Икона Божией Матери Ченстоховская

Чен­сто­хов­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри от­но­сит­ся, по пре­да­нию, к тем 70-ти ико­нам Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, ко­то­рые на­пи­сал свя­той еван­ге­лист Лу­ка (па­мять 18 ок­тяб­ря). Она бы­ла на­пи­са­на в Иеру­са­ли­ме, в Си­он­ской гор­ни­це. В 66–67 го­дах, во вре­мя на­ше­ствия рим­ских войск под пред­во­ди­тель­ством Вес­па­си­а­на и Ти­та, хри­сти­ане бе­жа­ли в ме­стеч­ко Пел­лу. Вме­сте с дру­ги­ми свя­ты­ня­ми они со­хра­ня­ли в пе­ще­рах и Чен­сто­хов­ский об­раз Бо­го­ма­те­ри.

Икона Божией Матери Ченстоховская

Икона Божией Матери Ченстоховская

В 326 го­ду, ко­гда свя­тая ца­ри­ца Еле­на (па­мять 21 мая) хо­ди­ла в Иеру­са­лим для по­кло­не­ния свя­тым ме­стам и об­ре­ла Крест Хри­стов, она по­лу­чи­ла в дар от хри­сти­ан эту ико­ну, при­вез­ла её в Кон­стан­ти­но­поль и по­ста­ви­ла во двор­цо­вой ча­совне, где свя­ты­ня на­хо­ди­лась в те­че­ние пя­ти ве­ков.

В Рос­сию чу­до­твор­ный об­раз с ве­ли­кой че­стью был при­не­сен ос­но­ва­те­лем го­ро­да Льво­ва (Лем­бер­га — 1268–1270), га­лиц­ко-во­лын­ским кня­зем Львом Да­ни­ло­ви­чем, и по­ме­щен в Бельз­ском зам­ке под ве­де­ни­ем пра­во­слав­но­го ду­хо­вен­ства.

Впо­след­ствии, при за­во­е­ва­нии За­пад­ной Укра­и­ны по­ля­ка­ми, чу­до­твор­ная ико­на до­ста­лась поль­ско­му пра­ви­те­лю кня­зю Вла­ди­сла­ву Ополь­ско­му. Та­та­ры, вторг­нув­шись в пре­де­лы Рос­сии, оса­ди­ли за­мок Бельз. Упо­вая на по­мощь Ма­те­ри Бо­жи­ей, князь Вла­ди­слав вы­нес свя­ты­ню из церк­ви и по­ста­вил на го­род­ской стене.

Прон­зен­ный вра­же­ской стре­лой, чу­до­твор­ный об­раз со­хра­нил на­все­гда сле­ды ис­тек­шей кро­ви. Спу­стив­ша­я­ся то­гда на та­тар­ское вой­ско вре­до­нос­ная мгла за­ста­ви­ла их снять оса­ду зам­ка и уда­лить­ся в свои пре­де­лы. За­ступ­ни­ца Небес­ная в сон­ном ви­де­нии по­ве­ле­ла кня­зю пе­ре­не­сти чу­до­твор­ную ико­ну на Яс­ную го­ру Чен­сто­хов­скую.

Ос­но­вав в 1352 го­ду мо­на­стырь на Яс­ной го­ре — (го­ре «сви­де­ния» — так её на­зы­ва­ли за мно­же­ство про­ис­хо­див­ших там чу­дес), князь Вла­ди­слав пе­ре­нёс в него чу­до­твор­ную свя­ты­ню, вве­рив её на хра­не­ние мо­на­хам Па­у­лин­ско­го ор­де­на. Через несколь­ко лет оби­тель бы­ла ограб­ле­на гу­си­та­ми. Ли­шив её всех со­кро­вищ, они хо­те­ли по­хи­тить и чу­до­твор­ный об­раз, но неви­ди­мая си­ла удер­жи­ва­ла ко­ней, и во­зок со свя­ты­ней не тро­нул­ся с ме­ста. В яро­сти один из гра­би­те­лей сбро­сил свя­тую ико­ну на зем­лю, а дру­гой уда­рил ме­чом по ли­ку. Тут же спра­вед­ли­вая ка­ра по­стиг­ла всех: пер­во­го разо­рва­ло на ча­сти, у вто­ро­го от­сох­ла ру­ка, осталь­ные упа­ли за­мерт­во или бы­ли по­ра­же­ны сле­по­той.

В се­ре­дине XVII ве­ка швед­ский ко­роль Карл Х Гу­став, взяв Вар­ша­ву и Кра­ков, по­тер­пел по­ра­же­ние под Чен­сто­хов­ским мо­на­сты­рем на Яс­ной го­ре. По­мощь и за­ступ­ле­ние Ца­ри­цы Небес­ной обод­ри­ли по­ля­ков, а ко­роль Ян Ка­зи­мир, воз­вра­тясь во Львов, об­на­ро­до­вал ма­ни­фест, по ко­то­ро­му по­ру­чал своё го­су­дар­ство по­кро­ви­тель­ству Бо­жи­ей Ма­те­ри, на­зы­вая Чен­сто­хов­ский Ее об­раз «Поль­ской Ко­роле­вой». Вой­на со шве­да­ми в 1656 го­ду за­кон­чи­лась для Поль­ши успеш­но.

Мно­же­ство чу­дес от Чен­сто­хов­ско­го чу­до­твор­но­го об­ра­за бы­ло за­сви­де­тель­ство­ва­но в осо­бой кни­ге, хра­ня­щей­ся в хра­ме Чен­сто­хов­ско­го мо­на­сты­ря. С этой ико­ны сде­ла­но бы­ло мно­го спис­ков как для ка­то­ли­че­ских, так и для пра­во­слав­ных хра­мов.

В 1813 го­ду, ко­гда рус­ские вой­ска во­шли в Чен­сто­хов­скую кре­пость, на­сто­я­тель и бра­тия Лав­ры под­нес­ли ге­не­ра­лу Са­ке­ну спи­сок с чу­до­твор­но­го об­ра­за. Впо­след­ствии Чу­до­твор­ная ико­на бы­ла по­став­ле­на в Санкт-Пе­тер­бур­ге в Ка­зан­ском со­бо­ре.

Икона Божией Матери Ченстоховская

Икона Божией Матери Ченстоховская

Тропарь пред иконой Божией Матери Ченстоховская, или «Непобедимая Победа»

глас 4

Непобедимая Победо, Владычице Ченстоховская: древняго иже о нас благоволения Самозритильнице, будущаго спасения Хранительнице: покаянием соделай ны новыя новому Царю.

Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Ченстоховская»

О Всемилостивая Госпоже, Царице Богородице, от всех родов избранная и всеми роды небесными и земными ублажаемая! Воззри милостивно на предстоящия пред святою иконою Твоею люди сия, усердно молящиеся Тебе и сотвори предстательством Твоим и заступлением у Сына Твоего и Бога нашего, да никтоже отыдет от места сего упования своего тощ и посрамлен в надежде своей; но да приимет кийждо от Тебе вся по благому изволению сердца своего, по нужди и потребе своей, во спасение души и во здравие телу.

Моли, Милосердая Владычице, пренебеснаго Бога, да присно церковь свою святую соблюдет, вышним своим благословением архиереев наших православных укрепит, миром оградит и святей своей церкви целых, здравых, честных, долгодействуюших и право правящих слово своея истины дарует, от всех же видимых и невидимых врагов со всеми православными христианы милостивно избавит и во Православии и твердей вере до конца веков неотступно и неизменно сохранит.

Призирай благосердием, Всепетая, и призрением милостиваго Твоего заступления на все царство наше Всероссийское, царствующия грады наша, град сей и святой храм сей, и излей на ня богатыя Твоя милости, Ты бо еси всесильная Помощница и Заступница всех нас. Приклонися к молитвам и всех раб Твоих, притекающих зде ко святей иконе Твоей сей, услыши воздыхания и гласы, ими же раби Твои молятся во святем храме сем. Аще же и иноверный, и иноплеменник, идя и проходя зде, помолится, услыши, чадолюбивая Госпоже, и сего человеколюбие и милостивно соделай, яже к помощи ему и ко спасению. Ожесточенныя же и разсеянныя сердцы своими во странах наших на путь истины настави. Отпадшия от благочестивыя веры обрати и паки сопричти святей Твоей Православней кафолической церкви.

В семействах людей всех и во братии нашей мир огради и соблюди, в юных братство и смиренномудрие утверди, старость поддержи, отрочество настави, мужество умудри, сирыя и вдовицы заступи, утесненныя и в скорбех сущия утеши и охрани, младенцы воспитай, болящия уврачуй, плененныя свободи, ограждая ны выну от всякаго зла благостию Твоею и утеши милостивным Твоим посещением и всех благодеющих нам. Даруй же, Благая, земли плодоносие, воздуху благорастворение и вся, яже на пользу нашу, дары благовременныя и благопотребныя, всемощным своим предстательством пред Всесвятою Живоначальною Троицею, купно со святыми избранными угодниками Ея Кириллом и Мефодием.

Прежде отшедшия отцы и матери, братия и сестры наша, и вся от лет древних припадавшия ко святей иконе Твоей сей упокой в селениях святых, в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, идеже несть печаль и воздыхание. Егда же приспеет и наше от жития сего отшествие и к вечной жизни преселение, предстани нам, Преблагословенная Дево, и даруй христианскую кончину живота нашего безболезненну, непостыдну, мирну и Святых Тайн причастну, да и в будущем веце сподобимся вси, купно со всеми святыми, безконечныя блаженныя жизни во царствии возлюбленнаго Сына Твоего, Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.

  • Tags