Святой благоверный князь Александр Невский, в схиме Алексий

В этот день 12 сентября празднуется перенесение мощей блгв. вел. кн. Алекса́ндра Невского, в схиме Алекси́я (1724). И в этот же день Святая Церковь празднует и обре́тение мощей блгв. кн. Дании́ла Московского (1652). Свя­той бла­го­вер­ный князь Да­ни­ил Мос­ков­ский ро­дил­ся во Вла­ди­ми­ре в 1261 го­ду. Он был чет­вёр­тым сы­ном свя­то­го Алек­сандра Яро­сла­ви­ча Нев­ско­го и пра­вед­ной Вас­сы.

Святой благоверный князь Александр Невский (в схиме Алексий (+1263) родился 30 мая 1220 года в г. Переславле-Залесском.

Святой благоверный князь Александр Невский со сценами жития. Икона невьянского письма начала XIX века

Благоверный князь Александр Невский

Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор (+ 1246), «князь кроткий, милостивый и человеколюбивый», был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо (+ 1212), братом святого благоверного князя Юрия Всеволодовича (+ 1238; память 4 февраля).

Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава. Старшим сыном был святой благоверный князь Феодор (+ 1233; память 5 июня), преставившийся ко Господу в возрасте 15 лет. Святой Александр был их вторым сыном.

Детство его прошло в Переславле-Залесском, где княжил отец. Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал в Спасо-Преображенском соборе Переславля святитель Симон, епископ Суздальский (+ 1226; память 10 мая), один из составителей Киево-Печерского Патерика. От благодатного старца-иерарха получил святой Александр первое благословение на ратное служение во Имя Бога, на защиту Русской Церкви и Русской земли.

В 1227 году князь Ярослав, по просьбе новгородцев, был послан братом, великим князем Владимирским Юрием, княжить в Новгород Великий. Он взял с собой сыновей, святых Феодора и Александра. Недовольные Владимирскими князьями новгородцы вскоре пригласили на княжение святого Михаила Черниговского (+ 1246; память 20 сентября), и в феврале 1229 года Ярослав с сыновьями ушел в Переславль.

Дело кончилось миром: в 1230 году Ярослав с сыновьями возвратился в Новгород, а дочь святого Михаила, Феодулия, обручилась со святым Феодором, старшим братом святого Александра. После смерти жениха в 1233 году юная княжна ушла в монастырь и прославилась в иноческом подвиге как преподобная Евфросиния Суздальская (+ 1250; память 25 сентября).

С ранних лет святой Александр сопровождал в походах отца. В 1235 году он был участником битвы на р. Эмайыги (в нынешней Эстонии), где войска Ярослава наголову разгромили немцев. В следующем, 1236 году Ярослав уезжает в Киев, «посадив» своего сына, святого Александра, самостоятельно княжить в Новгороде. В 1239 году святой Александр вступил в брак, взяв в жены дочь Полоцкого князя Брячислава.

Святые благоверные князья отец и сын - Александр Невский и Даниил Московский

Некоторые историки говорят, что княгиня в святом Крещении была тезоименита своему святому супругу и носила имя Александра. Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери (в Крещении отца звали Феодор). Эта икона постоянно была потом при святом Александре, как его моленный образ.

Нелёгок бы период становления Руси. Тяжело даже представить, что было бы с нашей Родиной, если бы не такие верные её сыны, столпы веры и благочестия, как князь Александр Невский.

1240 год… Разрушен стольный град, мать градов русских — Киев. Несметные полчища татар заполоняют Русскую землю, разрушая её города, сжигая селения. Гибнут одно за другим воинства отдельных русских княжеств, осмелившихся вступить в борьбу с ними.

Но вот новая беда — и с запада двинулись враги на Русь Православную. Шлют на неё рать шведы, а за ними оттачивают свои мечи тевтонские и ливонские рыцари. У них общая цель — завладеть не только землей, но и душой русского народа, поработить тело русского человека иноземной власти, а душу — Римскому престолу.

Вот приблизился решительный час. Шведские войска уже высаживаются в новгородских пределах. Что делать? Покориться им или вступить в бой, рискуя погубить все немногочисленное новгородское войско?Правит Новгородом тогда благочестивый князь Александр Ярославич. Понимает он, что покорностью спасет жизнь новгородцев и их имущество, но потеряна будет не только государственная, но и духовная свобода, что — где насилием, а где хитростью — уловят пришельцы в сети римские русскую душу и что потеряет Русь православную веру!

Знает князь Александр, что Православие — есть истина и является тем бесценным бисером, ради которого нужно всем жертвовать. Верит он, что Бог не оставит тех, кто подвизается за истину и правду, и решается вступить в битву.

15 июля 1240 года, в день кончины крестителя Руси великого князя Владимира, нападает он на только что высадившееся шведское войско и с помощью Божией разбивает его наголову. С поспешностью покидают остатки иноземных войск Русскую землю, а князь Александр вскоре затем отражает и иных неприятелей с запада.

Благоверный князь Александр (в схиме Алексий) Невский и его 4-й сын - Благоверный князь Даниил Московский

Святой Александр стал единовластным великим князем всей Руси: Владимирским, Киевским и Новгородским. Великая ответственность перед Богом и историей легла на его плечи. В 1253 году он отразил новый немецкий набег на Псков, в 1254 году заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 году ходил походом в Финскую землю.

Летописец назвал его «темным походом», русское войско шло сквозь полярную ночь, «идоша непроходными местами, яко не видеть ни дня, ни ночи». В тьму язычества святой Александр нес свет Евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими.

В 1256 году умер хан Батый, а вскоре был отравлен его сын Сартак, побратим Александра Невского. Святой князь в третий раз поехал в Сарай, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. Хотя преемник Батыя принял ислам, он нуждался в союзе с православной Русью. В 1261 году стараниями святого Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви.

Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное святым Александром Невским историческое призвание Руси. Святой князь использовал любую возможность для возвышения родной земли и облегчения ее крестного жребия. В 1262 году по его указанию во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов — баскаки. Ждали татарской мести.

С востока тем временем движутся на Русь все новые татарские полчища. Но не страшится их Александр: татары, облагая русское население данью, не вмешиваются во внутренний уклад его жизни. Видит князь Александр, что бороться с ними силой сейчас невозможно, но знает, что, если сохранится православная душа русского человека, настанет время, когда он сбросит с себя иго татарское.

Святой благоверный князь Александр Невский

Зрит он в татарах бич Божий, ниспосланный на Русь за грехи ее, и решается смиренно переносить Божие испытание. Покорно едет он в Орду, исполняет все веления хана, уговаривает русских людей не противиться татарской власти, а копить в себе силы духовные и возлагать упование на Бога. Нелегко было унижаться перед ханом славному Невскому победителю, нелегко было убедить и русских людей следовать его примеру.

Но подвиги святого великого князя Александра,мужественное стояние его за православную веру и смирение при Божием испытании дали плоды свои, хотя и не вскоре. Сохранивший Православие русский народ окреп, находясь под татарской властью, которая постепенно слабела…

Великий заступник народа князь Александр вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном для Руси с Востока. В этом великом соединении русских и татарских земель и народов созревало и крепло будущее многонациональное Российское государство, включившее впоследствии в пределы Русской Церкви почти всё наследие Чингис-хана до берегов Тихого океана.

Эта дипломатическая поездка святого Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. Будущее Руси было спасено, долг его пред Богом был выполнен. Но и силы были отданы все, жизнь была положена на служение Русской Церкви. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно занемог.

Не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий.

Дни па­мяти святого князя Александра: 12 сентября (30 ав­гу­ста) и 6 декабря (23 но­яб­ря по ст.ст.)

Митрополит Кирилл, духовный отец и сподвижник в служении святого князя, сказал в надгробном слове: «Знайте, чада моя, яко уже зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле».

Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября, при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно». Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита.

«И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, еслибыл он мертв и тело было привезено издалека в зимнее время». Так прославил Бог своего угодника — святого воина-князя Александра Невского. Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Канон святому составлен тогда же владимирским иноком Михаилом.

И настал таки этот день — выпрямилась Русь Православная и сбросила с себя татарское иго. И, неся свет Православия, двинулись сами русские люди в места, населенные татарами. Вот пал и сильнейший оплот бывшего татарского царства — Казань в день Покрова Пресвятой Богородицы. Немедленно вслед за присоединением Казани к России прибыли туда православные проповедники, и много татар приняло святое крещение.

Прошло почти 27 лет после покорения Казани, и благочестивая девушка Матрона как-то увидела во сне Пречистую Божию Матерь, повелевшую ей возвестить церковным и гражданским властям, чтобы откопали Ее икону в указанном Ею месте. Явление то повторилось трижды, и девушка исполнила Ее приказание.

Когда 8 июля 1579 года стали копать в указанном Богородицей месте, нашли зарытую там икону. Священник храма Св. Николая по имени Ермолай вынул из земли икону и перенес ее в свой храм. Вскоре икона та прославилась многими чудесами и стала по всей Руси известна как чудотворная икона Казанская. Священник Ермолай, овдовев, вскоре затем принял монашество с именем Ермоген, впоследствии был митрополитом Казанским, а в Смутное время стал патриархом Всероссийским и столпом земли Русской.

Мощи св. князя Александра Невского

Уже после кончины свт. Ермогена, умученного голодом врагами России за его стойкость, его грамоты, разосланные по Руси вместе с письмами архимандрита Троице-Сергиевой лавры преподобного Дионисия, сделали свое дело. Они всколыхнули Русь, и из Нижнего Новгорода двинулась рать на освобождение Руси от захвативших ее поляков. С собой она несла принесенную из Казани икону Божией Матери, обретенную некогда святителем Ермогеном.

С ней была освобождена Москва, и торжественным крестным ходом русская рать вошла в город, неся впереди чудотворную Казанскую икону, в 1612 году, 22 октября — и этот день стал празднуется с тех пор православными.

В память того события в Москве была построена церковь, в которую поставлен точный список иконы. А когда царь Петр вернул России берега Невы, утерянные ею в лихолетье, и построил там новую столицу, в ней была устроена и обитель имени св. Александра Невского.

Туда, на берега, прославленные мужеством святого князя Александра, были перенесены из Владимира его святые мощи, а в построенный величественный собор во имя Казанской иконы Божией Матери была поставлена чудотворная икона, обретенная в бывшей столице царства татарского, пред которым некогда смирился великий князь Александр, подготовивший своим смирением победу над ним, а затем и объединение и величие земли Русской.

Житие святого Александра Невского известно в нескольких редакциях. Первоначальная редакция была написана в 1282 — 1283 годах во Владимирском Рождественском монастыре, который был центром церковного почитания святого князя (там теперь стоит ему памятник). Она сохранилась в составе Лаврентьевской и Псковской Второй летописи. Вторая редакция вошла в Новгородскую Первую летопись.

«Щит Руси на реке Неве», Святитель Иоанн (Максимович)
Из книги «Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья»,
выпущенной издательством Сретенского монастыря.

АЛЕКСАНДРУ НЕВСКОМУ
Тропарь святому, глас 4

Икона святого благоверного князя Александра Невского. Иконописная мастерская Екатерины Ильинской

Познай свою братию, российский Иосифе, / не в Египте, но на Небеси царствующий, / благоверный княже Александре, / и приими моления их, / умножая жита людем плодоносием земли твоея, / грады владычествия твоего ограждая молением, / православным христианом на сопротивныя споборствуя.

Кондак блгв. кн. Александра Невского, глас 8, подобен: «Яко начатки»:

Я́ко звезду́ тя пресве́тлу, почита́ем,/ от восто́ка возсия́вшую и на за́пад прише́дшую:/ всю бо страну́ сию́ чудесы́ и добро́тою обогаща́еши/ и просвеща́еши ве́рою чту́щия па́мять твою́, Алекса́ндре блаже́нне./ Сего́ ра́ди днесь пра́зднуем твое́ успе́ние, лю́дие твои́ су́щии:/ моли́ спасти́ Оте́чество твое́ и вся притека́ющия к ра́це моще́й твои́х/ и ве́рно вопию́щия ти:// ра́дуйся, гра́ду на́шему утвержде́ние.

Тропарь благодарственный, глас 8

Благословен еси, Христе Боже наш, / Иже неведущия ны во брани премудрыя явлей, / даровав нам крепость и силу благодати Твоея, / избравый удел по сердцу Твоему, / Православную Церковь Русскую, / и укрепивый мужеством подвизающее воинство; / еяже ради сими России мир Твой даровавый, / Человеколюбче, слава Тебе.

Кондак святому, глас 4

Якоже сродницы твои Борис и Глеб / явишася тебе с Небесе в помощь, / подвизающемуся на Велгера Свейскаго и воев его, / тако и ты ныне, / блаженне Александре, / прииди в помощь твоим сродником / и побори борющия ны.

Кондак благодарственный, глас 8

Укрепивый Давида на Галиафа, / укрепил еси и воинство Российское, / в простоте сердца служащее Ти / и о имени Твоем подвизающееся, / благодеяния Твоя прославляющее, / щедроты Твоя сим даровал еси, Христе Боже; / Ты бо надежда наша, и спасение, и непобедимая победа.

Величaние (на успение св. блгв. князя Александра Невского — 6 декабря)

Велича́ем тя,/ благове́рный кня́же Алекса́ндре,/ и чтим свято́е успе́ние твое́,/ и ны́не мо́лиши за нас // Христа́, Бо́га на́шего.

Величaние

Величaем Тя, / Триипостaсне Владыко, / всемилостивно на нaс, рабов Твоих, призревшаго / и миром вожделенным / пределы нaша оградившаго.

Величaние святому

Величaем тя, / благоверный княже Алексaндре, / и чтим святую пaмять твою, / ты бо молиши о нaс / Христa Бога нaшего.

Обсуждение закрыто.