Регент храма Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бруклине Никодим Буряков профессионально занимается церковным пением шесть лет, имея академическое музыкальное образование.
По его словам, началось это ещё в Москве, когда он был студентом Российской Академии музыки имени Гнесиных. Вначале стал петь в самых разных православных храмах Москвы. Работал в храме Софии премудрости Божией на Софийской набережной, напротив Кремля. Не очень часто, но доводилось петь и в Храме Христа Спасителя. В часовне на Красной Площади пели акафисты Божией Матери.
Затем Никодим устроился в Подмосковное Одинцово, где работал вначале певчим, а затем руководителем молодёжного хора в храме Гребневской иконы Божией Матери. Хор был довольно большой – человек тридцать. По составу – парни и девушки от восемнадцати до тридцати лет.
Года два проработал Никодим руководителем молодёжного хора, а затем, около года уже главным регентом. С таким вот творческим багажом он прилетел в США. И стал работать в храме Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бруклине в качестве регента.
По просьбе руководства прихода, в котором был только смешанный хор, Никодим организовал несколько певческих коллективов. Настоятель храма, протоиерей о. Виктор попросил его создать мужской хор, детский и народный хоры, не распуская, естественно, смешанный хор.
Спустя год, появились первые результаты. По субботам в православном храме на 18 Авеню поют детки. В летний период у детского хора — каникулы, а возвращаются они в храм первого сентября. Снова начнутся уроки церковного пения, которые стали возможны благодаря энтузиазму настоятеля храма.
В настоящее время, после литургии, все желающие могут заниматься церковным пением. По воскресениям в храме поёт мужской хор, что, по словам регента, даётся с большим трудом, учитывая постоянную ротацию состава.
Здорово помогает мужскому хору настоятель храма. С его непосредственной помощью, в том числе и финансовой, при храме был организован коллектив, который принял участие в фестивале Рахманинова. Этот хор из двенадцати человек успешно выступил на майском фестивале в Лейквуде, а затем повторил ту же программу на приходе.
Исполняли «Богородице» из Всенощного бдения, «Придите — поклонимся», «Милость мира», «Тебе поем, единородный Сыне» и другие произведения Сергея Рахманинова. Это было замечательно, так как в Бруклинском храме, подобная музыка и в таком изложении для мужского состава никогда не звучала. Никодим отмечает, что для Москвы, возможно, это норма, а здесь — явление неординарное.
Хор держится на энтузиастах, поющих во славу Божию. Недостаток свободного времени заставляет регента репетировать с певчими… по телефону. Да, как ни удивительно, но это так. Звонит Никодим, например, тенору и, в течение часа-полутора, разучивает с ним новую партию. И это срабатывает, так как приход не в состоянии обеспечить певчих репетициями.
Никодим говорит, что в хор приходят люди совершенно разные, порой ничего не знающие о церковном пении, о канонах Православия, но с горящими глазами и желанием оставаться в хоре. С ними трудно работать, но интересно, потому что, возможно, это их дорога к Храму. Регент считает, что они нужны церкви, так же как и церковь нужна им.
Автор статьи: Пётр Полоницкий
Фото: из архива Никодима Бурякова
Опубликовано: «Нью-Йорк православный», 4(93) июль-август 2013