Молитва хананеянки и исцеление её дочери. Проповеди

О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему
(Мф. 15, 28), — сказал Господь жене-хананеянке.

И вышед оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина хананеянка, вышедши из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, Сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова.

Миро излиянное имя Твое, Иисусе Спасителю наш! Повсюду, где слышится благоухание этого миро благодатного, сладчайшего, оно влечёт к себе страждущие сердца, жаждущие отрады и упокоения! И, выйдя из пределов Геннисаретских, Иисус удалился в страны тирские и сидонские.

Молитва хананеянки

Молитва хананеянки

«Но как же Он ученикам Своим говорил: «на путь к язычникам не ходите»  (Мф. 10:5), а Сам теперь вступил на этот путь? – вопрошает святитель Златоуст и отвечает: – Во-первых, Он не обязан был Сам исполнять то, что заповедал Своим ученикам; во-вторых, Он шёл в эти страны не проповедовать, на что указывает и Марк (Мк. 7:24), говоря, что Господь желал, но не мог утаиться. Как не следовало идти Христу к язычникам первым, так не сообразно было с Его человеколюбием удалять их от Себя, когда сами они приходили, сами Его искали.

«Когда слышишь название «хананеянка», – говорит святитель Златоуст, – то представь себе тот беззаконный народ, который извратил в самом основании законы природы, и уразумей силу пришествия Христова.

Да и апостолам Он не вовсе запретил ходить на проповедь к язычникам, ибо сказал: «идите наипаче» (преимущественно) к погибшим овцам дома Израилева (Мф. 10:6)». Впрочем, из слов евангелиста следует, что Господь не входил в эти страны, а только близко подходил к их границам, ибо святой Матфей говорит далее: И вот, женщина хананеянка, родом сирофиникиянка, язычница, которая однако же с благоговейным вниманием прислушивалась к народной молве о Христе Спасителе, выйдя из области Тира и Сидона, кричала Ему, Господу…

Будем молиться, как можем, ибо мы видели, что Спаситель не презрел и молитвы хананеянки. Она, бедняга, даже не была еврейкой. Она была финикиянкой, из пределов Тира и Сидона.

Между тем, финикийцы были язычниками. Но услышала и она тоже о Спасителе, что Он совершает чудеса, и пришла. И увидев столько людей вокруг Него, стала кричать: помилуй меня, Господи, Сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется (Мф. 15: 22)!

Как женщина-язычница, научилась и она от евреев, как надо взывать. Она даже не знала, как Его зовут. «Ты зови вот так вот, женщина!» А она, бедняга, взывала как страдающая мать. Её дочь мучили бесы уже столько лет, ведь она была бесноватая.

И мать берёт на себя страдания своей дочери, слышишь ведь, как она кричит: помилуй меня, Господи, ибо дочь моя жестоко беснуется! Она не кричала: «Помилуй, Господи, мою дочь!». То есть, «если сотворишь милость с дочерью моей, меня помилуешь».

Итак, она проникла в существо своей дочери и всем сердцем молилась за свою дочь. А Спаситель, дабы показать всем стойкость ее веры, делал вид, будто не слышит её. Ты видел, что Он сказал: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. Как если бы сказал: «Ты финикиянка, язычница; не для тебя Я пришел в мир!». Она тогда еще громче стала кричать. И апостолам стало жалко: отпусти ее, потому что кричит за нами. Они видели, как она кричит со слезами из глубины сердца. А Спаситель еще раз дает ей отпор: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.

Он с собакой сравнил её! Но она не рассердилась, что Он сравнивает её с собакой. Она, в пылу своей молитвы, переступила через всё. Поэтому сказала: «Да, Господи, я собака, – то есть я не из рода Израилева, я язычница, – но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». То есть, «пусть даже я и собака, но дай и мне хоть одну крошку, я ведь не протягиваю руку к столу вместе с хозяевами».

И тогда Спаситель сказал ей: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час (Мф. 15: 23–28). А разбойник на кресте? Ты видел, что говорит святой Ефрем в «Слове о разбойнике в Великий Пяток»? Сначала он и другой разбойник хулили Иисуса на Кресте и говорили Ему: если Ты Христос, сойди с Креста и спаси Себя и нас. Потом увидели, что Спаситель, когда Ему вбивали гвозди в руки и ноги и глумились над Ним, молился о распинавших беззлобно: Отче! прости им, ибо не знают, что делают! (ср.: Лк. 23: 39, 34).

Тогда разбойник, висевший справа, был потрясён Его кротостью и говорил: «Ты посмотри! Мы так проклинаем и браним этих распявших нас тут, а Он говорит: Отче! прости им, ибо не знают, что делают!»

И тогда он поверил в сердце своем, что Распятый рядом с ними – не пророк, а Бог.

Разбойник, который начал верить, что Спаситель – Бог, видя, что Он терпит с такой кротостью, стал смотреть на Него снизу вверх, ибо Крест Спасителя был выше их крестов, и думал: «Что плохого сделал Этот Человек? Мертвых воскрешал, больных исцелял, людей насыщал, учил словом кротости, он не был грешен, Его не коснулось ничего… Воистину Он Бог!»

Это говорит и апостол: сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (Рим. 10: 10). Ибо недостаточно верить в Бога в душе, а нужно и исповедовать Его устами, потому что у нас имеются две части. Душой я верю, что Он Бог, но нужно исповедовать Его и устами. Поэтому Спаситель сказал: кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10: 33). Всем существом своим нужно исповедовать Его: и словом, и сердцем, верой.

Тогда разбойник, который поверил в сердце своем, что Спаситель – Бог, что он подумал? «Простит ли Бог меня, я ведь сначала хулил, как и этот слева?» Он думал: «Этот Иисус, Который молится за тех, которые распинают Его, если Он не держит зла на тех, которые Его распяли, то насколько же скорее Он простит меня, хотя я и совершил столько разврата, и убийств, и грабежей, и сквернословий, и пьянств!»

И он вспоминал свою разбойническую жизнь и говорил сам себе: «Какое же мне теперь покаяние совершить? Если бы ноги мои были свободны, я бил бы земные поклоны, но они связаны. Если бы руки мои были свободны, я влепил бы пару пощечин тому, что слева, который хулит, и сказал бы ему: “Почему ты хулишь Этого кроткого Иисуса?” Но и руки мои тоже распяты». Он думал: «Какое же покаяние принести мне теперь, на кресте?» И Дух Святой подал ему мысль: «А знаешь, что я еще вполне могу? У меня есть язык! Он не распят. Я закричу изо всего сердца языком моим: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!»

Видишь? Сначала он языком защитил Его от разбойника слева, ругавшего Спасителя, сказав ему: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, а Этот Иисус что плохого сделал? Сначала он языком укорил второго. «Я верю, что Он – Иисус! Я уже не заодно с тобой!» Укорив языком разбойника слева, он совершил покаяние; плоды покаяния, ибо только язык и раскаяние сердца у него оставались. «Я буду кричать этим языком Этому Иисусу, Который не держит зла, чтобы Он простил меня». И он закричал из глубины сердца: помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое! И слышит Спасителя сверху, с Креста: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (ср.: Лк. 23: 40–43)!

Святой Ефрем великолепно излагает это: «Ты видел разбойническую мольбу? Ты видел мудрого разбойника? Он много успел похитить в жизни своей! Но, имея веру в сердце, сумел восхитить языком своим рай». То есть: «Разбойник! Ты грабил, крушил, убивал, причинял зло; а теперь своей верой из сердца сумел похитить языком рай». И он говорит в конце этого Слова так: «О разбойник и рая похититель! Ты похищал всё, но похитил и рай языком. О разбойник и рая похититель! О скорорастущий цветок Христа, Которому подобает слава!»

То есть самым первым цветком, выросшим из Креста Христова, была душа разбойника.

Потому он первым и вошел в рай со Спасителем, что исповедал Его с креста прежде того, как исповедал Его Богом Лонгин сотник, пронзив Его в ребро, и многие другие впоследствии. Разбойник первым исповедал Его Богом и молил отвести его в рай.

Вот что значит молитва во время беды! Когда беда нахлынет на нас, будем вопить всем сердцем, ибо Бог смотрит на наше сердце. Аминь.

Архимандрит Клеопа (Илие)

Почему, запрещая ученикам идти на путь язычников, Сам идет в Тир и Сидон, языческие города? Узнай, что не с проповедью Он пришел туда, потому то, как говорит Марк, «и скрыл Себя». Иначе: так как Он видел, что фарисеи не принимают Его учения относительно пищи, то переходит к язычникам.

Christ and the Canaanite Woman - Germain-Jean Drouais, 1784

Christ and the Canaanite Woman

« Помилуй меня», говорит хананеянка, а не «дочь мою», ибо та была бесчувственная. Помилуй меня, которая терпит и чувствует ужасное. И не говорит: «приди и исцели», но «помилуй».

Господь же не отвечает ей, не потому, что презирал её, а потому, что пришёл, главным образом, для иудеев и для того, чтобы не дать места их клеветам, чтобы впоследствии они не могли сказать, что Он благодетельствовал язычникам; вместе с тем и для того, чтобы показать твёрдую веру этой женщины.

И ученики Его приступивши просили Его: отпусти её, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.

Ученики, тяготясь криком женщины, просили, чтобы Господь отпустил её, то есть убеждали отослать её. Это они делали не потому, что были чужды сожаления, но скорее по тому, что хотели убедить Господа помиловать её. Он же говорит: Я послан не к кому-либо другому, но только к иудеям, овцам, которые погибли от порочности тех, кому они вверены. Этим ещё более показывает всем веру женщины.

А она подошедши кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Когда женщина увидела, что её ходатаи — апостолы — не имели успеха, она снова с жаром приступает и называет Иисуса Господом. Когда же Христос назвал её псом, потому что язычники имели нечистую жизнь и питались кровью идоложертвенною, иудеев же назвал чадами, то она разумно отвечает и очень мудро: хотя я и пёс, и недостойна получить хлеб, то есть какую-либо силу и великое знамение, но дай мне это для Твоей силы малое, для меня же великое, ибо те, кто ест хлеб, не считают крох чем-то важным, для псов же он — большое, и ими они питаются.

Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь её в тот час. Теперь Иисус открыл причину, по которой Он вначале отказывал женщине в исцелении: это сделано было для того, чтобы ясно открылась вера и благоразумие этой жены. Поэтому Христос не тотчас согласился, но и отсылал её. Теперь же, когда открылась её вера и благоразумие, она слышит похвалу: «велика вера твоя». «Да будет тебе по желанию твоему» — эти слова показывают, что если бы она не имела веры, то не достигла бы просимого.

Так и нам, если пожелаем, ничто не препятствует достичь того, чего мы желаем, если только имеем веру. Обрати внимание, что хотя и святые просят за нас, как за эту хананеянку апостолы, однако мы достигаем желаемого более тогда, когда сами за себя просим. Хананеянка — символ церкви из язычников, ибо и язычники, которые прежде были отвергнутыми, после вступили в число сыновей и удостоились хлеба, разумею, Тела Господня. Иудеи же сделались псами, начав питаться, по-видимому, крохами, то есть малыми, скудными крохами буквы. Тир означает страх, Сидон — ловцов, Хананея же — это «уготованная смирением».

Итак, язычники, которые заражены были злобою и в которых жили ловцы душ, демоны, уготованы были смирением, тогда как праведные уготованы высотою Царства Божия.

Блаженный Феофилакт Болгарский

О прохождении сквозь стену. Исцеление дочери хананеянки

Господь говорит тем, кто хочет быть с Ним, кто хочет быть в Его Церкви: «Выйдите из среды их и отделитесь… и не прикасайтесь к нечистому, и Я прииму вас, и буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями».

Исцеление дочери хананеянки

Исцеление дочери хананеянки

Но как часто подошедший к церковной ограде видит пред собой непроходимую стену. Иногда это стена непонятности. Иногда кажется, что это стена враждебности.

Иногда эта стена пугает высотой требований, а иногда отталкивает кажущейся примитивностью… Но если всех отталкивает разное, значит дело вовсе не в стене.

То же, что и с Евангелиями: иные не считают их подлинными, потому что они якобы противоречат друг другу, а иные — потому что слишком схожи.

Но особенно неприступной эта стена казалась в ветхозаветные времена, и тут уже — по достаточно объективной причине: тогда овцами Божьими были лишь потомки по плоти святого праведного Авраама. Но, для истинно желающих войти, эта стена и тогда не была непроходимой.

Однажды к Иисусу Христу подошла язычница, хананеянка, и взмолилась: «Помилуй меня, Господи, Сын Давидов! дочь моя жестоко беснуется»! Она повторяла это много раз, так что ученики не выдержали упорного молчания Учителя и сказали: «Отпусти её, потому что кричит за нами».

Но Иисус на это как отрезал: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Но она с какой-то слепой, безумной надеждой продолжает вопить: «Господи! Помоги мне»! И тогда Господь сказал ещё более жестоко и беспощадно: «Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Ну кто после таких слов не отошёл бы прочь со стыдом и смертельной обидой?.. А хананеянка говорит: «Так, Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». И Господь воскликнул: «О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему».

И в тот же миг исцелилась — даже не она сама, здесь стоящая и просящая, а дочь её, за которую она пришла просить, и о которой нам ничего не известно. Сама же эта женщина в один миг прошла сквозь стену религиозной и национальной отчуждённости.

И невозможно войти в Церковь Христову, если до конца не осознаешь, что там, за невидимой оградой — дети Божьи. Крохи там — дороже сокровищ здесь. И если я не войду туда, то так и останусь псом, никому не нужным и всеми презираемым.

Задумаемся, проверим себя: смог бы выстоять до конца, как эта женщина? И если нет, то может быть до сих пор ещё и не вошёл в овчий двор Церкви Христовой, хотя видимо и находишься в её ограде.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «О, кто бы нам послал такую мать, как хананеянка, которая бы помолилась о нас ко Господу с такою же верою, надеждою и любовию, как та о своей дочери, чтобы ради её молитвы Господь помиловал нас и изгнал из нас страсти наши, исцелив нас от бешенств наших! Ибо плоть наша зле беснуется. Но, братия, не хананеянке чета, есть у нас Молитвенница и Ходатаица непостыдная и премилосердая, Сама всеблагая и Пречистая Матерь Бога нашего, готовая всегда ходатайствовать пред Сыном Своим и Богом о избавлении нас от бешенства и неистовства страстей, только бы мы к Ней всегда с верою и упованием, в покаянии, от искреннего сердца прибегали с молитвою о помощи. Но и сами будем изощрять и умножать свою веру в Господа, своё упование и свою любовь к Богу и ближним и непрестанно прибегать в покаянии к Самому Господу, как та хананеянка; ибо Господь всем нам дал право обращаться смело и к Нему Самому: просите, и дастся вам (Мф. 7: 7); и еще: все, о чём попросите в молитве с верою, получите (ср.: Мф. 21: 22)».

Смотрите, дорогие братия и сестры, на хананеянку, учитесь у неё, изберите её себе как образец для подражания. Иисус Христос не сразу исполнил ее просьбу, а заставил долго просить не потому, что Он действительно считал ее недостойной, но для того, чтобы неотступность ее молитвы, дерзновение упования, твердость веры и глубину смирения поставить в пример и, пожалуй, в укор как евреям, так и нам, христианам. Если хананеянка — язычница, идолопоклонница — оказалась такой молитвенницей, смиренницей, терпеливицей, такой непоколебимо верующей и надеющейся, то нам, считающим себя истинно верующими и православными христианами, стыдно не быть такими и на самом деле, и в самой жизни. Нам тем более д!олжно быть неизменными в великодушном перенесении скорбей, обид, напастей, твердом уповании на милосердие Божие и в усердной, пламенной молитве.

Вот постигла тебя большая беда — ведь без бед никто не проживает. Ты молишься Богу об избавлении, но, не видя его вскоре, оставляешь молитву, начинаешь безнадежно унывать, роптать, отчаиваться в милости Божией и дерзаешь говорить: «Зачем молиться Богу, когда Он не милует?». А посмотри, как неотвязно просила Бога об исцелении своей дочери хананеянка и как добилась она своего. Так поступай и ты.

Как бы долго и тяжко ты не бедствовал, ни под каким видом не теряй надежды на Бога и не только не переставай молиться, но молись еще больше и усерднее, воздыхай, плачь. Чем дольше Бог не дает, тем неотступнее проси. Если Он, вместо того чтобы дать просимое благо, попустит найти на тебя несчастьям, то и тогда не отступай от Него. И если увидишь Бога, посылающего тебе меч, если ощутишь этот меч в своем сердце, то и тогда не отступай от Него, и тогда ожидай просимой милости.

Протоиерей Вячеслав Резников

Обсуждение закрыто.