Священномученик Иоанн (Стеблин-Каменский)

Путь мимо креста — есть путь погибели
 Иоанн (Стеблин-Каменский)

Священномученик Иоанн (Стеблин-Каменский)

Священномученик Иоанн (Стеблин-Каменский)

Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн Стеб­лин-Ка­мен­ский ро­дил­ся 26 ок­тяб­ря 1887 го­да в Санкт-Пе­тер­бур­ге. Отец его, Ге­ор­гий Ге­ор­ги­е­вич Стеб­лин-Ка­мен­ский, был ди­рек­то­ром кан­це­ля­рии Мор­ско­го Ми­ни­стер­ства, а в по­след­ние го­ды пе­ред ре­во­лю­ци­ей – се­на­то­ром по де­пар­та­мен­там ге­раль­ди­ки и су­деб­но­му Пра­ви­тель­ству­ю­ще­го Се­на­та. Кро­ме то­го он был пред­се­да­те­лем Рос­сий­ско­го об­ще­ства мор­ско­го пра­ва. Дед Ива­на, Ге­ор­гий Пав­ло­вич Стеб­лин-Ка­мен­ский, в по­след­ние го­ды сво­ей жиз­ни был Ви­лен­ским гу­бер­на­то­ром в чине тай­но­го со­вет­ни­ка. В это вре­мя он при­об­рел име­ние Би­ю­циш­ки в Ви­лен­ском уез­де, где про­шло дет­ство Ива­на. Здесь в име­нии бы­ла по­гре­бе­на его мать, Оль­га Алек­сан­дров­на, дочь ви­це-адми­ра­ла Алек­сандра Пав­ло­ви­ча Жанд­ра, умер­шая 17 ав­гу­ста 1902 го­да.

Пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние Иван по­лу­чил до­ма. Оль­га Алек­сан­дров­на ока­за­ла огром­ное вли­я­ние на него и на двух его се­стер, Оль­гу и Ели­за­ве­ту, – это бы­ли бла­го­че­сти­вые де­ви­цы стро­гой и пра­вед­ной жиз­ни; они умер­ли в 1981 го­ду в го­ро­де Ка­шине Твер­ской об­ла­сти. C дет­ства маль­чик чув­ство­вал теп­ло ма­те­рин­ской люб­ви и си­лу ее бла­го­сло­ве­ния. “Ты ведь мой?” – го­во­ри­ла ма­ма, и это бы­ло для него са­мой до­ро­гой лас­кой. Но она умер­ла ра­но, ко­гда Ива­ну ис­пол­ни­лось че­тыр­на­дцать лет. Гля­дя на мать и пе­ре­жи­вая ее по­те­рю в день ее смер­ти, он чув­ство­вал, как два по­ни­ма­ния со­вер­шив­ше­го­ся за­хва­ты­ва­ют его це­ли­ком: пер­вое – это ост­рая боль от без­воз­врат­ной по­те­ри то­го, что бы­ло са­мым яр­ким, са­мым теп­лым в зо­ло­тые дни дет­ства, и вто­рое – что даль­ней­шая его жизнь без ма­те­ри бу­дет сви­де­тель­ство­вать о том, ка­кое дви­же­ние ду­ши она в нем раз­ви­ла. Ему то­гда ка­за­лось, что каж­дый дур­ной по­сту­пок его по­сле­ду­ю­щей жиз­ни явит­ся оскорб­ле­ни­ем ее свет­лой па­мя­ти и на­ру­ше­ни­ем обя­за­тельств по от­но­ше­нию к ней.

По­сле смер­ти ма­те­ри Иван окон­чил че­ты­ре клас­са гим­на­зии и, в со­от­вет­ствии с се­мей­ной тра­ди­ци­ей, вы­брал служ­бу на фло­те, по­сту­пив в Мор­ской ка­дет­ский кор­пус, ко­то­рый окон­чил в 1908 го­ду со зва­ни­ем ко­ра­бель­но­го гар­де­ма­ри­на. При окон­ча­нии Мор­ско­го ка­дет­ско­го кор­пу­са Иван Ге­ор­ги­е­вич был на­граж­ден пре­ми­ей име­ни адми­ра­ла На­хи­мо­ва. В 1908 го­ду он по­лу­чил на­зна­че­ние на крей­сер “Бо­га­тырь” и в 1908–1909 го­дах на­хо­дил­ся в за­гра­нич­ном пла­ва­нии. В 1909 го­ду он был про­из­ве­ден в мич­ма­на, пе­ре­ве­ден в 1-й Бал­тий­ский флот­ский эки­паж и на­зна­чен в ди­ви­зи­он ис­пы­ты­ва­ю­щих­ся ми­но­нос­цев. В 1909–1910 го­дах Иван Ге­ор­ги­е­вич ис­пол­нял долж­ность рот­но­го ко­ман­ди­ра на крей­се­ре “Адми­рал Ма­ка­ров”. В 1911 го­ду он был на­граж­ден ита­льян­ской се­реб­ря­ной ме­да­лью за ока­за­ние по­мо­щи по­стра­дав­шим во вре­мя быв­ше­го в 1908 го­ду зем­ле­тря­се­ния в Си­ци­лии и Ка­лаб­рии. В 1912 го­ду Иван Ге­ор­ги­е­вич был про­из­ве­ден в лей­те­нан­ты. В 1914 и в 1915 го­дах он был на­граж­ден ор­де­на­ми Свя­то­го Ста­ни­сла­ва 3-й сте­пе­ни с ме­ча­ми и бан­том и Свя­той Ан­ны 3-й сте­пе­ни с ме­ча­ми и бан­том. В июне 1917 го­да Иван Ге­ор­ги­е­вич уво­лил­ся из фло­та по со­сто­я­нию здо­ро­вья.

Ле­том 1918 го­да он стал ра­бо­тать в на­уч­ной экс­пе­ди­ции, об­сле­до­вав­шей нев­ские от­ме­ли. В 1919–1921 го­дах Иван Ге­ор­ги­е­вич по мо­би­ли­за­ции слу­жил по­мощ­ни­ком ди­рек­то­ра ма­я­ков Бал­тий­ско­го фло­та и од­новре­мен­но ис­пол­нял долж­ность пса­лом­щи­ка в Свя­то-Тро­иц­ком хра­ме в Пет­ро­гра­де. В это вре­мя он бес­по­во­рот­но ре­шил стать свя­щен­но­слу­жи­те­лем, от­дать все­го се­бя и всю свою жизнь на слу­же­ние Бо­гу, стать во­и­ном Хри­сто­вым. Бла­го­дат­ная под­держ­ка, ко­то­рую он ощу­тил, ко­гда при­нял это ре­ше­ние, да­ла яс­но по­чув­ство­вать, что Гос­подь его при­зы­ва­ет и не оста­вит его в зем­ных ис­пы­та­ни­ях.

Вос­пи­тан­ный в хри­сти­ан­ской се­мье, ос­но­вой жиз­ни ко­то­рой бы­ло сле­до­ва­ние за­по­ве­дан­ным Хри­стом нрав­ствен­ным прин­ци­пам, во­ен­ный офи­цер, обу­чен­ный по­слу­ша­нию флот­ско­му уста­ву, он был чужд дву­смыс­лен­но­сти и лу­кав­ства. В бес­ком­про­мисс­но­сти жиз­ни во Хри­сте, твер­дом сле­до­ва­нии за Хри­стом бы­ло что-то срод­ное и близ­кое жиз­ни бо­е­во­го мор­ско­го офи­це­ра. Но во­ин зем­но­го оте­че­ства рис­ку­ет и на­пря­га­ет­ся толь­ко в пе­ри­од во­ен­ных уче­ний и бо­е­вых дей­ствий, а во­ин Хри­стов рис­ку­ет и на­пря­га­ет­ся еже­ми­нут­но, и в осо­бен­но­сти ес­ли су­дил ему Гос­подь жить во вре­ме­на го­не­ний. Го­то­вясь к при­ня­тию са­на свя­щен­ни­ка, Иван Ге­ор­ги­е­вич го­то­вил­ся и к ис­пы­та­ни­ям. Не толь­ко уте­ши­тель­ным, но и скорб­ным и горь­ким ока­зы­вал­ся в то вре­мя путь свя­щен­но­слу­жи­те­ля, где его жда­ли за­ча­стую узы тю­рем­ные. Отец Иоанн вспо­ми­нал впо­след­ствии о сво­ем за­клю­че­нии как о вре­ме­ни, ко­гда наи­бо­лее яс­но ощу­ща­лось при­сут­ствие Бо­жие.

При­няв ре­ше­ние стать свя­щен­ни­ком, все­це­ло вру­чив се­бя во­ле Гос­под­ней, он по­ехал на мо­ги­лу ма­те­ри в при­над­ле­жав­шее им ко­гда-то име­ние непо­да­ле­ку от Виль­ны. При­кла­ды­ва­ясь к зем­ле, он по­чув­ство­вал, что в ду­шу нис­хо­дят мир и по­кой, и ему сде­ла­лось теп­ло, как в дет­стве, как буд­то ощу­ти­лось, что мать сно­ва бла­го­слов­ля­ет его. По воз­вра­ще­нии в Пет­ро­град Иван Ге­ор­ги­е­вич был в 1920 го­ду ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на.

В 1921 го­ду отец Иоанн был впер­вые аре­сто­ван ЧК, но по­сле непро­дол­жи­тель­но­го за­клю­че­ния осво­бож­ден. Ле­том 1923 го­да он был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка ко хра­му Свя­той Тро­и­цы на Стре­мян­ной ули­це; вско­ре он был на­зна­чен на­сто­я­те­лем это­го хра­ма и воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея. Но­вое слу­же­ние це­ли­ком за­хва­ти­ло его. Пастве он от­да­вал все свое вре­мя и си­лы.

2 фев­ра­ля 1924 го­да вла­сти аре­сто­ва­ли свя­щен­ни­ка. В это вре­мя на­ча­лось мас­со­вое воз­вра­ще­ние хра­мов из об­нов­лен­че­ства в пат­ри­ар­шую Цер­ковь. Ак­ти­ви­зи­ро­ва­лась жизнь при­хо­дов, и ор­га­ни­зо­вы­ва­лись брат­ства. Чтобы по­ло­жить это­му ко­нец, ОГПУ ста­ло все силь­нее вме­ши­вать­ся в цер­ков­ную жизнь, в Пет­ро­гра­де бы­ло аре­сто­ва­но око­ло со­ро­ка че­ло­век ду­хо­вен­ства и ми­рян. От­ца Иоан­на об­ви­ни­ли в том, что он объ­еди­нил во­круг се­бя пра­во­слав­ных и они ста­ли со­би­рать­ся не толь­ко в хра­ме, но и в квар­ти­рах, где чи­та­лись ака­фи­сты, Свя­щен­ное Пи­са­ние и свя­щен­ник объ­яс­нял од­ну или две гла­вы из апо­столь­ских по­сла­ний.

Вы­зван­ный на до­прос, отец Иоанн ска­зал, что слу­жил в квар­ти­рах неко­то­рых сво­их при­хо­жан мо­леб­ны, по­сле ко­то­рых го­сти пи­ли чай, а ожи­дая по­ка по­да­дут, ве­ли бе­се­ды на ре­ли­ги­оз­ные те­мы. Это­го для вла­стей ока­за­лось до­ста­точ­но: 26 сен­тяб­ря 1924 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при Кол­ле­гии ОГПУ при­го­во­ри­ло от­ца Иоан­на к трем го­дам за­клю­че­ния в Со­ло­вец­кий конц­ла­герь. Все­го к за­клю­че­нию в конц­ла­герь бы­ло при­го­во­ре­но трид­цать пять че­ло­век – ду­хо­вен­ства и ми­рян.

В Со­ло­вец­ком конц­ла­ге­ре отец Иоанн дер­жал­ся неза­ви­си­мо, все­гда хо­дил в свя­щен­ни­че­ской одеж­де и по­се­щал цер­ков­ные служ­бы, до­ко­ле это поз­во­ля­лось; они бы­ли боль­шим уте­ше­ни­ем в су­ро­вых усло­ви­ях ла­гер­ной жиз­ни.

Отец Иоанн пи­сал из Со­ло­вец­ко­го ла­ге­ря пись­ма, адре­суя их сво­е­му от­цу, сест­рам и ду­хов­ным де­тям.

“Хри­стос раж­да­ет­ся, сла­ви­те!

Священномученик Иоанн (Стеблин-Каменский)

Священномученик Иоанн (Стеблин-Каменский)

До­ро­гие мои род­ные и во Хри­сте лю­би­мые, ра­дуй­тесь! Ра­дуй­тесь на­сту­па­ю­ще­му ве­ли­ко­му празд­ни­ку, в зим­нюю сту­жу ве­ща­ю­ще­му о гря­ду­щей весне. Пусть еще креп­нут мо­ро­зы, пусть зим­ние вью­ги за­кры­ва­ют от на­ших глаз солн­це – мы ведь зна­ем, что при­ро­да вер­шит свое де­ло и за фев­раль­ски­ми мо­ро­за­ми непре­мен­но вы­плы­ва­ет ве­сен­нее сол­ныш­ко. Пусть и в ис­то­рии че­ло­ве­че­ства еще ца­рит нрав­ствен­ная сту­жа, пусть на­ро­ды мя­тут­ся еще в безум­ном эго­и­сти­че­ском стрем­ле­нии к ма­те­ри­аль­но­му лич­но­му бла­го­по­лу­чию, – де­ло Бо­же­ствен­но­го стро­и­тель­ства со­вер­ша­ет­ся; Солн­це Прав­ды неуклон­но со­гре­ва­ет все то, что при­зва­но к жиз­ни; мир от зем­ли неотъ­ем­лем, не тот мир, ко­то­рый не мо­жет усто­ять при пер­вой бро­шен­ной ко­сти, пер­вом столк­но­ве­нии ма­те­ри­аль­ных ин­те­ре­сов, а тот мир, ко­то­рым на­пол­ня­ет­ся ду­ша го­лод­но­го че­ло­ве­ка, ко­гда он по­де­лит­ся сво­им по­след­ним кус­ком с чу­жим ему ни­щим.

Этот мир – непо­бе­дим по­то­му, что это мир люб­ви, а не со­гла­ше­ния. Преж­де бес­плод­ное стрем­ле­ние луч­ших лю­дей утвер­дить свою во­лю к доб­ро­де­ла­нию с яв­ле­ни­ем на зем­ле Бо­га Сло­ва по­лу­ча­ет обиль­ную бла­го­дат­ную по­мощь и бла­го­во­ле­ние в че­ло­ве­ках, во­пло­ща­ет­ся в жизнь. Но чтобы и нам ис­пол­нить­ся празд­нич­ной ра­до­сти, чтобы и нам по­кло­нить­ся ро­див­ше­му­ся Солн­цу Прав­ды, вспом­нив бла­го­ве­стие ан­ге­ла, пой­дем мыс­лен­но в го­род Да­ви­дов, ис­пол­ним­ся на­стро­е­ни­ем псал­мо­пев­ца, ца­ря, пас­ту­ха и про­ро­ка.

До­ро­гие мои, неуже­ли вы еще не на­учи­лись еже­днев­но чи­тать сло­во Бо­жие, неуже­ли вы еще – не ска­жу не по­ня­ли, но не по­чув­ство­ва­ли, что этот ду­хов­ный хлеб вам нуж­нее обык­но­вен­но­го. Ко­гда мне при­хо­дит­ся чи­тать по­ло­жен­ные на каж­дый день от­рыв­ки, я ду­маю о всех вас и о том, ка­кую поль­зу, уте­ше­ние и ра­дость каж­дый из вас мог бы в них по­лу­чить.

Всем серд­цем по­здрав­ляю всех с празд­ни­ком и мо­лю Гос­по­да, чтобы, при­з­рев на всех Его ищу­щих, Он Сам отряс бы их гре­хов­ную сквер­ну, из­ве­стил бы их в ве­ре, утвер­дил в на­деж­де, со­вер­шил в люб­ви и соде­ял бы их вер­ны­ми ча­да­ми Сво­ей свя­той Церк­ви. Пусть мои ми­лые пле­мян­ни­ки, ра­ду­ясь о да­ро­ван­ном им Гос­по­дом ра­зу­ме и воз­мож­но­сти по­лу­чить об­ра­зо­ва­ние, не воз­но­сят­ся мыс­ля­ми, но вспо­ми­на­ют То­го, Кто, ра­зу­мом уже в две­на­дцать лет пре­вос­хо­дя уче­ных стар­цев, пре­бы­вал в по­слу­ша­нии у некниж­но­го Иоси­фа, и учат­ся выс­шей пре­муд­ро­сти – ду­хов­но­му сми­ре­нию. Пусть на­ча­ло выс­шей пре­муд­ро­сти – страх Гос­по­день – ля­жет в ос­но­ву всей их де­я­тель­но­сти.

Из писем священномученика Иоанна (Стеблин-Каменского)

«Бывает и для души зима, которую мы должны уметь переживать» «Истинное счастье непременно соединяется со служением Господу в той или иной форме, и даже истекает из него» «Не ищите радостей жизни, но старайтесь дать их тем, кто в них нуждается больше вас».

«Нет нам скорби без радостной возможности принести ее к престолу Любви»

«Будем приучаться всегда, во всем, что с нами свершается, видеть последствие всеблагого Божия о нас промышления…»

«Пусть вас ничто не смущает. Всесильный Любвеобильный и Милостивый Господь днесь и во веки неизменен».

«Христианину, верующему в слова Спасителя: «Се Аз с вами есмь… до скончания века» [Мф.28:20] открыта возможность получить радостное утешение от Самого Источника Любви во всех обстоятельствах жизни». «…не унывайте никогда, не сомневайтесь в непрестающей любви к вам Начальника жизни. Помните, что терпеливым перенесением скорбей мы как бы идем навстречу Сошедшему с Небес и Крест нас ради Претерпевшему: откройте Ему ваши сердца, чтобы Он вошел в них, чтобы Он вечерял с вами и вы с Ним. Терпите до конца». «Не впускайте не только злобы, но и досады в сердца ваши; для этого прежде всего старайтесь жить в любви и мире друг с другом, взаимно прощая все обиды». «Научитесь… предавать самих себя и друг друга и всю свою жизнь Христу Богу».

«…чтобы мы могли принять участие в делании Христовом, мы прежде всего должны стремиться любовию препобедить то начало злобы, которое живет в нас самих и выявляется во всех видах эгоизма».

«…духовная любовь есть созвучие сердец, тайно от ума нашего воспевающих хвалу своему общему Творцу. Чем громче раздается в нас эта дивная хвала, тем ближе становимся мы друг другу».

«…познание милости Божией есть познание Его к нам Любви, а познание Его всесовершенной Любви есть истинная радость жизни».

«Покой душам нашим, истинная, безмятежная внутренняя радость, исполненная веры в торжество Любви и Истины, обретается несением ига Христова». «…каждый отдельный период твоей жизни…

Ис­кренне лю­бя­щий вас свя­щен­ник Иоанн Стеб­лин-Ка­мен­ский »

Дни памяти:

  • 5 февраля — переходящая — Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
  • 25 июня — переходящая — Собор Санкт-Петербургских святых
  • 2 августа

Обсуждение закрыто.