ЗОЛОТОЙ СВЯТЫНИ СВЕТ. Воспоминания матушки Надежды монахини Марфо-Мариинской обители

Княгиня Елезавета Федоровна - Великая Матушка Марфо-Мариинской обители

Княгиня Елезавета Федоровна — Великая Матушка Марфо-Мариинской обители

Небольшая книга, приуроченная к пятой годовщине создания Марфо-Мариинской oбители, вышла в 1914 году — маленьким тиражом и — без подписи автора. Но она предназначалась — всему русскому народу. С глубоким ду­ шевным волнением и благоговением касаюсь ее страниц, склоняюсь перед святыней памяти Великой Княгини Елисаве­ты.

Книга посвящена главному делу жизни Елисаветы Феодоровны — Обители, которая и сегодня зовет служить Милосер­дию каждого из нас — каждого живущего на земле. Голос души Великой Княгини не умолкнет во все оставшиеся человечеству дни — до конца времен. Весь текст проникнут молит­ венным духом святой Настоятельницы. Откроем первую страницу книги — услышим негромкий голос Матушки Великой.

«Когда Вы возьмёте эту книжку в руки, дорогой читатель, хочется из глубины души Вас просить помолиться о нас, по примеру первых христиан, которые жили и трудились для Бога и ближнего и находили во всякое время укрепление во вза­ имной молитве. Апостолы писали: Молитесь друг за друга (Иак. 5,16). Итак, еще раз протягивая к Вам наши руки, просим духовной милости, по примеру бедняков, которым мы посвятили свою жизнь:… молитесь о нас! Отчего так часто Спаситель говорил о радости, когда наша жизнь полна скорбей? Думается, именно от этого: Радость! Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы — друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам (Ин. 15,11-14). Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание… (Гал. 5, 22)».

Мы привыкли читать знакомые цитаты из Евангелия — вскользь, почти не прилагая сердца — но для Елисаветы Фео­ доровны каждая из приведенных фраз была целым откровением — Любви Спасителя к созданию Своему. Помолчим и мы над мыслями Священного Писания, которые отметила для нас Матушка Елисавета.

Мы нередко чувствуем себя одинокими, забывая, что Господь не создал нас для формальных с Ним отношений, и внешне исполненное правило не является нашим общением со Христом. Великая Княгиня Елисавета жила, постоянно ощущая присутствие Господа. Ее молитвенное общение с Ним было Ее жизнью. Она знала на самом деле, что Он… не далеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем… (Деян. 17,27-28). Она молилась Господу — всем сердцем, старалась познать Его волю и исполнять ее — во всех Своих малых и больших делах. Каждая заповедь Христа была для Нее — священной. Душа, истинно любящая Бога, — всегда стремится к Нему своими мыслями и желаниями: ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6,21). Приведенными строками Евангелия Матушка Елисавета хочет напомнить нам о главной тайне жизни, которую мы нередко забываем. Никто не любит нас так, как любит Господь, и — Христос хочет в каждом из нас — видеть Своего личного друга и последователя. Какими же мы должны быть, чтобы оправдать это высочайшее доверие?

«…Всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуй­ тесь, непрестанно молитесь, за все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1 Фес. 5,15-18), и думает ся, что нужно основывать все духовное благотворение на благодарности Господу за то, что Он позволяет нам Ему служить — в лице ближних…

Господь иначе, чем мы, взирает на людские грехи, оттого высокие подвижники и даже святые, которые кажутся нам безгрешными, оплакивали свои грехи. Чем ближе к Солнцу (Богу), тем яснее пятна, оттого грехи относительны; и никто не смеет сказать: «тот разбойник хуже меня», говоря и даже думая так, мы глубоко грешим. Гордость — оружие диавола, а смирение Богу принадлежит: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать… (Иак. 4,6).

Хочется рассказать то, что недавно видели: сырой подвал, в темном углу сидит больная старушка в тоске и унынии. Дверь отворяется, и входит к ней служительница Божия. Видя сострадание на лице посетительницы, старушка изливает ей свою грустную жизнь… Даже о телесной немощи она забыла в радости своей духовной.

А сколько сокрушенного внутреннего покаяния и смире­ ния мы находим у тех нищих, которые живут в разврате, в пьянстве, в скорбях, когда искра Божия их коснется! Слова, слышанные при посещении трущоб и вырвавшиеся из наболевшей души: «мы не люди, как же вы к нам приходите», доказывают, сколько надо было выстрадать, чтобы дойти до тако­ го сознания.

А вот еще случай: стоит женщина, отпечаток порока и безволия на всем ее несчастном существе; она в рубище; невольно видно, что нет на ней креста Господня, а где же крест? Когда окружающие стали просить у сестры образков и крестиков, то она, рыдая, сказала: «я недостойна надеть крестик»… Какое сокрушение! Да, верим, что в эту минуту к ней близок был Христос, а с Ним — прощение и спасенье.

Господь видит душу. Наш долг служить и сеять, не ожидая немедленного плода или награды. Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем: ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере (Гал. 6,8-10). Как же не понять, что если при помощи Господа нам удастся заронить в падшую душу искру Божию хотя бы на мгновение и тем возбудить чувство сокрушения, дав подышать благоуханием Неба, то это будет уже духовный плод, а таких плодов может быть даже много, ибо жива душа у самого падшего человека, как показал благоразумный разбойник…

Великим снисхождением Божиим было для нас, недостойных, знакомство с последней монахиней Марфо-Мариинской Обители Милосердия. Никогда мы с мамой не сумеем отблагодарить Господа за Его неизреченную к нам Милость. Матушка прожила у нас считанные месяцы — неполный год. Но мы остались под впечатлением, что рядом с нами долгие годы жил бесконечно родной человек. Монахиня Надежда — урожденная Зинаида Александровна Бреннер (23 апреля 1890 года — 1 сентября 1983 года), принадлежала к дворянскому роду. К сожалению, нам ничего неизвестно о ее родственниках. Мы были столь покорены высотой духа матушки, что ни разу не разговорились с ней о ее родословной. Она ушла из жизни 93 лет. Ее воспоминания легли в основу этой книги.

Когда-то я спросила матушку Надежду, какую добродетель Елисавета Феодоровна почитала большей, и она ответила: «Милосердие. Причем, во всяком самомалейшем его проявлении. Разве трудно оказать участие человеку в скорби: сказать доброе слово — тому, кому больно; улыбнуться огорченному, заступиться за обиженного, умиротворить находящихся в ссоре; подать милостыню нуждающемуся… И все такие легкие дела — если делать их с молитвой и любовью, сближают нас с Небом и Самим Богом».

Сердце истинно Милующее — это сердце, познавшее Бога и сроднившееся с Ним до конца. Таким было сердце Великой Княгини Елисаветы. Вслед за Господом, Ей нетрудно было склоняться над физическими и духовными язвами людей. Поэтому с такой силой звучат и пронизывают нас Ее слова, которыми Она утешала Своих духовных детей из ссылки: Господи — ведь Ты — мой, истинно мой. Я Тебя слышу и слова Твои — сердечно исполнять буду. Скажите эти слова каждый день, и вам станет легко-легко на душе.

«Чем больше Любовь — тем больше страданий душе», — записал преподобный Силуан Афонский в своем дневнике. Сквозь непомерные скорби Великая Княгиня Елисавета — всей глубиной Своего существа, — восчувствовала Великую Любовь Бога — и ответила на нее — полной мерой. Как Господь отдал Себя — всем нам — до конца: до Креста и добровольного сверхмученичества, так Матушка отдала Себя Господу и всем тем, за кого Он отдал жизнь, — до конца, до собственной Голгофы. Ибо каждая святая мученическая кончина — это продолжение Голгофы Христа, — продолжение Его бездонной Любви, которая по сей день ищет людей, способных ею уязвиться и последовать — ей.

Личность Великой Княгини Елисаветы навсегда стала для меня идеалом святости. «Она способна была не только плакать с плачущими, но и радоваться с радующимися, что обыкновенно труднее первого… Она лучше многих инокинь со­ блюдала великий завет святого Нила Синайского: блажен инок, который всякого человека почитает как бы богом после Бога. Найти хорошее в каждом человеке и «милость к падшим призывать» было всегдашним стремлением Ее сердца».* Душа Великой Княгини Елисаветы, достигшая столь высокого совершенства, по сей день приходит к нам, грешным, чтобы помочь людям, вслед за Ней — взойти в Небесную Обитель Милосердия.

Эта книга непроизвольно стала книгой о Милосердии Божием. Ибо Дух Обители, Дух Божественного Милосердия разлит в этой жизни повсеместно. И если бы не так — это было бы равносильно тому, что солнце — погасло. Господь изливает бездну щедрот на каждого из нас — во все дни. Матушка Надежда говорила: «Революция была репетицией конца света. И теперь — человечество достойно, по грехам своим, — последнего наказания Божия». Мы держимся в этой жизни — на самом краю, еще не погибли до конца — одним Милосердием Бога. Христос каждый день ждет нашего ответа на Свою Любовь. Сумеем ли мы подтвердить свое высочайшее призвание «детей Божиих» — своими делами? Ведь дети должны быть похожи — на Отца. Христос каждый день ждет нашего ответа на Свою Любовь, чтобы иметь возможность — помиловать нас.

Откроем наши души, чтобы Божественное солнце Милосердия их согрело.

Из книги «ЗОЛОТОЙ СВЯТЫНИ СВЕТ. (Сост. Е.В. Неволина. 2004 г.)» Советы и наставления матушки Надежды (Бреннер; 1890–1983)* – последней монахини Марфо-Мариинской Обители Милосердия, до закрытия монастыря в 1926 году.

ОСНОВАНИЕ МОЛИТВЫ – НЕЛОЖНОЕ ПОКАЯНИЕ И СМИРЕНИЕ

Царственная сестра милосердия.jpg

Царственная сестра милосердия.jpg

– Матушка, как научиться молиться? Сколько ни пробую – ни с места!

– Не ленись, замечай свою никчемность, упрекай себя, а иначе, кто тебя попрекнет? – улыбалась матушка, – никто тебя, как ты сама себя – не знает. Это и есть делание духовное. И птицу, как известно, можно выучить – и будет целый день повторять святые слова. Но духовной жизнью это отнюдь не называется. Постоянное себя рассмотрение, за собой слежение – самоукорение и нелицемерное покаяние на каждом шагу. Не для того, чтобы до уныния себя довести, а чтобы реально убедиться в своей никчемности. Тогда и молитва сама собой пойдет, потому что ее источник – скромное о себе мнение, добытое опытом. Тогда живая молитва зажурчит – живой ручеек. А без сердца, без сокрушения – все мертво. Молитва без покаяния – для Бога – копейка, а со смирением – золотой.

Все хотят молиться исключительно Иисусовой молитвой. И когда бесы их пыл охладят (так как для этой молитвы – требуется неложное смирение) – вообще бросают молиться. Но не доставим такого удовольствия дьяволу. Как Преподобный Амвросий говорит: «Какие дрова: березовые, осиновые, дубовые – не важно, лишь бы печка грела. Каким видом молитвы пользоваться, все равно, лишь бы душа – горела к Богу».

Бывает такое состояние, оно тоже для нашей пользы, когда душа – каменная земля, никакой влаги, никакого умиления – окамененное нечувствие – это и от грехов нераскаянных и от бесов может быть. Тогда молись, хоть как-нибудь. Когда человек изнемогает от бесчувствия, или от вражеских помыслов, но все-таки принуждает себя к молитве – его молитва мученическая. Но такое бесчувствие у нас, конечно, от нераскаянности. Один человек не приступал к молитве, прежде чем не приводил себе на память многие свои грехи, и исповеданные в том числе. И когда на самом деле приходил в сознание того, что он – первый грешник, тогда со страхом и трепетом, и сокрушением сердечным – начинал молиться. Но никакого уныния быть не должно! Трезвенная память: мы – сор, выметенный с Неба. Но желаем вернуть себе утраченное звание – детей Божиих.

Святые не оскорблялись, когда их всячески уничижали, потому что они унижали сами себя – значительно больше. Считали: по достоинству!

Пришли к одному подвижнику с обвинениями: мы все про тебя знаем: ты – вор! Конечно, – ответил тот. Ты – блудник, – не унимались они. Он и на это был согласен. И на все последующее молчал. Под конец старец услышал: «Ты – еретик!» Тогда он поднял голову и твердо сказал: «Нет, я – не еретик». Тогда они спросили: «Почему же ты не возражал раньше?» «Потому что все, в чем вы меня обвиняли, – имеет прямое ко мне отношение: не делом, так словом или помыслом. Но еретиком я, слава Богу, – не был. Христа никогда не предавал».

Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50,19). Бог не оставит Своей благодатью – кающееся сердце. А ведь, что у нас? Я – не хуже других! — и все. А в переводе звучит: я гораздо лучше других! С этим чувством и на исповедь идут и от нее отходят. А что это значит? Я еще не положила начала покаянию! – вот, что это на самом деле значит. Я – величайшая из нераскаянных грешниц. Ты положи основание молитве – неложное покаяние. За это всю жизнь нужно биться. До смерти.

Найдем возможность смирить себя: скажем себе – да я за целый день вовсе о Тебе Боже – не вспомнила, все христиане имеют единственную цель – сблизиться с Тобой. Кто же я есть? Христова только по имени. Вот если эту кору, эту скалу гордостную – самолюбия и прекрасного о себе мнения – пробьем – если каплю горя в сердце ощутим – тогда хоть минуту да помолимся. У святых в сердце бил источник смирения – поэтому молитва шла – непрерывающимся потоком. Пока мы идем вместо дороги смирения – путем самоутверждения – откуда взяться молитве?

Этот разговор помог матушкиной знакомой выйти из состояния окамененного нечувствия. Матушка была для нас великим утешением, даром Божией Милости – нашему убожеству, который мы полностью не заслужили. Рядом с ней мы увидели себя полумертвыми, лишенными горения, ревности по Богу – не положившими и начала покаянию… Людьми, которые не приобщились к духовной жизни, так как не начинали нудить себя – ко смирению. Мы старались делать какие-то «добрые дела» не замечая, что надмеваемся своим куцым деланием и таким образом превращаем их – в прах.

Подвиг есть и в сраженье,
Подвиг есть и в борьбе, –
Высший подвиг в терпенье,
Любви и мольбе…
(Алексей Хомяков)

МОЛЯСЬ, ОБРАЩАЙСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ К ЦАРИЦЕ НЕБЕСНОЙ

– Матушка, как ни стараюсь – страшное рассеяние на молитве, устаю от помыслов.

– А ты вот так: Воспеваю Благодать Твою, Владычице, молю Тя, ум мой облагодати, – и делай земной поклон. – Ступати право мя настави, путем Христовых заповедей (поклон). Бдети к песни укрепи, уныния сон отгоняющи (да, не прерывай поклона, пока не доведешь до ума и сердца, — что произносишь). Связана пленицами грехопадений, – мольбами Твоми разреши, Богоневесто (поклон).

Она дочитала известную молитву до конца. Казалось, я эти слова слышу в первый раз в жизни. Матушка обращлась ко своей Всесильной Заступнице, как дитя к матери, – никогда еще при мне никто так проникновенно не молился.

– Эту молитву надо знать наизусть, – помолчав, добавила матушка, – кто, как Она, заступит нас в скорби, в гонении… на мытарствах.

О ВНИМАНИИ СЕРДЕЧНОМ ПРИ МОЛИТВЕ И ЧЕМ ОНО ДОСТИГАЕТСЯ

– Каких только мыслей бесовских не наслушаешься на молитве. Как с вражескими помыслами бороться?!

– Вот читаешь молитву, поймал себя на помысле – возвращайся к началу, так святые отцы учат. И так, хоть сто раз – пока единожды прочтешь со вниманием. Дьявол убедися, что ты за количеством не гонишься и твердо на своем стоишь – желая добиться внимания сердечного, призывая на помощь Ангела-Хранителя и любимых угодников, и отбежит прочь. Проси святых: «Вы-то, как по-настоящему молились – не откажите, дайте каплю вашего покаяния, вашего понимания своей никчемности перед Владыкой». Один отец говорил: «Надо молиться так, чтобы святые отложили свои дела, желая послушать, что ты им хочешь сказать». А вообще, если от сердца и в простоте просить (а что такое простота?! – это знание: я – ничто!) – тогда никто не помешает, и Бог легко услышит.

В революцию в голодные годы отец одного семейства уехал менять вещи на хлеб из Москвы на Украину. Шло время – никаких вестей. В воскресенье семья пошла в Данилов монастырь. После Литургии ищут – не найдут младшего. А он приник к мощам благоверного Князя Даниила и что-то шепчет. Мать ему: «Мы уходим». Он серьезно отвечает: «Не мешайте мне разговаривать с Князем Даниилом», – и продолжает шептать, уткнувшись лобиком в край раки. Через неделю вернулся отец. Рассказал, что долго ничего не мог обменять, а потом в один день всего навезли. Это был день, в который его пятилетний сын разговаривал с любимым святым. Так и ты молись – с простотой и верой несомненной – как дети у любимых матери и отца просят. Ребенок ведь знает, что во всем необходимом мама, конечно, не откажет.

И повторила еще раз: «Проще, как можно проще молись…»

О СОЗЕРЦАТЕЛЬНОЙ МОЛИТВЕ

Настоятельница Марфо-Мариинской Обители милосердия 1910 г.

Настоятельница Марфо-Мариинской Обители милосердия 1910 г.

Однажды матушка вспоминала о том, как молилась матушка Любовь. «Ищу, ищу ее, наконец, найду в пустом храме или в другом укромном месте – перед иконами. Она молитсятак, что страшно на нее смотреть: лицо полыхает, глаза не видят этого мира, будто без слов с Господом говорит – лицом к Лицу. Порой лежит на полу, распростертая ниц, ручьи слез, если ее и позвать – не отзовется и не услышит – восхищена умом и душой к Господу. Это высшая степень молитвы. Редкие удостаиваются…»

Годы спустя прочла у игумений Таисии (Леушинской) воспоминание о молитве одной из монахинь ее монастыря, которое напомнило мне слова нашей матушки о молитве матушки Любови:

«Помню только, что я стала читать наизусть акафист Сладчайшему Иисусу, присутствие Которого я еще ощущала в своем сердце, ибо только в тот день приняла Святые Тайны. Читаю икос, читаю другой, чувствую, что душа моя все больше и больше умиляется и согревается любовию к Господу, помню, что мало-помалу вся я, и душой и телом, начинаю как бы трепетать, обливаясь слезами, силы физические изменяют мне и, чтобы не упасть, становлюсь на колени и повергаюсь ниц перед святыми иконами, продолжая мысленно читать акафист; кажется, уже до половины прочитала я его, но затем ничего уже не помню; все окружающее меня в келье, самый пол, на котором лежала ниц, все словно скрылось куда-то, а мне виделось все иное: словно вдали Престол Божий, и Сам Иисус воссидит на нем, вокруг Престола бездна стоящих, не знаю – людей ли или Ангелов, но все они поют дивно, дивно хорошо; я тут же позади всех стою и наслаждаюсь. Больше я ничего не помню, и сказать не могу.

Долго ли длилось это видение – я тоже не знаю; только потом сказывали мне мои келейные послушницы, что когда они пришли в келью и увидели меня поникшею перед иконами, подумали сперва, что я молюсь, а затем, так как я долго не подымалась, — приняли меня за спящую, стали окликать меня, но безуспешно, – и оставили меня в покое. Когда я пришла в себя от чудного восхищения и видения, в келье опять не было никого, чему я была весьма рада. Пол, на том месте, где лежала голова моя, был так обильно смочен слезами, как бы пролита была на него вода, – значит, телесные члены не были лишены жизни в то время, – глаза источали потоки слез, но я этого не чувствовала и не знала. Да вернее сказать, я и совсем не знаю, что было со мною; но сладость, наполнившая мое сердце в те святейшие минуты, долго оставалась в нем, как залог небесного посещения».

В начале Великого поста матушка посоветовала знакомой иметь текст Канона Андрея Критского, чтобы полноценно воспринимать службу.

В праздник Пресвятой Троицы одна жаловалась: «Батюшка очень тихо читал Коленопреклоненные молитвы, так хочется все понять, ну, ничего не разобрала…» – «В таких случаях надо хоть раз в году их прочитывать, хотя бы знать, о чем в них идет речь!»

Помня наставления матушки, стараюсь прочитать, если не все, то основные молитвы из Троичной Минеи. Как радостно стоять на службе, когда понимаешь, что читают и поют! Мы старались с матушкой всегда прочесть что-нибудь из святых отцов, посвященное празднику…

Святая преподобномученица Великая Княгиня Елисавета, святой преподобноисповедник Сергий и вся святая Марфо-Мариинская Обитель, молите Бога о нас!

ЗОЛОТОЙ СВЯТЫНИ СВЕТ. Воспоминания матушки Надежды – последней монахини Марфо-Мариинской обители (1914).pdf

Обсуждение закрыто.