Священномученик Феодор Грудаков

Священномученик Феодор Грудаков, пресвитер

Священномученик Феодор Грудаков, пресвитер

Свя­щен­но­му­че­ник Фе­о­дор ро­дил­ся 13 фев­ра­ля 1889 го­да в де­ревне Пе­сье По­доль­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ва­си­лия Гру­да­ко­ва. По­сле окон­ча­ния в 1905 го­ду Пе­ре­р­вин­ско­го Ду­хов­но­го учи­ли­ща Фе­дор по­сту­пил в Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию.

В 1911 го­ду по­сле окон­ча­ния се­ми­на­рии Фе­дор Гру­да­ков был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Тих­вин­ско­му хра­му в се­ло Бо­го­род­ское-Ва­ту­тин­ки По­доль­ско­го уез­да.
В 1919 го­ду в По­доль­ском уез­де на­ча­лось вос­ста­ние про­тив боль­ше­вист­ской вла­сти, часть на­се­ле­ния ор­га­ни­зо­ва­ла во­ору­жен­ный от­ряд, ко­то­рым ру­ко­во­дил некто по фа­ми­лии Зе­ле­ный. Отец Фе­о­дор был при­зван на несколь­ко ме­ся­цев в ты­ло­вое опол­че­ние Крас­ной ар­мии, но с июня 1919 го­да про­дол­жил свое слу­же­ние в Тих­вин­ском хра­ме.

15 ав­гу­ста 1930 го­да отец Фе­о­дор по об­ви­не­нию в ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти был аре­сто­ван со­труд­ни­ка­ми ОГПУ и за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве.

Один из сви­де­те­лей, свя­щен­ник Сер­гий Гор­ский, рас­ска­зал: «Свя­щен­ник Гру­да­ков в де­каб­ре 1929 го­да при­слал мне пись­мо, где пи­сал: “Уте­шать и успо­ка­и­вать не бу­ду, по­то­му что и сам в неопре­де­лен­ном по­ло­же­нии, но я все‑та­ки чув­ствую се­бя сей­час спо­кой­но. Да по­ду­май: вол­ну­ясь, мо­жем ли мы улуч­шить свое по­ло­же­ние? Ведь мы вне за­ко­на. Слу­хов о нас вез­де мно­го, но до­ве­рять­ся этим слу­хам рис­ко­ван­но. Ме­ня вы­зва­ли в ОГПУ, шпи­го­ва­ли там око­ло двух ча­сов; по-ви­ди­мо­му, им хо­те­лось об­ви­нить ме­ня, но не уда­лось. Пусть во­ин­ству­ю­щее без­бо­жие объ­яви­ло по­ход про­тив Церк­ви, но де­кре­том нам раз­ре­ше­но ор­га­ни­зо­вы­вать об­щи­ны, от­ни­мут храм, бу­дем со­вер­шать бо­го­слу­же­ние по до­мам… не уны­вай, бу­дем ве­рить, что сверх сил Бог ис­пы­та­ний не по­шлет, а уми­рать ко­гда-ли­бо при­дет­ся”.

Кро­ме то­го, свя­щен­ник Гру­да­ков, – про­дол­жал свои по­ка­за­ния свя­щен­ник Гор­ский, – в пе­ри­од кол­лек­ти­ви­за­ции яв­лял­ся за­щит­ни­ком и ор­га­ни­за­то­ром все­го ду­хо­вен­ства. Под­дер­жи­вая ду­хо­вен­ство, он го­во­рил: “Спо­кой­ствие, ибо эту власть мы пе­ре­жи­вем и бу­дем жить, как жи­ли рань­ше”… В раз­го­во­рах о кол­лек­ти­ви­за­ции он вы­ра­жал мне­ние, что для на­ро­да от кол­лек­ти­ви­за­ции нет ни­ка­кой поль­зы, а для нас, ду­хо­вен­ства, это есть ги­бель… Он пре­крас­но зна­ет все за­ко­ны, и ду­хо­вен­ство об­ра­ща­ет­ся к нему за справ­ка­ми».

Дру­гой сви­де­тель – свя­щен­ник Вла­ди­мир Бе­ля­ев – из-за стра­ха ого­во­рил от­ца Фе­о­до­ра в том, что слы­шал от него ан­ти­со­вет­ские вы­ска­зы­ва­ния.
Во вре­мя до­про­са отец Фе­о­дор, по­ни­мая, что лю­бое сло­во о Ком-ли­бо мо­жет по­вре­дить это­му че­ло­ве­ку, по­же­лал от­ве­чать на все во­про­сы сле­до­ва­те­ля сдер­жан­но.

– Ви­нов­ным се­бя в предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии не при­знаю. В прак­ти­ке мо­ей служ­бы как свя­щен­ни­ка Бо­го­род­ской церк­ви ни­ко­гда не про­из­но­сил ни­ка­ких про­по­ве­дей, ка­са­ю­щих­ся по­ло­же­ния в стране, а так­же на те­мы ан­ти­со­вет­ско­го ха­рак­те­ра. Бу­дучи апо­ли­тич­ным, в лич­ных бе­се­дах с кре­стья­на­ми я ни­ко­гда ни­ка­ких недо­вольств по от­но­ше­нию к со­вет­ской вла­сти не вы­ска­зы­вал, в пе­ри­од кол­лек­ти­ви­за­ции я ни­ка­ких раз­го­во­ров и бе­сед ни с кем не имел… Из ду­хо­вен­ства свя­зи ни с кем не имею, ни к ко­му не хо­жу, и ни­кто у ме­ня не бы­ва­ет, а так­же ни с кем ни­ка­кой пе­ре­пис­ки не ве­ду.
– Вы пи­са­ли ко­гда-ли­бо пись­ма свя­щен­ни­ку Гор­ско­му?
– Нет, не пи­сал…

На сле­ду­ю­щем до­про­се сле­до­ва­тель стал спра­ши­вать об от­но­ше­нии от­ца Фе­о­до­ра к за­пре­ту пре­по­да­вать За­кон Бо­жий в шко­лах. «Из­да­ние де­кре­та со­вет­ским пра­ви­тель­ством о за­пре­ще­нии пре­по­да­ва­ния За­ко­на Бо­жия в шко­ле ме­ня обес­ку­ра­жи­ло, – от­ве­тил свя­щен­ник. – Я пси­хо­ло­ги­че­ски не мог с этим при­ми­рить­ся, счи­тал, что это на­си­лие над че­ло­ве­че­ской со­ве­стью. На со­бра­нии в шко­ле пред­ло­жил по­слать пись­мо Все­рос­сий­ско­му По­мест­но­му Со­бо­ру от име­ни ве­ру­ю­щих с прось­бой хо­да­тай­ство­вать о раз­ре­ше­нии про­во­дить пре­по­да­ва­ние За­ко­на Бо­жия в шко­ле.

Ни­ко­гда я не аре­сто­вы­вал­ся. В По­доль­ске на­хо­дил­ся с но­яб­ря 1918 по июнь 1919 го­да в ты­ло­вом опол­че­нии, ис­пол­нял вся­кие хо­зяй­ствен­ные ра­бо­ты. В вос­ста­нии Зе­ле­но­го уча­стия не при­ни­мал и со­чув­ствен­но к нему не от­но­сил­ся… Со все­ми ме­ро­при­я­ти­я­ми со­вет­ской вла­сти я со­гла­шал­ся и со­гла­ша­юсь, за ис­клю­че­ни­ем во­про­са о том, что ре­ли­гия – враг на­ро­да. На ос­но­ва­нии это­го убеж­де­ния я сре­ди ве­ру­ю­щих пы­та­юсь пу­тем бе­сед и про­по­ве­дей при­вить мысль, что ре­ли­гия не есть враг на­ро­да, а спо­соб­на его уте­шить и раз­ви­вать чув­ства ми­ло­сер­дия и брат­ских от­но­ше­ний».

Священномученик Феодор Грудаков, пресвитер. Фото

Новомученик Феодор Грудаков. Фото

След­ствие в на­ча­ле сен­тяб­ря 1930 го­да бы­ло за­кон­че­но. Сле­до­ва­тель, фор­му­ли­руя об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние, в част­но­сти, на­пи­сал: «В сво­их по­ка­за­ни­ях об­ви­ня­е­мый Гру­да­ков не от­ри­ца­ет, что ве­дет сре­ди на­се­ле­ния аги­та­цию с це­лью при­вить мысль, что ре­ли­гия не есть враг на­ро­да, с тем чтобы раз­бить уста­нов­ку со­вет­ской вла­сти, что та­ко­вая – дур­ман».

5 сен­тяб­ря 1930 го­да трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка Фе­о­до­ра Гру­да­ко­ва к пя­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь. На­ка­за­ние он от­бы­вал на стро­и­тель­стве Бе­ло­мор­ско­го ка­на­ла и за­тем на стро­и­тель­стве Сорб­ско­го пор­та. В ап­ре­ле 1934 го­да отец Фе­о­дор был осво­бож­ден. Сна­ча­ла он слу­жил в Ря­зан­ской епар­хии, а в ап­ре­ле 1937 го­да по­лу­чил на­зна­че­ние в храм в честь свя­тых му­че­ни­ков бес­среб­ре­ни­ков Кос­мы и Да­ми­а­на в се­ле Ста­рая Ка­ши­ра Ка­шир­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти.

В 1937 го­ду пред­се­да­тель кол­хо­за в се­ле Ста­рая Ка­ши­ра по­слал в рай­он­ное от­де­ле­ние НКВД с на­роч­ным за­яв­ле­ние, в ко­то­ром про­сил сроч­но аре­сто­вать от­ца Фе­о­до­ра. Свою прось­бу он мо­ти­ви­ро­вал тем, что свя­щен­ник со­рвал важ­ное ме­ро­при­я­тие. Ве­че­ром 3 де­каб­ря пла­ни­ро­ва­лось со­брать кол­хоз­ни­ков для бе­се­ды о пред­сто­я­щих вы­бо­рах в Вер­хов­ный Со­вет, а отец Фе­о­дор, как пи­сал до­нос­чик, «этот враг тру­дя­ще­го­ся на­ро­да, со­брал ве­чер­ню, со­звал к се­бе в цер­ковь всех из­би­ра­те­лей, ого­ра­жи­вая се­бя празд­ни­ком Вве­де­ния».

Свя­щен­ник Фе­о­дор Гру­да­ков был аре­сто­ван 4 де­каб­ря 1937 го­да Ка­шир­ским рай­он­ным от­де­ле­ни­ем НКВД и в тот же день до­про­шен. Сви­де­те­ли, вы­зван­ные для да­чи по­ка­за­ний, рас­ска­за­ли, что отец Фе­о­дор при­зы­вал лю­дей хо­дить мо­лить­ся в храм, и ав­то­ри­тет его, несмот­ря на непро­дол­жи­тель­ный срок слу­же­ния в се­ле, очень вы­сок.

– Вы аре­сто­ва­ны за ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию, ко­то­рую про­во­ди­ли сре­ди кол­хоз­ни­ков. Вы это при­зна­е­те? – спро­сил сле­до­ва­тель.
– Ни­ка­кой ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции сре­ди кол­хоз­ни­ков я ни­ко­гда не вел и ви­нов­ным се­бя в этом не при­знаю.
– Вам за­чи­ты­ва­ют­ся по­ка­за­ния сви­де­те­ля, ули­ча­ю­щие вас в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции. Вы эти по­ка­за­ния под­твер­жда­е­те?
– Нет, не под­твер­ждаю. Ни­ко­гда ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции я не вел.

В тот же день след­ствие бы­ло за­кон­че­но. От­ца Фе­о­до­ра пе­ре­ве­ли в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. 7 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла его к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре.

27 де­каб­ря 1937 го­да с эта­пом за­клю­чен­ных отец Фе­о­дор при­был в Са­мар­лаг НКВД, где и умер от непо­силь­но­го тру­да и го­ло­да 27 но­яб­ря 1940 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле.

Полное жизнеописание. Версия для печати »

Про­то­и­е­рей Мак­сим Мак­си­мов
«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка Мос­ков­ской епар­хии. До­пол­ни­тель­ный том 3».
Тверь, 2005 год, стр. 181–184.

Обсуждение закрыто.