Начиная со второй седмицы Великого поста, во всех храмах Православной Церкви служатся пассии — особые великопостные богослужения, всецело посвящённые страданиям Христовым.
Грех на самом деле является преступлением и разрывом нашей связи с Создателем. И уже человек не может исправить, искупить никакими своими личными усилиями или подвигами, или страданиями. Но только по любви к нам Бог Отец посылает Своего возлюбленного Сына Господа нашего Иисуса Христа. И только ради тех страданий, которые Он, вочеловечившись, претерпел здесь, на земле, может быть исцелено последствие греха — это преступление, этот разрыв нашего внутреннего единения с нашим Творцом и Создателем. И дьявол, зная об этом, что если мы будем всегда помышлять, что является на самом деле грехом и какой ценой мы искуплены от этого рабства, то мы не будем согрешать, прилагает все усилия, чтобы сначала нас предать греху забвения.
Как говорил один преподобный отец, грех начинается с забвения. Мы забываем, какой ценой мы искуплены, какую величайшую жертву принёс Господь наш Иисус Христос ради того, чтобы омыть наши скверны и грехи. И затем, когда мы находимся в этом состоянии забвения, тогда он уже предлагает нам грех и говорит, что грех ― это всего лишь наслаждение, и поэтому вкуси его. И человек в этом состоянии забвения соглашается на совершение того или иного греха, а затем, как последствие всего этого, ― это вечная смерть и вечное пребывание в аду вместе с соблазнившим нас дьяволом.
Поэтому и мы, совершая в Святой Церкви акафистное пение Страстям Христовым и своим умом последуя за Христом Спасителем, видим, каковой ценой искуплены мы от этого страшного рабства греху и дьяволу. Мы видим Спасителя, молящегося в Гефсиманском саду, видим те величайшие мучения, которые претерпевал Он, когда пот Его смешивался со стекающей из лопающихся капилляров крови, и был столь обильным, что омочал сами одежды Спасителя и капал на землю. Видим мы, что Ангел пришёл и укреплял Его в этом борении, потому что безгрешные Душа и Тело Христа Спасителя отвращались от тех мучений, той незаслуженной для Него смерти, которую мы своими грехами приготовили для Него. Видим дальше Его, преданного учеником и находящегося на суде у Понтийского Пилата, видим перед этим Его у первосвященника Анны, когда безумный и нечестивый раб ударяет нашего Творца и Создателя по ланитам.
И в это время Херувимы и Серафимы, которые всем своим любящим сердцем соприсутствовали и сопереживали земной жизни Христа Спасителя, у престола небесного всплеснули своими крылами и столкнулись друг с другом, не перенося этого страшного и неизреченного зрелища. Видим дальше возложенный на главу Спасителя терновый венец, видим те удары, которые наносятся тростью по этому терновому венцу, и которые искупают и наши злые помыслы и злые страсти, гнездящиеся в нашем уме. Видим потом шествие Христа с крестом, который страшной тяжестью и телесной, и духовной придавил Его, так что от места осуждения — претории, Он до Голгофы, до лобного места три раза падал под тяжестью несомого Им креста. Видим и затем дальнейшее распятие Христа Спасителя, когда Его пречистые руки и ноги были пригвождены ко кресту, и Он в величайших мучениях, когда все суставы тела Его начали расторгаться друг от друга, предал Свою душу в руки Богу Отцу.
Всё это, братья и сестры, является последствием греха. Всё это происходит по той причине, что мы, отвернувшись от Своего Творца и Создателя, поработились греху и совершили столь страшное преступление, что уже никакими человеческими силами мы не можем его искупить. Поэтому и все святые угодники Божии старались в своём сердце постоянно содержать эти страшные события — это шествие Христа на Голгофу и последующее распятие. Они, борясь со своими страстями и земными привязанностями, достигали того, что внутри их сердца, которое уже не было привязано к каким-либо человеческим сластям или удовольствиям, или наслаждениям, начинало воссиявать сознание того, сколь великую жертву принёс за нас Христос и Спаситель. И это внутреннее их состояние увенчивалось тем, что они по благодати Божией и сами переносились на то место, где происходило распятие Христово.
Преподобный Пимен, в течение долгого времени находясь в келье со своим учеником, не отвечал ему ни на какие вопросы. Через некоторое время он пришёл в себя, и когда его ученик спросил: «Где был ты, отче?», то он отвечал: «Я был возле распятия Христова, видел плачущую Матерь Божию. Я бы хотел всегда так плакать». Душа преподобного Пимена, очищенная от страстей, всегда внутренне стремилась ко Кресту Христову, и Господь Своей благодатью возвёл его в это чудное состояние.
Преподобный Кукша Одесский поведал о себе, что он постоянно, где бы ни находился ― или на каторге, или в ссылке, или в монастыре, или в каком-либо другом месте ― то внутренне всегда находился перед Крестом Христовым.
Преподобный Иоанн Затворник Святогорский в течение своего 17-летнего затвора каждый день старался прочитывать акафист «Страстям Христовым», чтобы этим напоминанием себе ум его не рассеивался и не расслаблялся, и чтобы всегда он помнил, какою ценой мы искуплены от вечной смерти.
Поэтому, братья и сестры, будем и мы в эти дни Святаго Великого поста, когда Церковь совершением пассии особо напоминает нам о том, какой ценой мы искуплены от рабства греха, и во все дни нашей жизни — вспоминая в течение каждой недели и пост совершая пятка, совершая и другие молитвословия, где вспоминаются Страсти Христовы, будем стараться напоминать себе, какой ценой искуплены мы от рабства греха. Чтобы дьявол не подвёл нас в состояние расслабления и забвения, чтобы мы не забыли об этой великой и страшной Голгофской жертве, чтобы сердце наше постоянно уязвлялось теми страданиями, которые претерпел за нас Творец наш и Создатель.
Сердце наше, очищенное от страстей, само по себе устремляется любовью к Своему Творцу и Создателю, и видя Его неизреченную Божественную любовь, которая и проявилась в этих Его действиях, претерпении Им поруганий, оплеваний, бичевания, распятия, уязвляется ответной любовью и воспламеняется всё большей любовью ко Своему Творцу и Создателю.
Только таким путём человек перестаёт грешить. Только таким путём он выходит из той прелести, в которой он находится, думая, что грех ― это невинное наслаждение, которое не запрещено, которое никому не мешает, и «поэтому я имею право совершать тот или иной грех».
Но мы должны выйти из этой страшной прелести, осознать, что грех является на самом деле величайшим безумием, величайшим преступлением и чем он наказывается. И только в таком состоянии, с сердцем, уязвлённым этой Божественной любовью к нам Христа Спасителя, в покаянии будем взывать вместе с благоразумным разбойником: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!» Аминь.
Проповедь архимандрита Исихия (Клыпы),
произнесённая после пассии 9 апреля 2014 года
Свято-Успенская Святогорская Лавра