источники, ублажает его как святого.

Духовный сын и воспитанник Митрополита Алексия, святителя Московского († 1378; память 12 февраля), ученик и собеседник великих молитвенников Русской земли – преподобных Сергия Радонежского († 1392; память 25 сентября), Димитрия Прилуцкого († 1392; память 11 февраля), святителя Феодора Ростовского († 1394; память 28 ноября), великий князь Димитрий «о церквах Божиих весьма печаловался, а страну земли Русской мужеством своим держал: многих врагов, встающих на нас, победил и славный град свой Москву стенами чудными оградил». Со времен построенного великим князем Димитрием белокаменного Кремля (1366) Москва стала называться Белокаменной. «Процвела земля Русская в лета княжения его», – свидетельствует названное «Слово».

Молитвами своего Небесного покровителя, святого воина Димитрия Солунского великий князь Димитрий одержал ряд блестящих военных побед, предопределивших дальнейшее возвышение России: отразил натиск на Москву литовских войск Ольгерда (1368, 1373), разгромил на реке Воже татарское войско Бегича (1378), сокрушил военную мощь всей Золотой Орды в битве на Куликовом поле (8 сентября 1380 г. в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы) между реками Доном и Непрядвой.

Куликовская битва, за которую народ назвал Димитрия Донским, стала первым общерусским национальным подвигом, сплотившим вокруг Москвы духовные силы русского народа. Этому переломному событию русской истории посвящена «Задонщина», вдохновенная героическая поэма, написанная иереем Софонией Рязанцем (1381).

Великомученик Димитрий Солунский. Воин и чудотворецКнязь Димитрий Донской был великим почитателем святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Димитриевского собора – икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия. В память воинов, павших в Куликовской битве, установлена была для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота.

В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года Преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии самого великого князя Димитрия Донского. С тех пор она ежегодно совершается в обители с торжественным поминанием героев Куликовской битвы, в том числе схимонахов-воинов Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби).

Мощи великомученика Димитрия находятся в Салониках в Базилике Святого Димитрия, которая в 1988 году включена в перечень объектов Всемирного наследия в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник. В средние века мощи были вывезены в Италию и вернулись обратно в Салоники только в XX веке: в 1978 году — честная глава, а в 1980 году — основная часть мощей (в Италии осталось шесть больших частиц).

ДИМИТРИЮ СОЛУНСКОМУ
Тропарь, глас 3

Велика обрете в бедах тя поборника вселенная, страстотерпче, / языки побеждающа. / Якоже убо Лиеву низложил еси гордыню, / и на подвиг дерзновенна сотворив Нестора, / тако, святе Димитрие, / Христу Богу молися / даровати нам велию милость.

Кондак, глас 2

Кровей твоих струями, Димитрие, / Церковь Бог обагри, / давый тебе крепость непобедимую / и соблюдая град твой невредим; / того бо еси утверждение.

Молитвы Святому великомученику Дмитрию Солунскому, мироточивому

Молитва первая

Святый и славный великомучениче Христов, Димитрие, скорый помощниче и теплый заступниче с верою притекающих к тебе! Предстоя со дерзновением небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших, и о еже избавитися нам от всегубительныя язвы, труса, потопа, огня, меча и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити град сей, храм сей и всякую страну христианскую. Исходатайствуй у Царя царствующих на враги победу и одоление, всей же державе нашей мир, тишину, твердость в вере и преспеяние во благочестии: нам же, чтущим честную память твою, испроси благодатное укрепление на дела благая, да благоугодное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами твоими наследовати царствие небесное, для вечнаго прославления Его со Отцем и Святым Духом. Аминь

Молитва вторая

Святый великомучениче Христов Димитрие! Предстоя со дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам, окаянным (имена) от всегубительныя язвы, огня и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити приход (или дом) сей и храм наш. Испроси нам благодатное укрепление на дела благая, да благоугодное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами Твоими наследовати Царствие Небесное и тамо прославляти Его, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь

 

Слово архимандрита Алипия (Светличного)
в праздник святого вмч. Димитрия Солунского, 7.11.2016

Димитрий Солунский (Фессалоникийский) хорошо известен и любим православными христианами. Его почитают и другие церкви апостольской преемственности. В честь него построено множество храмов, написано с его ликом бесчисленное количество икон.

Святой великомученик Димитрий ФессалоникийскийСтрадания его, ради исповедания правды Божьей, закончились смертью в молодости, при том, что он имел все шансы стать баловнем судьбы, будучи обласканным императором, выполняя обязанности градоначальника одного из крупнейших городов римской провинции. Однако имя Господне и желание служить истинному Царю стало превалирующим, и Димитрий предпочел смерть, нежели пройти жизненный путь в довольстве, но в неправде.

Однако есть один очень интересный момент, запечатленный в житии святого, который, кажется, не вяжется с образом христианина. У императора Галерия (более точно- соправителя Диоклетиана с императорским титулом) был любимый гладиатор, с которым тот не расставался и возил любимчика с собой.

Надо понимать, что в то время гладиаторы- победители были особенно почитаемы народом. И этим пользовались всевозможные вельможи и не брезговали императоры. Присутствие победителя поединков рядом с правителем придавало вес его личности и он купался в лучах славы наравне с гладиатором. Императоры, или сенаторы которые заискивали перед народом частенько ездили на одной и той же колеснице с любимцем народа и это побуждало людям в здравицах выкрикивать их имена вместе, вместе и становится предметом обожания.

Лий был легендарным гладиатором, который позволял и Галерию быть популярным. Мощная фигура Лия вызывала страх и восторг. Он был символом непобедимости римской власти. Император прибыл в свою восточную область – в Грецию. Он уже получил донос о поступке юного Димитрия, который в Фессалониках закрыл несколько языческих храмов, пользуясь своей властью градоначальника. Более того, Димитрий, открыто проповедовал Христа и это имело успех у горожан, которые любили Дмитрия. Потому Дмитрий уже был заключен под стражу.

Галерий отменил приказы прежнего префекта Фессалоник и кумирни были опять открыты, а Восточный соправитель, как верховный понтифик, принес в них восстановительные жертвы. В честь этого был объявлен праздник с гладиаторскими боями в городе. Главной «изюминкой» был непобедимый опытнейший гладиатор Лий – любимец Галерия. Поскольку задачей Галерия было, прежде всего, показать в невыгодном свете Димитрия и его приспешников – христиан, то император придумал как их унизить посредством гладиаторов.

Он велел, жалких, ободранных, обессиленных голодом и обезвоживанием, христиан выводить на арену вместе и наравне с крепкими гладиаторами, способными сражаться с Лием. И христиане становились жалкой мишенью для продолжительных издевательств со стороны бойцов арены и объектами насмешек толпы. Ведь в то время не любили слабых, жалости к ним не было. Лий уже убил большое количество христиан и этот очередной случай был встречен восторгом толпы, которой нравилось видеть силу и грацию любимца публики, ловким движением уничтожающего «противника».

Мученики Нестор и Димитрий Солунские (Фессалоникийские)

Мученики Нестор и Димитрий Солунские (Фессалоникийские)

Таким вот образом Христианство теряло в глазах фессалоникийцев привлекательность и становилось религией изгоев. Димитрий также перестал быть любимым префектом, от него отвернулись и его поступки, которые прежде были встречены с одобрением, теперь выглядели как деяния глупца. Гибли люди, а главное, гибли человеческие души. Именно потому в это время приходит, как новый Давид, некий юноша — христианин Нестор к Димитрию и просит у него благословения на то, чтобы выступить против Лия, как против Голиафа.

Это был крайне дерзкий поступок, поступок молодого безумца. Но к Димитрию он приходит как главе христианской общины, как с старшему брату, как христианин к христианину. Совершается мистический акт молитвенного благословения Нестора Димитрием на победу Лия.

Все прекрасно понимали, что победа в гладиаторском поединке означала только убийство. И, вот, Димитрий, кроткий христианин, который дает себя заключить в темницу, соглашается на то, чтобы Нестор победил (убил) Лия. Может Димитрий просто не верил в то, что Нестор победит и просто отправлял на подвиг мученичества юношу?

Но, нет! Ведь если Нестор потерпит поражение, то Христианство в этом городе на Термическом заливе просто будет обречено. Ведь Нестор решается выступить открыто как христианин! А это может привести к позору и, те, кто ещё недавно восхищался проповедью Христианства, теперь легко бы поглумились над остатком рассеянной паствы. Значит, Димитрий твёрдо верил в помощь Божью, посылая Нестора на арену.

Мы знаем из Жития святого великомученика Димитрия, что Нестор одержал победу над Лием, поразив на смерть этого мучителя христиан и всех слабых. Иначе как что это было Божие деяние, здесь невозможно трактовать, потому что у Нестора не было шанса. Однако юный христианин, который как и святой Димитрий обладал твердой верой во Спасителя, одолел гладиатора.

Можно представить какой был шум на трибунах! Наверняка до императора долетали слова похвалы Богу истинному, даровавшему победу Нестору. Люди себя не сдерживали, глазам своим не веря — как это их бывший кумир, здоровенный опытный воин замер, наброшенный на копья, на которых они заранее предвкушали увидеть этого юного христианина. Теперь же они в восторге готовы были следовать за победителем Лия хоть куда! Галерий же был вне себя. Он потерял гладиатора, который приносил ему дивиденты как материальные, так и его престижу. Он потерял свой авторитет у толпы. Христиане в лице Нестора — посланника Димитрия, враз завоевывали благосклонность народа и все труды императора по дискредитации Христианства летели в тартарары!

Потому Галерий спешит подло убить Димитрия и Нестора. Мертвые герои, в его понятии, не станут препятствовать замыслам императора в деле возвращения к прежнему порядку. Но смерть Димитрия и Нестора утвердили христианскую общину и они стали расти в Фессалониках. А Галерий, возведший себе огромный мавзолей в любимых им Фессалониках, вынужден был быть далеко от города, потому что горожане его невзлюбили…

Итак, убийство и Христианство. Возможно ли провести здесь какую-то выравнивающую черту? Можно говорить о возмездии. Но это никак не сочетается с Христианством. Допустимо сказать о справедливости. Но справедливость мира этого лежит, чаще всего, в плоскости греха и страстей. Тогда что: таким образом были спасены от убийства другие христиане? Нет, и здесь не стоит прельщаться, что это была задача святого Димитрия, когда он посылал Нестора на арену против Лия. А вот живая проповедь, соединяемая с чудом Божьим, — самое то. Нестор одержал победу силой Христа и молитвенным благословением Димитрия.

Толпа, которая была падка на кровавые зрелища, вдруг сделалась способной через авторитет победителя стать носительницей веры, которую преподносил им ранее их молодой префект. Да, не все приняли Христианство. Но христианская община в те дни пополнилась.

Галерий, будучи гонителем христиан, потерял свой авторитет и не смог быть в Фессалониках. А имена святых Димитрия и Нестора стали нарицательными для горожан всё более и более склонявшихся в сторону Христианства.

Здесь есть некий важный вывод: Христианство не категорично ни в чём, кроме исповедания своей веры. Но Христианство вынуждает нас быть весьма мудрыми. Вне мудрости мы склонны совершать непростительные ошибки. Однако, где, откуда черпать мудрость?

Священное Писание дает емкий ответ: начало премудрости — страх Господень! Этот рецепт дан не ради удачного словосочетания. Эти слова произнесены ради нашего с вами спасения. А «страх Господень» — это благоговение перед Богом. Потому не стоит и в малом позволять себе совершать неблагоговейные поступки. Они отнимут у нас мудрость. А с ней и сам смысл нашего бытия.

Пусть угодник Божий Димитрий умудряет нас своим бесстрашием в стоянии ради Истины. Он был мудр во Христе. Пусть его премудрость умножится в нас миром и любовью Христовой. Аминь

Обсуждение закрыто.