В 4-ю Неделю после Пасхи за Литургией читают Евангельский отрывок об исцелении расслабленного. Это чтение преподает нам несколько очень важных для духовной жизни уроков.
Урок 1: Причина и временных болезней, и вечных мучений – грех
Расслабленный провел тридцать восемь лет в тяжелом состоянии. Он не мог двигаться и сильно страдал. Любое страдание неизменно вызывает вопрос: почему это страдание настигло человека, что послужило причиной болезни или иного несчастия?
Господь через некоторое время после исцеления расслабленного, нашел его в храме и сказал: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5, 14).
Тем самым давая ему понять, что Ему известны прегрешения этого человека и что именно они являются причиной того, что он тяжко страдал столько лет. Но предупреждение о том, что возвращение к греховной жизни может привести к еще большим мучениям – это откровение о вечности загробных мучений.
Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Тридцать восемь лет томился расслабленный в недуге за грех свой. Наказание значительное! Но Господом возвещается еще большее наказание за возвращение ко греху. Что это за наказание, более тяжкое, нежели болезнь, державшая больного в течение целой жизни на одре, среди всех лишений? Не что иное, как вечная мука во аде, ожидающая всех некающихся и неисправимых грешников».
Урок 2: Только Бог исцеляет от болезней и спасает от вечных мук
Отвечая Христу, расслабленный свидетельствует о том, что нет человека, который бы опустил его в купель по возмущении воды и тем самым даровал бы ему здравие. «Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню…» (Ин. 5, 7). В этих словах – приговор всем человеческим усилиям, которые без Бога тщетны. «Суетно спасение человеческо» (Пс 59:13), – сказал святой пророк Давид.
Очень многие святые отцы, которые оставили нам толкование на Евангелие от Иоанна обращают внимание на символизм Овчей купели. Пять притворов – это пять книг пророка Моисея, 38 лет, которые пролежал там расслабленный – это 38 лет, которые тот же Моисей водил израильский народ по пустыне. Вифезда, что в переводе означает «дом милосердия» не был милосердным к расслабленному, ему никто не оказал милосердия и не поднес к купели по возмущении воды. Это означает, что человечество даже исполняя предписания Ветхого Завета не может быт исцелено от своего смертельного недуга греха. И только воплотившийся Бог может исцелить и избавить от смерти.
Но ветхозаветное исполнение заповедей человеком не напрасно, оно свидетельствует о том, что человечество стремится ко спасению и в этом стремлении преодолевает испытания.
Урок 3: Бог испытывает желание человека, порой очень жёстко
Великим испытанием была для расслабленного его болезнь, которая продолжалась долгих 38 лет. Уже одна длительность этого мучения явилась тяжёлым испытанием для этого человека, испытанием его надежды на исцеление и его терпения.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Вы все знаете, что больные бывают не одинаково раздражительны в начале болезни, и по прошествии долгого времени, но больные особенно бывают неспокойны, когда болезнь задерживается на долгое время: тогда они бывают несносны для всех».
Действительно в начале болезни человек часто ещё имеет силы её переносить и терпеть, но когда он вскоре не получает исцеления, то часто начинает роптать и проклинать свою судьбу. Здесь же – 38 лет!
Когда расслабленный раз за разом видел, как не он, а кто-то другой получает исцеление от купели, то не должен ли он был прийти в отчаяние и от бесплодности всех своих попыток, уйти совсем? Все это было очень тяжело, но Господь ещё более усугубляет для него испытание своим вопросом: «…хочешь ли быть здоров?» (Ин. 5, 6). При первом рассмотрении этот вопрос звучит как насмешка и даже издевательство. Он вполне мог вызвать гневную реакцию расслабленного, но мы видим совершенно другое.
«Когда Христос сказал: «хочешь ли быть здоров?» (Ин. 5:6), то он не сказал ничего такого, чего можно было ожидать, например: ты видишь, что я лежу столько времени расслабленным, и спрашиваешь, хочу ли я быть здоровым? Не издеваться ли пришел ты над моими страданиями, не порицать ли, не насмехаться ли и шутить над несчастьем? Ничего такого он не сказал и не подумал, но с кротостью отвечал: «так, Господи» (Ин. 5:7)» (свт. Иоанн Златоуст).
Здесь можно увидеть аналогию с тем, как Господь испытывал веру женщины сирофиникиянки, которая просила Христа исцелить её дочь и получила ясный и чёткий отказ (см. Мк. 7, 24-30).
Но вопрос Христа расслабленному о том, хочет ли он быть здоровым не так прост, как кажется.
Урок 4: Хочешь ли ты быть здоров?
Это не насмешка и не издевка. И это даже больше чем испытание веры и терпения. Это концептуальный вопрос всего человеческого бытия.
Любой социальный работник может рассказать множество историй о том, как нищие, безработные, бомжи, пьяницы, больные отказываются от возможности выкарабкаться из всего этого. Они уже привыкли к такому образу жизни, приспособились. Им так удобно. Это их зона комфорта. Они не хотят иного. И даже если им предлагают работу, жилье или иную помощь, они зачастую отказываются. Часто инвалиды, которые нуждаются в посторонней помощи, привыкают к тому, что им ничего не надо делать, не надо работать, трудиться, нужно только давить на жалость. И кто-то обязательно пожалеет, поможет, накормит, оденет и так далее.
Это есть образ всего человечества. Да, на земле постоянно идут войны, совершаются убийства, грабежи и прочие злодеяния. Люди постоянно болеют и умирают. Они враждуют друг на друга, борются друг с другом за призрачные материальные блага. «Дние лет наших в них же седмдесят лет, аще же в силах, осмдесят лет и множае их труд и болезнь» (Пс. 89, 10). Но хотят ли люди иного? Хотят ли они вернуться к Богу, к своему Создателю? Хотя ли они опять обрести потерянный рай? И это, действительно, – вопрос!
Когда-то Господь сказал: «…кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7, 37). Многие ли идут к нему? Христос не нарушает свободную волю человека. Он не спасает человека, если то этого не хочет, если это ему не нужно. «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20). Господь всегда спрашивает человека, хочет ли он быть с Ним.
И человек должен себя спросить: а хочет ли он быть с Богом? Хочет ли он быть здоров? Или ему дороже то состояние, в котором он находится сейчас, состояние падения, греха? А если человек действительно хочет быть здоровым, ему придется пойти против принятых в падшем человеческом обществе норм и правил.
Урок 5: Исполнение воли Божией часто означает нарушение человеческих правил
Интересная деталь в истории исцеления расслабленного – Христос повелевает ему пойти против общепринятых правил. «Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний» (Ин. 5, 8-9).
И Господь и расслабленный и все окружающие прекрасно знали, что тогда была суббота и что согласно общепринятым нормам нельзя было уходить со своего места, тем более неся в руках свою постель. Однако это было не правило, заповеданное Богом, а человеческое измышление. Фарисеи придумывали множество таких правил, в чём Господь их неоднократно обличал. Но так было принято, и иудеи должны были придерживаться всех этих общественных норм. А исполнять волю Божию зачастую означает – пойти против господствующих в обществе представлений о том, как надо жить.
Общество говорит: «стремись к успеху», а Господь говорит: «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» (Мф. 6, 25).
Общество говорит: «делай деньги», а Господь говорит: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут…» (Мф. 6, 19).
Общество говорит: «не обманешь – не продашь», а Господь говорит: «Неверные весы — мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему» (Прит. 11, 1).
Общество говорит: «бери от жизни всё», а Господь говорит: «Не люби́те мира, ни того, что в мире…» (1 Ин. 2, 15).
Каждый человек, пытающийся исполнять заповеди Божии, сталкивается с необходимостью идти против течения, против человеческих измышлений, против ценностей этого мира.
Урок 6: Здоровье нужно для использовать на добрые дела
Куда пошел бывший расслабленный после своего исцеления? Евангелие говорит нам, что «Потом Иисус встретил его в храме…» (Ин. 5, 14). Этот человек пошел не на торжище, не в кабак, не в гости или еще куда-нибудь. Он пошел в храм, хотя, как нарушивший правило о субботнем покое, должен был подвергнуться там гонениям он фарисеев.
«Евангелист говорит, что после исцеления Иисус обрете его в церкви, а это – знак великого благочестия: он не ходил на торжища и гульбища, не предавался объядению или беспечности, а проводил время в храме; хотя должен был терпеть там насилие и гонение от всех, но это нисколько не побудило его удалиться от храма» (свт. Иоанн Златоуст).
Что же до того, что исцеленный сообщил фарисеям о Христе и это стало причиной гонений на Спасителя, то большинство святых отцов говорят сходятся во мнении, что он сделал это не со зла, а с благими намерениями. «Указывает иудеям на Иисуса не для того, чтобы они, по нечестию своему, дерзнули сделать Ему какое зло, но для того, чтобы и они, если пожелают получать исцеления, знали досточудного Врача. Что эта именно цель была у него, это можешь видеть из того, что он, подобно какому-либо из обвинителей, приходит с возвещением не о том, что Иисус повелел ходить в субботу, но о том, что Он есть «сотворивый его здрава». Этим ничего другого не сделал, как только указал на Врача» (свт. Кирилл Александрийский).
* * *
Православные, поздравляя друг друга с Неделей о расслабленном, иногда шутя называют этот день нашими общими именинами – поскольку мы все расслабленные в прямом или переносном смысле. Пусть же Евангельское чтение этого дня заставит нас поставить перед собой важные вопросы и отправиться на поиски ответов на них. И пусть каждый из нас, наконец, ответит себе на простой вопрос, заданный Спасителем – «хочешь ли быть здоров?»
Слово в Неделю о расслабленном митрополита Антония Сурожского
«Была в Иерусалиме овчая купель (Ин. 5, 2–3), имеющая пять притворов: четыре стоящих около, а пятый по средине, в коем лежало множество болящих, и великое было неверствие иудеев.
А врач душ и телес, по мере болезней подавал исцеление, прежде врачуя долговременно страждущего, чтобы скорее освободился от мучений. Ибо не один день, или два, и не один месяц, или год лежал он тамо, но тридцать восемь лет. Лёжа в долговременной болезни, был известен зрителям, и показал силу Целителя: ибо с давнего времени всеми был знаем расслабленный.
Когда Христос спросил расслабленного, почему он столько лет лежит больной, не исцеленный у купели, которая дает исцеление благодатью Святого Духа, больной ответил Ему: «Нет у меня человека, который бы опустил меня в эти целительные воды,каждый раз, когда вода возмутится, другой раньше меня успевает опуститься в купель».
Вот образ, который так болезненно относится ко всей нашей жизни. Как много людей сейчас могут сказать: «Нет у меня человека…»
Людей много, а человека нет; людей много вокруг, целая толпа, а нет чтобы нашелся человек, который посмотрел на меня по-человечески, отнесся с чутким почтением и сочувствием. И это одно из самых страшных свойств не только мира вообще, но и нашего христианского мира. Толпа — но нет человека…
В других областях жизни еще можно как-то примириться с тем, что не хватает любви, что люди заботятся о себе и заняты собой, что проходят мимо, мимо, мимо всякой нужды. Но в Церкви с этим примириться нельзя, потому что Церковь, — как ее определил св. Игнатий Богоносец, — это воплощенная любовь, и где нет этой любви — нет и Церкви, есть только видимость, обман, который отталкивает людей. Вот почему пустуют некоторые наши храмы, отпадает молодежь, отходят люди всякого рода, — потому что любви они не находят среди нас.
Много лет тому назад, когда владыка Василий (Кривошеин) ездил в первый раз в Россию, он увидел недалеко от себя среди молящихся одного простого рабочего и потом спросил его, почему он ходит в церковь? Все ли он понимает в молитвах церковных? — Нет, ответил он. — Что же вас привлекает? — И тот ответил: «Это единственное место, где никогда ни о чем не слышишь, кроме как о любви, и где к тебе относятся с любовью.»
И на этом стоит Церковь Русская, на этом создается вселенская Церковь. Когда апостолы вышли на проповедь,они пронесли благую, животворящую весть о том, что все дороги Богу и все Им любимы. Они были живыми свидетелями того, что есть такое общество людей, какая-то горсточка людей, которые вместе с Богом возлюбили сотворенный Им мир, без остатка, всех, и близких и дальних, друзей и врагов, и любящих и ненавидящих — всех равно, потому что все родные, все дорогие Богу.
Вот перед чем нас ставит сегодняшнее Евангелие: людей много, а человека нет. И это относится не только к «чужим людям», случайно зашедшим в наш храм, но и каждому из нас.
Разве мы можем рассчитывать друг на друга так, как первые христиане рассчитывали на любого человека, стоящего рядом? — Нет, ибо обеднели мы любовью, замкнулись, охладели, тогда и вокруг нас образуется пустота.
Любить сердцем, любить радостно, — дается постепенно; но любить сознанием, любить верой, любить убежденно, каждым действием, каждым усилием, каждой мыслью своей — дано всем.
Христос нам повелел, если мы Его любим, творить Его заповеди, и обещал, что к тому, кто сотворит заповеди Его, Он придет со Отцом и Духом и сделает его храмом Святой Троицы.
Тогда человек возгорится сердцем и умом и всем естеством своим животворной любовью. А до тех пор хоть жалостью, хоть состраданием и пониманием будем жить и становиться церковной общиной, братством людей, которое, может быть, когда-нибудь вырастет в славный образ воплощенной Божественной Любви, любви воплощенной в каждом из нас на радость, утешение и спасение всех и каждого. Помоги нам Господи стать Церковью, а не только видимостью Церкви.
…Да слышит посему всяк Иисуса, и более да не согрешает, но да притекаем к прощающему грехи. И если недугами страждем, к Нему да прибегаем. Болезнуем ли душею? Пойдем к Целителю сведущему. Алчем ли? Да приимем хлеб Жизни. Мертвы ли мы? Да приимем Воскресение. В невежестве ли мы состарились? От самой Премудрости да просим премудрости… Аминь.
Смотрите также: