Протоиерей Артемий Владимиров отвечает на вопросы радиослушателей

Прот. Артемий Владимиров, ведущая Елена Путинцева. Эфир 29.12.2016, Радио Радонеж

Прот. Артемий Владимиров, ведущая Елена Путинцева. Эфир 29.12.2016, Радио Радонеж

Елена Путинцева: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! На ваши вопросы сегодня будет отвечать старший священник и духовник Алексеевской женской обители, член Союза писателей России, протоиерей Артемий Владимиров.

О. Артемий Владимиров: Приветствую вас, дорогие наши радиодрузья!

Елена Путинцева: Мы встречаемся в уходящем 2016-м  году, когда многие подводят итоги и пытаются предугадать, что всех нас ждет в 2017 году. Уходящий год был омрачен для нас трагедией, которая сейчас, как живая рана в душе каждого человека, живущего в России, во всем мире.

Об этом многие рассуждают – от Святейшего Патриарха до самого обычного человека – и на страницах периодической печати, и в интернете можно найти много на эту тему оценок, рассуждений и размышлений.

Хотелось бы  отметить, что Предстоятель предостерегает от каких-то выводов и считает, что человеческие критерии невозможно налагать на действия Божественного Промысла: мы всегда ошибёмся. Мы принесём в эти оценки свою ограниченность, свою слабость и условность нашего бытия. Пути Божии неисповедимы, поэтому мы со смирением принимаем всё, что с нами происходит, понимая, что через такие события Бог не наказывает и не вершит Своего Суда, но почему-то попускает им свершиться.

Батюшка, хотелось бы услышать ваше слово об этом, в поддержку всем нам и прежде всего тем, кто потерял своих близких.

О. Артемий Владимиров: Сегодня мне довелось быть в том самом доме, в центре Москвы, где Ансамбль песни и пляски имени Александрова проводит свои собрания и репетиции. Поднявшись на третий этаж, я обнаружил большую музейную залу, где на пюпитрах установлены  90 с лишним фотографий с горящими лампадами. Идя вдоль этих пюпитров, вы видите прекрасные, молодые лица танцоров, певцов, руководителей Ансамбля. Как священник, войдя туда, я прочитал последование панихиды, и у меня возникло ощущение, что им всем нужно было встретиться взором с пастырем. Затем ко мне стали подходить родственники  – их ручеёк течёт, входят люди, берут благословение и показывают фотографии: вот мой супруг, вот мой отец.

Конечно, трудно удержаться от слез, когда мама и дочка   рассказывают, что они сами из Красноярска, а их супруг и отец, служивший в прославленном Ансамбле, скончался. Ведь известно, что самолёт был в воздухе не более 70 секунд. Следствие уже имеет достаточно оснований сказать, что это было не злоумышление, но, скорее, несчастный случай. Не буду вдаваться в подробности.  Как бы то ни было  –  Святейший Патриарх прав. Действия Провидения непостижимы, безусловно, это попущение  Божие.

Может быть, здесь имела место и человеческая неосторожность, и, боюсь сказать, халатность, но я думал, когда стоял перед этими фотографиями и ещё об одной замечательной русской женщине – докторе Лизе. Вспоминал карамзинское произведение «Бедная Лиза», которое положило начало направлению сентиментализма в русской литературе. Главная героиня в карамзинской повести – чувствительная, хрупкая, нежная душа, которая не выдержала испытаний, попущенных после страстной любви, и покончила жизнь самоубийством. Рассказ этот действительно побуждает сочувствовать главной героине. Но вот пронеслось два с половиной столетия, и появилась не бедная, а удивительно сильная и прекрасная Лиза. Русская женщина, духовная мощь которой сравнима с Василисой Кожиной, Зоей Космодемьянской.

Поразительно, что она как будто предсказала свою возможную кончину,  только-только сподобившись высочайшей награды из рук  президента страны. Она обратилась к 150 миллионам соотечественников со словами о Сирии, Украине, о раненых детях, об ужасах военных действий, спровоцированных человеческими амбициями и жестокостью. Все мы слышали неформальное, совершенно чуждое официоза слово. И, конечно, каждый из тех, кто слышал её завещание, её священную волю, её слово незадолго перед собственной кончиной, не мог не содрогнуться, когда Елизавета Глинка сказала:  «Всякий раз, когда я лечу на Донбасс или в Сирию, я не знаю, вернусь ли я назад, будем ли мы живы или убиты вместе с моими помощниками и помощницами. 

Как мне тяжело бывает смотреть на убитых и раненых, как мне тяжело своими руками ощупывать окровавленные раны взрослых и детей. Но я знаю, что добро и любовь  – это всегда величайшая победа над злом этого мира». Да, действительно, для доктора Лизы слово «Бог» не было пустым звуком. Она ощущала на себе Его десницу, как, убеждён, и все замечательные воины России, юноши и девушки, мужчины и женщины, которые направлялись в Сирию, чтобы исполнить свой воинский долг и поддержать наших летчиков, наших военных.

Действительно, они  скончались как герои. Мы с вами  сегодня отдаём им честь. Мы совершенно убеждены, что Бог преставил их через короткие земные страдания от жизни к пакибытию. И те из них, кто имел упование на воскресшего Христа, те из них, в чьих сердцах мерцали неугасимые лампады молитвы к Отцу Небесному, конечно, уже восприняли нетленную награду спасения. Однако сегодня всех их, крещёных и некрещёных, но равно воспламененных любовью к Отечеству; людей мужественных и светлых, умевших дарить своё искусство, свою любовь соотечественникам, мы вверяем бесконечной милости Божией.

 Когда вы подходите к этому зданию, где располагается коллектив уже на половину, если не более оскудевшего прославленного Александровского Ансамбля песни и пляски,  вы видите буквально метровый слой цветов, обилие горящих свечей. Нельзя не засвидетельствовать, что наш народ за эти два года, когда столько крови пролито силами зла на Донбассе, в Сирии, мужественно противостал геноциду не только русскоязычного населения в Новороссии, но и геноциду христиан и добрых мусульман, мирных жителей Сирии. Там, на Ближнем Востоке, мы видим, насколько мягкими, отзывчивыми стали сердца простых людей. Как мгновенно они откликнулись на это горе, потрясшее всё наше Отечество.

Впрочем, во всех государствах, среди всех народов, люди мало-мальски совестливые отдали дань памяти усопшим героям. Ну  а что касается тех сатанинских карикатуристов, которые не погнушались осквернить память мужественных людей своими кривыми улыбками и пошлыми насмешками, то правильно сказал представитель Минстерства обороны г-н Конашенков: «Бог им воздаст, Бог их вразумит». Достойны ли они звания людей –  я не знаю.

Но мне верится, что буквально на второй-третий день после этой трагедии произошло колоссальное событие  –  великая победа –  военная, политическая, дипломатическая. Я имею в виду заключение перемирия,  мира в многострадальной Сирии. И наш президент сегодня говорил о трёх подписанных документах.  Главными участниками подписания этого договора были Россия, Иран, Сирия, Турция. К ним присоединятся вскоре, видимо, Ирак, возможно, Катар и другие страны, которые поняли, что бесплодное занятие финансировать наемных убийц. Нужно созидать на Востоке мир между древними народами этой колыбели человеческой цивилизации. И то, что сегодня Россия действительно взошла на высоту миротворческой державы, то, что сегодня уходящая в небытие администрация Обамы с клинтовскими ястребами скрежещет от злобы зубами, рвётся сердцами – это, конечно, великий итог 2016 года.

И мне видится эта связка двух событий: трагедии над Чёрным морем, близ Сочи, и убедительной победы российской дипломатии. Заключён договор с представителями так называемой оппозиции, теми сирийскими организациями, которые выступали против национального правительства. Однако сегодня они готовы сложить оружие, и таких людей более 60 тысяч. По существу, это значит, что война в Сирии без пяти минут закончена. Террористические организации обречены, потому что отныне они лишаются финансирования. И мы слышали сегодня заявление  президента России, который не бросает слов на ветер, что Россия не оставит сирийское правительство и доведет свою программу военной помощи до конца.

Главное событие сегодняшнего дня  –  это сохранение суверенитета Сирии, её целостности. А мы воздаём вечную память и молимся о героях России, кончина которых, может быть, стала Божиим Промышлением, той жертвой, тем вкладом в замирение Ближнего Востока, который приведёт к окончательному замирению региона.

Елена Путинцева: Как тут не вспомнить заключительное слово Елизаветы Петровны Глинки, когда ей была вручена Государственная премия!  Последними словами её были: «Нет войне!». Её помощница пишет, что значение, величие этой женщины будет раскрываться во времени всё больше и больше, лучшим поминовением её может быть деятельная помощь её Фонду и продолжение того дела, которое она делала здесь, на земле.

О. Артемий Владимиров: Вспомним сегодня и других удивительных героев. Это и российские силовики, которые даже перед лицом смерти с высоты прожитых двадцати трёх лет говорят: «Братья, работайте!», и наши офицеры, которые прикрывают собственным телом слабо организованные сирийские военные части. (Недавно погиб российский офицер при Пальмире, когда он вынужден был остаться, чтобы дать уйти сирийцам. И другой офицер, который вызвал огонь на себя, оказавшись в окружении террористов.)

Убеждён, что эти герои –  свидетельство той духовной мощи, нравственной силы возрождающейся России, стержнем для которой было, есть и будет всегда родное Православие. И, как мы видим, – многие другие народы, даже не исповедующие Христа, входят в этот светлый круг и демонстрируют ту жертвенность, ту верность, то мужество, которые, мы верим, будут благосклонно приняты воскресшим Христом, когда речь идёт о людях, положивших жизнь свою за други своя.

Елена Путинцева: С другой стороны, я прочитала суждение отца Александра Ильяшенко, что эту авиакатастрофу можно рассматривать как грозный знак всем нам, потому что большинство современных людей живут расслабленно, стабильно и благополучно, забывая о горе других людей.

О. Артемий Владимиров: Благополучно  –  не значит предосудительно. Апостол Павел говорит о том, что нет ничего лучше, чем довольство, соединённое с благочестием. Что касается расслабленности, то за последние два года, начиная с государственного переворота на Украине в феврале 2014 года, мы перестали крепко спать ночью. И все, кто так или иначе следит за происходящим в мире, сегодня поневоле затягивают пояса и обращают взор на небо. Судя по переполненным храмам в столице и губерниях, мы видим, что наш народ (может,  не в большинстве, но в лучшей своей части) начинает осознавать, насколько драгоценно время и как значим тот отрезок, который именуется жизнью, как важно прожить его так, «чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». У нас сегодня, дорогие друзья, нет времени ни для тщеславия от головокружительных мнимых успехов, ни для уныния и апатии.  Всем нам должно сплотиться, взяться за руки и, черпая силы в молитве Всемогущему Христу Спасителю, созидать свою душу, дом, Отечество. Ибо только тогда жизнь принесет нам радость, и мы познаем подлинное человеческое счастье.

Телефонный звонок: Добрый день! Хотела спросить: Псалтырь Пресвятой Богородицы никогда не читается в храме на службах. Я её начала читать уже давно. Так вот хотелось бы узнать, какая необходимость в этом чтении, насколько оно полезно? И второй вопрос. Богородичное правило я читаю, а дальше идёт пояснение о болезни Пресвятой Богородицы и молитва по поводу этой болезни. Вот я не знаю, это пояснение к этому правилу? Читать его или не надо?

О. Артемий Владимиров: Так называемая Псалтырь Божией Матери  –  это сборник осенённых благодатью Божией молитв, составленных преподобным Ефремом Сириным, знаменитым певцом покаяния, учителем покаянного плача, одним из самых даровитых в литературном отношении Святых Отцов Сирийской Церкви. И конечно же всё, что написал этот ангел пустыни, назидательно, свято и приличествует для чтения православному христианину. Если ваша душа откликается на эти молитвы, если вы черпаете в них нектар Божией благодати –  то конечно же продолжайте ваше молитвенное чтение. Да будет оно благосклонно принято Царицей Небесной! Церковь не может употреблять всё, что написано Святыми Отцами, в своём обиходе. Напомню, что Великим постом мы услышим молитву преподобного Ефрема: «Господи, Владыка живота моего…».

Что касается Богородичного правила, то есть обыкновение призывать Царицу Небесную 150-ти кратным молением: «Богородице Дево, радуйся». Традиция эта, как свидетельствует преподобный Серафим, восходит к глубокой древности. Пояснение вы можете читать, можете не читать, в зависимости от того, успеваете или нет. Ну а нашим радиослушателям поясним, что 150-кратное произнесение молитвы «Богородице Дево, радуйся» разбивается на десятки, и после каждого десятка, по древнехристианской традиции, христианин может воспоминать (заметьте: не читать, не фантазировать, не представлять себе в уме, как принято у католиков, но воспоминать) события  рождения Пречистой Девы от Её родителей, Введение во храм, Благовещение, самое Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, свершившееся безболезненно, чудесно, действием Духа Святаго без повреждения ключей девства.

Так называемые болезни Божией Матери  –  это Её страдания, которые Она по естеству Родительницы претерпевала всё то время, когда следовала за Христом, слыша хулу от фарисеев и книжников, желавших  досадить Иисусу Христу. Когда Она следовала за Спасителем узкими улочками Иерусалима, в то время как Господь, уже претерпев неправедный суд, нёс на плече крест, когда предстояла вместе с Иоанном Богословом, возлюбленным учеником Христа, Своему Сыну близь голгофского Креста. Вот этими размышлениями можно сопровождать внимательное и неспешное чтение молитвы «Богородице Дево, радуйся», для того чтобы дух несокрушимой веры, тёплой любви, небесного смирения, кротости Матери Божией осиял, помазал наше сердечное чистилище. Но опять-таки всё зависит от нашего расположения и предоставленных нам временем возможностей.

Елена Путинцева: В минувшие воскресенье мы праздновали память святых праотец и ветхозаветных праведников, которые чаяли пришествия Мессии. Батюшка, в своей проповеди на всенощной вы говорили о сходстве тех, которые чают пришествия Спасителя – Второго пришествия  – и ветхозаветных праведников. Поясните, пожалуйста, в чём это сходство и в чём различие?

О.Артемий Владимиров: В подвиге веры. В том, чтобы не смотреть на слепотствующий мир, который всё глубже погружается во тьму гнева, гордости, блуда, разгула страстей. В том, чтобы умом и сердцем обращаться ко Господу. Иметь очи утверждёнными на невидимом лике Небесного Отца. Подвиг состоит в том, что людям последнего времени будет нелегко преодолеть и отринуть многочисленные соблазны. Ведь по слову самого Учителя нашей веры, многие придут под именем Христа. Простодушные будут обольщены. Побегут кто в пустыни, кто в царские дворцы, слыша: «Христос там, Христос здесь». Между тем час Его славного Второго Пришествия не знает никто, кроме Него самого. А значит, ветхозаветные праведники, которые мужественно верили в грядущего Мессию, так же как новозаветные христиане, имеющие мужество произносить: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века», — являют  всё напряжение творческих, душевных и телесных сил.

Вспомним в связи с нашим разговором, что во времена апостолов христиане, как утверждает  Предание Церкви, молились: «Господи, да прейдет мир сей, ей, гряди, Господи Иисусе!» Это посреди гонений, страданий, преследований от язычников, от неверующих иудеев. Они, ученики Спасителя, с мужеством противостояли багряному дракону, с весёлыми, радостными лицами предвкушали, что придёт Господь –  и всё нечестие упразднит.  И отрёт слезу с очей сирот и вдовиц, и победными венцами украсит главы верных Своих свидетелей.

Телефонный звонок: Здравствуйте! Такой вопрос. У православных христиан есть освящённый крест, при погребении его надо оставлять или снимать?

О. Артемий Владимиров: Есть обычай при погребении нательный крестик, который освящал грудь  православного христианина (предположим, золотой крестик, доставшийся вам от мамы или от бабушки), передавать своим детям, внукам. А родственники заранее приобретают и возлагают на грудь новопреставленному деревянный крестик, равно как есть обычай в руку христианина влагать маленькое распятие. У монашествующих, иночествующих, – это постригальный крест, который становится собственностью инока после его посвящения Господу Богу.

Елена Путинцева: В ближайшее воскресенье перед Рождеством Христовым мы совершаем память святых отец. Обычно так называют Святых Отцов, учителей Церкви, но в данном случае речь идёт о тех, кто принадлежал к роду Спасителя. Батюшка, почему и как мы совершаем эту память?

О.Артемий Владимиров: Совершаем с любовью, воспоминая Адама и Еву, древних патриархов включая Ноя, Сима, от которого произошёл Авраам, Исаак, Иаков, пророков –  тех, которые были связаны с родословием Спасителя. И вы можете, раскрыв Евангелие от Матфея, и в дополнение – Евангелие от Луки, познакомиться с особенностями этих двух генеалогических древ. А нам остаётся удивляться и поражаться, как Промысл Господень, из столетия в столетие, из тысячелетия в тысячелетие, звено за звеном нанизывал эту златую цепь поколений, исполнив древнее обетование. Ещё Адам слышал: родившийся без семени от Девы Марии Христос некогда сотрет главу змия.

Но не забудем, дорогие друзья, что первого января мы празднуем память святого Ильи Муромца, русского богатыря. А наши дети действительно должны сегодня равняться не на Шрека, не на Ван-Даммов, не на трансформеров с пауками, а на подлинных героев, носителей русского духа. Это  Добрыня Никитич, Алёша Попович, Илья Муромец,  мощи которого украшают собой Киево-Печерскую лавру. Приходите к нам в обитель преподобного Алексия, человека Божия, на праздник русского богатырства. Вас ждут спортивные состязания, призы, горячий чай, огромный самовар – на 20 литров воды – прямо посреди монастырской площади, всё, как полагается, с трубой, с углями, с шишками, конфетки, бараночки…

Елена Путинцева: А православный Дед Мороз будет, батюшка?

О. Артемий Владимиров: О нём я скажу два слова отдельно. У нас в обители совершенно особый Дед  Мороз. Он православный. Этот Дедушка Мороз наизусть знает столько благочестивых загадок! Может проэкзаменовать детей на знание Священного Писания. В его распоряжении –  шедевры русской и современной поэзии. Вы знаете, просто сам становишься ребенком.

Телефонный звонок: Здравствуйте! У нас сегодня в храме Святителя Николая на Преображенке преставился батюшка, отец Леонид Кузьминов. Вы его, наверное, знаете. Я прошу всех прихожан и всех батюшек, и всех кто слышит, помолиться о нашем добром пастыре. И ещё такой вопрос: за священника читают Евангелие, а в каком порядке надо читать?

О.Артемий Владимиров: Открываете просто Евангелие и у себя дома читаете. Если владеете церковнославянским языком –  ещё лучше. Главку одну, третью, начиная от Матфея. Немножко передохнёте, днём ещё главку –  вечерком. Отца Леонида я хорошо знаю, потому что юношей, а потом учителем русского языка и литературы, я приходил на клирос вместе со своей молодой супругой в храм Святителя Николая и пел у него на клиросе. Батюшка был знаменитым уставщиком, знатаком памяти святых, ему не нужно было раскрывать месяцеслов и календарь. Он знал на две-три недели вперёд, когда свершается память каких святых. Что меня привлекало в нём?  Он всегда возглавлял отпевание священников. Когда кто-то из наших собратьев отправлялся в путь всея земли и мы собирались в том или ином храме, чтобы свершить чин отпевания священства, отец Леонид всегда организовывал батюшек. Такое впечатление, что он едва ли не наизусть знал стихиры  и  тропари, относящиеся к этому чинопоследованию. И пусть Господь воздаст ему тем, чем он служил своим почившим собратьям! Вознесём, дорогие мои, молитвы и о нём, и о скончавшихся, погибших в авиакатастрофе отцах, братьях и сёстрах наших.

Елена Путинцева: Вас хотят спросить, как часто следует приступать к таинству Соборования?

О. Артемий Владимиров: По традиции, не реже, чем раз в год христианин стремится участвовать в Елеосвещении, во исцеление души и тела, помазывается елеем, слушая Евангельские чтения об исцелении Господом болящих.  Если человек чувствует, что обнаружилась ещё какая-то немощь и хворь, то ему ничто не препятствует, взяв благословение пастыря, принять участие в этом целительном таинстве.

Елена Путинцева: Сейчас многие покупают подарки, в том числе прихожане православных храмов. Батюшка, и у нас в Алексеевской обители есть такие подарки, в частности, ваша недавно вышедшая книга «Сказки для детей и взрослых», а также переиздана маленькая книжка «Рождественская сказка о бисеринке, алмазинке и жемчужинке».

О.Артемий Владимиров: Да, в этой маленькой книжечке мне удалось приоткрыть завесу тайн женской психологии. Вы знаете, многие профессора удивляются, как это удалось скромному священнику.  Потому что написаны целые тома, энциклопедии о феномене женщины. Однако диссертации защищены, а воз и ныне там. А вот в жанре сказки получилось, описывая, как три снежинки едва не поссорились, прежде чем выполнили задание, данное им свыше, –  украсить землю снежным покровом на Рождество, по молитвам деревенского мальчика Сени. В этой небольшой книжечке девочки, девушки, дамы и крестьянки, жительницы городов и деревень узнают о себе кое-что, чего они прежде не читали.

А что касается книжки «Сказки для детей и взрослых», то эти 9  сказок – поэтические. Некоторые из них знакомы моим слушателям и читателям (я имею в виду сами сюжеты о Красной Шапочке, Золушке, и Буратино). Другое дело, что эти сюжеты мною творчески  переработаны. Есть сказки оригинальные, например, о Подорожнике, который познал смысл бытия в страданиях. Иные: «Аленький цветочек», «Алые паруса» знают все. Конечно, я не могу рекламировать свою книгу, это было бы не вполне этично…

Но, действительно, мне хотелось порадовать читателей каким-то добрым словом. И в качестве анонса. Вы помните, когда Золушка потеряла туфельку в карете, как мгновенно развернулся сюжет в её пользу:

…Всё остальное было, словно в сказке, –
Разлука, туфелька, помолвка с принцем.
И Золушка, по царскому указу,
На трон, близ мужа своего, садится…
А дальше – то, о чём сказать хотелось:
К отцу родному в гости приезжает
Морозным днём. При пении метели,
Подходит к дому в дивном горностае.

А мачеха, в смятенье, у порога
Стоит прямой сосулькой неподвижно…
И сёстры рядом: «Просим, ради Бога,
Который милость заповедал к ближним,
Прости слова обиды и укоры!»
Она им молвит: «Сёстры дорогие,
На пользу мне пошли все эти годы –
Ведь были помыслы у вас – благие!
Трудилась пчёлкой я не унывая,
Навыкла молчаливому смиренью.
Вы нехотя мне очень много дали:
Жестокости, тщеславию и лени
Не подражала – вспоминая маму –
Её улыбку и глаза… А ныне
Я чудом королевой вашей стала –
За что обиду мне держать, родные?
Душа живёт любовию и верой…»
Пошла назад, к карете, по пороше;
И, севши, на стекле заиндевелом
Нарисовала сердце… Кучер вожжи
Подёрнул с криком – и пошли лошадки,
Златую королевскую карету
Умчав по снегу в направленье замка.
Очнулись женщины – принцессы нету…
С подарками в руках, в гостиной зале,
Не раздеваясь – не было прислуги, –
Уселись у камина и устало
В молчании смотрели друг на друга…

Аудио-версия на сайте РАДОНЕЖ »

Обсуждение закрыто.