Чудотворная Тихвинская икона Пресвятой Богородицы принадлежит к трём «основным», которые являются ровесниками самой Божией Матери. Икона написана евангелистом Лукой.
Увидев своё изображение на этих первых иконах, Пресвятая Богородица пророчески сказала: «Благодать Рождьшагося от Меня и Моя с сими иконами да будет».
Эта икона была послана святым евангелистом Лукой в свой родной город Антиохию, к правителю города Феофилу, который принял святое крещение и веру Христову. В последствии икона была перенесена в Иерусалим.
В V в. супруга греческого императора Феодосия — Евдокия, перенесла святую икону в Константинополь. Специально для пребывания этой святыни был воздвигнут великолепный храм, известный как Влахернский.
Первоначально икона пребывала здесь 539 лет. Во время иконоборчества святыня была перенесена в монастырь Пантократора и замурована в стену. После прекращения иконоборческой ереси и гонений на святые иконы и их почитателей икона была возвращена в храм во Влахернах. В царствование императора Иоанна Палеолога, за 70 лет до падения Константинополя, икона таинственно покинула Царьград и явилась на Руси близь Тихвина.
Сказание о явлении чудотворной Тихвинской иконы повествует следующее: Вскоре после чудесного явления иконы в Тихвине новгородские купцы посетили Царьград и молились в патриаршем соборе Святой Софии. В беседе с Патриархом купцы рассказали о чудесном явлении иконы Божией Матери в Тихвине.
Из сопоставления времени когда икона исчезла из Константинополя и явления на Руси, Патриарх заключил, что это та же самая икона, что и была во Влахернском храме.
При этом Патриарх сказал, что эта икона несколько раз скрывалась из Константинополя и являлась вновь. «Ныне же за гордость нашу и за неправды она нас совсем оставила» — такими словами закончил свою речь Патриарх. Он также показал во Влахернском храме киот и место где стояла святая икона. Впоследствии в Тихвинском монастыре икону поставили так, как она стояла в Константинополе — у первого столба, справа от входа. Так она стояла до самого закрытия монастыря безбожниками.
Явление чудотворной иконы на Руси произошло в 1383 г. при благоверном великом князе Дмитрии Ивановиче Донском. Древние русские летописи и «сказание о Тихвинской иконе» повествуют, что икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия» в последствии именуемая Тихвинская явилась над водами Ладожского озера в лучезарном свете. Первыми её видели рыбаки.
Следующее явление чудотворной иконы было в десяти верстах от Тихвина. Это явление сопровождалось многими чудесами и исцелениями, обильно изливавшимися на собравшийся народ. На этом месте был построен деревянный храм, который от неоднократных пожаров не раз был обращаем в пепел, но дивный образ Пресвятой Богородицы всегда оставался невредимым.
В 1510 г. по повелению великого князя Василия III Иоанновича на месте деревянного храма был построен каменный собор в честь Успения Божией Матери. Строительство ознаменовано большим чудом: когда храм был почти готов обрушились своды, завалив 20 рабочих. Все были уверены в их гибели, но когда через три дня разобрали завал, то обнаружили их живыми и здоровыми.
В 1560 г. по повелению царя Иоанна Васильевича Грозного на месте явления был устроен Успенский мужской монастырь, где и пребывала чудотворная икона.
Как до основания Успенского Тихвинского монастыря, так и после его устроения не переставали изливаться дивные чудеса. В Тихвинском летописце сказано следующее: «От сего образа никогда не преставали твориться дивные чудеса; Они, как от источника живой воды, всегда изливались для приходящих с верою: многие слепые получили прозрение, бесноватые освободились от мучения злыми духами, глухие были утешены возвращением слуха и даже находившиеся в дальних странах одержимые различными недугами как скоро произносили обеты молиться пред чудною иконою, не лишены были скорой от Нея помощи».
Удивительные чудеса от святой иконы были во время спасения монастыря и Новгородской земли от шведов. На поклонение чудотворной иконе, которая «яко солнце пресветлоё возсия на воздусе», приходили верующие люди со всех концов России. Богомольцы приносили вклады, как знатные, так и простые люди.
В 1836 г. для чудотворной иконы была пожертвована драгоценная риза из чистого золота. Её украшали драгоценные камни. Списки с чудотворной иконы расходились по всей Руси.
В годы лихолетья и жестоких гонений на Церковь Божию монастырь был закрыт. Во время Великой отечественной войны, при отступлении немецких войск, чудотворный образ был вывезен в Псков, а затем, в марте 1944 г., в Ригу.
В сентябре того же года икона была вывезена из Риги в Германию. Одновременно с чудотворной иконой была вывезена группа православных священнослужителей. Среди духовенства был епископ Рижский Иоанн (Гарклавс), со своей матерью и иподиаконом Сергием (в последствии протоиерей Сергий Гарклавс).
Епископ Иоанн стал хранителем чудотворного образа за рубежом. Он завещал своему приёмному сыну -протоиерею Сергию Гарклавсу вернуть икону в Россию когда там закончатся гонения на Церковь и откроется Тихвинский монастырь.
С 1949 г. по 2004 г. икона находилась в Америке. Выполняя благословение своего духовного наставника и отца, протоиерей Сергий со своим сыном, протоиереем Иоанном, возвращает икону в Россию, в воссоздаваемый Тихвинский монастырь.
ТИХВИНСКОЙ ИКОНЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Тропарь, глас 4
Днесь, яко солнце пресветлое, / возсия нам на воздусе всечестная икона Твоя, Владычице, / лучами милости мир просвещающи, / юже великая Россия, / яко некий дар Божественный свыше благоговейне восприемши, / прославляет Тя, Богомати, всех Владычицу, / и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего величает радостно. / Емуже молися, о Госпоже Царице Богородице, / да сохранит вся грады и страны христианския / невредимы от всех навет вражиих / и спасет верою покланяющихся Его Божественному / и Твоему пречистому образу, / Дево Неискусобрачная.
Кондак, глас 8
Притецем, людие, к Девей Богородице Царице, / благодаряще Христа Бога, / и, к Тоя чудотворней иконе, умильно взирающи, / припадем и возопием Ей: / о Владычице Марие, / присетивше страну сию Твоего честнаго образа явлением чудесно, / спасай в мире и благовременстве Отечество наше и вся христианы, / наследники показующи Небесныя жизни, / Тебе бо верно зовем: / радуйся, Дево, мира спасение.
Величание
Достойно есть величати Тя, Богородице, / честнейшую Херувим / и славнейшую / без сравнения Серафим.
Молитва первая
О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, Небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице. Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас недостойных раб Твоих и вознеси молитвы наша ко престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим и пробавит благость Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию поклоняющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостививши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть.
Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорой Заступнице нашей; услыши нас молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога Сына Твоего пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиреномудрие, супругам любовь и согласие, чадам послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание: всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды.
Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя: разсеянныя собери, заблуждшыя на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша к зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на страшнем суде Сына Твоего: преставльшыяся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, слава Небесных и упование земных. Ты по Бозе наша Надеждо и Заступница всех притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
Благодарим Тя, о Преблагая и Пречистая, преблагословенная Дево, Владычице, Мати Христа Бога нашего, о всех благодеяниих Твоих, яже показала еси роду человеческому, наипаче же нам, христоименитым людем Российскаго народа, о нихже ниже самый ангельский язык к похвалению доволен будет, якоже и ныне удивила еси неизреченную свою милость на нас, недостойных рабех Твоих, преестественным самопришествием Пречистыя Твоея иконы, ею же всю просветила еси Российскую страну: темже и мы, грешнии, со страхом и радостию покланяющеся, вопием Ти: о Пресвятая Дево, Царице и Богородице, спаси и помилуй вся люди, и подаждь им победы на вся враги их, и сохрани царствующия грады, и вся грады и страны христианския, и сей святый храм от всякаго навета вражия избави, и всем вся на пользу даруй, ныне пришедшим с верою и молящимся рабом Твоим, и поклоняющимся Пресвятому образу Твоему: яко благословенна еси с рождшимся от Тебе Сыном и Богом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.