Святые новомученики Васильевские

26 апреля Церковь вспоминает святых покровителей Николаевщины – Васильевских новомучеников. В этом году исполняется 95 лет с момента мученической кончины подвижников. Новомученики Васильевские — настоятель церкви Рождества Христова с. Васильевки Снигиревского района Николаевской обл. иерей Сергий Штенко, миряне Кирилл Приймак и Прохор Бунчук — приняли мученическую кончину 26 апреля 1922 г. во время кампании большевистской власти по изъятию церковных ценностей, проявив твёрдость и мужество в стоянии за веру, храм и его святыни.

Васильевские мученики - иерей Сергий Штенко, миряне Кирилл Приймак и Прохор БунчукЦвет Светлого Воскресения Христова – красный. Это цвет Пречистой Крови Спасителя, Пролитой за нас и Омывшей наши прегрешения. Мученический цвет – тоже красный, потому что это цвет их крови, их добровольной жертвы самого дорогого, что есть у человека – жизни, отданной в дар Богу.

Но в то же время, мне кажется, есть и обратная связь. Жертва мучеников – это их личная пасха и воскресение во Христе. Наивысшая, наиторжественнейшая радость. Исходя из этого, конечно же, знаменательным является тот факт, что васильевские новомученики пострадали за веру Христову на Светлой седмице 1922 года.

Мучеников было трое: иерей Сергий Васильевич Штенко, староста Васильевского храма в честь Рождества Христова Прохор Устинович Бунчук и попечитель той же церкви Кирилл Евтихиевич Приймак. Все они являлись простыми сельскими людьми. Пожалуй, их объединяла одна особенность: бесконечная преданность Церкви…

И так, шёл бурный 1922 год… По стране уже давно катилась богоборческая волна, набирая все более и более силы. Следующим ударом по Православной Церкви стали два декрета тогдашней власти: Декрет Всероссийского Центрального исполнительного комитета от 23 февраля 1922 г. «О изъятии церковных ценностей для борьбы с голодом», и как логическое продолжение — декрет Всеукраинского ЦИК от 8 марта 1922 г. «О передаче церковных ценностей в фонд помощи голодающим».

Таким образом, местная власть, получив указания «сверху», начала энергично реализовывать эти положения на местах. Не обошла вниманием новых властей и церковь в селе Отбедо-Васильевка Херсонского уезда, Херсонской губернии (ныне с. Васильевка Снигиревского района Николаевской обл.).

Из скудных справочных источников конца 19-го, начала 20-го ст. нам известно, что деревянную церковь в с. Отбедо-Васильевке (в некоторых источниках – Отобедо-Васильевка) было сооружено еще в 1790 году. Престол был освящен на честь Рождества Христова, а уже в 1896 г. На средства прихожан был сооружен новый каменный храм.

Через два года после открытия новой церкви, в 1898 г., настоятелем был назначен иерей Сергий Штенко, выпускник Одесской духовной семинарии. Отец Сергий Штенко родился 24 августа (ст. ст.) 1875 г. в селе Хондаковка Херсонского уезда Херсонской губернии (сейчас это село Новокондаково Снигиревского района Николаевской обл.), в семье стихарного диакона Василия Ивановича Штенко и крестьянки Феодосии Васильевны.

Родители будущего священника были людьми небогатыми, но все силы и средства они вкладывали в образование и воспитание сына, которого они желали видеть грамотным священником. Одесская духовная семинария дала будущему пастырю основные знания и нравственную закалку. После окончания семинарии отца Сергия направляют в Святохристорождественскую церковь села Отбедо-Васильевки в качестве псаломщика (1897 г.), затем его рукоположили диаконом этой же церкви, а потом – во священника (1898 г.).

Проживал он со своей семьей в церковном доме, где сегодня находится детский сад с. Васильвки. Рядом с домом был разбит большой сад, в палисаднике – множество цветов. Трудился в саду батюшка всегда сам.

Новомученик иерей Сергий ШтенкоОтец Сергий был среднего роста, русый, среднего телосложения, лицо овальное, нос прямой, глаза выразительные, носил небольшую бороду. Помнят его строгим и требовательным в делах веры и порядка. Никогда и никто его не видел без подрясника. Всегда ходил в сапогах, как воин. Люди его любили и понимали как доброго пастыря и учителя, так как он преподавал в школе Закон Божий.

Ближайшими сподвижниками о. Сергия были его духовные чада: староста храма Прохор Устинович Бунчук и попечитель Кирилл Евтихиевич Приймак. Как потом оказалось, они явились ему сподвижниками не только в земном церковном служении, но и в страстотерпческой кончине.

Прохор Бунчук жил в селе Павловка, которое чуть больше километра от Васильевки. Был уважаемым человеком среди односельчан. Его супруга Анастасия дважды была на поклонении святыням в Иерусалиме. Супруги Бунчуки, как вспоминают старожилы с. Павловки, были всецело преданы церкви.

Кирилл Приймак – ревностный служитель при храме Божием, был попечителем церкви Рождества Христова. Жена Кирилла, Мирония, будучи благочестивой христианкой, всегда поддерживала своего мужа в церковном деянии. Он же всегда был занят и церковными, и домашними делами, — боялся праздности и всегда говорил: «Бог любит труждающихся».

О событиях тех трагических дней сегодня мы можем говорить из свидетельств старожилов окрестных сел и немногих архивных материалов, находящихся в Государственных архивах Николаевской и Херсонской областей. По свидетельству очевидцев, родственников убиенных, односельчан, вырисовывается картина трагических событий стояния за веру, храм и его святыни.

Но для того, чтобы в полной мере осознать трагизм событий, необходимо обратиться к истории и преданиям жителей деревни.

Через многие поколения прихожан дошла до нашего времени легенда о царице. Будто бы ехала Екатерина 11 из Кременчуга в Херсон и остановилась у местного священника. Здесь царица отобедала, и село на целых полтора столетия получило название Отобедо-Васильевка или Отбедо-Васильевка. За теплое гостеприимство государыня пожаловала селянам золотую чашу и распорядилась, чтобы в деревне построили церковь. И когда в1922 году большевики развернули кампанию по изъятию церковных ценностей, легенда о золотой чаше особенно будоражила воображение грабителей.

Васильевская голгофа

По свидетельству дочери Кирилла Приймака Каплий Пелагии (Полины) и других очевидцев, дело было на пасхальной Седмице 1922 г. Для исполнения указания по изъятию церковного имущества неоднократно приезжал в Отбедо-Васильевку уполномоченный Егоров. Особенно он требовал предоставить золотой крест и золотую чашу. Люди и церковный староста Прохор Бунчук уверяли его, что в церкви нет никакого золота и что они не допустят осквернения храма.

Новомученик Прохор БунчукТвёрдость церковных активистов раздражала Егорова ещё больше, и он в очередной раз прибыл с твердым намерением начать изъятие ценностей, упорно пытаясь довести намеченное дело до конца. На набатный колокольный звон сбежались прихожане, в основном женщины из сестричества, организованного для охраны храма. Они не только не допустили к церкви грабителя, но даже избили его. Это и явилось предлогом властей назвать этот инцидент крестьянским бунтом и вызвать вооружённое подкрепление из числа красноармейцев.

Жестоко, плётками были наказаны некоторые из женщин, а две из них от побоев скончались. В организации бунта власть обвинила священника, о. Сергия Штенко, а также мирян Прохора Бунчука и Кирилла Приймака. Об этом свидетельствует и доклад в Херсонский уездисполком Снигиревского гарнизонного военкома, в котором они названы «выдающимися котрреволюционерами, подбивавшими толпу на избиение старшего милиционера т. Егорова, и призывающими население на восстание, умереть, но не допустить, чтобы советские паразиты ограбили храм…» (Госархив Николаевской обл., ф. р. 916, оп. 1, д. 29, стр. 57).

Ночью в дом попечителя церкви Кирилла Приймака вошли вооруженные красноармейцы. Хорошо поужинав, солдаты забрали с собой хозяина дома. Арестовали тогда отца Сергия и Прохора Бунчука с сыном Никитой. Арестованные на скрипучей телеге двигались по направлению к Снигиревке.

Чекисты глумились над своими жертвами, захлебываясь хульною бранью. Священник призывал их остепениться, вразумлял как заблудших людей. Но все было тщетно. Почувствовав, что приблизилась неминуемая смерть, о. Сергий начал молиться, что еще сильнее озлобило красноармейцев. Разъяренные охранники набросились на священника и, вытащив сабли, принялись рубить ему руки. Прохор Бунчук, физически здоровый и сильный человек, поспешил на помощь, но был тут же убит выстрелом. Его сын Никита, пользуясь темнотой и суматохой, соскочил с телеги и скрылся в придорожных кустах. Побег арестованного еще больше разозлил чекистов. Они, остановив лошадей и спешившись, принялись избивать попечителя и священника. Батюшке выбили зубы, отрезали уши, кололи саблями тело и зверели от запаха крови.

Страдальцев вывезли за Снигиревку и остановились в балке, где находились три колодца: один с соленой водой, два с пресной. Истекающие кровью, арестованные просили пить. Охранники давали им пить из соленого колодца, наверное, подражая римским воинам, которые, издеваясь над распятым Спасителем, поили Его уксусом, смешанным с желчью…

Пытки продолжались до рассвета. Пьяные от самогона палачи открутили голову попечителю и бросили собакам, которые сбежались в балку на запах крови. Священнику выкололи глаза, изуродовали лицо, а потом распороли живот и намотали внутренности на коловорот колодца. Отец Сергий скончался в страшных муках. Чекисты второпях, едва присыпав трупы землей, уехали из зловещей балки.

Новомученик Кирилл ПриймакЛюди из Васильевки в последующие дни носили передачи в милицейский участок, думая, что их батюшка и односельчане живы, пока жена возницы, свидетеля тех страшных событий, тайно, под клятвою неразглашения, не сообщила жене Кирилла Приймака Миронии о страдальческой кончине арестованных и месте их захоронения.

Этот факт подтвердился другим фактом: сельские дети, играя в балке, увидели торчащую из земли руку. Тела страдальцев были собраны и перенесены в храм, где по православному чину были отпеты и похоронены в ограде церкви.

Впоследствии, после похорон, дочь Кирилла Приймака Марьяна нашла в балке голову своего отца. Не выдержав такого испытания, она потеряла рассудок. Голову тоже захоронили в братской могиле.

Стараниями верующих на месте захоронения убиенных было сооружено надгробие, но власти его разрушили, а могилу сравняли с землей.

Совсем иную картину событий кончины арестованных священника, старосты и попечителя передают архивные документы. Здесь единогласно констатируется причина их смерти – расстрел при попытке к бегству. Так же фальшиво описывала эти события и местная пресса. В газете «Красный Николаев» за 4 мая 1922 г. сообщается, что «в Отбедо-Васильевской волости несколько женщин сопротивлялись изъятию церковных ценностей, при этом побив безоружного милиционера. Председатель церковного совета арестован и предается суду Ревтрибунала».

За этими недостоверными фразами была скрыта трагедия церковнослужителя и верующих людей. Хоть как ни старались власти изгладить из памяти народной благочестивую жизнь и честную мученическую кончину убиенных – не получилось. Православные люди всегда насыпали холмик на месте захоронения, и даже когда на некоторое время закрыли церковь, люди собирались в праздничные и воскресные дни и молились на этом месте.

В начале 90-х годов прошлого века родственники и православные люди Васильевки обратились к местным и духовным властям о сооружении памятника над могилой. Такое разрешение было получено от местных властей, а Управляющий епархией /тогда – архиепископ Василий (Васильцев)/ благословил, чтобы прежде определили точное место их погребения. При раскопках насыпанного прихожанами холмика, в присутствии настоятеля прихода протоиерея Валентина Рака, вначале было найдено голову, потом – три деревянных гроба. Голову страдальца Кирилла в отдельном деревянном ящике положили поверх его труны и зарыли могилу.

На месте их погребения был установлен памятник. В городе Снигиревке, в балке, на месте, где были замучены иерей Сергий, миряне Прохор и Кирилл, установлен крест, который 16 мая 2004 года был освящен Правящим Архиереем, архиепископом Питиримом.

Предстательством и молитвами сонма новомучеников и исповедников, предстоящих перед Престолом Божиим и молящихся за наш многострадальный народ, да укрепит Господь веру православных и ниспошлет Свое благословение.

***

Отец Сергий Штенко родился 24 августа (ст. ст.) 1875 г. в с. Хондаковка Херсонского уезда, Херсонской губ.(сейчас —с. Новокондаково Снигиревского р-на, Николаевской обл.) в семье стихарного диакона.

Церковь Рождества Христова, село Васильевка Снигиревского района Николаевской областиПосле окончания Одесской Духовной семинарии в 1897 г. был направлен в церковь Рождества Христова в качестве псаломщика, затем был рукоположен во диакона в этой же церкви, а в 1898 г.—во священника. Как настоятель и пастырь снискал среди прихожан огромный авторитет и уважение.

Ближайшими сподвижниками о. Сергия были его духовные чада: попечитель храма Кирилл Евтихиевич Приймак и церковный староста Прохор Устинович Бунчук.

Кирилл Приймак был ревностный служитель при храме Божием. Постоянно был занят делом: боялся праздности и всегда говорил: «Бог любит труждающихся».

Прохор Бунчук жил в с. Павловка, которое чуть больше километра от Васильевки. Был уважаемым человеком среди односельчан и всецело предан церкви.

Изъятие церковного имущества для верующих было кощунством и надругательством над верою и святынями. Поэтому, когда в Одбедо-Васильевку (так называлась Васильевка раньше) явился уполномоченный для исполнения приказа «свыше», на набатный колокольный звон сбежались прихожане, в основном женщины из сестричества, организованного для охраны храма. Они не только не допустили к церкви грабителя, но даже изгнали его из церковного двора. Это и явилось предлогом для властей назвать этот инцидент крестьянским бунтом и вызвать вооруженное подкрепление из числа красноармейцев.

В организации бунта власть обвинила священника о. Сергия Штенко, а также Прохора Бунчука и Кирилла Приймака.

Арестовали их ночью и на телеге увезли по направлению к Снигиревке. Чекисты глумились над своими жертвами, разражаясь хульною бранью. Священник призывал их остепениться, вразумлял. Но все было тщетно. Почувствовав, что приблизилась неминуемая смерть, отец Сергий начал молиться, что еще сильнее озлобило красноармейцев. Разъяренные охранники набросились на священника и, вытащив сабли, принялись рубить ему руки. Прохор Бунчук поспешил на помощь, но был тут же убит выстрелом. Чекисты остановили лошадей и принялись избивать попечителя и священника.

Батюшке выбили зубы, отрезали уши, кололи саблями тело, выкололи глаза, изуродовали лицо, затем распороли живот и намотали внутренности на коловорот колодца. Кириллу Приймаку нелюди открутили голову.

Чекисты, второпях присыпав трупы землей, уехали из балки, составив ложное заключение: «Арестованные убиты при попытке к бегству». Но вскоре местные дети, играя в балке, увидели торчащую из земли руку…

Тела страдальцев были собраны и перенесены в храм, где по православному чину были отпеты и похоронены в ограде церкви. Впоследствии, после похорон, дочь Кирилла Приймака, Марьяна, нашла в балке голову своего отца. Не выдержав такого испытания, потеряла рассудок. Голову тоже захоронили в братской могиле.

Стараниями верующих на месте захоронения убиенных было сооружено надгробие, но власти его разрушили, а могилу сравняли с землей. И только в начале 90-х годов был поставлен памятник, а в 2004 г. на месте мученических страданий, в снигиревской балке, был поставлен и освящен крест.

Мощи новомучеников в кафедральном Николаевском собореХоть как не старались власти унизить мучеников за веру и храм Божий, хоть как не старались изгладить из памяти народной их благочестивое житие и честную кончину — не получилось. Православные люди всегда собирались в праздничные и воскресные дни и молились на могиле страдальцев

Помнят жители этого степного края, как в 30-е годы четверо добровольцев захотели разрушить храм. Свое черное дело они начали с колокольни. Жители села собрались на церковном дворе возле могилы убиенных мучеников и со слезами на глазах молились и просили у Господа недопущения святотатства.

Вдруг стало темно, поднялась буря, и такая, что ветер поднимал маленькие камни, и бил ими в лицо. Перепуганные безбожники убежали. После этого никто больше не изъявлял желания рушить храм. А православный народ, укрепившись верою в действенной помощи по молитве к новомученикам, стал чаще прибегать к ним с молитвою как предстателям пред Господом за грешных и заблудших.

Есть многие свидетельства о чудесах и чудесных исцелениях от болезней и различных недугов, с верою и надеждою притекающих к помощи угодников Божиих в бедах и скорбях, в решении важных житейских вопросов. И по вере просящих подавалась незамедлительная помощь.

Синодальная комиссия УПЦ по канонизации святых рассмотрела материалы и приняла положительное решение – благословила для местного прославления священника Сергия Штенко, мирян Прохора Бунчука и Кирилла Приймака, утвердила иконописное изображение святых и постановила память святым Васильевским новомученикам праздновать в день их мученической кончины – 13/26 апреля.

Памятник на месте погребения новомучеников Васильевских до обретения мощей1.06.2008 г. по благословению Священноначалия Украинской Православной Церкви была организована комиссия в составе священнослужителей и монашествующих Николаевской епархии, возглавляемая Правящим Архиереем, архиепископом Питиримом, для обретения мощей Васильевских мучеников. В этот же день мощи святых новомучеников были обретены.

3.06.2008 г. святые останки были перевезены в Николаев и торжественно занесены в алтарь кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы. В день отдания Пасхи, 4.06.2008. г., после окончания вечернего богослужения пасхальным чином в соборе была отслужена заупокойная лития, которую совершил архиепископ Николаевский и Вознесенский Питирим в сослужении городского духовенства.

Канонизацию святых новомучеников Васильевских совершил 10 августа 2008 года Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Киевский и Всея Украины Владимир с сонмом архиереев Украинской Православной Церкви, отслужив божественную литургию.

14 декабря 2010 года в соборе Рождества Пресвятой Богородицы был отслужен первый акафист Васильевским новомученникам.

Сейчас мощи священномученика Сергия находятся в кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы, мощи мученика Прохора в мужском монастыре святых равноапостольных Константина и Елены с. Константиновка, мученика Кирилла — в храме с. Васильевка Снигиревского района.

***

Святые мученики Васильевские: священномученик Сергий и св. мученики Кирилл и Прохор причислены к лику святых 18.04.2008 г. Синодом УПЦ. Чин прославления состоялся 10 августа 2008 года в кафедральном соборе г.Николаева. День празднования новомучеников Васильевских 13/26 апреля.

Святии васильевские новомученики, молите Бога о нас!

МОЛИТВА НОВОМУЧЕНИКАМ ВАСИЛЬЕВСКИМ

О, святии страстотерпцы, и новии мученицы Васильевстии: священномучениче Сергие со мученики Прохором и Кириллом! К вам, по Бозе и Богородице, прибегаем, яко сродником нашим, и вашего предстательства испрашиваем о нас, недостойных чадах ваших. Вемы бо, яко не имамы дерзновения возносити ко Господу молитвы наши, ниже возмогаем возвести очеса наша горе, за множество грехов и беззаконий наших. Тем убо к вам прибегаем, яко много может молитва ваша к Богу.

Вознесите убо ко Господу моления ваши дерзновеннии, о еже утолити злыя веяния безбожия и ересей, уврачевати расколы церковнии, людем же всем единомыслие и любовь сердечную даровати. Молим Вас: услышите всякого человека, помощи вашея требующего, исходатайствуйте всем прощение грехов и спасение души.

Да вси, утвержденнии в вере, и добрую ревность по Бозе имущии, избавятся вечнаго мучения, но присно славят Всесвятаго Бога, даровавшего нам таковых молитвенников, и ваше исповедают предстательство ныне и в безконечнии веки. Аминь.

Святые новомученики Васильевские

АКАФИСТ СВЯТЫМ НОВОМУЧЕНИКАМ ВАСИЛИЕВСКИМ
священномученику Сергию и иже с ним мученикам Прохору и Кириллу

Взбранное воинство Небеснаго Царя восхвалим, священномученика Сергия богомудраго, и с ним Прохора и Кирилла всехвальных! Тии бо пред безбожными Христа исповедаша и даже до смерти веру сохраниша, темже со дерзновением молятся за род наш. Мы же, воспоминающе подвиги их, со умилением зовем: Радуйтеся, Сергие, Прохоре и Кирилле, мученицы Христовы всехвальнии.

Икос 1
От лет древних лицы мученичестии украшение бысть Церкве, и в последняя лета не остави Господь род наш, обаче яви новыя страстотерпцы, иже Бога прославиша и веру утвердиша. Людие же христолюбивии, на подвиги новомучеников взирающе, воспевают: Радуйтеся, свидетели Христовы; радуйтеся, избранницы Божии. Радуйтеся, твердии адаманты веры; радуйтеся, камение драгии диадимы церковныя. Радуйтеся, Церкве красото; радуйтеся, всего мира радование. Радуйтеся, Сергие, Прохоре и Кирилле, мученицы Христовы всехвальнии.

Кондак 2
Видяще дерзость безбожных, Сергий пресвитер ревностию по Бозе возгореся, и даже до смерти Господа возлюбив, жизни своея не пощаде, темже и по смерти, купно со Прохором и Кириллом просвещает умы и сердца верных вопити Господеви: Аллилуиа.

Икос 2
Разум Божественный имущии мученицы, прещений не убояшася, мучения же нивочтоже вменивше, в радости поприще подвига проидоша. Сего ради слышат от нас пения сицевая: Радуйтеся, искушения диавольския препобедившии; радуйтеся, венец правды от Господа приявшии. Радуйтеся, твердии в вере; радуйтеся, во уповании не посрамленнии. Радуйтеся, любве Христовой светильницы; радуйтеся, всеми добродетельми украшеннии. Радуйтеся, Сергие, Прохоре и Кирилле, мученицы Христовы всехвальнии.

Кондак 3
Сила Божия новых мучеников укрепи в подвизех, темже и добропобедницы явишася, наши же и доднесь ходатаи, и веры учителие, и благочестия наставницы; имиже наученнии, Господеви поем: Аллилуиа.

Икос 3
Имуще безбожнии ненависть ко храму Божию, восхотеша той разорити, святыню же уничижити; обаче ничтоже успеша, яко мученицы силою Божиею храм сохраниша, нас же всех подвигоша пети сице: Радуйтеся, храма Божия блюстители; радуйтеся, верных хранители. Радуйтеся, безбожных ниспровержение; радуйтеся, верных крепкое утверждение. Радуйтеся, света Христова свещи; радуйтеся, мрака безбожнаго отгнатели. Радуйтеся, Сергие, Прохоре и Кирилле, мученицы Христовы всехвальнии.

Кондак 4
Буря богоборчества на землю нашу прииде, мнозех же от пути праваго отврати, обаче мученицы пред новым Ваалом колена не преклониша, имени же Христова не отвергошася, верно поюща Богови: Аллилуиа.

Икос 4
Слыша Сергий, добрый пастырь сый, яко людие гладом гибнут, восхоте помощи тем, обаче святыни церковныя на поругание безбожных не отдаде и, велия мучения приим, ныне во славе пребывает купно со сподвижники своими Кириллом и Прохором, от нас слышаще сия: Радуйтеся, святителя Тихона послушатели вернии; радуйтеся, священномученика Прокопия ученицы. Радуйтеся, людем гладным помогающии; радуйтеся, от глада духовнаго избавляющии. Радуйтеся, Николаевскаго края красото; радуйтеся, всея земли полуденныя украшение. Радуйтеся, Сергие, Прохоре и Кирилле, мученицы Христовы всехвальнии.

Кондак 5
Боготечную звезду яви Господь вас, прехвальнии мученицы, мрак неведения разгоняющую, верных же наставляющую ко истинному Богопочитанию, яко да вси людие воспоют Богови: Аллилуиа.

Икос 5
Видеша безбожницы твердую веру вашу, потщашася сокрушити ту мученьми, обаче посрамишася; мученицы же, силою Христа Господа укрепляемии, искушений пламень проидоша, и, в покой изведеннии, слышат от всех верных похваления сицевая: Радуйтеся, огнь и воду безбоязненно прошедшии; радуйтеся, муки и страдания за Христа приемшии. Радуйтеся, древеса райския многоплодныя; радуйтеся, насажденнии Господем в вертограде небеснем. Радуйтеся, источницы воды живыя; радуйтеся, напоители всех жаждущих. Радуйтеся, Сергие, Прохоре и Кирилле, мученицы Христовы всехвальнии.

Кондак 6
Проповедницы веры и нечестия обличители явишася мученицы новии, не токмо веси Василиевския, но и всея земли нашея людей подвизающии, презирающе искушения, верно Господеви служити, выну вопиюще Тому: Аллилуиа.

Икос 6
Возсиявый во мраке мучений Господь укрепи Сергия священнаго, яко да принесет жертву чисту и непорочну, себе самаго священнодействуя, страдальцев же иных укрепляюще. Темже мученицы заколение явишася приятное Богови, нас же всех подвигоша пети святым тако: Радуйтеся, храмы Христовы одушевленнии; радуйтеся, жертвы Богоприятнии. Радуйтеся, заколения вольнии; радуйтеся, всесожжения самохотнии. Радуйтеся, кровь свою за Христа пролившии; радуйтеся, Кровию Христовою укрепленнии. Радуйтеся, Сергие, Прохоре и Кирилле.

Кондак 7
Хотяй всем человеком спастися и в разум истины приити, Христос яви сокровище велие Церкви Своей святей, честныя мощи мучеников новых, Сергия, Прохора и Кирилла. Вернии же, останки мученичестии лобзающе, радостно поют Господеви: Алллилуиа.

Икос 7
Новаго Завета Кровию омытии, своею же кровию украсившии ризы своя, мученицы новии предстоят ныне Престолу Господа славы, слышаще от нас пения таковая: Радуйтеся, ветхость греховную победившии; радуйтеся, во обновленней жизни живущии. Радуйтеся, от временных болезненно изшедшии; радуйтеся, к вечным радостно пресельшиися. Радуйтеся, временными муками блаженство вечное обретшии; радуйтеся, от привременных к вечным наставницы. Радуйтеся, Сергие, Прохоре и Кирилле, мученицы Христовы всехвальнии.

Кондак 8
Странное чудо видим и преславное, яко человецы немощнии злобу диавольскую превозмогоша, силою же Божиею не токмо души своя сохраниша, но и храм рукотворенный соблюдоша, яко да в том собраннии вернии всегда воспевают: Аллилуиа.

Икос 8
Весь мир мучеников воспевает, обаче сродницы их в веси Василиевстей лика похвальнаго являются первостоятели, воспевающе тако: Радуйтеся, сродницы наши преславнии; радуйтеся, хранителие веси вашея. Радуйтеся, о присных вам молитвенницы; радуйтеся, о ближних ваших ходатаи. Радуйтеся, всего мира красото; радуйтеся, веси вашея украшение Богодарованное. Радуйтеся, Сергие, Прохоре и Кирилле, мученицы Христовы всехвальнии.

Кондак 9

Всякое естество человеческое удивися великому мучеников дерзновению, яко тии мучений не убояшая, и лютых безбожников посрамиша, посреде мучений непоколеблеми бывше, Господеви поюще победную песнь: Аллилуиа.

Икос 9
Ветии сладкогласнии являются мученицы новии, Господа проповедающии и к жизни христианстей наставляющии; того ради мы поем им любовию: Радуйтеся, Царства Божия проповедницы; радуйтеся, Евангелия изряднии провозвестницы. Радуйтеся, Суда грядущаго возвестители; радуйтеся, неверия обличители. Радуйтеся, риторы богогласнейшии; радуйтеся, учители веры непреложнии. Радуйтеся, Сергие, Прохоре и Кирилле, мученицы Христовы всехвальнии.

Кондак 10
Спасти хотяй мир, яви Господь в последняя лета мучеников Своих новых, тии же кровию своею Истину Христову засвидетельствовавше, верных научиша воспевати Богови: Аллилуиа.

Икос 10
Стена тверда и покров являются молитвы мучеников всем любителем благолепия церковнаго; ихже молитвами, Господи, и храмы душ наших соблюди, да в чистоте и правде восхвалим чудных подвижников тако: Радуйтеся, на камени веры утвержденнии; радуйтеся, веру нерушиму сохраняющии. Радуйтеся, надеждою несумненною огражденнии; радуйтеся, упование верным дарующии. Радуйтеся, любовию Христовою преукрашеннии; радуйтеся, любовь в сердцах наших возжигающии. Радуйтеся, Сергие, Прохоре и Кирилле, мученицы Христовы всехвальнии.

Кондак 11
Пение ангельское слышите ныне, Сергие, Прохоре и Кирилле, и в небесней славе пребывающе, со всеми небесными силами славословите Христа, и нас на земли подвизаете вопити непрестанно: Аллилуиа.

Икос 11
Светом Христовым просвещеннии, явистеся светильницы миру всему, достохвальнии, мрак неведения разгоняющии, верных же ко спасению путеводствующии. Сего ради слышите от нас умильныя хвалы: Радуйтеся, лучи истиннаго Солнца правды; радуйтеся, силою Божиею пожигающии неправду. Радуйтеся, светильницы невечерняго света; радуйтеся, во мраце жития живущих освещающии. Радуйтеся, яко свет Христов вас светло просвети; радуйтеся, яко сияние подвигов ваших души наша освещает. Радуйтеся, Сергие, Прохоре и Кирилле, мученицы Христовы всехвальнии.

Кондак 12
Благодать Божия сохрани мощи ваша, мученицы блаженнии, во свидетельство чадам вашим, яко кости праведных воистину процветают; сего ради вас, яко живых сущих с нами почитающе, Господеви верно покланяемся, православно воспевающе Тому: Аллилуиа.

Икос 12
Поюще подвиги ваша и злострадания, еще же и славу воспевающе, уповаем на силу молитв ваших, достоблаженнии Сергие, Прохоре и Кирилле, дивнии сродницы наши. Приимите же от уст наших словеса похвальная сия: Радуйтеся, древним мученикам равнии; радуйтеся, подвижницы славнии. Радуйтеся, страстотерпцы терпеливодушнии; радуйтеся, искуснии врачеве душ и телес. Радуйтеся, молитвы наша Господеви приносящии; радуйтеся, о сродниках ваших присно молящиися. Радуйтеся, Сергие, Прохоре и Кирилле, мученицы Христовы всехвальнии.

Кондак 13
О, прехвальнии угодницы Христовы, священномучениче Сергие с мученики Прохором и Кириллом, добрый подвиг совершившии и веру соблюдшии, того ради и на небесех в вечней славе Господеви предстоящии! Не оставите нас, сродников ваших, молитвами своими, испросите нам у Бога душ спасения и всех, яже ко спасению потребных! Умолите Творца, да сподобит и нас купно с вами присно воспевати Господеви песнь радования: Алллилуиа!

Обсуждение закрыто.