Серафим Архангелов. Историк с небесным именем

14 декабря 2023 года исполняется 86 лет со дня трагической гибели протоиерея Серафима Александровича Архангелова, настоятеля церкви святого праведного Иова на Волковском кладбище Санкт-Петербурга. Вместе с множеством других соотечественников он стал жертвой «Большого террора», захлестнувшего нашу страну во второй половине 1930-х годов.

Пером и духовным мечом

В Арзамасском уезде Нижегородской губернии есть село Никольское-Кобылино (теперь оно — Архангельское). Оттуда родом один из лицейских учителей Пушкина — Василий Архангельский (сам великий поэт бывал в этих краях проездом в родовое имение Болдино). 29 января (10 февраля) 1868 года Никольское-Кобылино дало миру еще одного выдающегося человека — Серафима Александровича Архангелова.

Священник Серафим Архангелов

Священник Серафим Архангелов

Он происходил из среды сельских священников. Верой и правдой служили Русской Православной Церкви его отец, оба деда и еще, как минимум, четыре поколения предков по отцовской и материнской линиям. Будущий пастырь учился в Арзамасском Духовном училище, потом в Нижегородской Духовной семинарии, а после — в Казанской Духовной академии.

 

После окончания академии в течение пяти лет преподавал русский язык в уездном Кашинском Духовном училище в Тверской губернии. В эти годы началась его литературная деятельность. Он много публиковался в различных церковных журналах под псевдонимами: А-в, С.; В-в, С.А.; Ар-лов, Сер.; Арх-ов, С.; С. А.

Впервые под своим собственным именем Архангелов издал книгу в 1897 году. Это был труд «Тайны загробной жизни при свете православно-христианского учения», который вышел в санкт-петербургском издательстве П. П. Сойкина. За этой книгой последовали и другие. Сфера литературных интересов Серафима Александровича в тот период была обширна: история церковных учреждений в России («Описание Кашинского Николаевского Клобукова монастыря»), изучение миссионерской деятельности Церкви («Наши заграничные миссии: Очерк о русских духовных миссиях»), исследование проблем сектантства («Среди раскольников и сектантов Поволжья: Историко-бытовые очерки раскола и сектантства в Нижегородском крае»).

На кашинский период жизни и деятельности отца Серафима приходится и вступление его в брак — в 1898 году он венчался с дочерью московского священника Петра Смирнова Верой. Через три года в семье родилась первая дочь — Елизавета, спустя год вторая — Надежда, в 1908 году третья — Софья. Единственный сын отца Серафима и матушки Веры — Петр — появился на свет в 1909 году.

11 сентября 1898 года Серафим Александрович был рукоположен в сан священника и направлен законоучителем в мужскую гимназию Императора Николая I в. городе Ревеле (ныне Таллин), где прослужил пять лет.

Одним из самых значимых достижений отца Серафима в те годы можно считать создание первой в Прибалтийском крае мужской воскресной православной школы. Ее открытие состоялось 18 февраля 1900 года.

В Ревеле С. А. Архангелов продолжил занятия литературой, издательство П. П. Сойкина выпустило в свет его новое произведение — «Старец Серафим и Саровская пустынь».

В 1903 году отец Серафим был определен настоятелем церкви Всех Святых при Ушаковском земском училище Санкт-Петербурга. В дальнейшем служил священником Смольного Воскресенского собора, настоятелем Спасо-Бочаринской церкви, настоятелем церкви на Большеохтинском кладбище.

Жизнь в Санкт-Петербурге подарила С. А. Архангелову возможность получить второе образование — в 1909 году он окончил Императорский археологический институт. Много занимался историей Прибалтийского края, Тверской и Нижегородской губерний. Отец Серафим сыграл большую роль во втором прославлении святой благоверной княгини Анны Кашинской.

Служа после окончания Духовной академии в Кашине, он собрал немало исторического материала, рассказывающего о жизни княгини, ее роли в истории Руси и о русской святости. Анне Кашинской он посвятил ряд своих работ, в том числе «К церковному прославлению благоверной княгини Анны Кашинской» и «Благоверная великая княгиня Анна Кашинская», опубликованные и до повторной канонизации святой, состоявшейся в июне 1909 года, и после этого события.

По воспоминаниям современников, чем бы ни занимался отец Серафим, — служением Богу, историческими изысканиями или педагогической деятельностью, ко всему он относился с тщанием и скрупулезностью, всегда доводя до конца свое дело. За что снискал немалый авторитет в среде духовенства и мирян. Многие прихожане отца Серафима отмечали его доброту, стремление помочь найти душевное спокойствие в храме. Особенно ярко это проявлялось в годы лихолетья, когда только в церкви люди могли хотя бы на время отрешиться от невзгод, выпавших на их долю.

Стандартный сценарий

О службе протоиерея Серафима Архангелова в период после 1917 года известно крайне мало.Какое-то время батюшка служил в церкви на Большеохтинском кладбище, а с января по март 1936 года был настоятелем храма святого великомученика Димитрия Солунского в Коломягах, затем — настоятелем церкви святого праведного Иова на Волковом кладбище. Документально подтверждена его деятельность в Петроградском богословском институте, функционировавшем в 1920-е годы. Несмотря на то, что официальные власти взяли деятельность института под свой жесткий контроль, просуществовал он недолго и был вскоре закрыт.

В начале1930-х годов волна репрессий коснулась семьи отца Серафима. Был арестован и сослан его сын, побывала в заключении одна из дочерей. Преследованиям подвергались и другие родственники. А в 1937 году пришла очередь и самого священника. О последних днях его земного пути скупо рассказывают документы, хранящиеся в архиве Управления ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (дело № 34194 по обвинению Боголюбова Федора Александровича (священник церкви святого Иоанна Предтечи) и Архангелова Серафима Александровича).

Ордер на арест отца Серафима за № 4399 был выписан 15 октября 1937 года. Но пришли за батюшкой лишь поздним вечером 17 октября. Обыск в квартире, где он проживал (Б. Охта, ул. Дребезгова, д. 10, кв. 1), производил сотрудник НКВД Долгачев в присутствии дворника Викентьева. В ходе обыска были изъяты «два экземпляра „Библии“, пять книжек списков духовных лиц разного звания, два экземпляра альбома Российских иерархов, рукопись и один экземпляр книги „Житие и чудеса Анны Кашинской“, две записные книжки, 50 семейных фотографий, письма и наброски».

К сожалению, вскоре после расстрела С. А. Архангелова все изъятые при обыске бумаги, фотографии и книги были уничтожены. Первый допрос арестованного отца Серафима состоялся уже на следующий день. Сотрудник органов ограничился «дежурным набором» интересовавших его сведений: род занятий, социальное происхождение, состав семьи, образование, партийность, служил ли в Красной Армии или в белых и других контрреволюционных армиях и т. п. И ни слова о том, в чем же обвиняли батюшку.

О своей «контрреволюционной деятельности» (ст. 58–10 и 58–11 УК РСФСР) отец Серафим узнал лишь во время следующего допроса, 16 ноября, — спустя месяц после ареста. Проводил его сержант госбезопасности Миничев. Судя по сохранившемуся в деле протоколу, события в помещении, где проводился допрос, развивались по «стандартному для того времени сценарию».

На просьбу следователя показать о своей преступной деятельности арестованный ответил, что «преступной деятельности не проводил и показывать ему нечего». Однако в следующем своем ответе (как следует из протокола допроса) он говорит о враждебном отношении к советской действительности, о встречах с другими священнослужителями, на которых обсуждались вопросы перемены власти в России, об активной антисоветской деятельности и признает, что «в начале допроса я скрыл это во избежание ответственности».

В те годы основным доказательством вины подозреваемого являлось его «чистосердечное признание». Поэтому следователи НКВД не гнушались никакими методами, в том числе и откровенно садистскими, чтобы «выбить» признание из подследственного. Судя по всему, не миновал этой жестокой участи и отец Серафим. И из него «выбили» нужные показания. Иначе никак не объяснить ту «скоротечность» и «легкость», с которой он изменил показания — от полного отрицания до раскаяния в содеянном.

Обвинительное заключение по делу Боголюбова и Архангелова было подписано 26 ноября и направлено на рассмотрение судебной тройки УНКВД Ленинградской области. Заседание «тройки» в отсутствие подсудимых состоялось 10 декабря. Оба обвиняемых были приговорены к расстрелу (протокол № 215). Приговор приведен в исполнение 14 декабря 1937 года. В тот день, когда погиб отец Серафим Архангелов, только в Ленинграде по «политическим статьям» были расстреляны: 416 осужденных, 401 мужчина и 15 женщин,в т. ч. 82 священно- и церковнослужителя.

Место захоронения отца Серафима неизвестно. Есть основания полагать, что его прах покоится на Левашовской пустоши. С. А. Архангелов был реабилитирован 29 мая 1989 года на основании ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период30-40-х и начала50-х годов».

Справедливость в отношении святого восстанавливает, конечно, не государство и даже не Церковь, знающая и прославляющая далеко не всех своих праведников. Торжество правды — в небесных обителях, к которым стремился отец Серафим не только по сродству имени, но и по образу жизни.

Александр Железняков

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.

  • Tags