Исповедник Георгий Седов

Ис­по­вед­ник Ге­ор­гий (Егор Его­ро­вич Се­дов) ро­дил­ся в 1883 го­ду в де­рев­не Чу­ри­ло­во Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской се­мье.

Исповедник Гео́ргий Седов, Романово-БорисоглебскийОн при­над­ле­жал к то­му за­ме­ча­тель­но­му ти­пу рус­ских лю­дей, яс­ность и про­сто­та ду­ши ко­то­рых де­ла­ла все их по­ступ­ки ос­но­ва­тель­ны­ми и каж­дый шаг на­деж­ным. Та­кие лю­ди не об­ма­ну­лись под­ме­ной жиз­нен­ных цен­но­стей, не из­ме­ни­ли сво­им жиз­нен­ным прин­ци­пам из стра­ха, не утра­ти­ли цель­но­сти, и оста­лись вер­ны­ми до кон­ца.

Егор учил­ся гра­мо­те в сель­ской шко­ле, с юно­сти за­ни­мал­ся кре­стьян­ским тру­дом. В 1907 го­ду он же­нил­ся, в его се­мье ро­ди­лось пя­те­ро де­тей. В цер­ковь хо­ди­ли все. Да­же при со­вет­ской вла­сти Егор Его­ро­вич не ра­бо­тал в празд­нич­ные дни. Каж­дое де­ло со­вер­шал с мо­лит­вой.

По­сле ре­во­лю­ции цер­ков­ность се­мьи Се­до­вых ста­ла вы­зы­вать на­смеш­ки, Его­ра Его­ро­ви­ча про­зва­ли мо­на­хом. В кон­це 20-х го­дов, не ис­пу­гав­шись ре­прес­сий по от­но­ше­нию к се­бе и сво­ей се­мье, Егор Его­ро­вич стал ста­ро­стой церк­ви в се­ле Лы­ко­во.

Ко­гда на­ча­лись аре­сты ду­хо­вен­ства, дом Се­до­вых в по­ис­ках вре­мен­но­го кро­ва ча­сто по­се­ща­ли свя­щен­ни­ки и мо­на­хи, из­гнан­ные из хра­мов и мо­на­сты­рей.

В 1925 го­ду Егор Его­ро­вич по­зна­ко­мил­ся с Вла­ди­мир­ским епи­ско­пом Афа­на­си­ем (Са­ха­ро­вым), уже на­чи­нав­шим свой ис­по­вед­ни­че­ский путь, и стал его ду­хов­ным сы­ном. При­ез­жая во Вла­ди­мир, Егор Его­ро­вич все­гда оста­нав­ли­вал­ся в до­ме вла­ды­ки, а епи­скоп Афа­на­сий по­се­щал дом Се­до­вых в Чу­ри­ло­во. На про­тя­же­нии всей жиз­ни Егор Его­ро­вич по­мо­гал вла­ды­ке Афа­на­сию по­сыл­ка­ми и день­га­ми. Кро­ме то­го, он раз­во­зил мед со сво­ей па­се­ки и дру­гие про­дук­ты по тюрь­мам и раз­да­вал за­клю­чен­ным.

В пе­ри­од кол­лек­ти­ви­за­ции дво­ю­род­ный брат Его­ра Его­ро­ви­ча слу­жил в де­рев­не Чу­ри­ло­во упол­но­мо­чен­ным от сель­со­ве­та. Цер­ков­ность и бла­го­по­лу­чие се­мьи Се­до­вых ста­ли при­чи­ной не­при­яз­ни к ней бра­та-упол­но­мо­чен­но­го. В 1932 го­ду брат хо­да­тай­ство­вал, что­бы Его­ру Се­до­ву да­ли так на­зы­ва­е­мое «твёр­дое за­да­ние», ко­то­рое он не смог бы вы­пол­нить, то есть по­тре­бо­ва­ли от не­го упла­ты за­ве­до­мо за­вы­шен­но­го про­дук­то­во­го на­ло­га. В ре­зуль­та­те се­мья бы­ла рас­ку­ла­че­на, а Егор Его­ро­вич был аре­сто­ван и год про­вел на при­ну­ди­тель­ных ра­бо­тах. Его се­мье при­шлось уехать из род­но­го се­ла. Сна­ча­ла они по­се­ли­лись в Яро­слав­ле, а по­том пе­ре­еха­ли в го­род Ту­та­ев. По­сле осво­бож­де­ния Егор Его­ро­вич 3 го­да ра­бо­тал пас­ту­хом, и на за­ра­бо­тан­ные день­ги ку­пил в Ту­та­е­ве дом для сво­ей се­мьи. По­се­лив­шись в Ту­та­е­ве, он стал при­хо­жа­ни­ном Успен­ской церк­ви се­ла Ко­то­во. В сво­ем до­ме Егор Его­ро­вич по-преж­не­му при­гла­шал оста­нав­ли­вать­ся из­гнан­ных мо­на­хов и ре­прес­си­ро­ван­ных свя­щен­ни­ков.

В 1943 го­ду Его­ра Его­ро­ви­ча аре­сто­ва­ли на ос­но­ва­нии по­ка­за­ний ра­нее аре­сто­ван­но­го че­ло­ве­ка, не вы­дер­жав­ше­го до­про­сов. След­ствие дли­лось один­на­дцать ме­ся­цев. Егор Его­ро­вич был до­про­шен шесть раз. Но ни в ка­кой фор­ме он не со­гла­сил­ся при­знать се­бя ви­нов­ным. Не на­звал он так­же ни­ко­го из сво­их зна­ко­мых. След­ствию так и не уда­лось со­брать хоть ка­ких-ни­будь ос­но­ва­ний для его осуж­де­ния и его при­шлось осво­бо­дить.

Вый­дя из тюрь­мы, Егор Его­ро­вич узнал, что епи­скоп Афа­на­сий (Са­ха­ров) был аре­сто­ван в го­ро­де Иши­ме. Еще по­чти де­ся­ти­лет­нее за­клю­че­ние в ла­ге­рях ожи­да­ло боль­но­го вла­ды­ку, все это вре­мя Егор Его­ро­вич ис­кал воз­мож­но­сти об­лег­чить стра­да­ния свя­ти­те­ля. И ко­гда тот, бу­дучи уже очень боль­ным, был по­ме­щен в Дом ин­ва­ли­дов, Егор Его­ро­вич офор­мил на се­бя по­ру­чи­тель­ство за ссыль­но­го епи­ско­па и взял его к се­бе до­мой. У сво­е­го ду­хов­но­го сы­на вла­ды­ка про­жил 11 ме­ся­цев.

В 50-х го­дах Егор Его­ро­вич стал ста­ро­стой Вос­кре­сен­ско­го хра­ма в Ту­та­е­ве. Все свои си­лы 70-лет­ний ис­по­вед­ник тра­тил на его вос­ста­нов­ле­ние, не­смот­ря на страш­ное без­бож­ное вре­мя. В 1960 го­ду, во вре­мя ре­мон­та хра­ма, на не­го упа­ли три свя­зан­ные меж­ду со­бой лест­ни­цы. Егор Его­ро­вич сам до­шел до сво­е­го до­ма, но там слег и уже боль­ше не вста­вал. Он про­бо­лел око­ло го­да. Же­не сво­ей он го­во­рил: «Вид­но, так Бо­гу бы­ло угод­но». 16 де­каб­ря 1960 го­да Егор Его­ро­вич Се­дов скон­чал­ся. Он был по­гре­бен на Ту­та­ев­ском го­род­ском клад­би­ще. Ны­не свя­тые мо­щи ис­по­вед­ни­ка Ге­ор­гия на­хо­дят­ся в Ту­та­ев­ском го­род­ском со­бо­ре.

ДНИ ПАМЯТИ:

  • 4 февраля (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
  • 5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых
  • 16 декабря

Тропарь святому Георгию Романово-Борисоглебскому, исповеднику

Основа́вый житие́ свое́ на ка́мени ве́ры, испове́дниче свя́те Гео́ргие, устоя́л еси́ во дни лю́таго искуше́ния, положи́л еси́ ду́шу за Це́рковь, за дру́ги своя́, послужи́л еси́ многострада́льному святи́телю Афана́сию, с ни́мже предстои́ши ны́не Престо́лу Бо́жию, Христа́ Спа́са моля́ о спасе́нии душ на́ших.

Кондак святому Георгию Романово-Борисоглебскому, исповеднику

глас 4

Днесь ра́дуется сла́вная земля́ Яросла́вская, обре́тши святы́я мо́щи твоя́, испове́дниче свя́те Гео́ргие. Лжепа́стырем пре́данный вла́сти богобо́рней, у́зами и лише́ньми искуше́н быв, простото́ю и тве́рдостию мудрова́ния лука́вая отве́ргл еси́. Послужи́вый Це́ркви стра́ждущей, гони́мым ча́дам ея́, кти́торским служе́нием свои́м хра́мы Бо́жия укра́сил еси́. Яви́лся еси́ сла́ва Це́ркве, о не́йже непреста́нно моли́, да непоколеби́му утверди́т ю́ Христо́с.

Обсуждение закрыто.