Христос посреди нас

Слово о Евхаристии. Христос посреди нас

«Противоядие, чтобы не умирать»

Пасха пришла и в свой черед уйдет, а жизнь продолжится. Надолго ли Пасха уйдет? На неделю только. Каждое воскресенье – Пасхальный день. Истинный поклонник Воскресшего Господа не тот, кто раз в год приходит на длинное и особое Богослужение, отягчая руки корзинами со снедью, а тот, кто всякую неделю в воскресный день чтит и славит Победителя смерти – Иисуса. (Протоиерей Андрей Ткачев)

Две тысячи лет тому назад Бог воплотился, принял наше человечество. Очистив его от греха, проклятия и смерти, преобразив, Он подает нам его же в Таинстве причащения. И мы, причащаясь, получаем исцеление. Получаем возможность изменить, исправить свою жизнь. Исцелить свою человеческую природу. И, таким образом, получаем возможность спастись…

Самое важное место среди всех богослужений, совершаемых в Церкви, занимает служба, которую мы называем Литургией. Литургия — слово греческое. Оно значит общее служение. Иногда им обозначалось служение ближним, благотворительность, иногда — служение при алтаре. Богослужения имеют целью сблизить нас с Богом, приблизить к Нему в молитве. Но высшее проявление близости, присутствие Господа среди верующих, «обожение» человека и природы осуществляется в таинстве Евхаристии — в этом центре жизни Церкви.

В Священной Евхаристии верующим подается священное «лекарство бессмертия», — как говорил священномученик Игнатий Богоносец, «противоядие, чтобы не умирать».

Евхаристия была установлена Самим Господом Иисусом Христом во время устроенной Им Тайной вечери. Иисус Христос собрал Своих учеников в тот вечер, когда должен был быть и был предан на страдания, муки, распятие и смерть. Он собрал Своих учеников как глава, как старший, хотя по возрасту им не был. Он совершил вечерю точно по образцу, по которому было принято это в народе во времена ветхозаветной Церкви, но только с одной особенностью: когда Он преломил Хлеб, когда поднял Чашу, прочитав особые благодарственные молитвы Богу за все, Он сказал ученикам: «Вот это творите в Мое воспоминание. Хлеб — это Мое Тело, и это Вино — Моя кровь. Когда будете вспоминать Меня таким образом, то будете от Моего Тела есть и от Моей Крови пить. И тот, кто будет это делать, будет пребывать во Мне, и Я буду пребывать в нем всегда».

Во время Евхаристии мы вспоминаем все, что было со Христом: Его воплощение, всю Его жизнь, Голгофу, воскресение и вознесение. Но когда мы это все вспоминаем в символах на Божественной Литургии, тогда это совершается вновь! «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5, 17), и это делание не прекращается никогда. Тайна, таинство Святой Евхаристии в том-то и заключается, что тут не одни наши с вами воспоминания.

Литургия дает реальное, действительное с Богом общение, освящающее каждого ее участника, так как за каждой Литургией происходит, исполненное глубокой тайны, преложение принесенных в алтарь хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. И причащаясь Самого Тела и Самой Крови Христовой, каждый верующий реально, действительно, а не только мысленно или в воображении соединяется в этот момент с Самим Богом. Во время Литургии присутствие Божие среди людей по данному Богом обетованию осуществляет самое полное освящение человека.

Центр Жизни Церкви

Центр Жизни Церкви

Тут происходит особенное действие Божие, которое вводит в этот мир Божественную силу, и к этой силе приобщается каждый из нас, эта сила входит в наши сердца и потом через нас и с нами действует во всем, что мы делаем. Та сила Божия придает тому, что вы делаете, каким бы это дело ни казалось ничтожно маленьким, огромный смысл, глубину, в этом духовное значение Православия. Через все то, что делает христианин в этом мире, участвующий в Евхаристии достойно, идет в мир сила Божия, мир преображающая, мир освящающая, переделывающая, несмотря на то, что мир этого не понимает. Мир об этом даже и не знает. Вот что такое Евхаристия! Вот почему с самых первых времен Евхаристия — жертва благодарения, преломление хлеба — является центральным фактом в жизни христиан.

Евхаристия есть высшее выражение единения христиан, жизни Единого тела, Единой Святой Церкви Христовой. Таинство — источник этого единения. Мы — одно Тело, Его Тело. Мы все — одно: и живые, и мертвые. «Нас всех, — читает священник в алтаре, — от единого Хлеба и Чаши причащающихся соедини друг ко другу». Всех стоящих здесь, живых и умерших, Церковь земную и Церковь прославленную, «имеющу Одну Главу».

От скудости, от нищеты, от мрака моего бедного «я» я прихожу к Божественному Таинству и свету. «Вниде свет Твой и просвети тьму мою». Живя еще здесь, на земле, мы в эти моменты вступаем уже в Его благодатную жизнь, так как Он приходит к нам и «творит у нас обитель свою» (Ин, 14, 23).

Во время Евхаристии происходит самое главное, самое важное — Христос оказывается между нами.

«Там, где двое или трое собрались во имя Мое (и именно так собрались, как собираются христиане во время Евхаристии), там Я — посреди них». Там Христос посреди нас со всей силой Своей состраждущей любви, способной каждому из нас дать решительно все, что нам нужно и для того, чтобы семя слова Божия, которое попадает в нашу душу, когда мы слышим благовестие — евангельскую весть, — не пропадало даром, но могло возрасти в каждом сердце.

Таинство Евхаристии

Таинство Евхаристии

Таинство Евхаристии

Среди господства стихий мира сего Таинство Евхаристии — Божественная Литургия — есть предвосхищение иной жизни, иного Царства — «идеже — свет лица Божия». Евхаристия есть звено, соединяющее настоящее с грядущим, состояние нынешнее со славой грядущего Преображения.

В Евхаристии время исчезает, время входит в вечность. И мы принадлежим вечности и в ней участвуем. Потому что все то, что мы вспоминаем как бывшее: был выход на проповедь Иисуса Христа, была Тайная Вечеря — это все для нашего ума, — БЫЛО, а в Боге это — ЕСТЬ. Все, что было, то и есть. Умом понять это невозможно.

Смерть Иисуса Христа — это жертва. Тут и смерть, и воскресение, и вознесение. Это все было и есть. Для нас — еще будет, а для Господа — уже есть. А что будет? Наша собственная смерть, наше собственное воскресение, наше собственное вознесение. А оно уже… есть. Мы — в прошлом, настоящем и будущем во время Литургии. И это не представление, не фантазия, не мысли, так есть на самом деле.

Прот. Всеволод Шпиллер (1902-1984) — старец, духовник, богослов, проповедник, более 30 лет был настоятелем Николо-Кузнецкого храма в Москве, воспитав многих священников. В наследии о. Всеволода особое место занимают проповеди-лекции, с необычайной силой и ясностью отвечающие на самые трудные вопросы современности. 

Комментарии запрещены.