Предлагаем Вашему вниманию, интересные факты о всегда новом для нас Новом Завете. Чем послание апостола Иоанна отличается от других? С митрополитом Антоний (Паканич) беседует Наталья Горошкова.
– Владыко, на каком языке были написаны новозаветные книги?
– Все новозаветные священные книги написаны на греческом языке, но не на классическом греческом языке, а на народном александрийском наречии греческого языка, так называемом κοινὴ («распространенный, всеобщий»), на котором говорили или который, во всяком случае, понимали все культурные обитатели не только восточной, но и западной части тогдашней Римской империи. Это был язык всех образованных людей того времени. Апостолы потому и писали на этом языке, чтобы сделать новозаветные священные книги доступными для чтения и понимания всех образованных граждан.
Единственной книгой Нового Завета, которая первоначально была написана на еврейском языке, является Евангелие от Матфея. Об этом свидетельствует древнее церковное Предание. Свт. Папий Иерапольский пишет: «Матфей на еврейском языке составил изречения, а переводили их кто как мог».
Свт. Ириней Лионский (конец II в.) также отмечает: «Матфей дал евреям Евангелие на их родном языке и письме, как раз в то время, когда Петр и Павел проповедовали в Риме и основывали Церковь». Но, к сожалению, ни одной строчки еврейского текста Евангелия от Матфея не сохранилось.
– Почему Евангелие от Иоанна не содержит притч?
– Одной из отличительных особенностей Евангелия от Иоанна является отсутствие притч. Святой евангелист Иоанн не приводит ни одной из почти пятидесяти притч Спасителя, которые есть у синоптиков (то есть у евангелистов Матфея, Марка и Луки), а также опускает отдельные Его высказывания или собрания изречений, которые следуют цепочкой одно за другим, но вместо этого приводит пространные речи Иисуса Христа на определенные темы. Следует отметить, что в посланиях святого Иоанна все-таки присутствует притча о добром пастыре и притча о виноградной лозе.
Факт не использования притч Иоанном обусловлен тем, что евангелист, согласно свидетельству Климента Александрийского, поставил себе целью не дублировать общеизвестные события из жизни Господа Иисуса Христа, в том числе и притчи, а дополнить недостающий у синоптиков материал.
– Почему все послания апостола Павла начинаются со слова: «Павел…»?
– Св. апостол Павел использует общепринятую в древности структуру написания писем:
- Имя отправителя и получателя.
- Обычная для иудеев форма приветствия: «Мир вам».
- Основная часть.
- Приветствия лицам, к которым обращено послание.
- Благословения (евхологионы) адресатам послания.
Что касается, например, выражения: «Павел, апостол Иисуса Христа», — употребляемого в начале посланий, то оно выражает не только шаблонную идею, но и заключает в себе глубокий смысл. В данном случае св. Павел апеллирует к авторитету. Не он является источником авторитета, но Пославший его Господь Иисус Христос. Такое начало побуждает к более внимательному чтению дальнейшего материала.
– После Своего воскресения Христос явился женам-мироносицам и Своим ученикам. Почему Христос не предстал перед всеми людьми, а главное, перед распявшими Его и отрицавшими Его Воскресение, чтобы те уверовали в Него?
– Христос не сделал этого по нескольким причинам:
- Поскольку Он не захотел использовать метод давления и устрашения. Метод Христов в Мф. 12:15–21 и Мк. 3:7–12 изображается как исполнение пророчества Ис. 42: 1–4 о Возлюбленном Отроке Господнем. Св. Исаия как нельзя лучше изображает кротость Божественного Учителя.
- Это было бы не эффективно (свт. Иоанн Златоуст). К примеру, перед Своим входом в Иерусалим Господь воскресил Лазаря. Однако иудеи, видя воскресшего Лазаря, не только не уверовали, но даже искали его, чтобы убить.
- Иудеи и все люди, не входившие в круг Его учеников, были недостойны явления Воскресшего Господа. Согласно эпизоду явления Господа Луке и Клеопе, шедшим в Эммаус, очевидно, что весть о явлении Господа Иисуса охватила весь мир и была всем известна. Соответственно, жившие в то время люди уже сделали свой выбор: со Христом или без Христа. Господь явился только тем, которые верили в Него, следовали за Ним и ждали Его.
Господь, предвидя, что Его убийцы, видя Его воскресшим, не уверуют, но ещё более ожесточатся, не явился им, погрешившим хулой на Святого Духачтобы не усугубить их дальнейшие муки.