О почитаніи Святаго Креста

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояніе Твое, побѣды Церкви на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестомъ Твоимъ жительство (Тропарь).

Протопресвитер Иоанн Недзельницкий (John Nedzelnitsky) (1866 - 1946)

Прот. Іоаннъ Недзѣльницкій

Христіане всѣхъ временъ всегда почитали Св. Крестъ Христовъ по слѣдующимъ причинамъ:

1) Такъ какъ Христосъ есть жертва за грѣхи міра, а жертва не мыслима безъ жертвенника, то крестъ есть жертвенникъ. А всѣ жертвенники во всемъ мірѣ всегда считались святынею; поэтому и крестъ есть святыня.

2) Крестъ есть орудіе божественнаго прославленія Спасителя (Лук. 24, 26; Филипп. 2, 5-11) и орудіе побѣды Господа Іисуса Христа надъ діаволомъ (Іоан. 12, 31-33; 1 Кор. 15, 53; Колос. 2, 14-15).

3) Крестъ — орудіе спасенія нашего (Галат. 3, 13; Кол. 1, 20) и слава наша.

4) Крестъ — видимое знамя христіанина, поднятое ради истины.

Разсмотримъ, какимъ образомъ Христосъ является всемірною жертвою за грѣхи міра, а Крестъ Его — жертвенникомъ.

Богъ создалъ людей по образу Своему, заключающемуся въ душѣ человѣка. Душа человѣка обладаетъ умомъ, сердцемъ и волею. Умомъ онъ стремится познавать Бога, сердцемъ — любить Творца и ближнихъ, волею — исполнять заповѣди Божіи. Но люди согрѣшили. Грѣхъ извратилъ всю природу ихъ: помрачилъ разумъ, испортилъ волю, въ тѣло внесъ сѣмена всякихъ болѣзней и смерть. Чрезъ свое паденіе люди лишились духовной радости, свѣта и блаженства. Своимъ грѣхопаденіемъ человѣкъ оскорбилъ своего благого Создателя и подвергся проклятію; заразилъ грѣхомъ все свое существо: произвелъ гибельныя послѣдствія въ природѣ потомковъ и внѣшней природѣ. Избавиться отъ /с. 4/ всѣхъ сихъ золъ, возстать изъ такого глубокаго паденія человѣкъ своими силами не могъ. Не могъ избавить его и спасти никто изъ высшихъ духовъ, потому, что они, будучи ограниченными существами, не могли удовлетворить правдѣ Божіей.

Это могъ сдѣлать Самъ Богъ. Онъ могъ изобрѣсти и принести вполнѣ удовлетворительную жертву правдѣ Божіей за грѣхи людей, потребить грѣхъ во всемъ существѣ человѣка и уничтожить всѣ гибельныя послѣдствія грѣха какъ въ природѣ людей, такъ и въ видимой природѣ. Дѣло нашего спасенія было дѣломъ совѣта Божія отъ вѣчности, Богъ предвидѣлъ паденіе человѣка и отъ вѣчности же Онъ избралъ и средство для возстановленія его. Средство это слѣдующее: Второе Лице Пресвятыя Троицы, Единородный Сынъ Божій добровольно восхотѣлъ сдѣлаться человѣкомъ, принять на Себя всѣ грѣхи человѣческіе, претерпѣть за нихъ все, что опредѣлила праведная воля Божія, и такимъ образомъ удовлетворить за насъ вѣчной правдѣ, изгладить грѣхи наши, уничтожить самыя послѣдствія ихъ въ насъ и во внѣшней природѣ, т. е. возсоздать міръ.

Всемирное Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста

Всемирное Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста

Поэтому Единородный Сынъ Божій и называется въ словѣ Божіемъ «непорочнымъ и чистымъ Агнцемъ, предназначеннымъ еще прежде созданія міра» (1 Петра 1, 19-20), «Агнцемъ, закланнымъ отъ созданія міра» (Апок. 13, 8). Дабы изгнанные изъ рая люди ожидали грядущаго Искупителя, Богъ изрекъ первое обѣтованіе Свое объ Искупителѣ въ грозномъ приговорѣ обольстителю ихъ діаволу: «Вражду положу между тобою и между Женою, и между сѣменемъ твоимъ и Сѣменемъ Ея; Оно будетъ поражать тебя въ голову, а ты будешь жалить Его въ пяту» (Быт. 3, 15). Это означаетъ, что Іисусъ Христосъ побѣдилъ діавола прельстившаго человѣковъ и избавилъ ихъ отъ грѣха, проклятія и смерти. Вѣру свою въ имѣющаго придти Агнца, закланнаго отъ созданія міра, Который принесетъ Себя видимо для всѣхъ въ жертву за грѣхи міра на всемірномъ жертвенникѣ Голгоѳы, на Крестѣ, ветхозавѣтные люди выражали жертвоприношеніями.

Въ книгѣ Левитъ (глав. 1-9) читаемъ о томъ, какъ по приказанію Бога народъ Божій приносилъ въ жертву Господу изъ скота крупнаго (волы) и мелкаго (овцы). «Если жертва — есть всесожженіе изъ крупнаго скота, пусть принесетъ ее мужескаго пола, безъ порока; пусть приведетъ ее къ дверямъ скиніи собранія, чтобы пріобрѣсть ему благоволеніе предъ Господомъ; и возложитъ руку свою на голову жертвы всесожженія — и пріобрѣтетъ онъ благоволеніе, во очищеніе грѣховъ его; и заколетъ тельцы предъ Господомъ; сыны же Аароновы, священники положатъ на жертвенникъ огонь и на огнѣ разложатъ дрова» (ст. 7)… «это всесожженіе, жертва, благоуханіе пріятное Господу» (ст. 9). То, что жертвенное животное должно было быть мужескаго пола, безъ порока, по принесеніи его въ жертву приносило очищеніе грѣховъ людей должно было напоминать ветхозавѣтнымъ людямъ, что всемірная жертва — Господь Іисусъ Христосъ, безгрѣшный Сынъ Божій, принеся Себя въ жертву за грѣхи міра на жертвенникѣ — Св. Крестѣ — очиститъ людей отъ грѣха, избавитъ отъ проклятія, діавола и смерти. Очевидно, кровь невиннаго ягненка напоминала людямъ о невинной крови Спасителя, а жертвенникъ напоминалъ собою Св. Крестъ!

Св. Апостолъ Павелъ называетъ Христа жертвою: «И какъ человѣкамъ положено однажды умереть, а потомъ судъ, такъ и Христосъ, однажды принесши Себя въ жертву, чтобы подъять грѣхи многихъ, во второй разъ явится не для очищенія грѣха, а для ожидающихъ Его, во спасеніе» (Евр. 9, 27-28). Или: «Какъ законъ, ослабленный плотію, былъ безсиленъ, то Богъ послалъ Сына Своего въ подобіи плоти грѣховной въ жертву за грѣхъ, и осудилъ грѣхъ во плоти, чтобы оправданіе закона исполнилось въ насъ, живущихъ не по плоти, но по духу» (Римл. 8, 8-4). Жертву Свою Господь принесъ на крестѣ. Слѣдовательно, Крестъ и есть христіанскій жертвенникъ.

Для уясненія, что Крестъ Христовъ мы справедливо называемъ жертвенникомъ, прочтемъ 22-ю главу книги Бытія, гдѣ повѣствуется о жертвоприношеніи Авраамомъ. Это, а не другое мѣсто Св. Писанія избираемъ мы потому, что принесеніе Исаака въ жертву прообразовало жертву Голгоѳскую. Какъ на горѣ Моріа отецъ приноситъ въ жертву единственнаго сына своего, такъ и на горѣ Голгоѳѣ Богъ Отецъ приноситъ въ жертву Единороднаго Сына Своего.

«И пришли Авраамъ и Исаакъ на мѣсто, о которомъ сказалъ Аврааму Богъ, и устроилъ тамъ Авраамъ жертвенникъ, разложилъ дрова и, связавъ сына своего Исаака, положилъ его на жертвенникъ поверхъ дровъ, и простеръ Авра/с. 6/амъ руку свою, и взялъ ножъ, чтобы заколоть сына своего» (9-10 стихи). Вникая въ исторію жертвоприношенія Исаака, мы видимъ, что здѣсь жертва — Исаакъ и устроенный Авраамомъ — деревянный жертвенникъ. Исаакъ прообразовалъ собою принесеннаго на Голгоѳѣ въ жертву Агнца Божія — Іисуса Христа, о Которомъ въ Евангеліи отъ Іоанна пишется: «На другой день видитъ идущаго къ нему Іисуса и говоритъ: вотъ Агнецъ Божій, Который беретъ на Ссбя грѣхи міра» (Іоан. 1, 29). Безъ жертвенника же никогда жертва не приносилась, поэтому и Агнецъ Христосъ не могъ быть принесенъ безъ жертвенника.

Въ словѣ Божіемъ, какъ мы видѣли уже выше, ясно различаются два предмета при всякомъ жертвоприношеніи: жертва — закалываемое животное и притомъ лучшее изъ животныхъ своего рода, и жертвенникъ — предметъ неодушевленный, рукотворенный. Напримѣръ: въ книгѣ Бытія 8, 20 (о Ноѣ), Исх. 40, 10 и мн. друг.

До пришествія на землю Сына Божія, тѣ жертвенники, по которымъ лилась кровь тельцовъ, овецъ и другихъ жертвенныхъ животныхъ, какъ прообразы жертвенника всемірной жертвы, были въ глубокомъ и благоговѣйномъ почитаніи у еврейскаго народа: они считались предметами святыми. «Жертвенникъ, говоритъ Богъ Моисею, будетъ святыня великая, все, прикасающееся къ нему (жертвеннику), освятится» (Исх. 30, 28-29). Въ Новомъ Завѣтѣ предъ нами жертвенникъ всемірной жертвы — Крестъ Господень: по немъ текла кровь не тельцовъ, агнцевъ или иныхъ животныхъ, но пречистая кровь Сына Божія. Это сравненіе жертвенниковъ ветхозавѣтныхъ съ новозавѣтнымъ внушаетъ намъ необходимость почитать Святый Крестъ Господень. Вѣдь если жертвенники, облитые кровью жертвенныхъ животныхъ, были почитаемы въ Ветхозавѣтной Церкви за великую святыню, то тѣмъ болѣе въ Христіанской Церкви святъ и достопоклоняемъ крестъ — жертвенникъ, обагренный святѣйшею кровью Спасителя. Если прикасавшіеся къ ветхозавѣтному жертвеннику освящались, то тѣмъ болѣе освящаются христіане благоговѣйно прикасающіеся ко св. Кресту и съ любовію лобызающіе его.

Затѣмъ Крестъ Господень есть орудіе божественнаго прославленія его, какъ увѣряетъ насъ въ этомъ Самъ Гос/с. 7/подь въ св. Евангеліи (Лук. 24, 26; Іоан. 12, 23). Въ 24-ой гл. отъ Луки разсказывается о томъ, какъ Спаситель послѣ Своего воскресенія изъ мертвыхъ обратился къ шедшимъ въ Еммаусъ ученикамъ Своимъ со словами: «не такъ ли надлежало пострадать Христу и войти въ славу Свою?» (ст. 26). — При торжественномъ входѣ Своемъ въ Іерусалимъ за нѣсколько дней до страданій Своихъ на крестѣ Спаситель сказалъ: «пришелъ часъ прославиться Сыну Человѣческому» (Іоан. 12, 23). «И когда Я вознесенъ буду отъ земли, всѣхъ привлеку къ Себѣ. Сіе говорилъ Онъ, давая разумѣть, какою смертію Онъ умретъ» (Іоан. 12, 32-33). Христосъ Свое шествіе на Крестъ, принесеніе Себя въ жертву за грѣхи міра считаетъ за славу, за честь и за неизбѣжное условіе къ привлеченію въ Свое вѣчное царство всего міра. Отсюда ясно, что Крестъ есть лѣствица къ славѣ для Господа Іисуса и знамя побѣды надъ діаволомъ, адомъ и смертію. Что Богъ Отецъ Небесный возвеличилъ Сына Своего на крестѣ, объ этомъ свидѣтельствуетъ апостолъ Павелъ, говоря Филипписеямъ, что Спаситель смирилъ Себя, бывъ послушнымъ даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Богъ превознесъ Его и далъ Ему имя выше всякаго имени (Филип. 2, 6-9). Выраженіе: посему Богъ превознесъ Іисуса Христа послѣ словъ: смерти крестной, показываетъ что крестъ былъ высочайшею ступенію неизмѣримаго Божескаго прославленія Господа.

Будучи орудіемъ прославленія Спасителя крестъ является орудіемъ побѣды надъ діаволомъ (Кол. 2, 15; Ефес. 4, 8; Псал. 67, 19). Въ Св. Писаніи читаемъ: «А какъ дѣти причастны плоти и крови, то и Онъ воспринялъ также оныя, дабы смертью лишить силы имѣющаго державу смерти, то есть діавола, и избавить тѣхъ, которые отъ страха смерти, чрезъ всю жизнь были подвержены рабству» (Евр. 2, 14-15).

Память обретения и воздвижения Креста Господня

Память обретения и воздвижения Креста Господня

Такимъ образомъ, смертью на крестѣ Спаситель избавилъ насъ отъ власти діавола. А орудіе побѣды надъ врагами народа Божія святится, почитается и сохраняется во святомъ мѣстѣ. Такъ мечъ, которымъ поразилъ Давидъ Голіаѳа и тѣмъ избавилъ евреевъ отъ плѣненія, хранися въ скиніи — домѣ Божіемъ (1 Цар. 21, 9), какъ святыня — знакъ милости Божіей къ народу, Крестъ Господень долженъ тѣмъ болѣе считаться великою святынею для благочестиваго христіанина. Если /с. 8/ городъ Іерусалимъ, въ которомъ былъ распятъ Іисусъ Христосъ, святъ (Мат. 27, 53), если свята гора, на которой нѣкогда стояли пречистыя ноги Спасителя (2 Петра 1, 18), то тѣмъ болѣе святъ крестъ, на которомъ Спаситель находился всѣмъ Своимъ пречистымъ тѣломъ.

Далѣе. Мы спасены кровію Христа на крестѣ. Онъ примирилъ насъ съ Богомъ именно посредствомъ креста, убивъ вражду на немъ (Ефес. 2, 16). Значитъ, крестъ въ дѣлѣ нашего спасенія имѣлъ великую силу, какъ орудіе нашего спасенія. Поэтому надо почитать Крестъ съ любовію. Онъ — слава наша. Апостолу Петру Христосъ предлагаетъ крестное страданіе, какъ честь, дважды говоря ему: Иди за Мною во время обѣда при Тиверіаденскомъ морѣ (Іоан. 21, 18-19). Св. Ап. Павелъ говоритъ Коринѳянамъ: «Мы проповѣдуемъ Христа распятаго, для іудеевъ соблазнъ, а для Еллиновъ безуміе, для самихъ же призванныхъ, іудеевъ и еллиновъ, Христа, Божію силу и Божію премудрость» (1 Кор. 1, 23-24). — Слово Божіе о крестѣ для погибающихъ юродство (безуміе) есть, а для насъ спасаемыхъ сила Божія (1 Кор. 1, 18). Галатамъ Ап. Павелъ говоритъ: «Я не желаю хвалиться развѣ только Крестомъ Господа нашего Іисуса Христа, которымъ для меня міръ распятъ и я для міра» (Галат. 6, 14).

Что значитъ хвалиться Крестомъ Христовымъ? Это значитъ держать его высоко, на виду какъ святыню. Православные такъ и поступаютъ. Они ставятъ Крестъ на храмахъ, и внутри храмовъ крестъ занимаетъ первое мѣсто. Какъ святыня, вѣрное оружіе противъ духовнаго врага, крестъ на груди у каждаго православнаго христіанина; онъ же осѣняетъ и могилы усопшихъ какъ знаменіе ихъ вѣры въ Распятаго и надежды воскресенія. Сколько враговъ одолѣла Русь крестомъ въ рукахъ и молитвою въ сердцѣ!

Съ крестомъ святымъ и нынѣ воинъ идетъ на брань за вѣру Христову, подвизается на войнѣ, и легче ему умирать въ надеждѣ на милость Божію по вѣрѣ. Съ крестомъ святымъ выходитъ селянинъ на поле свое и на всякую работу, и легче ему трудъ и слаже ему свой хлѣбъ трудовой! Легко живется на свѣтѣ съ вѣрою въ Распятаго Христа и молитвою къ Нему, легче и въ могилѣ лежать, когда надъ нею стоитъ крестъ христіанскій!.. Такимъ образомъ то, что служило знакомъ позора для іудеевъ, а для язычниковъ римлянъ орудіемъ казни, мы почитаемъ за самый дорогой предметъ и не стыдимся выставлять его на показъ.

Св. Писаніе пророчески еще въ Ветхомъ Завѣтѣ говоритъ о Крестѣ: «благословенно дерево, черезъ которое бываетъ правда» (Прем. Сол. 14, 7). Божія правда была оскорблена преслушаніемъ Адама. Послѣ прародительскаго преступленія между Богомъ и людьми возникла какъ бы вражда (Евр. 2, 15). Эту вражду и упразднилъ Христосъ, примиривъ насъ съ Богомъ посредствомъ Креста (Ефес. 2, 16). Отсюда ясно слѣдуетъ, что Крестъ былъ тѣмъ деревомъ, посредствомъ котораго явилась въ міръ правда Божія.

Наконецъ, Крестъ есть побѣдоносное знамя для каждаго христіанина. Царь Давидъ просилъ у Бога: «даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины» (Псал. 59, 6). Душа псалмопѣвца Давида жаждала торжества дѣла Божьяго на землѣ и въ доказательство этого торжества «боящіеся Бога», по словамъ царя Давида, должны были поднять знамя ради истины. И пророкъ Исаія говоритъ про Спасителя людей: «Онъ подниметъ знамя язычникамъ и соберетъ изгнанниковъ Израиля, и разсѣянныхъ Іудеевъ созоветъ отъ четырехъ концевъ земли» (Исаіи 11, 12 ср. 62, 10).

Праздник воздвижение Креста Господня

Такимъ образомъ то, о чемъ молилъ Бога царь Давидъ, — должно исполниться съ пришествіемъ Спасителя въ міръ. Значитъ, у «боящихся Бога», христіанъ должно быть видимое знамя, поднятое ради истины. И это видимое знамя, это древо, черезъ которое бываетъ всякая правда, исполняется истина, есть святый крестъ. Знаютъ это враги Креста Христова (Филип. 3, 2. 18) и потому силятся лишить православныхъ христіанъ этого важнѣйшаго знамени, обзывая Св. Крестъ Христовъ висѣлицею, эшафотомъ и произнося на него всическія хулы и ругательства. Они забываютъ, что при кончинѣ міра «явится знаменіе Сына Человѣческаго на небѣ; и тогда восплачутся всѣ племена земныя и увидятъ Сына Человѣческаго, грядущаго на облакахъ небесныхъ съ силою и славою великою» (Матѳ. 24, 30). Тогда дадутъ враги Креста Христова строгій отвѣтъ за свои издѣвательства надъ знаменемъ Христовымъ, надъ жертвенникомъ всемірнымъ, благословеннымъ древомъ — святымъ Крестомъ!

Такъ какъ св. Крестъ — есть величайшая святыня для христіанъ и покланяться святынѣ повелѣно было еще въ Ветхомъ Завѣтѣ, то понятно, почему христіане кланяются предъ св. Крестомъ и лобызаютъ его… Св. пророкъ Давидъ въ Псалтири, по внушенію Духа Божія, заповѣдуетъ: «превозносите Господа Бога нашего и покланяйтеся подножію Его. Свято оно» (Псал. 98, ст. 5); а въ 131 псалмѣ (ст. 7) призываетъ къ исполненію повелѣнія Божія: «пойдемъ къ жилищу Его, поклонимся подножію ногъ Его».

Если въ силу повелѣнія Божія ветхозавѣтные люди поклонялись мѣсту, освященному особымъ присутствіемъ Божіимъ, то тѣмъ болѣе мы, христіане, должны поклоняться Кресту Господню, освященному не только присутствіемъ Господа Бога, но и спасительными страданіями нашего Искупителя и божественною кровію Его. Да и можно ли равнодушно стоять и не преклоняться предъ такой великой святыней, если человѣкъ искренно вѣруетъ въ Спасителя и хоть сколько-нибудь цѣнитъ страданія Его за насъ! И мы видимъ, что всѣ исповѣдующіе вѣру Христову, отъ дней апостольскихъ и до нынѣ, благоговѣйно преклоняютъ колѣна предъ св. Крестомъ Господа нашего Іисуса Христа и съ вѣрою цѣлуютъ это подножіе ногъ Спасителя, — всѣ, кромѣ одной горсти отпадшихъ отъ Церкви Христовой (баптистовъ, штундистовъ и друг. протестантовъ), появившихся лишь въ недавнее время.

Обсуждение закрыто.