Исповедник Георгий Коссов, пресвитер

Ис­тин­ный ис­по­вед­ник ве­ры Хри­сто­вой про­то­и­е­рей Ге­ор­гий Алек­се­е­вич Кос­сов ро­дил­ся 4 ап­ре­ля 1855 го­да в се­ле Ан­д­ро­со­во Дмит­ров­ско­го уез­да Ор­лов­ской гу­бер­нии.

Исповедник Георгий Коссов, пресвитерТо­гда, в се­ре­дине 19-го ве­ка, рус­ские лю­ди, осо­бен­но в се­лах, креп­ко и свя­то хра­ни­ли все тра­ди­ции оте­че­ствен­но­го бла­го­че­стия. Они не пред­став­ля­ли свою жизнь без кре­ще­ния де­тей, вен­ча­ния су­пру­гов, без пра­во­слав­но­го по­гре­бе­ния умер­ших. Ро­ди­те­ли Ге­ор­гия Кос­со­ва бы­ли очень бла­го­че­сти­вы­ми. Отец был свя­щен­ни­ком, а ма­туш­ка вос­пи­ты­ва­ла де­тей.

Имя сво­е­му пер­вен­цу Кос­со­вы вы­бра­ли в честь Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца, весь­ма по­чи­та­е­мо­го на Ру­си как по­бе­ди­те­ля тем­ных сил. В серд­це от­ро­ка за­па­ло мно­же­ство рас­ска­зов о чу­до­тво­ре­ни­ях, ис­це­ле­ни­ях, по­мо­щи в нуж­дах и да­же спа­се­ни­ях от смер­ти.

Ро­ди­те­ли стре­ми­лись дать Ге­ор­гию хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние. Вна­ча­ле он учил­ся в сель­ской шко­ле, ко­гда встал во­прос о про­дол­же­нии об­ра­зо­ва­ния, Ге­ор­гий по­слу­шал­ся со­ве­та ро­ди­те­лей, неустан­но на­став­ляв­ших сы­на в пра­ви­лах хри­сти­ан­ско­го бла­го­по­лу­чия.

В се­ми­на­рии Ге­ор­гия Кос­со­ва от­ли­ча­ла чи­сто­та ду­шев­ная, сми­ре­ние и про­яв­ле­ние люб­ви нели­це­мер­ной. Бла­го­го­вей­ный ин­те­рес он про­яв­лял к изу­че­нию Свя­щен­но­го Пи­са­ния и тру­дов Свя­тых От­цов, лю­бил пре­да­вать­ся мо­лит­вам и пе­нию псал­мов.

По­сле се­ми­на­рии он по­шел учи­тель­ство­вать к се­бе на ро­ди­ну, в Дмит­ров­ский уезд, в зем­скую шко­лу. Уро­ки, к ко­то­рым Ге­ор­гий Кос­сов го­то­вил­ся с осо­бой тща­тель­но­стью, бы­ли как бы ма­лы­ми про­по­ве­дя­ми, об­ра­щен­ны­ми к са­мо­му серд­цу де­тей, не мо­гу­щих не чув­ство­вать за­бо­ту и лю­бовь учи­те­ля. На эк­за­ме­нах он все­гда по­лу­чал на­гра­ды за сво­их уче­ни­ков. Ко­гда Ге­ор­гий Кос­сов стал за­ве­до­вать шко­лой, яр­ко про­явил­ся его пе­да­го­ги­че­ский та­лант, за­ме­ча­лись в вы­пуск­ни­ках его шко­лы бо­го­бо­яз­нен­ность, при­мер­ная дис­ци­пли­ни­ро­ван­ность и раз­ви­тые прак­ти­че­ские на­вы­ки.
А в сво­бод­ное вре­мя Ге­ор­гия неудер­жи­мо тя­ну­ло в храм. Он лю­бил служ­бы так, слов­но храм был род­ной его дом. И это был зов Бо­жий к осо­знан­но­му по­движ­ни­че­ству.

Се­рьез­ная бо­лезнь не удер­жа­ла Ге­ор­гия от по­дви­га во имя Хри­сто­ва. И по ме­ре то­го, как уси­ли­ва­лись его мо­лит­вен­ные про­ше­ния, укреп­ля­лась у него на­деж­да на Все­выш­нее ми­ло­сер­дие. 
Ге­ор­гий со­че­тал­ся бра­ком с де­ви­цей про­сто­го зва­ния, си­ро­той, бес­при­дан­ни­цей, но бла­го­че­сти­вой. В 1884 г. Ге­ор­гий Кос­сов был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и на­зна­чен на бед­ней­ший при­ход в Ор­лов­ской епар­хии – се­ло Спас-Че­кряк Бол­хов­ско­го уез­да. И на этом ме­сте Гос­подь про­сла­вил его имя. 

Бед­ствен­ное по­ло­же­ние при­хо­да из 14 дво­ров ужас­ну­ло но­во­го свя­щен­ни­ка, и ему ста­ло по­нят­но, по­че­му здесь не дер­жал­ся при­чт.

В двух вер­стах от де­рев­ни сто­я­ла вет­хая и пу­стая цер­ковь, где во вре­мя служ­бы да­же Свя­тые Да­ры за­мер­за­ли, – вот где он дол­жен был слу­жить. А серд­ца сель­чан так бы­ли да­ле­ки от церк­ви и от Бо­га, что мо­ло­дой свя­щен­ник сра­зу же впал в рас­те­рян­ность.

Не од­ну бес­сон­ную ночь про­вел в раз­мыш­ле­ни­ях о. Ге­ор­гий, ко­гда же ста­ло нев­мо­го­ту от безыс­ход­но­сти, ре­шил он пой­ти к му­жу вы­со­ко­му по ду­хов­ным за­слу­гам, в Оп­ти­ну пу­стынь. Там сто­ял на Бо­же­ствен­ной стра­же ве­ли­кий по­движ­ник, укра­шен­ный обиль­ны­ми ду­хов­ны­ми да­ро­ва­ни­я­ми – о. Ам­вро­сий. Ста­рец при­ни­мал лю­дей, неко­то­рых от­дель­но, или всех на об­щее бла­го­сло­ве­ние, вна­ча­ле муж­чин, а по­том жен­щин.

О. Ге­ор­гий сто­ял в тол­пе, да­ле­ко от вхо­да. Ко­гда на­ко­нец ста­рец по­явил­ся, в бе­лом ба­ла­хоне и ме­хо­вой ряс­ке, он оста­но­вил­ся на сту­пень­ке пе­ред рас­сту­пив­шим­ся на­ро­дом, по­мо­лил­ся пе­ред по­став­лен­ной ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри «До­стой­но есть». За­тем вни­ма­тель­но взгля­нул в тол­пу. И как же ве­ли­ко бы­ло удив­ле­ние о. Ге­ор­гия, ко­гда ста­рец стал ма­нить его через тол­пу к се­бе. А ведь он ни­ко­гда не ви­дел и не слы­шал о Ге­ор­гии Кос­со­ве, ко­то­рый и в мо­на­стырь при­шел без иерей­ской одеж­ды. А ста­рец за­го­во­рил: «Ты, иерей, что там та­кое за­ду­мал? При­ход бро­сать?! Храм, вишь, у него стар, за­ва­ли­вать­ся стал. А ты строй но­вый, да боль­шой, ка­мен­ный, да теп­лый, да по­лы в нем чтоб бы­ли де­ре­вян­ные: боль­ных при­во­зить бу­дут, так им чтоб теп­ло бы­ло. Сту­пай, иерей, до­мой, сту­пай, да дурь-то из го­ло­вы вы­кинь! Помни: храм-то строй, как я те­бе ска­зы­ваю. Сту­пай, иерей. Бог те­бя бла­го­сло­вит!

С ве­ли­ким недо­уме­ни­ем вос­при­нял о. Ге­ор­гий по­ве­ле­ние про­зор­ли­во­го стар­ца. Как воз­двиг­нуть ка­мен­ный храм, мож­но ска­зать, в пу­стыне! Ка­кое усер­дие и тру­ды на­до по­ло­жить!

Вер­нув­шись в Спас-Че­кряк, о. Ге­ор­гий ре­шил про­дол­жить свое слу­же­ние при хра­ме здеш­нем, еще не ве­дая, что сию оби­тель ме­стом по­дви­гов, дабы бы­ло про­слав­ле­но имя Бо­га. Он при­сту­пал к слу­же­нию с бла­го­го­вей­ным тре­пе­том. В мо­лит­ве его оза­ря­ла ра­дость ожи­да­ния яв­ле­ния сла­вы Бо­жи­ей, а ду­ша его пе­ре­пол­ня­лась вос­тор­гом о див­ных де­лах Гос­под­них. Пе­ре­не­сен­ные ис­ку­ше­ния раз­ви­ли в нем сми­ре­ние, страх Бо­жий укре­пил его по­движ­ни­че­ство. Бла­го­дать про­све­ти­ла его ра­зум.

В празд­нич­ные дни, осо­бен­но 22 ок­тяб­ря, в день празд­но­ва­ния Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри о. Ге­ор­гий осо­бен­но дол­го и усерд­но свер­шал Бо­го­слу­же­ния. И в этот день в Спас-Че­кряк ста­ли стре­мить­ся не толь­ко при­хо­жане, но и па­лом­ни­ки из дру­гих мест.

А по­сле служ­бы, ко­гда они под­хо­ди­ли к о. Ге­ор­гию с во­про­са­ми, он от­ве­чал об­сто­я­тель­но и ду­ше­спа­си­тель­но. Как-то по­лу­ча­лось у него сра­зу же по­нять ду­хов­ное со­сто­я­ние че­ло­ве­ка, его ду­хов­ную бо­лезнь, ука­зы­вал он преж­де все­го хри­сти­ан­ские сред­ства из­ле­че­ния неду­гов. Лю­ди ста­ли про­яв­лять к нему боль­шую бла­го­дар­ность и по­чи­та­ние. 

Быст­ро рас­про­стра­ни­лась сла­ва о по­движ­ни­че­ской жиз­ни и обиль­ных доб­ро­де­те­лях вер­но­го пас­ты­ря. На­род во мно­же­стве сте­кал­ся в Спас-Че­кряк, же­лая узреть див­ное жи­тие ис­по­вед­ни­ка ве­ры, по­лу­чить от него бла­го­сло­ве­ние, услы­шать сло­во на­зи­да­ния.

На­все­гда оста­ва­лась в серд­це лю­дей, по­бы­вав­ших на бо­го­слу­же­ни­ях в Спас-Че­кря­ке, па­мять о тех ду­хов­но сла­дост­ных ми­ну­тах, ко­то­ры­ми уте­ши­ла Ца­ри­ца Небес­ная через Ее чу­до­твор­ную ико­ну. Не толь­ко ве­ли­ко­ле­пи­ем и тор­же­ствен­но­стью от­ли­ча­лись служ­бы здесь, а неким про­ник­но­вен­ным на­стро­е­ни­ем слу­же­ния свя­щен­ни­ка Гос­по­ду и Его Пре­чи­стой Ма­те­ри, небес­ным Си­лам. 
Со всех сто­рон, а Спас-Че­кряк на­хо­дил­ся на гра­ни­це трех гу­бер­ний – Ор­лов­ской, Ка­луж­ской и Туль­ской, – шли к ба­тюш­ке за со­ве­том лю­ди раз­ных зва­ний и со­сто­я­ния, по­ла и воз­рас­та. Для при­ез­жих у него был да­же вы­стро­ен стран­ни­че­ский дом, по­до­бие го­сти­ни­цы, по­стро­ен­ный из кир­пи­ча, сде­лан­но­го на сво­ем кир­пич­ном за­во­де. Свою хо­зяй­ствен­ную де­я­тель­ность ба­тюш­ка и на­чал с то­го, что устро­ил в 1896 г. неболь­шой кир­пич­ный за­вод. На нем и ра­бо­та­ли при­хо­жане се­ла. А при­ез­жие не толь­ко по­лу­чи­ли кров, ба­тюш­ка при­хо­дил к ним, вме­сте они вку­ша­ли тра­пе­зу, он так­же от­ве­чал на ве­ли­кое мно­же­ство во­про­сов. 

По дан­ным бла­го­да­ти Бо­жи­ей о. Ге­ор­гий ис­це­лял лю­дей. К нему при­во­зи­ли и бес­но­ва­тых. Они ужас­но му­чи­лись, одер­жи­мые как бы ли­ша­лись ра­зу­ма, при­хо­ди­ли в ис­ступ­ле­ние. Неистов­ство­ва­ли, кри­ча­ли, во­пи­ли, ино­гда по­вер­га­лись к но­гам свя­щен­ни­ка. Он мо­лил­ся, окроп­лял их свя­той во­дой, и тем­ные си­лы остав­ля­ли боль­ных. Слу­чаи ис­це­ле­ний бы­ли мно­го­чис­лен­ны и каж­до­днев­ны. Бы­ва­ло не раз, что боль­но­го, рас­слаб­лен­но­го под­но­си­ли к ба­тюш­ке, а из Спас-Че­кря­ка он шел бод­ро, на сво­их но­гах, воз­но­ся мо­лит­вы ми­ло­сер­дию Бо­жию.

Для тя­же­ло страж­ду­щих и боль­ных по­движ­ник от­крыл в Спас-Че­кря­ке боль­ни­цу. Еже­днев­но он в ней де­лал «об­хо­ды» боль­ных, из­ле­чи­вал тех, ко­го род­ные уже не ча­я­ли ви­деть здо­ро­вы­ми.
По­движ­ни­ка так по­чи­та­ли и ве­ри­ли в его неустан­ное за­ступ­ни­че­ство, что счи­та­ли, что, ес­ли ба­тюш­ка по­мо­лит­ся, Гос­подь обя­за­тель­но ис­пол­нит его про­ше­ние. И Бог в са­мом де­ле вни­мал сло­вам пра­вед­ни­ка, про­слав­лен­но­го да­ром про­зре­ния. Про­ро­че­ства ба­тюш­ки пре­под­но­си­лись лю­дям в на­став­ле­нии За­по­ве­дей Бо­жьих. И сло­во его бы­ло ис­точ­ни­ком ис­це­ле­ний для ве­ру­ю­щих.

В 1896 го­ду на­ча­лось стро­и­тель­ство хра­ма во ис­пол­не­ние по­ве­ле­ния от­ца Ав­ро­сия. А в 1905 го­ду уже кра­со­вал­ся за­ме­ча­тель­ный трех­пре­столь­ный храм во имя Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня, зна­ме­ну­ю­щий в са­мом де­ле пре­об­ра­же­ние всей жиз­ни в этом, недав­но еще за­хо­луст­ном се­ле, где тек­ла се­рая, скуч­ная, го­лод­ная жизнь, в ме­сте, ко­то­рое не на­зы­ва­ли ина­че, как Бо­гом за­бы­тое. И, об­ра­ти­лось оно в ме­сто Бо­жи­ей сла­вы.

Ве­ли­кие бла­го­де­я­ния Бо­жии бы­ли яв­ле­ны в Спас-Че­кря­ке по­движ­ни­ку за его свя­тое жи­тие. Лю­ди не уста­ва­ли ди­вить­ся его бла­го­че­стию, а Си­ла Бо­жия по­дви­га­ла его на все бо­лее ве­ли­кие де­ла.

Не имея средств, а упо­вая толь­ко на чу­до­дей­ствен­ную по­мощь, о. Ге­ор­гий, при­няв­ший ве­нец доб­ро­ты из рук Гос­по­да, на­чал устра­и­вать в де­ревне при­ют. В Спас-Че­кря­ке воз­ник­ло неви­дан­ное до­то­ле на Ру­си ме­сто спа­се­ния си­ро­ток. Этот при­ют для ста пя­ти­де­ся­ти кре­стьян­ских си­рот о. Ге­ор­гий, окры­лен­ный лю­бо­вью к Бо­гу, со­зда­вал с по­мо­щью лю­дей и про­сто­го зва­ния, и знат­ных, бла­го­род­но­го про­ис­хож­де­ния. Они нес­ли свои ко­пе­еч­ки и до­сто­я­ние.

К муд­ро­му пас­ты­рю Хри­сто­ву при­шли вер­ные спо­движ­ни­ки – пе­да­го­ги и вос­пи­та­те­ли. А на­чаль­ство и ду­хов­ное ру­ко­вод­ство взял на се­бя отец Ге­ор­гий, по­да­вая всем при­мер тру­до­лю­бия, воз­дер­жа­ния и сми­ре­ния, из­бе­гая су­е­ты ми­ра.

22 ок­тяб­ря 1903 г., в день празд­но­ва­ния ико­ны Ка­зан­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри, со­сто­я­лось в Спас-Че­кря­ке освя­ще­ние вто­ро­класс­ной шко­лы, ко­то­рой не бы­ло да­же в уез­де. Освя­ще­ние шко­лы об­ра­ти­лось во все­на­род­ный празд­ник в Спас-Че­кря­ке, на ко­то­рый при­е­ха­ли ду­хо­вен­ство, гу­берн­ские и уезд­ные пред­ста­ви­те­ли вла­стей, ду­хов­ные де­ти о. Ге­ор­гия, по­чи­та­те­ли его свя­то­сти.
В при­хо­де о. Ге­ор­гия бы­ло по­стро­е­но еще несколь­ко школ: Си­го­ла­ев­ская (дер. Си­го­ла­е­во), Шпилев­ская (дер. Шпиле­во) и Мер­ку­лов­ская (дер. Мер­ку­ло­во), в ко­то­рых о. Ге­ор­гий был по­пе­чи­те­лем и за­ко­но­учи­те­лем. Его по­чи­та­ли бла­го­де­те­лем и Бол­хов­ско­го уез­да, и всей зем­ли ор­лов­ской. Без бла­го­сло­ве­ния о. Ге­ор­гия в уез­де не на­чи­на­лось ни­ка­кое де­ло, за со­ве­том, за по­мо­щью обя­за­тель­но еха­ли к нему.

Ото­всю­ду еха­ли в Спас-Че­кря­ке лю­ди раз­ных по­ло­же­ний и со­сто­я­ний, знат­ные и про­сто­лю­ди­ны, чтобы убе­дить­ся в ис­тин­но­сти той сла­вы, ко­то­рая рас­про­стра­ни­лась об этом свет­лом угол­ке в глу­бине Рос­сии.

По­се­тил Спас-Че­кряк клас­сик рус­ской ли­те­ра­ту­ры М. При­швин, и о тех ди­вах, что пред­ста­ви­лись в Спас-Че­кря­ке, он на­пи­сал очерк «Но­вая зем­ля». Рас­ска­зы­вал он и о свя­том ко­лод­це ба­тюш­ки Его­ра, и о ве­ли­кой пре­дан­ной ве­ре по­чи­та­те­лей по­движ­ни­ка, и о чуд­ных слу­ча­ях про­зре­ния и из­ле­че­ния хри­сти­ан.

Вы­со­ко чтил по­движ­ни­ка свя­той Иоанн Крон­штадт­ский и вы­го­ва­ри­вал ор­лов­ским па­лом­ни­кам, за­чем они ез­дят к нему, ко­гда у них есть та­кой свя­той ба­тюш­ка, за­слу­жив­ший сво­ей бо­го­угод­ной жиз­нью лю­бовь у Гос­по­да.

На дру­гой день по­сле ок­тябрь­ско­го пе­ре­во­ро­та о. Ге­ор­гия в Спас-Че­кря­ке по­се­тил Ор­лов­ско-Сев­ский епи­скоп Се­ра­фим (Ост­ро­умов), бу­ду­щий но­во­му­че­ник. По­сле бе­се­ды с про­зор­лив­цем он по­ки­нул его дом со сле­за­ми на гла­зах.

По­ру­чая се­бя Про­мыс­лу Бо­жи­е­му, о. Ге­ор­гий про­дол­жал уте­шать свою паст­ву, про­жи­ва­ю­щую в столь мя­теж­ном ми­ре. И бла­го­да­ря его свя­тым уси­ли­ям Спас-Че­кряк был как бы ост­ров­ком по­сре­ди раз­бу­ше­вав­ше­го­ся мо­ря.

Цер­ковь от­де­ли­ли от го­су­дар­ства. Вла­сти ста­ли раз­жи­гать нена­висть к ней и ду­хо­вен­ству. Пре­сле­до­вать ста­ли всех ду­хов­ных лиц и их род­ствен­ни­ков.
Осе­нью 1918 го­да крас­но­ар­мей­цы при­е­ха­ли и за ба­тюш­кой в Спас-Че­кряк, чтобы за­брать его в тюрь­му. Но, уви­дев его необык­но­вен­ную кро­тость, сми­ре­ние и люб­ве­обиль­ность, несколь­ко да­же рас­те­ря­лись: как та­ко­го че­ло­ве­ка аре­сто­вать?

В уезд­ной тюрь­ме не ве­да­ли, что де­лать с но­вым зна­ме­ни­тым аре­стан­том, как же за­пи­сы­вать его во вра­ги на­ро­да. На свои сред­ства со­дер­жал си­рот­ский дом, несколь­ко школ, кир­пич­ный за­вод, боль­ни­цу, все­гда по­мо­гал кре­стья­нам. Лю­ди его лю­би­ли и сте­ной бы­ли за него. С удив­ле­ни­ем смот­ре­ли боль­ше­ви­ки на вы­со­кую лич­ность пас­ты­ря, в гла­зах ко­то­ро­го си­я­ла ис­тин­ная лю­бовь к Бо­гу и лю­дям и же­ла­ние слу­жить им до по­след­не­го вздо­ха.

Про­мы­сел Бо­жий про­дол­жал хра­нить угод­ни­ка сре­ди раз­бу­ше­вав­ше­го­ся мя­те­жа. Вла­сти вы­пу­сти­ли его из тюрь­мы, опа­са­ясь гне­ва на­род­но­го. Но в на­ча­ле два­дца­тых го­дов в Спас-Че­кряк при­бы­ла спе­ци­аль­ная ко­мис­сия по изъ­я­тию цер­ков­ных цен­но­стей и по­тре­бо­ва­ла сдать все из­де­лия из зо­ло­та и се­реб­ра. Цен­но­стей у свя­щен­ни­ка не ока­за­лось, его об­ви­ни­ли в укры­ва­тель­стве, аре­сто­ва­ли, от­пра­ви­ли уже не в уезд­ную тюрь­му, где мог­ли к нему про­явить ка­кое-ли­бо снис­хож­де­ние, а в гу­берн­скую.

Же­лая уни­зить его сан, слу­жи­те­ли тюрь­мы да­ва­ли от­цу Ге­ор­гию вы­пол­нять са­мые гряз­ные уни­зи­тель­ные ра­бо­ты. Но дру­гие аре­стан­ты са­ми стре­ми­лись сде­лать их, вся­че­ски ограж­дая по­лю­бив­ше­го­ся им ба­тюш­ку от утес­не­ний. Вла­сти и на этот раз не смог­ли предъ­явить ба­тюш­ке улик его ви­нов­но­сти и сно­ва бы­ли вы­нуж­де­ны от­пу­стить. Бог про­дол­жал обе­ре­гать сво­е­го угод­ни­ка.

Жиз­нен­ные невзго­ды и неустан­ные пас­тыр­ские тру­ды ухуд­ши­ли здо­ро­вье свя­щен­ни­ка. На­ча­лись бо­ли в же­луд­ке, пе­че­ни. Бо­лезнь ско­вы­ва­ла так, что не бы­ло сил встать на но­ги.

Но и на смерт­ном ло­же не остав­лял ба­тюш­ка сво­ей по­пе­чи­тель­но­сти о ближ­них, не от­ка­зы­вал при­хо­дя­щим к нему лю­дям, при­ни­мал их ле­жа и го­во­рил им: «Все. Остав­ляю вас. На­дей­тесь те­перь на Бо­га. А ко мне с ва­ши­ми бе­да­ми при­хо­ди­те на мо­гил­ку, как к жи­во­му. Как и преж­де, бу­ду за вас мо­лить­ся и вам по­мо­гать».

Пе­ред смер­тью о. Ге­ор­гия об­ва­лил­ся свя­той ко­ло­дец в Спас-Че­кря­ке, а непо­да­ле­ку за­бил но­вый род­ник. Ба­тюш­ке при­нес­ли из него во­ды. Он по­мо­лил­ся над нею, по­про­сил вы­лить во­ду в род­ник, ко­то­рый, как за­по­ве­до­вал, станет свя­щен­ным ко­лод­цем, бу­дет те­перь ис­це­лять ве­ру­ю­щих. 

Умер он 26 ав­гу­ста 1928 го­да по ста­ро­му сти­лю. Всех лет его зем­ной жиз­ни бо­лее 73. Мно­же­ство на­ро­да спе­ши­ло в Спас-Че­кряк, же­лая воз­дать долг по­чи­та­ния и люб­ви, по­про­щать­ся с тем, кто жил Бо­га ра­ди. Вла­стям не уда­лось за­пре­тить по­кло­не­ния усоп­ше­му. Плач сто­ял по нему ве­ли­кий. Мно­гие толь­ко те­перь по­ня­ли, к ка­кой свя­то­сти бы­ли при­об­ще­ны.

Гроб с те­лом в ве­ли­че­ствен­ном крест­ном хо­де об­нес­ли во­круг церк­ви и по­хо­ро­ни­ли свя­то­го око­ло церк­ви у ал­та­ря.

Про­шли де­сят­ки лет, мно­гое пе­ре­ме­ни­лось и в Рос­сии, и в Спас-Че­кря­ке. Но неиз­мен­но по­яви­лось то, что не мо­жет ру­ка че­ло­ве­че­ская раз­ру­шить – де­ла Бо­жии. Не за­гла­ди­лась и уве­рен­ность в свя­то­сти о. Ге­ор­гия Кос­со­ва. Ду­хов­ные де­ти его по­ста­ви­ли па­мят­ник и оград­ку на мо­ги­ле. К ней «не за­рас­та­ла на­род­ная тро­па». Лю­ди ис­пы­ты­ва­ли на се­бе по­мощь от мо­литв к о. Ге­ор­гию, ока­зы­ва­лись сви­де­те­ля­ми чу­дес по его пред­ста­ви­тель­ству. Он яв­лял­ся в сно­ви­де­ни­ях, лю­ди ис­це­ля­лись, ку­па­ясь в ба­тюш­ки­ном свя­том ко­лод­це.

В ав­гу­сте 2000 го­да на юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Ге­ор­гий Кос­сов за свое свя­тое жи­тие был ка­но­ни­зи­ро­ван в чине свя­щен­но­ис­по­вед­ни­ка. Ор­лов­ское ду­хо­вен­ство об­ре­ло мо­щи свя­щен­но­ис­по­вед­ни­ка Ге­ор­гия Кос­со­ва в день па­мя­ти Ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца, ко­то­рый в дни зем­но­го бы­тия ба­тюш­ки был его ан­ге­лом-хра­ни­те­лем. И от­ныне 9 де­каб­ря бу­дет днем об­ре­те­ния свя­тых мо­щей свя­щен­но­ис­по­вед­ни­ка Ге­ор­гия Кос­со­ва.

Тропарь священноисповеднику Георгию Коссову, глас 6

Па́стырю до́брый Бо́га в се́рдце смире́нием стяжа́вый/ Орло́вския земли́ преди́вное украше́ние./ Послуша́нием, терпе́нием страхова́ния преодоле́вый,/ на ме́сте пу́сте хра́м и школу созда́вый./ Любо́вию Христо́вой все́х согрева́я,/ си́лою благода́ти бе́сы изгоня́я,/ явле́нием моще́й твои́х на́с ободря́я,/ свято́й пра́ведный о́тче Гео́ргие,// моли́ся Пресвято́й Тро́ице спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак священноисповеднику Георгию Коссову, глас 6

Чудесы́ и по́двиги укра́шенный/ свято́е житие́ оста́вил еси́ на́м в па́мять./ Мы́ же с любо́вию ве́рно чту́ще Тя́/ мо́лим, покрыва́й на́с от все́х бе́д и напа́стей/ свято́ю свое́ю любо́вию,// священноиспове́дниче Гео́ргие.

Величание священноисповеднику Георгию Коссову

Велича́ем тя́, священноиспове́дниче Гео́ргие, и чти́м святу́ю па́мять твою́, ты́ бо мо́лиши за на́с Христа́ Бо́га на́шего.

Молитва священноисповеднику Георгию Коссову

О, преблаже́нне о́тче на́ш Гео́ргие! При́зри ны́не от го́рния сла́вы на на́с смире́нных и немощны́х, обремене́нных грехи́ мно́гими, твоея́ по́мощи и утеше́ния уми́льно прося́щих. Те́мже мо́лим тя́, о́тче святы́й, испроси́ и на́м у Бо́га благоприя́тное и спаси́тельное вре́мя на покая́ние. Да отпу́стит Всеми́лостивый Госпо́дь наро́ду на́шему грехи́ за преда́ние и убие́ние Царя́, Пома́занника Бо́жия, за оскверне́ние и разоре́ние хра́мов Правосла́вных, за поруга́ние вся́кия святы́ни земли́ Ру́сския. Ве́мы я́ко осуети́хомся умо́м и се́рдцем преда́хомся непотре́бным и лю́тым страсте́м, благоче́стие презре́хом, па́че же бесо́вское нече́стие возлюби́хом. Простри́ у́бо ны́не моли́твенно ру́це твои́ ко Влады́це все́х и Го́споду, и испроси́ щедродательную Его́ ми́лость да изба́вит на́с от беззако́ний на́ших, от вся́ких бе́д и скорбе́й за е́же на ны́ прише́дших, от раско́лов и ересе́й и от гоне́ний иноплеме́нников на Це́рковь Правосла́вную. Ве́руем, о́тче всеблаже́нне, я́ко а́ще Христо́вою любо́вию возлюби́л еси́ бли́жния твоя́ еще́ на земли́ тебе́ бы́вшу, кольми́ па́че лю́биши вся́ ны́ и на небесе́х ны́не водворя́яся. Умоли́, священноиспове́дниче на́ш Гео́ргие, ку́пно со все́ми Му́ченики и Испове́дники, Го́спода Бо́га Царя́ Си́л, да пода́ст и на́м грехо́в проще́ние, да процвете́т в Росси́и ве́ра Правосла́вная и водвори́тся па́ки ликова́ние пра́ведных, и да возстанет из забве́ния престо́л правосла́вных царе́й. Не пре́зри у́бо моле́ний на́ших, излива́емых ны́не пред тобо́ю, и вознеси́ я́ ко всеще́дрому Бо́гу, я́ко кади́ло благово́нное, да твои́ми хода́тайствы почи́ет благода́ть Его́ во гра́де на́шем, иде́же почита́ются пресла́вное и́мя и многоцеле́бныя мо́щи твои́. Те́мже сохраня́еми твои́м предста́тельством, ми́рно и благоче́стно да поживе́м в ве́це се́м, да никто́же во упова́нии свое́м на тя́ посра́млен бу́дет, и да обря́щем благода́ть и ми́лость Го́спода на́шего, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

ДНИ ПАМЯТИ

  • 8 сентября
  • 9 февраля (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.

  • Tags