Петропавловский или Апостольский пост установлен Церковью в память первоверховных Апостолов Петра и Павла. А поскольку слово «Петропавловский» довольно длинное, то в народе этот пост стал называться просто и сокращённо – Петровым.
Апостолы постом и молитвой подготавливали себя к всемирной проповеди Евангелия. Кто-то, возможно, подумает: а какое это имеет отношение к нам? Да самое непосредственное. Благовествование Царствия Божьего – это не только обязанность христианина, но и его естественное свойство, если можно так выразиться.
«Горе мне, если я не благовествую!» — говорит апостол Павел, имея в виду, конечно, не только словесную проповедь, но и саму жизнь, поступки, которые должны свидетельствовать о чистоте и святости нашей веры. Конечно, без поста и молитвы такое благовествование не возможно.
В народе Петров пост звали просто «петровки» или «петровка-голодовка»: в начале лета от прошлого урожая уже мало что оставалось, а до нового еще далеко. Но почему же пост все-таки Петровский? Именовать пост «петропавловским» просто неудобно – слишком громоздко; так уж получилось, что называя имена апостолов, мы произносим имя Петра первым.
Святые апостолы были такими разными: Петр, старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком; Павел – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей». Петр – верный ученик Христа с самого начала, свидетель всех событий его жизни с момента выхода на проповедь.
Павел –злейший враг Христов, разжигавший в себе ненависть к христианам и выпросивший у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными. Петр, маловерный, триждый отрекшийся от Христа, но сокрушенно покаявшийся и ставший началом Православия, основанием Церкви. И Павел, яростно сопротивлявшийся правде Господней, а после столь же пламенно уверовавший.
Вдохновенный простец и неистовый оратор, Петр и Павел олицетворяют собой духовную твердость и разум – два столь необходимых миссионерских качества. Господь послал в мир апостолов для того, чтобы учить все народы: «Итак идите, научите все народы… уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19; 20).
«Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, — не для тебя посланы апостолы, — ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства…» (Митр. Московский Филарет).
Смысл поста в том, чтобы воздерживаться от всего, что удаляет нас от Бога, от того, что мешает в созидании духовной жизни. И все мы на самом деле хорошо знаем, что именно нам мешает, у каждого есть свои «препоны». Для одного это склонность к чревоугодию, для другого гневливость, для третьего привычка к осуждению, для четвёртого самолюбие, гордость…
Вот на эти-то личные препятствия и нужно обратить особенное внимание, определить собственное поле борьбы. Наша цель не просто соблюсти необходимые правила, диету, нет. Наша цель – приблизиться к Богу, войти в живое, покаянное, но и радостное общение с Ним, стать причастником Его благости… И радость, реальная радость такого общения с лихвой покрывает все тяготы поста. Не зря ведь Господь говорит, что «иго Моё благо и бремя Моё легко есть».
Ради сердечного сокрушения, ради чувства живого присутствия Божьего стоит ведь хоть немного себя смирить. И туга, скука, пустота сердечная, происходящие поначалу от такого смирения, свидетельствуют лишь о рабстве души, о её покорности плоти. А мы как истинные хозяева души покорим её духу, напитаем Словом Божьим, наполним молитвой, очистимся в таинстве исповеди, приобщимся Тела и Крови Христовой …
Душа преобразится, возрадуется, оживет. Только так мы ОПЫТНО можем узнать, что же такое духовная жизнь. И объяснить это никакими словами невозможно. Нужно просто взять и попробовать. Христос есть, вкусите и видите!
Зачем нужен Петров пост
Петров пост — до праздника апостольского, 12 июля, расстояние по времени совсем небольшое. Но даже эта краткость временная недоуменных вопросов, в том числе и от прихожан, не убирает. И ведь действительно: лето, отпуск, дача, а для сельчан и труды нелегкие. На угодьях и усадьбах уже урожай, прежде всего фруктов, ягод и овощей, поспел.
Какое тут ограничение в еде, усиленная молитва и частое посещение храма Божьего?
Логически, кажется, верно, но почему же «петровки» (так в простонародье Петров пост называли и называют) свято нашими предками чтились и соблюдались? Они тогда трудились меньше? — Отнюдь нет, но намного больше и тяжелей нашего. Грешили чаще? — Тут и отвечать не надо, ведь свойство греха преумножаться с каждым поколением никуда не делось.
К сожалению, мы прекрасно видим и знаем, что многие дела и поступки, которые раньше считались низменными, пошлыми и откровенным святотатством — сегодня возводятся в ранг обычности или даже некоего достижения.
У предков наших присутствовало иное руководство к стремлению соблюдать апостольский пост: сознание того, что только тогда труды с заботами во благо пойдут, когда в тебе внутреннее содержание с внешним состоянием в симфонии пребывать будут.
В бытность мою на сельском приходе зашел я как-то домой к прихожанам своим, это аккурат в неделю перед праздником Петра и Павла было. В доме никого, в летней кухне тоже пусто, хотя на печи большая кастрюля с водой греется, даже собака куда-то пропала, не лает.
— Странно, — подумалось. — Может, случилось что?
Слава Богу, с семейством было все в порядке, просто они все в саду вишни рвали. Урожай в тот год хороший был, ветки просто облеплены красными пучками ягод. Даже «шпаков», так в селе скворцов зовут, страстных любителей полакомиться зреющими вишнями, не гоняли. На всех хватало.
Услышал я голоса из сада, понял, что никакой беды не произошло, и решил помочь семейству. Хозяйка, Никандровна, мне на пояс широкий плат повязала, да так, чтобы впереди он как сумка был, в которую ягоды надобно складывать Ведро ведь за собой таскать неудобно, а самая спелая, вкусная и рясная вишня вверху, без лестницы никак не доберешься. Лазить же по деревьям с моей комплекцией, да еще и с ведром или банкой не то, что неловко, но и опасно, как для меня, так и для вишни.
Взобрался я на дерево к пучкам вишневым, собираю ягодный урожай, а сам весь в ностальгии и воспоминаниях. Детские летние дни в таких же садах прошли…
Назад в будущее, то бишь, в настоящее, разговор вернул. Муж Никандровны взрослого сына уму-разуму учил:
— Вот видишь, остолопина, мы с матерью и дочкой уже по два ведра нарвали, а ты три жмени всего — и на вареники не хватит.
Сын, в ответ на отцовские замечания, резко срывал плоды, да хмуро под нос что-то бурчал. Разобрал я лишь то, что жалуется парень на ночь короткую. Не выспался он.
— Когда же тебе спать, — резюмировал отец. — С клуба и гулянки своей уже засветло вернулся. Знал ведь, что утром на вишню пойдем… Вишь, сколько её Господь благословил.
Понравилась мне хозяйская речь. Нет, не потому, что сына распекал. Дело молодое, понятно всё, сам таким был. Оттого на сердце слова легли, что в них вся сущность необходимости поста раскрывалась: Если дело делать собрался, то развлечения в сторонке оставить надобно и приготовится к совершению задуманного, а также Бога поблагодарить, что Он такой урожай дал.
А разве не вмещает в себе пост Петровский все эти условия?
В стороне праздничные пасхальные и Троицкие дни, впереди труды, чтобы до следующего урожая прожить, да и без Божьей помощи все наши задумки и старания по поговорке определяются: «Без Бога ни до порога».
У апостолов, в те времена, когда они Духа Святого получили, та же ситуация была. Абсолютно аналогичная. Они праздник радости всемирной — Воскресение Христа, праздник утверждения — Вознесение Господне и праздник рождения Святой Церкви — Пятидесятницу с радостью и ликованием пережили, но теперь надобно было дело делать, то, которое Господь заповедал: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Матф.28:19).
А для этого нужны и духовные, и физические силы. Вот, по этой-то причине и установлен неизменный обычай (сегодня это уставное правило) — после святых и радостных дней проходить поприще поста.
Богу угоден не наш пост, а плоды поста. Но получить эти плоды грешному человеку без ограничения своих телесных требований и греховных желаний никак не удастся…