Благоверная княгиня Анна Кашинская

Свя­тая бла­го­вер­ная ве­ли­кая кня­ги­ня Ан­на – дочь Ро­стов­ско­го кня­зя Ди­мит­рия Бо­ри­со­ви­ча, пра­внуч­ка свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Ва­си­лия Ро­стов­ско­го, при­няв­ше­го му­че­ни­че­скую смерть за от­каз из­ме­нить свя­той пра­во­слав­ной ве­ре.

Благоверная княгиня А́нна (в иночестве Евфроси́ния) Кашинская, Тверская, схимонахиня

Святая благоверная Анна Кашинская

По­бра­ти­мом де­да бла­го­вер­ной Ан­ны был свя­той Пётр, ца­ре­вич Ор­дын­ский, кре­ще­ный та­та­рин, ка­но­ни­зи­ро­ван­ный Рус­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью. В 1294 го­ду бла­го­вер­ная княж­на Ан­на всту­пи­ла в брак с кня­зем Ми­ха­и­лом Твер­ским.

Мно­го скор­бей вы­па­ло на до­лю свя­той Ан­ны. В 1294 го­ду скон­чал­ся ее отец. В 1296 го­ду сго­рел до­тла ве­ли­ко­кня­же­ский те­рем со всем иму­ще­ством. Вско­ре по­сле это­го силь­но за­бо­лел мо­ло­дой князь. Во мла­ден­че­стве умер пер­ве­нец ве­ли­ко­кня­же­ской че­ты – дочь Фе­о­до­ра. В 1317 го­ду на­ча­лась тра­ги­че­ская борь­ба с кня­зем Юри­ем Мос­ков­ским. В 1318 го­ду бла­го­вер­ная кня­ги­ня про­ща­ет­ся на­веч­но со сво­им су­пру­гом, уез­жа­ю­щим в Ор­ду, где он был звер­ски за­му­чен.

В 1325 го­ду стар­ший сын её, Ди­мит­рий Гроз­ные Очи, встре­тив в Ор­де кня­зя Юрия Мос­ков­ско­го – ви­нов­ни­ка смер­ти от­ца, убил его, за что был каз­нен ха­ном. Год спу­стя жи­те­ли Тве­ри пе­ре­би­ли всех та­тар во гла­ве с дво­ю­род­ным бра­том ха­на Уз­бе­ка. По­сле это­го сти­хий­но­го вос­ста­ния вся твер­ская зем­ля бы­ла опу­сто­ше­на ог­нем и ме­чом, жи­те­ли ис­треб­ле­ны или угна­ны в плен. Та­ко­го по­гро­ма Твер­ское кня­же­ство не ис­пы­ты­ва­ло ни­ко­гда. В 1339 го­ду в Ор­де по­ги­ба­ют ее вто­рой сын Алек­сандр и внук Фе­о­дор: им от­ру­би­ли го­ло­вы и те­ла их раз­ня­ли по су­ста­вам.

Бла­го­вер­ная ве­ли­кая кня­ги­ня бы­ла при­уго­тов­ле­на к мо­на­ше­ству всей сво­ей преды­ду­щей жиз­нью. По кон­чине му­жа ис­пы­та­ния сле­до­ва­ли од­но за дру­гим и, ка­за­лось, их невоз­мож­но пе­ре­жить, не пре­дав­шись от­ча­я­нию, од­на­ко Ан­на вы­нес­ла все.

«В жен­ском есте­стве му­же­скую кре­пость име­ла еси…» – так убла­жа­ет Цер­ковь свя­тую Ан­ну Ка­шин­скую за её ду­шев­ную стой­кость. Вско­ре по­сле му­че­ни­че­ской кон­чи­ны сы­на и вну­ка Ан­на при­ня­ла мо­на­ше­ство сна­ча­ла в Тве­ри, а за­тем по прось­бе млад­ше­го сы­на Ва­си­лия пе­ре­бра­лась в спе­ци­аль­но вы­стро­ен­ный для нее мо­на­стырь. Здесь она и пре­ста­ви­лась в 1368 го­ду в схи­ме, те­ло ее бы­ло по­гре­бе­но в Успен­ском мо­на­стыр­ском хра­ме.

Анна Кашинская

Блгв. княгиня Анна Кашинская

Имя бла­го­вер­ной кня­ги­ни Ан­ны с те­че­ни­ем вре­ме­ни бы­ло за­бы­то до то­го, что к гроб­ни­це ее от­но­си­лись непо­чти­тель­но, и толь­ко в 1611 го­ду вслед­ствие яв­ле­ния ее бла­го­че­сти­во­му кли­ри­ку про­бу­ди­лось в жи­те­лях го­ро­да Ка­ши­на осо­бое бла­го­го­ве­ние к сво­ей небес­ной по­кро­ви­тель­ни­це, неви­ди­мо за­щи­щав­шей их от вра­гов и спа­сав­шей их го­род от ра­зо­ре­ния.

Слух о чу­де­сах от мо­щей бла­го­вер­ной кня­ги­ни Ан­ны до­шел до бла­го­че­сти­во­го ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча и свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Ни­ко­на, и на Мос­ков­ском Со­бо­ре 1649 го­да по­ста­нов­ле­но бы­ло от­крыть мо­щи кня­ги­ни Ан­ны. Пе­ре­не­се­ние мо­щей бла­го­вер­ной Ан­ны Ка­шин­ской со­сто­я­лось 12 июня 1650 го­да.

За всю ис­то­рию Рус­ской Церк­ви до на­ших дней ни од­на свя­тая не удо­сто­и­лась столь бли­ста­тель­но­го и пыш­но­го тор­же­ства.

Од­на­ко вско­ре свя­тая бла­го­вер­ная Ан­на Ка­шин­ская неожи­дан­но ста­но­вит­ся сим­во­лом рас­коль­ни­ков, и пат­ри­арх Иоаким в 1677 го­ду уни­что­жа­ет ка­но­ни­за­цию свя­той, за­пре­ща­ет по­кло­не­ние свя­тым мо­щам Ан­ны Ка­шин­ской. Это необы­чай­ное со­бы­тие – един­ствен­ное в ис­то­рии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Хо­тя цер­ков­ная раз­вен­чан­ность бла­го­вер­ной кня­ги­ни Ан­ны дли­лась 230 лет, бла­го­дар­ная на­род­ная па­мять хра­ни­ла креп­кую ве­ру в пред­ста­тель­ство пред Гос­по­дом сво­ей небес­ной по­кро­ви­тель­ни­цы. Пе­ред вступ­ле­ни­ем в брак, на служ­бу, пе­ред по­стри­гом, пе­ред на­ча­лом учеб­ных за­ня­тии, при­ни­мая ка­кое-ни­будь се­рьез­ное ре­ше­ние, не го­во­ря уже о вся­ких бе­дах, бо­лез­нях и скор­бях, ве­ру­ю­щие шли мо­лить­ся ко гро­бу бла­го­вер­ной Ан­ны.

В 1908 го­ду по­чи­та­ние бла­го­вер­ной кня­ги­ни Ан­ны бы­ло вос­ста­нов­ле­но, и уже в 1909 го­ду в го­ро­де Гроз­ном в об­ла­сти Тер­ско­го ка­за­че­ства воз­ник­ла жен­ская об­щи­на в честь свя­той бла­го­вер­ной кня­ги­ни Ан­ны Ка­шин­ской. В 1910 го­ду был освя­щен храм во имя свя­той Ан­ны Ка­шин­ской в Пе­тер­бур­ге.

Благоверная княгиня Анна (в иночестве Евфросиния) Кашинская, Тверская, схимонахиня

Княгиня Анна Кашинская

В тре­вож­ные го­ды вой­ны и ре­во­лю­ции об­раз бла­го­вер­ной кня­ги­ни Ан­ны стал рус­ским лю­дям да­же бли­же и по­нят­нее. Вспо­ми­на­лось, что бла­го­вер­ная Ан­на то­же про­во­жав му­жа и сы­но­вей в ту опас­ную неиз­вест­ность, от­ку­да ча­сто не воз­вра­ща­ют­ся, хо­ро­ни­ла и опла­ки­ва­ла их, то­же при­нуж­де­на бы­ла бе­жать и скры­вать­ся, в то вре­мя как вра­ги гро­ми­ли и жгли ее зем­лю.

Свя­тая бла­го­вер­ная кня­ги­ня Ан­на Ка­шин­ская скон­ча­лась 2 ок­тяб­ря 1368 го­да. Свя­тые мо­щи её бы­ли об­ре­те­ны 21 июля 1649 го­да. Тор­же­ствен­ное пе­ре­не­се­ние её мо­щей из де­ре­вян­но­го Успен­ско­го со­бо­ра в ка­мен­ный Вос­кре­сен­ский со­сто­я­лось 12 (25) июня 1650 го­да. 

На Соборе в Москве княгиню Анну Кашинскую причислили к лику святых. Вскоре после перенесения мощей (между 1650 и 1652) было составлено «Сказание об обретении и перенесении мощей святой Анны Кашинской» (по мнению С. А. Семячко, оно написано московским автором, сопровождавшим царя Алексея Михайловича в его поездке в Кашин). К дню 12 июня бы­ло при­уро­че­но и вос­ста­нов­ле­ние цер­ков­но­го по­чи­та­ния свя­той Ан­ны.

Службу на перенесение мощей по указу царя в Москве составил иером. Епифаний (Славинецкий) и привез с собой на праздник прославления святой. Тропарь и канон на обретение мощей (21 июля) написали кашинские прот. Иван Наумов и посадский человек Семен Осипов сын Сухоруков. Неск. позже (по предположению Семячко, после 1652) было написано житие А. К. Его составитель неизвестен, скорее всего им был старец Соловецкого мон-ря Игнатий.

В житии св. блгв. кн. Михаила Ярославича, составленном тверским клириком в 1657-1658 гг., автор поместил «Плач княгини Анны», подражавший «Плачу» блгв. кнг. Евдокии, жены блгв. кн. Димитрия Донского. К 1675-1676 гг., по мнению В. А. Кучкина, был создан комплекс агиографических памятников, посвященных А. К.: житие, Сказание о явлении св. княгини пономарю Герасиму, Сказание об обретении и перенесении мощей, повести о чудесах (сборник ГИМ. Син. № 622).

Дни памяти:

  • 16 июля (переходящая) – Собор Тверских святых
  • 25 июня
  • 15 октября

Смотрите также:

 Торжество прославления великой княгини Анны Кашинской »

АННЕ КАШИНСКОЙ
Тропарь, глас 3

Днесь восхваляем тя, преподобная мати, / великая княгине инокине Анно: / яко бо лоза плодовита посреде терния, / процвела еси во граде Кашине твоими добродетельми, / всех удивила еси чудным твоим житием, / темже Христу Богу угодила еси, / и ныне, радующися и веселящися, / пребываеши с лики преподобных жен, / наслаждающися райския красоты и веселия. / Молим убо тя: / моли о нас Человеколюбца, Христа Бога нашего, / даровати нам мир и велию милость.

Иной тропарь, глас 4

Просветившися Божественною благодатию, преподобная, / и правостию умною душу твою привязавши в любовь Христову, / тленныя, и красныя, и временныя нивочтоже вменила еси. / Крестным знамением на мысленныя враги мужески вооружившися, / постническими подвиги, постом и молитвами / углие страстей угасила еси, достославная Анно, / и по смерти источаеши благодать притекающим к мощем твоим. / И ныне, в Небеснем чертозе с мудрыми девами предстоящи Христу, / моли о нас, почитающих святую память твою.

Кондак, глас 4

Яко пресветлая звезда, / явилася еси в Российстей земли, во граде Кашине, / преподобная мати Анно, / во всех благочестивых и верных женах, / аки крин, процвела еси чистым и непорочным твоим житием, / во инокинях же совершенными твоими труды и подвиги, / и возшла еси к Вышнему граду, радующися и веселящися, / яко добре совершивши твое течение, / и ныне честныя твоя мощи, / аки бисерие драгое, явишася, / на исцеление всем, приходящим с верою. / Тем и вопием ти: / радуйся, всекрасная душею, / и моли Христа Бога / о спасении душ наших.

Иной кондак, глас 8

Скоропослушную помощницу, вси, сущии в бедах, / благочестно воспоем, Анну святую, / днесь любовию сошедшеся во обретение честных мощей ея. / Воспоем песнь Единому в Троице Богу, радующеся, / сподобльшему нас видети пречистое сокровище честных мощей ея: / от мног бо лет сокровены быша, / напоследок же нам явлены / и источают многа и различна исцеления. / Яко да молитвами ея к Богу / от всяких находящих зол избавимся, / радостною душею и веселием сердца благодарная воспоем, глаголюще: / радуйся, утверждение граду нашему.

Величание

Ублажаем тя, преподобная мати великая княгиня Анно, и чтим святую память твою,
наставнице инокиням и собеседнице ангелом.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.

  • Tags