Протоиерей Сергий Филимонов — практикующий хирург-отоларинголог, доктор медицинских наук, профессор. Служит в Санкт-Петербурге настоятелем церкви во имя иконы Божией Матери «Державная». Возглавляет петербургское Общество православных врачей, автор многих книг и статей о взаимодействии Церкви и медицины.
Надо ли идти в клинику
— Отец Сергий, иногда говорят, что терпеть недуг более полезно для души, чем быть здоровым. Можно ли отказаться от помощи врачей?
— Господь попускает нам болезни, но забота о здоровье — наша обязанность перед Творцом. Тот, кто отказывается от медицинской помощи, совершает грех против собственного здоровья.
— Некоторые святые, болея, не прибегали к медицине…
— Да, Серафим Саровский, Амвросий Оптинский не пили таблеток. Но это великие подвижники, люди высочайшей духовной жизни. Достигнуть такого уровня нам не по силам. Абсолютное большинство людей, заболев, должны идти к врачу. Церковь благословляет на лечение всех: мирян, священников, епископов. Если кто-то думает, что своим отказом от медицины он достигнет святости, — это не подвиг, а проявление гордыни.
Остерегайтесь самозванцев
— Как относиться к «православным целителям»?
— Доверять своё здоровье им нельзя. Под вывеской православия часто выступают экстрасенсы, колдуны, шарлатаны. Они наносят страшный вред телу и душе.
— А если народный лекарь — верующий и в комнате у него висят иконы? Если он наизусть читает молитвы и советует съездить в монастырь?
— Сейчас есть мошенники, которые обставляются иконами, увешивают себя крестами и цитируют Библию, а на самом деле являются волками в овечьей шкуре. Некоторые из них имитируют не только лечение, но и духовную поддержку: наставляют пациентов, как молиться, куда, к какой святыне, ехать. В итоге больной, очарованный таким «пастырем», оказывается в полной психологической зависимости.
— А если «целитель» старается не ради денег? Если он и вправду пытается помочь и даже не берёт платы с больных?
— Прежде чем пытаться кого-то лечить, церковный человек должен подойти за благословением к священнику. И батюшка ему объяснит, что желание «исцелять» ближних, не имея образования и опыта, происходит не от любви, а от гордости и самообмана. Если же человек действует без благословения и подвергает риску чужое здоровье, он совершает грех и, по сути, ставит себя вне Церкви. Настоятельно советую: не доверяйтесь кому попало. Остерегайтесь самозванцев, которые прочитали пару книжек о лечении травами или просмотрели в Интернете видеоролики об иглоукалывании и дают объявления о том, что избавляют от всех болезней.
Что противоречит вере
— Какие лечебные методы несовместимы с православием?
— Церковь не благословляет фетальную терапию (использование тканей человеческих эмбрионов), кодирование больных наркоманией и алкоголизмом, суггестивную психотерапию, ЭКО. С осторожностью надо относиться к косметической хирургии. Одно дело, когда пострадавшему улучшают внешность после травмы лица, и совсем другое, когда кто-то старается «омолодиться» ради удовлетворения блудных желаний. Недопустима уринотерапия. Тот, кто по незнанию этим занимался, должен исповедать грех и над ним вычитают специальную молитву как над человеком, «ядшим скверное».
— А какие нетрадиционные методы допустимы?
— Фитотерапия, гомеопатия, иглоукалывание. Но и тут нужен разумный подход. Нетрадиционное лечение нельзя противопоставлять традиционному. При аппендиците гомеопатия не поможет. Сначала обращайтесь к официальной медицине, а потом, если врач посоветует, используйте альтернативные варианты.
— Иглоукалывание пришло к нам из Китая. Это не противоречит нашей вере?
— Если речь идёт о профессиональной постановке иголок в определённые точки тела, то это чистая физиология и к духовной сфере отношения не имеет. Но есть фирмы, где акупунктурой занимаются оккультисты. Ходить в такие заведения — значит поощрять тех, кто враждебен православному христианству.
Является ли болезнь наказанием
— Почему мы болеем? За грехи?
— Святые отцы говорили, что болезнь — это время посещения человека Богом. Она даётся не в наказание, а как лекарство для спасения души. Это крест, который следует нести достойно, с терпением и благодарностью. Ведь когда стало необходимо вразумлять человека? После грехопадения. С этого времени и пришли к человеку и болезни, и смерть. Мы теперь подвержены им. Часто говорят, что норма – это здоровье, а болезни — нарушение и отклонение, страшное и вредное. Это не совсем так, болезнь — обычное состояние человека. Грехопадение «испортило» натуру человека, и его основная задача теперь – исправить то, что случилось. Исправить своей жизнью, отношением к своей болезни, отношением к обстоятельствам и людям.
Поэтому многие православные врачи считают, что норма – это болезнь, а здоровье – это подарок от Господа. И большой подарок. Первые тридцать лет жизни человека – действительно, подарок, человек находится в полном расцвете сил. Если болезни и случаются в этот период, они по нашей вине, от соблазнов – табакокурение, алкоголизация, а теперь еще и наркомания. Но если этого нет, то до тридцати лет Господь нам здоровье как бы гарантировал. Смысл этого периода понятен – это время для рождения здоровых детей.
— А что происходит после тридцати лет?
— Начинается постепенное старение, это процесс незаметный, ведь старение начинается сразу после того, как закончился рост. Если человек ведет себя правильно, период здоровья продолжается. «Жена спасается чадородием». Если женщина в период от 20 до 30 лет уже родила первых детей, то с рождением последующих детей она омолаживается. Одна моя прихожанка родила ребенка в 47 лет, и когда она пришла в храм с новорожденным на руках, все были изумлены ее преображением: выглядела она лет на тридцать.
У мужчины свои обязанности: он должен трудиться, чтобы обеспечивать свою семью. И трудиться много, чтобы обеспечивать её достойно. Семья должна иметь столько детей, сколько даёт Господь, и святая обязанность и воля Божия для мужчины — всех их достойно обеспечить. Поэтому мужчина, который много работает ради обеспечения своей семьи, будет чувствовать себя хорошо и после тридцати лет.
— Если болезнь случилась, как тогда правильно болеть?
— Можно впасть в отчаяние, можно искать виновных – и это будет неправильно. К великому сожалению, человек оказывается не готов к болезни, когда не понимает, что она дана для его блага. В болезни человек очищает свою душу, поэтому святые отцы говорили, что болезни нам вместо щелока, вместо мыла, они смывают нечистоту с нашей души. Ведь на самом деле, мы сами виноваты в них. Грехи, которые мы не искупили, забыли, тяжестью ложатся на нашу душу, а между душой и телом очень тоненькая перегородка, в медицинской терминологии она имеет название – психосоматический барьер. Этот барьер не выдерживает тяжести грехов.
Сейчас особые болезни, вызванные не микробами и бактериями. Гипертония, язвенная болезнь, бронхиальная астма, бронхиты, ревматоидный артрит, онкологические заболевания — это все заболевания, называемые психосоматическими, то есть вызванные заболеваниями нашей души. Инфаркты, инсульты – следствия этих заболеваний.
Понятно, что в состоянии болезни человек должен, в первую очередь, терпеть, и об этом пишут все святые отцы. Должен понимать, что это не наказание, а вразумление – и терпеть ее. Недаром святые отцы сами несли тяжелые болезни, а порой просили их сами, понимая, что терпение – это благое дело.
Но одного страдания и терпения без нашего собственного участия недостаточно, иначе болезнь может затянуться на долгие годы. Поскольку причина болезни в нашей душе, мы должны очистить ее через терпение и покаяние. В болезни уже не хочется особенно развлекаться, потому это время хорошо для раздумий и осмысления своей жизни. Правильно болеть – это выйти из болезни лучшими, чем мы были до нее.
К великому сожалению, многие стараются, как можно скорее выздороветь, употребляя большое количество лекарств, антибиотиков – и через какое-то время ставят диагноз «клинически здоров». Клинически – означает, что нет симптомов, температуры, боли. Человек здоров клинически, но не излечена причина, и тогда болезнь возвращается и становится хронической. Многие заболевания сразу становятся хроническими, поскольку мы лечим не причины болезни, а лишь их проявления. Поэтому каждому больному, чтобы правильно болеть, надо задуматься, что привело его к этой болезни, что надо исправить в своей жизни, надо исповедоваться, причаститься, и тогда по воле Божией болезнь отступит. Настроение изменится, человек выйдет из болезни, но он будет другим человеком – и это самое главное. Для того болезнь и дается нам, чтобы мы стали другими. Поэтому нельзя сказать, что болезнь – это зло, но что это повод исправиться.
— А что делать когда болезнь неизлечима?
— Если вам поставили серьёзный диагноз, не паникуйте, а начинайте с молитвы. Просите помощи у Бога. Просите, чтобы Господь послал вам умелого врача. Чтобы врач принимал решения не от себя, а как благословлено свыше. В молитве Богородице есть замечательные слова: «Ум и руки врачующих нас благослови, да послужат орудием Всемощнаго Врача Христа Спаса нашего». Укрепляйте себя духовно, особенно причащаясь Святых Христовых Тайн — Тела и Крови Спасителя. Также оберегайте ум, зрение, слух от всего порочного. И положитесь всецело на Промысл Божий.
Михаил УСТЮГОВ