Неделя Крестопоклонная!
Сколько глубокого смысла и умилительной назидательности в этом обычае Церкви выносить крест для поклонения как раз в середине Великого воодушевить нас к дальнейшему прохождению подвига постного, напомнить нам, что все мы, христиане – крестоносцы, и что, если мы желаем не напрасно носить имя Христовых последователей, то должны в жизни своей уподобляться Христу крестоношением и самораспятием.
Крест Христов – великая спасительная сила всех земнородных. Он простирается и в долготу всех времён, и в широту по всем местам, высота его до небес, а глубина до бездн адовых.
Если мы постимся добросовестно, то есть ничего скоромного не едим, стараемся вообще есть меньше и реже, в разного рода удовольствиях и развлечениях себе отказываем, с своими греховными склонностями и привычками решительно боремся – то мы не можем не почувствовать некоторого переутомления, некоторого упадка сил от необычного напряжения воли и телесного ослабления. И вот, при мысли о том, что поприще поста пройдено нами только наполовину, кое у кого невольно может вырваться вздох ропотливости и малодушия: «тяжко, не по силам это – когда же конец?»
Для того чтобы ободрить нас и подкрепить нашу волю и дух к дальнейшему пощению, Св. Церковь и устраивает нам утешение духовное – торжественно выносит для поклонения Крест Господень. «Вам тяжело, вы ропщете», как бы так говорит она этим: «а каково, было Господу страдать за вас на этом кресте? Или страдания Его были меньше ваших?
Однако Он все терпел, дабы вас спасти. Потерпите же теперь и вы, ради Него и во Имя Его! Тем более что это терпение ваше и не Ему и никому другому, а лично вам самим нужно, лично для вас самих полезно и спасительно. Взирая на этот крест, вспомните про Его великую любовь к вам, которую проявил Он, добровольно предав Себя на такую позорную и мучительную смерть, вашего ради спасения, и – воспряньте духом!
Эта любовь Его и чудодейственная сила крестная поддержит и укрепит ваши силы и поможет Вам до конца совершить, во славу Его, ваш постный подвиг и приведет вас чрез пучину поста к великой радости светоносного дня Его преславного Воскресения.» Вот почему св. крест и сравнивается в богослужебных песнопениях недели Крестопоклонной и в так называемом «синаксарии» (объяснительном чтении) с «древом жизни», бывшем посреди рая, с «благосеннолиственным древом», под сенью которого находят прохладу и отдохновение путники, утомленные долгим и изнурительным путем, с древом, усладившим горькие воды источника Мерры во время сорокалетнего странствования евреев в пустыне по пути в Обетованную Землю, и, наконец, со скипетром и знаменем победоносного царя, появление которых предшествуют приходу самого царя.
Иными словами, крест Христов, износимый в неделю Крестопоклонную на середину храма это – Знамя наше, которое обычно выносится на полях сражений в трудные минуты для того, чтобы возбудить в воинах бодрость духа и мужество для продолжения борьбы с врагом и окончательной победы над ним. Взирая на свое славное знамя, воины невольно воодушевляются, ощущают прилив новых сил и подъем духа, бросаются на врага и побеждают его. И мы, христиане, – воины Христовы, а Великий Пост есть поприще брани с врагом нашего спасения – диаволом. Главный источник нашего воодушевления в этой невидимой, духовной брани – Крест Христов, славное знамение победы нашего Божественного Искупителя над властью ада и смерти, знамение нашего спасения, знамение неизреченной Любви Божественной к падшему человеческому роду.
Древом крестным «смертное жало и адова победа прогнася» – Распятый на нем Спас наш «предстал, вопия сущим во аде: внидите паки в рай!» (Кондак). Поэтому св. Церковь и призывает нас: «Приидите, вернии, животворящему древу поклонимся, на немже Христос Царь славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство… Придите, вернии, древу поклонимся, имже сподобихомся невидимых враг сокрушити главы»… (стихира на поклонение кресту).
Вот потому-то и мы, христиане, воины Христовы, взирая на святой крест, поклоняясь ему и лобызая его, испытываем особый прилив новых духовных сил, забываем все трудности уже перенесенного постного подвига и делаемся способными на дальнейшие духовные подвиги для окончательной победы над грехом и достижения «почести вышняго звания Божия о Христе Иисусе» (Фил. 3: 14).
Но что такое, собственно, Великий Пост? И разве только Великим Постом должны вести мы невидимую брань с врагом нашего спасения, а в другое время – отдаваться ему в плен? Думать так – было бы крайним неразумием. Великий Пост, приводящей нас к светлой радости Воскресения Христова, есть как бы символ всего течения истинно-христианской жизни, а вместе с тем – и ежегодное упражнение в подвиге этой жизни и ежегодное напоминание о том, как должен жить христианин и какова конечная цель его жизни.
Жизнь истинного христианина есть ни на один миг непрекращающаяся борьба со своими греховными страстями и похотями, которая по своей тяжести, болезненности уподобляется крестоношению и самораспятию. Вот почему св. Апостол говорит: «иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми» (Гал. 6: 24). В этой непрестанной борьбе со страстьми и похотьми и состоит та «невидимая брань» с врагом нашего спасения, которая должна составлять главное содержание нашей земной жизни.
Но как Христово крестоношение и распятие привело к светлой несказанной радости Его преславного Воскресения, так и наше крестоношение и самораспятие, если будем законно подвизаться, приведет нас к воскресению из мертвых и к вечной нетленной Пасхе в светлых чертогах райских. Итак, каждый истинный христианин есть подвижник. Без подвига нет, и не может быть подлинной христианской жизни. Этого подвига ждет от Своих последователей Сам Подвигоположник — Христос, говорящий: «подвизайтеся внити сквозь тесная врата» (Лук. 13: 24), ибо «широки врата и пространен путь, ведущие в пагубу, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и мало их есть, иже обретают его» (Матф. 7: 13-14). А Апостол Павел говорит: «подвизаяйся от всех воздержится» (1 Кор. 9: 25) и сам о себе тут же свидетельствует: «умерщвляю тело мое и порабощаю» (1 Кор. 9: 27), тем самым указывая, что подвиг жизни христианской состоит в воздержании – в умерщвлении и порабощении плоти своей.
А это как раз и есть то, к чему особенно призывает нас Церковь Великим Постом, но что вместе с тем является обязательным для каждого истинного христианина в течение всей его жизни. Для таких христиан-подвижников Крест Христов и является ободряющим и вдохновляющим знаменем, в котором они, на протяжении всей своей жизни, почерпают неистощимый запас благодатных сил. Крест Христов – их единственная радость и похвала, и они ничего другого не желают даже знать, повторяя с Апостолом: «мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа, Имже мне мiр распяся, и аз мiру» (Гал. 6: 14).
Прекрасно объясняет эти слова преп. Авва Дорофей: «когда человек отрекается от мiра, тогда распинается ему мiр… когда же, освободившись от внешних вещей, он подвизается и против самых услаждений, или против своих пожеланий и умертвит свои страсти, тогда и сам он распинается мiру». Это отречение от мiра, в известном смысле, обязательно для всех христиан, а отнюдь не для одних монахов, как некоторые ошибочно думают, ибо иначе не говорил бы Апостол: «дружба с мiром есть вражда против Бога» (Иак. 4:4) и не увещевал бы нас: «не любите мiра, ни того, что в мiре» (1 Иоан. 2: 15). Это потому, что «все, что в мiре: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Иоан. 2: 16) и «весь мiр лежит во зле» (1 Иоан. 5:19).
Сколько сейчас у нас всевозможных организаций, объединений и политических партий, для которых Креста Христова как будто совсем не существует… И нет мысли о том, что Россию постигла такая страшная катастрофа за богоотступничество, за то, что русские люди оставили Крест Христов и пошли под антихристово знамя безбожия и разврата, разнузданных страстей и похотей, попрания всех священных установлений, Церкви и всяческого духовного самочиния и безчиния. Нет сознания того, что для великого дела (спасения России) нам всем необходимо прежде всего нравственно очиститься и не о увеселениях и развлечениях думать, а о приближении к Богу, оцерковлении своей жизни, покаянном возрождении.
О, если бы поняли все русские люди, что служит ко спасению их и Родины нашей!
Решительно оставили бы они тогда всякое своеумие, своекорыстие и самолюбие, отказались бы от рабского служения своим греховным страстям и похотям, попирая Закон Божий и уставы Св. Церкви, прекратили бы тогда свои взаимные распри и раздоры – объединились бы все вместе в одной существенно необходимой «организации» – Церкви Христовой и составили бы одну для всех спасительную «партию» – Честного Животворящего Креста Господня. И тогда явили бы мы собою такую несокрушимую мощь и силу, что и всех врагов своих видимых и невидимых посрамили бы, и Россию бы давно спасли, и врата жизни вечной для себя отверзли.
Не пора ли, наконец, всем нам образумиться и поспешить под знамя Креста Господня? Вот теперь – Великий Пост, «время благоприятное», «время покаяния» – «отложим дела тьмы и облечемся во оружия света!» (стихира при начале поста) и, следуя призыву Св. Церкви всем сердцем возопием ко Кресту Господню, как бы к живому существу: (ибо в нем сокрыта животворящая сила Господня): «Кресте всечестне, освяти наши души и телеса силою твоею, и от всякаго вреда сопротивных соблюди неврежденны, благочестно поклоняющихся тебе!» (Стихира недели Крестопоклонной)
Архиепископ Аверкий (Таушев)