Христос — Победитель смерти

Христос воскрес! Опять с зарёю
Редеет долгой ночи тень,
Опять зажёгся над землёю
Для новой жизни новый день.


Ещё чернеют чащи бора;
Ещё в тени его сырой,
Как зеркала, стоят озёра
И дышат свежестью ночной;


Ещё в синеющих долинах
Плывут туманы… но смотри:
Уже горят на горных льдинах
Лучи огнистые зари!


Они в выси пока сияют,
Недостижимой, как мечта,
Где голоса земли смолкают
И непорочна красота.


Но, с каждым часом приближаясь
Из-за алеющих вершин,
Они заблещут разгораясь,
И в тьму лесов и в глубь долин;


Они взойдут в красе желанной
И возвестят с высот небес,
Что день настал обетованный,
Что Бог воистину воскрес!

И. А. Бунин, 1896


«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!»

Что это за удивительный тропарь величайшего из праздников, столь дорогой для нас и столь непонятный для не христиан, вызывающий даже их насмешки?

Огонь может ли быть потушен огнём? Тьма может ли просветиться тьмой? Зло может ли быть побеждено злом? Конечно, нет.

Подобное подобным не уничтожается, а только противоположным. Огонь угашается водой, тьма разгоняется светом, зло побеждается добром. И, тем не менее, вопреки этому всеобщему закону Христос Своей смертью попрал смерть. Какую смерть? Духовную смерть. Ту смерть, сущность которой есть отчуждение от Христа Бога, Который есть любовь, путь, истина и жизнь. Духовная смерть есть отвержение пути добра, любви и истины и предпочтение ему другого пути — пути зла, ненависти и лжи.

А этот путь от диавола, врага Христова, ибо он есть отец лжи, ненависти и зла. Итак, духовная смерть — от диавола. Эту смерть попрал Христос безмерным и неиссякаемым потоком любви Божественной, излившимся с Креста Голгофского. Ненависть диавола к роду человеческому побеждена любовью Божией к нему.

Итак, не нарушен всеобщий закон, по которому подобное не может быть преодолено подобным, а только противоположным, и истинно то, что Христос Своей смертью попрал смерть.

Крестом Христовым связан князь, господствующий в воздухе (см.: Еф. II, 2), и возлюбившим Христа дана сила для борьбы с ним и могучая защита от него.

Не менее удивительна и вторая часть тропаря: «…и сущим во гробех живот даровав».

Не только удивительна, но и Божественным светом драгоценнейшей надежды озаряет сердца наши. Если Христос воскрес, то мы воскреснем в телах наших. Ибо Он воскрес из мертвых, как первенец из умерших, положив начало всеобщему воскресению.

«Ибо как смерть чрез человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (I Кор. ХV, 21-22).

Итак, не только духовную, но и телесную смерть упразднил Христос Своим Крестом и Воскресением. Но это уже всецело дело всемогущества Божия, и нам нет надобности рассуждать об этом по законам природы, ибо и они созданы Творцом всего и Он волен действовать не по ним, а по неведомым нам законам Его Божественного ума и воли.

Приидите же, поклонимся и припадем ко Христу, избавившему нас от смерти духовной и уничтожения телесного. A м и н ь.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий),
архиеп. Симферопольский.

Обсуждение закрыто.