Святитель Иона Новгородский

Святитель Иона Новгородский, архиепископ

Святитель Иона Новгородский, архиепископ

Святитель Иона Новгородский, в ми­ре Иоанн, ро­дил­ся в кон­це XIV сто­ле­тия. Ко­гда ему бы­ло три го­да, его мать по во­ле Бо­жи­ей пре­да­ла Гос­по­ду свою ду­шу, а через че­ты­ре го­да по­сле се­го се­ми­лет­ний от­рок остал­ся пол­ным си­ро­тою. Но Гос­подь не оста­вил его без Сво­е­го по­пе­че­ния. Он вло­жил мысль од­ной доб­ро­де­тель­ной вдо­ви­це На­та­лии Ме­до­вар­це­вой взять к се­бе бед­но­го си­ро­ту на вос­пи­та­ние.

С ма­те­рин­ским по­пе­че­ни­ем она за­бо­ти­лась об от­ро­ке Иоанне, ко­то­рой от рож­де­ния был слаб здо­ро­вьем и тре­бо­вал хо­ро­ше­го и бди­тель­но­го ухо­да. На­та­лия Ме­до­вар­це­ва кор­ми­ла, оде­ва­ла от­ро­ка. Не оста­ви­ла она его и без пи­щи ду­хов­ной: она от­да­ла его на обу­че­ние од­но­му дья­ку, у ко­то­ро­го учи­лось мно­го дру­гих де­тей. Сла­бый от рож­де­ния, роб­кий вслед­ствие бед­но­сти, свя­той от­рок с са­мо­го по­ступ­ле­ния в учи­ли­ще силь­но от­ли­чал­ся от сво­их то­ва­ри­щей. Он не при­ни­мал уча­стия в шум­ных дет­ских иг­рах, лю­бил ти­ши­ну и уеди­не­ние, со всем усер­ди­ем и ста­ра­ни­ем стал учить­ся и сво­и­ми быст­ры­ми успе­ха­ми и доб­ро­тою нра­ва всё силь­нее снис­ки­вал се­бе лю­бовь у сво­ей при­ём­ной ма­те­ри.

Од­на­жды то­ва­ри­щи свя­то­го Иоан­на по­сле ве­чер­ни ста­ли иг­рать на ули­це. Бла­го­че­сти­вый от­рок был тут же. Он не при­ни­мал уча­стия в иг­ре сво­их сверст­ни­ков, а толь­ко на­блю­дал за ни­ми. В сие вре­мя на ули­це по­ка­зал­ся ка­кой-то неиз­вест­ный до сих пор в Нов­го­ро­де че­ло­век, ко­то­рой по­хо­дил на юро­ди­во­го. Это был свя­той Ми­ха­ил Клоп­ский. При­шед­ший из да­лё­кой об­ла­сти, ни­ко­му еще до сих пор неиз­вест­ный в Нов­го­ро­де, ни­ко­го из жи­те­лей не знав­ший, он в пер­вый раз был в Нов­го­ро­де еще до по­ступ­ле­ния сво­е­го в Клоп­ский мо­на­стырь.

За­ви­дев че­ло­ве­ка, иду­ще­го в стран­ном оде­я­нии, де­ти тол­пой ки­ну­лись к нему, ста­ли рас­смат­ри­вать его. Наи­бо­лее рез­вые ста­ли сме­ять­ся над свя­тым му­жем, а иные да­же бро­са­ли ему под но­ги кам­ни и сор. Свя­той Иоанн сто­ял вда­ли на ули­це. День кло­нил­ся к ве­че­ру. Уже су­мер­ки спу­сти­лись на зем­лю и всё окру­жа­ю­щее ста­ло скры­вать­ся во мра­ке. Но свет­ло и яс­но про­ви­дел свя­той Ми­ха­ил бу­ду­щее бла­жен­но­го от­ро­ка. Не об­ра­щая вни­ма­ния на шум и ша­ло­сти де­тей, он на­прав­ля­ет­ся к Иоан­ну, бе­рёт его за во­ло­сы и, при­под­няв его вы­ше се­бя, го­во­рит:

– Иван, при­леж­но изу­чай кни­ги: быть те­бе ар­хи­епи­ско­пом в Ве­ли­ком Нов­го­ро­де!

По­сле се­го он об­нял ре­бен­ка, по­це­ло­вал его и уда­лил­ся. Так свя­той Ми­ха­ил, не зная преж­де име­ни ре­бён­ка, пред­рёк то, что дей­стви­тель­но ис­пол­ни­лось через 50 лет, спу­стя 4 го­да по­сле бла­жен­ной кон­чи­ны са­мо­го свя­то­го Ми­ха­и­ла.

Меж­ду тем от­рок Иоанн, до­стиг­нув со­вер­шен­но­лет­не­го воз­рас­та, ре­шил­ся по­свя­тить се­бя слу­же­нию Гос­по­ду. Еще с са­мо­го дет­ства он стро­го со­блю­дал все за­по­ве­ди Хри­сто­вы и лю­бил уеди­не­ние. Те­перь он воз­на­ме­рил­ся при­нять на се­бя ино­че­ское по­стри­же­ние. В 50 вер­стах от Нов­го­ро­да сре­ди боль­ших ле­сов, вда­ли от че­ло­ве­че­ско­го жи­ли­ща, на­хо­ди­лась От­няя пу­стынь. Сю­да-то и по­сту­пил свя­той Иоанн. Ар­хи­манд­рит сей оби­те­ли Ха­ри­тон с лю­бо­вью при­нял при­быв­ше­го и по­стриг его в ино­ки, дав ему имя Ио­ны. Стро­гую и су­ро­вую жизнь, ис­пол­нен­ную ве­ли­ких ино­че­ских по­дви­гов, стал ве­сти свя­той Иона.

Его по­дви­ги изум­ля­ли бра­тию, так что ино­ки по­сле смер­ти Ха­ри­то­на из­бра­ли еди­но­душ­но свя­то­го Иону игу­ме­ном сво­ей оби­те­ли. На но­вой долж­но­сти бла­жен­ный по­ка­зал се­бя муд­рым пра­ви­те­лем, на­сто­я­щим пас­ты­рем, крот­ким ру­ко­во­ди­те­лем и опыт­ным на­став­ни­ком. Сла­ва о его тру­дах и по­дви­гах быст­ро рас­про­стра­ня­лась; вско­ре о нем ста­ло из­вест­но и в Ве­ли­ком Нов­го­ро­де. Мно­гие жи­те­ли Нов­го­ро­да и дру­гих мест ста­ли при­хо­дить к свя­то­му, на­зи­да­лись его муд­ры­ми на­став­ле­ни­я­ми, про­си­ли его мо­литв и бла­го­сло­ве­ния. Мно­гие ста­ли де­лать по­жерт­во­ва­ния в оби­тель, так что под муд­рым управ­ле­ни­ем свя­то­го Ио­ны скуд­ная и бед­ная до­се­ле сред­ства­ми От­няя оби­тель ста­ла про­цве­тать, чис­ло ино­ков её умно­жа­лось, и все они под­ра­жа­ли по ме­ре сил сво­их свя­то­му Ионе.

В 1458 го­ду скон­чал­ся свя­ти­тель Нов­го­род­ский Ев­фи­мий. Опла­ки­ва­е­мый всем на­ро­дом, сей пас­тырь, поль­зо­вав­ший­ся лю­бо­вью и ува­же­ни­ем, был с че­стью по­хо­ро­нен.

Нов­го­род­ские граж­дане еди­но­душ­но же­ла­ли ви­деть на ар­хи­пас­тыр­ском пре­сто­ле свя­то­го Иону. Тя­гост­но бы­ло ему остав­лять тихую От­нюю пу­стынь, но он не ре­шал­ся про­ти­вить­ся же­ла­нию на­род­но­му. В 1458 го­ду он при­был в Нов­го­род, а в 1459 го­ду был воз­ве­ден в сан ар­хи­епи­ско­па Нов­го­род­ско­го Все­рос­сий­ским мит­ро­по­ли­том свя­тым Ионою. Но­вой ар­хи­епи­скоп был укра­шен все­ми доб­ро­де­те­ля­ми, так что нов­го­род­цы уви­де­ли в нем вполне до­стой­но­го пре­ем­ни­ка по­чив­ше­го свя­ти­те­ля Ев­фи­мия. Свя­той муж от­ли­чал­ся сво­ею лю­бо­вью к пастве, осо­бен­но же он за­щи­щал бед­ных и си­рых, па­мят­ствуя о сво­ем си­рот­стве. На нем вполне ис­пол­ни­лись сло­ва Иова: «уста вдов бла­го­слов­ля­ли ме­ня, гла­за сле­пым, но­га хро­мым; я был отец немощ­ным» (Иов.29:13-15).

Не бы­ло че­ло­ве­ка, кто бы мог дур­но ото­звать­ся о свя­ти­те­ле; все лю­би­ли и же­ла­ли его ви­деть, все, кто слы­шал его, по­лу­ча­ли на­сла­жде­ние. За­ни­мая та­кой вы­со­кий пре­стол, он был со все­ми кро­ток и прост. Всем он ста­рал­ся ока­зать ка­кое-ли­бо доб­ро, дать муд­рый со­вет. Не толь­ко од­ни нов­го­род­цы ува­жа­ли сво­е­го вла­ды­ку, но да­же и Мос­ков­ские кня­зья лю­би­ли свя­то­го Иону, по­чи­та­ли его и неред­ко по­сы­ла­ли ему по­сла­ния и по­лу­ча­ли от него со­вет. Ибо ча­сто свя­ти­тель про­ро­че­ски пред­ска­зы­вал бу­ду­щее, и сло­во его все­гда в точ­но­сти ис­пол­ня­лось. А в то вре­мя Мос­ков­ские кня­зья Ва­си­лий Тем­ный и сын его Иоанн III осо­бен­но недо­вер­чи­во от­но­си­лись к нов­го­род­цам, ко­то­рые не мог­ли за­быть о преж­ней сво­ей неза­ви­си­мо­сти от Моск­вы и по­се­му не раз на­вле­ка­ли на се­бя гнев цар­ский. Свя­ти­тель Иона, поль­зо­вав­ший­ся та­ким ува­же­ни­ем у ве­ли­ких кня­зей мос­ков­ских, за­щи­щал сво­их со­граж­дан и смяг­чал цар­ский гнев. Са­ми нов­го­род­цы про­си­ли у него хо­да­тай­ства пред кня­зья­ми мос­ков­ски­ми; ча­сто так­же он сво­им власт­ным сло­вом пре­кра­щал их по­сто­ян­ные неуря­ди­цы и вза­им­ные раз­до­ры.

Свя­ти­те­лю при­хо­ди­лось неред­ко всту­пать в де­ла граж­дан­ские. Вско­ре по­сле его вступ­ле­ния на пре­стол на­ча­лись нестро­е­ния и в Церк­ви. Из Ри­ма при­был в Лит­ву уче­ник лже­мит­ро­по­ли­та Ис­и­до­ра и всту­пил в управ­ле­ние За­пад­но­-Рус­ской цер­ко­вью. В Москве был со­зван со­бор, где бы­ло по­ста­нов­ле­но – не при­зна­вать его мит­ро­по­ли­том. Сам Нов­го­род­ский пас­тырь не был в Москве на сем со­бо­ре. Но мит­ро­по­лит Мос­ков­ский при­слал ему со­бор­ное опре­де­ле­ние и уве­ще­вал его креп­ко сто­ять за пра­во­сла­вие, укреп­лять в ис­тин­ной ве­ре свою паст­ву, а за­блуд­ших убеж­дать и об­ра­щать к ис­тине.

Ча­сто свя­ти­те­лю при­хо­ди­лось усо­ве­ще­вать сво­их со­граж­дан. В 1460 го­ду в Нов­го­род при­был ве­ли­кий князь Мос­ков­ский Ва­си­лий с дву­мя сво­и­ми сы­но­вья­ми, Юри­ем и Ан­дре­ем. На сей раз он при­был в Нов­го­род с ми­ром, ибо же­лал по­кло­нить­ся Нов­го­род­ским чу­до­твор­цам и со­брать по­дать с жи­те­лей. Несколь­ко лет то­му на­зад он же при­хо­дил под Нов­го­род с силь­ным вой­ском и на­ка­зал нов­го­род­цев за их при­язнь к его вра­гам. Неко­то­рые жи­те­ли, пом­ня сие, со­ста­ви­ли дерз­кий за­мы­сел умерт­вить кня­зя. Ко­гда свя­ти­тель узнал о та­ком безум­ном на­ме­ре­нии, он немед­лен­но явил­ся в со­бра­ние за­го­вор­щи­ков.

– Безум­цы, – ска­зал им свя­ти­тель, – что вы за­мыс­ли­ли? Ес­ли вы и убьё­те ве­ли­ко­го кня­зя, то че­го вы до­бье­тесь? Толь­ко од­но несча­стие и бед­ствие на­вле­чё­те на Нов­го­род. Его стар­ший сын Иоанн, све­дав о ва­шем зло­дей­стве, немед­лен­но явит­ся с силь­ным вой­ском и опу­сто­шит стра­ну.

Сие уве­ща­ние силь­но по­дей­ство­ва­ло на за­го­вор­щи­ков; они са­ми яс­но по­ня­ли свое по­ло­же­ние.

Нов­го­род­цы с че­стью при­ня­ли ве­ли­ко­го кня­зя. Свя­ти­тель так­же ока­зы­вал ему свое ува­же­ние. Ве­ли­кий князь ча­сто бе­се­до­вал с бла­жен­ным ар­хи­пас­ты­рем и ис­пол­нял все его со­ве­ты. Он по­лю­бил его как сво­е­го от­ца и слу­шал его во всем. Осо­бен­но он ува­жал свя­ти­те­ля за его доб­ро­де­тель­ную жизнь. Во вре­мя пре­бы­ва­ния в Нов­го­ро­де ве­ли­ко­го кня­зя про­изо­шло див­ное ис­це­ле­ние кня­же­ско­го по­стель­ни­че­го у ра­ки мо­щей свя­то­го Вар­ла­а­ма Ху­тын­ско­го. Этот мо­ло­дой че­ло­век из ро­да бо­яр Ря­зан­ских вне­зап­но силь­но за­не­мог. Си­лы его быст­ро ис­то­ща­лись. На­ко­нец он, ка­за­лось, со­всем умер.

Ко­гда его под­нес­ли к ра­ке мо­щей свя­то­го Вар­ла­а­ма, он вдруг ожил и стал со­вер­шен­но здо­ро­вым. Сие уди­ви­тель­ное чу­до про­изо­шло на гла­зах са­мо­го ве­ли­ко­го кня­зя, его бо­яр и дру­гих лиц. При­быв­шие в Нов­го­род при­зна­ли, что сей го­род поль­зу­ет­ся осо­бен­ным по­кро­ви­тель­ством свы­ше. Свя­ти­тель Иона тут же по­ве­лел за­пи­сать сие чу­до на па­мять по­том­кам и воз­ло­жил сие де­ло на при­быв­ше­го со Свя­той Го­ры Па­хо­мия Ло­го­фе­та. Спу­стя неко­то­рое вре­мя князь от­пра­вил­ся об­рат­но в Моск­ву. Про­ща­ясь со свя­тым пас­ты­рем, ве­ли­кий князь при­гла­шал его на со­ве­ща­ние в Моск­ву.

Вско­ре свя­ти­те­лю при­шлось от­пра­вить­ся ту­да. Князь раз­гне­вал­ся сно­ва на жи­те­лей Нов­го­ро­да. Неко­то­рые вель­мо­жи ста­ра­лись уси­лить нерас­по­ло­же­ние кня­зя к нов­го­род­цам. Свя­той Иона, же­лая уто­лить гнев его, несмот­ря на свои го­ды, от­пра­вил­ся в Моск­ву, пре­не­бре­гая все­ми труд­но­стя­ми да­лё­ко­го пу­ти. При­бли­жа­ясь к се­му го­ро­ду, он вспом­нил ве­ли­ко­го за­щит­ни­ка Рус­ской зем­ли – пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, и дал обет по воз­вра­ще­нии по­стро­ить храм во имя се­го слав­но­го по­движ­ни­ка и див­но­го угод­ни­ка Бо­жия. За 5 верст от Моск­вы свя­ти­те­ля встре­ти­ли бо­яре и несколь­ко игу­ме­нов. Ко­гда же свя­ти­тель при­был в го­род, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский при­нял его с лю­бо­вью. На кня­же­ском дво­ре уже дав­но жда­ли свя­то­го ар­хи­епи­ско­па. Здесь его встре­ти­ли бо­яре. На лест­ни­це в ве­ли­ко­кня­жий те­рем его взя­ли под ру­ки де­ти Ва­си­лия Ва­си­лье­ви­ча. Сам князь был весь­ма рад ви­деть пред со­бою муд­ро­го вла­ды­ку. Он при­нял дань и по­дар­ки, ко­то­рые свя­ти­тель при­вёз с со­бою из сво­е­го го­ро­да.

Во всё вре­мя пре­бы­ва­ния свя­ти­те­ля в Москве ве­ли­кий князь ока­зы­вал ему пол­ное ува­же­ние. Он ча­сто при­зы­вал его к се­бе, бе­се­до­вал с ним о раз­ных де­лах граж­дан­ских и цер­ков­ных. Од­на­жды он при­звал к се­бе свя­ти­те­ля Нов­го­род­ско­го и мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го и вы­ска­зал свое недо­воль­ство на нов­го­род­цев. Он жа­ло­вал­ся на них свя­то­му Ионе за то, что они го­то­вы стать на сто­ро­ну вра­гов Рус­ской зем­ли – ли­тов­цев, ока­зы­вая ма­ло ува­же­ния ему – ве­ли­ко­му кня­зю, и да­же ска­зал, что на­ме­ре­ва­ет­ся ид­ти с вой­ском на мя­теж­ных нов­го­род­цев, чтобы раз на­все­гда по­ло­жить пре­дел их сму­там и свое­воль­ствам. Свя­ти­тель Иона, как ис­тин­ный пас­тырь, стал го­ря­чо за­сту­пать­ся за сво­их ду­хов­ных чад; го­во­рил кня­зю, что ему мно­гое пе­ре­да­ют непра­виль­но, ста­ра­ясь воз­бу­дить его гнев. Он про­сил Ва­си­лия не об­ра­щать вни­ма­ние на ре­чи за­вист­ли­вых кле­вет­ни­ков, не увле­кать­ся гне­вом, но по­ми­ло­вать нов­го­род­цев.

– Ве­ли­кий го­су­дарь, не поз­во­ляй гне­ву овла­де­вать тво­им серд­цем, не вни­май кле­вет­ни­кам и за­вист­ни­кам, не ка­рай мно­гих невин­ных из-за гор­сти ви­нов­ных, но оте­че­ски вра­зу­ми жи­те­лей на­ше­го го­ро­да и ока­жи им свою лю­бовь и ми­лость. Ес­ли же ты, не вни­мая моль­бам на­шим, стро­го ста­нешь взыс­ки­вать с жи­те­лей Нов­го­ро­да, то опа­сай­ся, чтобы и меж­ду тво­и­ми ча­да­ми не воз­ник­ло раз­де­ле­ние. Нет, князь, не по­двиг­нись по кле­ве­те на твою от­чи­ну, но ми­ло­сти­во воз­зри на твой на­род. Не воз­ла­гай на него но­вых да­ней и по­вин­но­стей. Знай, что уже дни твои при­бли­жа­ют­ся к кон­цу. Сын твой Иоанн вос­ся­дет на пре­сто­ле ве­ли­ко­кня­же­ском по­сле те­бя. Вме­сте с сво­ей паст­вой я бу­ду воз­но­сить о нем мо­лит­вы Гос­по­ду, да из­ба­вит его все­силь­ная дес­ни­ца Бо­жия от на­си­лия без­бож­ных та­тар, да воз­вы­сит его над все­ми вра­га­ми и укре­пит его дер­жа­ву, ес­ли он бу­дет со­блю­дать за­по­ве­ди Гос­под­ни и с кро­то­стью бу­дет управ­лять сво­ей зем­лей.

Сло­ва сии силь­но об­ра­до­ва­ли ве­ли­ко­го кня­зя, за­вет­ной меч­той ко­то­ро­го бы­ло осво­бож­де­ние от ига та­тар­ско­го. Зная, что пред­ска­за­ния свя­то­го ар­хи­епи­ско­па в точ­но­сти сбы­ва­ют­ся, Ва­си­лий обе­щал свя­ти­те­лю Ионе от­ло­жить вся­кий гнев на нов­го­род­цев и да­ро­вать им мир. Он дал в сем сло­во ар­хи­епи­ско­пу пред мит­ро­по­ли­том. По окон­ча­нии сей бе­се­ды Нов­го­род­ский ар­хи­пас­тырь про­сле­зил­ся. Недо­уме­вая о сем, ве­ли­кий князь и мит­ро­по­лит спро­си­ли свя­ти­те­ля о при­чине его слёз.

– Кто мо­жет, – от­вет­ство­вал им свя­той, – уни­зить и сми­рить та­кой силь­ный и мно­го­люд­ный го­род, как наш? Толь­ко са­ми граж­дане сво­и­ми усо­би­ца­ми. Лишь о том мо­лю Гос­по­да, чтобы не бы­ло се­го во дни мои.

Так свя­той Иона яс­но пред­ви­дел бу­ду­щее па­де­ние Нов­го­ро­да. Зная сие, он ис­про­сил у Ва­си­лия и его сы­на Иоан­на пра­во су­да для лю­би­мой От­ней оби­те­ли. Кня­зья охот­но ис­пол­ни­ли прось­бу свя­ти­те­ля. Они да­ли ему гра­мо­ту с ве­ли­ко­кня­же­ской сво­ей пе­ча­тью.

Ве­ли­кий князь так твер­до ве­рил сло­вам Нов­го­род­ско­го вла­ды­ки, что то­гда же на­пи­сал ду­хов­ную. На­зна­чив в ней уде­лы сво­им сы­но­вьям и су­пру­ге, ве­ли­кий князь опре­де­лил в ней со­би­рать дань для та­тар толь­ко до тех пор, по­ка они еще име­ют власть над Рус­ской зем­лёй. «Но на­сту­пит вре­мя, – го­во­рил здесь Ва­си­лий, – ко­гда власть их рухнет, и Гос­подь из­ба­вит Рус­ских кня­зей от их ига – то­гда кня­зья уже не долж­ны бо­лее вно­сить ве­ли­ко­му кня­зю да­ни для упла­ты Ор­дын­ско­му ха­ну».

По­сле се­го свя­ти­тель Нов­го­род­ский от­пра­вил­ся к сво­ей пастве. Князь и бо­яре с че­стью про­во­жа­ли ува­жа­е­мо­го ар­хи­пас­ты­ря. С не мень­шей лю­бо­вью встре­ти­ли граж­дане Нов­го­род­ские сво­е­го вла­ды­ку, ко­то­рый так го­ря­чо хо­да­тай­ство­вал за них пе­ред ве­ли­ким кня­зем. При­быв в свою епар­хию, свя­ти­тель немед­лен­но ис­пол­нил дан­ное им обе­ща­ние – по­стро­ил пер­вый в Нов­го­ро­де храм в честь пре­по­доб­но­го от­ца на­ше­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го. Он со вся­ким бла­го­ле­пи­ем укра­сил но­вой храм, снаб­дил его бо­го­слу­жеб­ны­ми кни­га­ми и ико­на­ми и ча­сто по­се­щал его.

Свя­той Иона мно­го за­бо­тил­ся о ду­хов­ном про­све­ще­нии сво­ей паст­вы; сам от­ли­ча­ясь боль­шой на­чи­тан­но­стью и глу­бо­ким зна­ни­ем Бо­же­ствен­но­го Пи­са­ния, он же­лал, чтобы и ду­хов­ные его ча­да мог­ли по­учать­ся и иметь для на­зи­да­тель­но­го чте­ния опи­са­ние зна­ме­ни­тых по­движ­ни­ков Нов­го­род­ской об­ла­сти. Для се­го, по со­гла­сию с мит­ро­по­ли­том Все­рос­сий­ским свя­тым Ионою, Нов­го­род­ский ар­хи­пас­тырь по­ру­чил при­быв­ше­му со Свя­той Го­ры уче­но­му ино­ку Па­хо­мию Ло­го­фе­ту пе­ре­смот­реть и на­пи­сать неко­то­рые жи­тия свя­тых. Кро­ме то­го, до нас до­шло несколь­ко бо­го­слу­жеб­ных книг, пи­сан­ных по бла­го­сло­ве­нию ар­хи­епи­ско­па Ио­ны.

Вско­ре по­сле воз­вра­ще­ние из Моск­вы мит­ро­по­лит Все­рос­сий­ский Иона при­слал по­сла­ние бла­жен­но­му свя­ти­те­лю Нов­го­род­ско­му. Чув­ствуя при­бли­же­ние сво­ей кон­чи­ны, мит­ро­по­лит Иона еще раз же­лал уви­дать­ся с Нов­го­род­ским вла­ды­кой и на­сла­дить­ся его ду­хов­ной бе­се­дой. Вме­сте с тем мит­ро­по­лит про­сил свя­то­го Иону, чтобы он при­нял лич­но уча­стие в из­бра­нии до­стой­но­го ему пре­ем­ни­ка и пре­дал его са­мо­го по­гре­бе­нию. Про­чи­тав сие по­сла­ние, свя­той Иона про­сле­зил­ся и вос­клик­нул:

– Ве­ли­кой бла­го­да­ти ли­ша­ет­ся ныне Москва, а вме­сте с нею и вся Рус­ская зем­ля.

Од­на­ко, удру­чен­ный го­да­ми и бо­лез­нью ног, сам свя­той Иона не мог от­пра­вить­ся в Моск­ву. Он по­слал свя­ти­те­лю Мос­ков­ско­му гра­мо­ту, в ко­ей, уте­шая его, пи­сал:

– Не скор­би, что нам нель­зя по­ви­дать­ся те­перь, ибо мы сви­дим­ся уже в той жиз­ни, по от­ше­ствии из брен­но­го те­ла. Ра­дост­но бу­дет то­гда на­ше сви­да­ние, ибо мы вос­при­и­мем то­гда мзду от Са­мо­го На­чаль­ни­ка пас­ты­рей.

Из­бра­ние пре­ем­ни­ка свя­той Иона предо­став­лял Гос­по­ду и освя­щен­но­му со­бо­ру:

– Ко­го Дух Свя­той из­бе­рёт и бла­го­сло­вит, то­го и я бу­ду го­тов при­нять!

Свя­той мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Иона пре­ста­вил­ся 31 мар­та 1461 го­да. Зная свя­тость его жиз­ни, свя­ти­тель Нов­го­род­ский по­ру­чил вы­ше­на­зван­но­му Па­хо­мию Ло­го­фе­ту со­ста­вить ка­нон. Вско­ре по­сле се­го свя­ти­тель Мос­ков­ский был при­чис­лен к ли­ку свя­тых.

В 1462 го­ду, по смер­ти Ва­си­лия, на пре­стол ве­ли­ко­кня­же­ский всту­пил сын его Иоанн III. Свя­той Иона от­пра­вил­ся по де­лам в Моск­ву к но­во­му кня­зю. Он на­пом­нил ему о том, что пред­рёк еще его от­цу, при­ба­вив:

– Не пре­зрит Гос­подь мо­лит­вы столь­ких угне­тен­ных, он рас­се­ет ор­ду, но пусть го­су­дарь пре­бы­ва­ет в бла­го­че­стии и твёр­до хра­нит за­по­ве­ди Бо­жии.

В то же вре­мя свя­ти­тель про­сил ве­ли­ко­го кня­зя под­твер­дить преж­нюю гра­мо­ту для От­ней пу­сты­ни, чтобы сия оби­тель име­ла пра­во су­да. Иоанн, глу­бо­ко ува­жав­ший свя­ти­те­ля, охот­но ис­пол­нил его прось­бу. Он под­твер­дил гра­мо­ту, дан­ную его от­цом, и при­ло­жил к ней пе­чать с сво­им соб­ствен­ным изо­бра­же­ни­ем.

В то вре­мя про­изо­шло пе­чаль­ное раз­де­ле­ние Рус­ской церк­ви. Гри­го­рий, по­свя­щен­ный в епи­ско­пы в Ри­ме, объ­явил се­бя мит­ро­по­ли­том Рус­ским и, при­ня­тый бла­го­склон­но ко­ро­лём Поль­ским, стал управ­лять цер­ков­ны­ми де­ла­ми в юго-за­пад­ной Рос­сии, под­власт­ной то­гда Поль­ско­му ко­ро­лю. О сем де­ле мно­гие пра­во­слав­ные и сам ве­ли­кий князь пи­са­ли свя­ти­те­лю, про­ся его со­дей­ствия и под­держ­ки. Свя­той Иона, сам твер­дый в пра­во­сла­вии, вся­че­ски про­ти­во­дей­ство­вал та­ко­му раз­де­ле­нию и мно­го по­учал свою паст­ву, убеж­дая ее не остав­лять ста­рой ве­ры пра­во­слав­ной и оста­вать­ся вер­ной пре­сто­лу Мос­ков­ско­го мит­ро­по­ли­та; как ис­тин­ный пас­тырь, он сме­ло и без­бо­яз­нен­но раз­ру­шал все про­ис­ки вра­гов пра­во­сла­вия и охра­нял свое сло­вес­ное ста­до.

Нема­ло тру­дов по­нёс свя­той Иона. Сво­им муд­рым сло­вом, сво­ей лю­бо­вью он не раз по­га­шал раз­дор меж­ду нов­го­род­ца­ми и пско­ви­ча­ми. Жи­те­ли Пско­ва, тя­го­тясь за­ви­си­мо­стью от Нов­го­род­ско­го вла­ды­ки, ста­ли про­сить, чтобы ве­ли­кий князь на­зна­чил им в Псков осо­бо­го епи­ско­па. Они да­же за­хва­ти­ли часть зе­мель и уго­дий, ко­то­рые при­над­ле­жа­ли ар­хи­епи­ско­пу Нов­го­род­ско­му. Но ве­ли­кий князь не ис­пол­нил их прось­бы, по­велев им во всём по­ви­но­вать­ся бла­жен­но­му свя­ти­те­лю Нов­го­род­ско­му и воз­вра­тить неспра­вед­ли­во ими за­хва­чен­ное. Пско­ви­чи так и сде­ла­ли. Мно­го со­дей­ство­вал се­му сво­им при­ме­ром и сам свя­той Иона. Он да­же не по­тре­бо­вал от пско­ви­чей ни­ка­ко­го воз­на­граж­де­ния за убыт­ки, при­чи­нён­ные ими ар­хи­ерей­ской ка­фед­ре. Ви­дя его лю­бовь и бес­ко­ры­стие, боль­шая часть пско­ви­чей ста­ла еще боль­ше ува­жать его и ока­зы­вать ему долж­ную честь.

Свя­той Иона мно­го за­бо­тил­ся о по­стро­е­нии и укра­ше­нии хра­мов Бо­жи­их. Кро­ме по­стро­е­ния хра­ма в честь пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, свя­ти­тель за­бо­тил­ся о сво­ей лю­би­мой От­ней оби­те­ли, где на­ча­лись его ино­че­ские тру­ды и по­дви­ги. Он по­стро­ил здесь ка­мен­ный храм во имя Трех Свя­ти­те­лей и ве­ли­ко­леп­но его укра­сил. Для се­го он вы­звал са­мых луч­ших ико­но­пис­цев и щед­ро рас­то­чал свое име­ние, чтобы обиль­но снаб­дить но­вой храм свя­щен­ны­ми пред­ме­та­ми и кни­га­ми.

К сей церк­ви он при­стро­ил еще дру­гую, в честь Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на Пред­те­чи, имя ко­то­ро­го он но­сил еще в ми­ру. В сем хра­ме он соб­ствен­ны­ми ру­ка­ми ис­ко­пал се­бе гроб и за­ве­щал пре­дать здесь по­гре­бе­нию свое те­ло. В От­ней оби­те­ли свя­той ар­хи­пас­тырь по­стро­ил еще храм во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая. В са­мом Нов­го­ро­де он воз­об­но­вил и укра­сил Дмит­ри­ев­скую цер­ковь на Тор­го­вой сто­роне, по пре­да­нию, пер­во­на­чаль­но по­стро­ен­ную в па­мять по­бе­ды Ди­мит­рия Дон­ско­го над Ма­ма­ем.

За бла­го­че­сти­вую жизнь муд­ро­го свя­ти­те­ля ува­жа­ли не толь­ко ве­ли­кие кня­зья Мос­ков­ские, но да­же Твер­ские, Смо­лен­ские, По­лоц­кие и Ли­тов­ские. Нов­го­род­ская об­ласть, управ­ля­е­мая свя­тым Ионою, поль­зо­ва­лась во все вре­мя свя­ти­тель­ства се­го бла­жен­но­го ми­ром и осо­бым по­кро­ви­тель­ством свы­ше. Граж­дане, вни­мая его по­уче­ни­ям, име­ли лю­бовь друг к дру­гу; да­же са­мая зем­ля от­ли­ча­лась то­гда осо­бен­ным пло­до­ро­ди­ем. Все сие бы­ло по мо­лит­вам свя­то­го. Толь­ко од­на­жды Нов­го­род­ская и Псков­ская зем­ля под­верг­лась страш­но­му бед­ствию.

С кон­ца 1466 го­да от­кры­лось мо­ро­вое по­вет­рие, ко­то­рое из­вест­но под име­нем Си­мо­нов­ско­го мо­ра. У боль­ных опу­ха­ли же­лё­зы и на тре­тий или чет­вер­тый день они уми­ра­ли. В сле­ду­ю­щем, 1467 г. бо­лезнь вспых­ну­ла с но­вой си­лой. Во всей Нов­го­род­ской зем­ле умер­ло 220652 че­ло­ве­ка. Ве­ли­кая скорбь и смя­те­ние охва­ти­ли жи­те­лей. Но еще бо­лее бо­лел ду­шой за сво­их ду­хов­ных чад сам ар­хи­пас­тырь. Он уте­шал их и непре­стан­но мо­лил­ся Гос­по­ду о пре­кра­ще­нии се­го страш­но­го бед­ствия. И мо­лит­ва его бы­ла услы­ша­на. В Нерев­ском кон­це при Зве­рин­ском мо­на­сты­ре бы­ла устро­е­на боль­шая ску­дель­ни­ца для по­гре­бе­ния умер­ших. Од­на­жды во вре­мя мо­лит­вы свя­ти­тель услы­шал глас:

– Сту­пай с кре­ста­ми в со­про­вож­де­нии все­го освя­щен­но­го со­бо­ра в Нерев­ский ко­нец в Зве­рин мо­на­стырь в храм По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы на ску­дель­ню. Сту­пай ту­да, где явил­ся об­раз свя­то­го пра­вед­но­го Си­мео­на Бо­го­при­им­ца. По­ставь там в честь его храм, и мор пре­кра­тит­ся.

Свя­ти­тель воз­ве­стил о сем граж­да­нам, и утром 1 ок­тяб­ря, в день па­мя­ти По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, нов­го­род­цы бы­ли сви­де­те­ля­ми но­во­го див­но­го чу­да. В сей день свя­ти­тель со всем сво­им кли­ром и граж­да­на­ми на­пра­вил­ся в ука­зан­ное ме­сто и, пре­кло­нив ко­ле­на пред ико­ною Си­мео­на Бо­го­при­им­ца, со сле­за­ми мо­лил­ся Гос­по­ду об уто­ле­нии гне­ва небес­но­го. В сие вре­мя на­род стал сно­сить брёв­на, и в один день бы­ла по­стро­е­на цер­ковь. Свя­той Иона в тот же день освя­тил ее и со­вер­шил в ней Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию. С то­го дня мо­ро­вое по­вет­рие пре­кра­ти­лось.

В сле­ду­ю­щем, 1468 г. свя­ти­тель Иона на ме­сте сей де­ре­вян­ной церк­ви воз­двиг ка­мен­ный храм в честь пра­вед­но­го Си­мео­на, ко­то­рый со­хра­ня­ет­ся и до се­го дня, сви­де­тель­ствуя о неиз­ре­чен­ной ми­ло­сти Бо­жи­ей. В то вре­мя на­чал ос­но­вы­вать­ся Со­ло­вец­кий мо­на­стырь. Свя­ти­тель Иона ока­зы­вал ве­ли­кую по­мощь и со­дей­ствие но­вой оби­те­ли. Вме­сте с мир­ски­ми вла­стя­ми Нов­го­ро­да он дал свя­то­му Зо­си­ме гра­мо­ту, по ко­то­рой от­да­вал во вла­де­ние но­вой оби­те­ли весь Со­ло­вец­кий ост­ров со все­ми уго­дья­ми.

Мно­го добра ока­зы­вал всем Нов­го­род­ский свя­ти­тель, нема­ло тру­дов ему при­шлось пе­ре­не­сти. Чув­ствуя при­бли­же­ние сво­ей кон­чи­ны, святой Иона на­пи­сал ду­хов­ную, в которой за­ве­щал по­хо­ро­нить те­ло его в От­ней оби­те­ли. При­ча­стив­шись свя­тых Та­ин, он мир­но ото­шел ко Гос­по­ду 5/18 но­яб­ря 1470 го­да. С по­до­ба­ю­щею че­стью нов­го­род­ская паства пре­да­ла по­гре­бе­нию те­ло сво­е­го лю­би­мо­го пас­ты­ря, на­став­ни­ка и за­ступ­ни­ка. Чест­ное те­ло его бы­ло по­ло­же­но в От­ней оби­те­ли в мо­ги­ле, при­го­тов­лен­ной им са­мим при церк­ви свя­то­го Иоан­на Пред­те­чи. До со­ро­ка дней бра­тия не за­кры­ва­ли зем­лей мо­ги­лу.

Гос­по­ду бы­ло угод­но про­сла­вить нетле­ни­ем остан­ки Сво­е­го слав­но­го угод­ни­ка. Бра­тия От­ней оби­те­ли и дру­гие ли­ца силь­но ди­ви­лись, ко­гда ви­де­ли, что те­ло свя­ти­те­ля не из­да­ва­ло ни ма­лей­ше­го за­па­ха тле­ния. Уже про­шло со­рок дней со дня кон­чи­ны пра­вед­ни­ка, но ни­кто не ощу­щал за­па­ха гни­е­ния. То­гда бра­тия, твер­до ве­руя, что Гос­по­ду бу­дет угод­но от­крыть мо­щи Сво­е­го угод­ни­ка, не по­кры­ла гроб­ни­цы зем­лею, а толь­ко сде­ла­ла из де­ре­ва по­верх мо­ги­лы воз­вы­ше­ние. Сие чу­до бы­ло тем бо­лее уди­ви­тель­но, что ме­сто, где сто­я­ла цер­ковь, бы­ло низ­ко, и зем­ля там бы­ла влаж­на и сы­ра.

Дей­стви­тель­но, на­деж­ды ве­ру­ю­щих не бы­ли на­прас­ны. Про­шло уже око­ло ста лет, ко­гда Гос­подь бла­го­из­во­лил чу­дес­но про­сла­вить Сво­е­го вер­но­го слу­жи­те­ля и по­движ­ни­ка. Это бы­ло са­мое тя­жё­лое вре­мя для жи­те­лей Нов­го­ро­да. При ца­ре Иоанне Ва­си­лье­ви­че Гроз­ном и при ар­хи­епи­ско­пе Нов­го­род­ском Лео­ни­де 13 сен­тяб­ря утром в От­ней оби­те­ли вдруг за­го­ре­лась хле­бо­пе­кар­ня. Силь­ный ве­тер мно­го спо­соб­ство­вал по­жа­ру. Пла­мя, охва­тив все мо­на­стыр­ские хра­мы, с неудер­жи­мой си­лой рас­про­стра­ня­лось всё да­лее и да­лее. Огонь да­же охва­тил Пред­те­чен­скую цер­ковь, где бы­ла гроб­ни­ца с мо­ща­ми свя­то­го Ио­ны.

Ви­дя та­кую опас­ность, двое про­стых лю­дей, чтив­ших па­мять свя­то­го ар­хи­епи­ско­па, бро­си­лись в Пред­те­чен­скую цер­ковь, разо­бра­ли де­ре­вян­ное по­кры­тие над гроб­ни­цей и вы­нес­ли ее на мо­на­стыр­скую пло­щадь. Тя­же­лый ду­бо­вый гроб по­ка­зал­ся им необык­но­вен­но лёг­ким. Меж­ду тем огонь охва­тил всё зда­ние, быв­шие око­ло мо­на­стыр­ской пло­щад­ки, так что гро­зил са­мым мо­щам. Но уди­ви­тель­ное зре­ли­ще пред­ста­ви­лось то­гда всем: огонь по­чти со­всем окру­жил гроб­ни­цу, но ни­ма­ло ее не по­вре­дил. Неко­то­рые пы­та­лись бы­ло уне­сти гроб­ни­цу, но не мог­ли ее под­нять. То­гда все по­ня­ли, что сам Гос­подь неви­ди­мой Сво­ей си­лой хра­нит мо­щи свя­то­го от ог­нен­но­го за­па­ле­ния.

Ми­ло­сер­дый Гос­подь бла­го­во­лил и по смер­ти свя­ти­те­ля про­слав­лять его: от гро­ба его ис­те­ка­ет ре­ка чу­до­тво­ре­ний. Вся­кий, кто при­па­дал к ра­ке мо­щей его или с ве­рою при­зы­вал в мо­лит­вах его свя­тое имя, по­лу­чал ис­це­ле­ние, ка­ким бы ни был одер­жим неду­гом. Упо­мя­нем здесь о важ­ней­ших чу­до­тво­ре­ни­ях свя­то­го Ио­ны.

Инок От­ней оби­те­ли Силь­вестр с по­слуш­ни­ком Кли­мом был од­на­жды по­слан в Моск­ву для под­твер­жде­ния преж­них цар­ских гра­мот, кои он вёз с со­бою. От Выш­не­го Во­лоч­ка по­слан­ные от­пра­ви­лись да­лее на лод­ке. Вме­сте с ни­ми ехал один бо­га­тый ку­пец. Корм­чий, по­буж­да­е­мой диа­во­лом, ре­шил вос­поль­зо­вать­ся день­га­ми, ко­то­рые имел при се­бе ку­пец. В бур­ном ме­сте ре­ки он на­пра­вил лод­ку на ка­мень. Лод­ка опро­ки­ну­лась и все быв­шие в ней упа­ли в во­ду. Корм­чий за свой злой умы­сел был на­ка­зан пра­вед­ным су­дом Бо­жи­им: он по­то­нул, все же про­чие ста­ли один за дру­гим вы­плы­вать к бе­ре­гу. Спас­ся и по­слуш­ник Клим.

На­ко­нец все со­бра­лись на бе­ре­гу, не вид­но бы­ло толь­ко од­но­го ино­ка Силь­ве­ст­ра. Он не умел пла­вать. Все уже бы­ли уве­ре­ны, что он по­гиб, как вдруг уви­де­ли свою лод­ку, при­би­тую вол­на­ми к бе­ре­гу, и в ней стар­ца Силь­ве­ст­ра. Сие чу­до по­ра­зи­ло всех. Ра­до­ва­лись ино­ки о сво­ем спа­се­нии; од­но пе­ча­ли­ло их: цар­ские гра­мо­ты вме­сте с дру­ги­ми ве­ща­ми про­па­ли при кру­ше­нии. Нема­ло го­ре­ва­ли они о том и взы­ва­ли к свя­ти­те­лю Ионе, про­ся его по­мочь им, и мо­лит­вы их бы­ли услы­ша­ны: при ве­чер­нем су­мра­ке они за­ме­ти­ли на по­верх­но­сти ре­ки ка­кой-то плыв­ший к бе­ре­гу пред­мет. Осе­нив се­бя крест­ным зна­ме­ни­ем, Клим бро­сил­ся в вол­ны, и, под­плыв, к ве­ли­кой сво­ей ра­до­сти, уви­дел ко­жа­ную сум­ку, в ко­то­рой они вез­ли цар­ские гра­мо­ты. Во­да чуд­ным об­ра­зом не ис­пор­ти­ла гра­мот; да­же под­пи­си цар­ские бы­ли в пол­ной со­хран­но­сти. Воз­бла­го­да­рив Гос­по­да и Его угод­ни­ка свя­то­го Иону, они от­пра­ви­лись в даль­ней­ший путь и, при­быв в Моск­ву, ско­ро с успе­хом ис­пол­ни­ли воз­ло­жен­ное на них де­ло.

Од­на­жды в Смут­ное вре­мя по ре­ке Вол­хо­ву плы­ли ка­за­ки, ко­то­рые опу­сто­ша­ли де­рев­ни и гра­би­ли жи­те­лей, не ща­дя ни­ко­го. Они при­бли­зи­лись к мо­на­стыр­ско­му се­ле­нию и уже на­ме­ре­ва­лись на­пасть на него. Ата­ман спро­сил: ко­му при­над­ле­жит это се­ле­ние. Один кре­стья­нин, по име­ни Ге­ор­гий, от­вет­ство­вал:

– Это се­ле­ние при­над­ле­жит От­ней оби­те­ли, свя­то­му от­цу и ве­ли­ко­му чу­до­твор­цу Ионе, ар­хи­епи­ско­пу Нов­го­род­ско­му.

Услы­шав имя свя­ти­те­ля, ата­ман стро­го на­ка­зал сво­им то­ва­ри­щам ни­ко­го и ни­че­го не тро­гать в сем се­ле­нии. Ко­гда его спро­си­ли, по­че­му он за­пре­ща­ет им это, он ска­зал:

– Од­на­жды на ме­ня про­гне­вал­ся го­су­дарь и ве­лел каз­нить ме­ня смер­тью, а я, ока­ян­ный, вспом­нив о ве­ли­ком и ми­ло­сти­вом чу­до­твор­це Ионе, со все­усер­ди­ем, как толь­ко мог, воз­нёс к нему свою недо­стой­ную мо­лит­ву, чтобы он за­сту­пил ме­ня от цар­ско­го гне­ва. В сие са­мое вре­мя и бы­ло по­лу­че­но от ца­ря по­ве­ле­ние об от­мене мо­ей каз­ни. С той по­ры я по­сто­ян­но бла­го­да­рю сво­е­го ско­ро­го за­ступ­ни­ка свя­то­го Иону.

Мно­го и дру­гих чу­дес про­изо­шло от мо­щей свя­то­го Ио­ны. Бу­дем и мы все­гда при­зы­вать в мо­лит­вах се­го слав­но­го свя­ти­те­ля, сла­вя Три­еди­но­го Бо­га. Аминь.

Тропарь святителя Ионы, глас 4

Исправление веры, и образ кротости,/ и якоже сад посреде рая,/ преподобными делы твоими мир просвещаеши,/ и сего ради к мощем твоим любовию прикасаемся и верно вопием:/ предстани в помощь воспевающим/ память твою светоносную, отче Ионо,// и моли спастися душам нашим.

Кондак святителя Ионы, глас 4

Свыше приял еси Божественную благодать/ ходатайствовати Богу и человеком,/ яко архиерей возношение вознося,/ и мир людем твоим снося,/ и обилие плодов, Ионо блаженне,/ ты бо еси Великаго Новаграда похвала// и сущих о нем радость.

Икос

Похвалим достойно ныне иерарха, яко от чрева матере своея избран Богу во освящение, и, отрочищ еще сый, пронаречен во архиерейство граду своему от Бога. Темже не от человек произведен архиерей, но свыше пронаречен и Духом помазан, священнодействуя Богоприятно, и умирение, и тишину молитвами своими дарует, и обилие плодов. Той бо Великаго Новаграда слава и всех, иже о нем, радость.

Обсуждение закрыто.