Эта чудотворная православная икона Богоматери с Младенцем окружена по краям изображениями Господа Саваофа и ветхозаветных пророков, принадлежит к иконописному типу Оранта (Знамение).
По преданию, икона была найдена 8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, в лесу, недалеко от сожжённого татарами Курска. Охотник нашёл небольшую икону, лежавшую лицом вниз на корне дерева и когда он поднял её, чтобы рассмотреть, из того места, где лежала икона, забил родник. На этом месте, вместе с товарищами, он срубил небольшую часовню, куда и поместили икону.
В 1383 году Курская область снова подверглась разграблению татарами. Татары разрубили икону пополам, сожгли часовню и увели в плен священника. По преданию, через некоторое время священник, отец Боголюб, выкупленный из плена, нашёл расколотые татарами части чудотворной иконы, сложил их вместе, и они срослись.
В 1597 году, по повелению царя Феодора Иоанновича, икона была взята в Москву и по её краям были добавлены изображения Господа Саваофа и ветхозаветных пророков.
В 1615 году царь Михаил Феодорович вернул икону на Курскую землю, где по наказу царя на месте часовни основали монастырь, названный Коренной пустынью. С 1618 года бо́льшую часть времени икона проводила в Курске в соборе Знаменского монастыря.
В 1676 году Чудотворная Икона «выезжала» на Дон для благословения казацких войск.
В 1812 году Курское городское общество послало в действующую против французов армию М. И. Кутузова список с иконы.
В 1898 году в Курском соборе террористы подложили бомбу рядом с Курской Коренной иконой. Взрывом был разрушен храм, но икона осталась цела.
Во время гражданской войны икона находилась в Курском Знаменском монастыре. В конце октября 1919 года, когда войска генерала А. И. Деникина оставляли город, икона была вывезена из Курска. Дальнейший её путь проходил через Белгород, Таганрог, Ростов-на-Дону, Екатеринодар, Новороссийск.
В начале марта 1920 года епископ Феофан Курский на пароходе «Святой Николай» привез икону в Сербию. В сентябре 1920 года генерал П. Н. Врангель попросил доставить Чудотворный Образ в Крым.
29 октября 1920 года образ окончательно покинул Россию с врангелевской эвакуацией. Икона вновь прибыла в Сербию, где пребывала в сербском православном монастыре Язак на Фрушковой горе в Воеводине.
С конца 1927 года образ находился в русской Свято-Троицкой церкви в Белграде, где хранились знамена Русской армии генерала П. Н. Врангеля.
В 1944 году Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви переехал в Мюнхен (Бавария). Икона также была доставлена в Мюнхен.
В 1950 году Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Анастасий переехал в Америку. Под Нью-Йорком была создана Ново-Коренная пустынь, куда 5 февраля 1951 года прибыла Курская Коренная икона.
С 1957 года икона пребывает в посвященном ей Знаменском Соборе Архиерейского Синода в Нью-Йорке.
12 сентября 2009 года, после 90-летнего отсутствия, Курская Коренная икона посетила Россию. С 12 по 23 сентября икона находилась в Храме Христа Спасителя, а затем в Курске. 2 октября икона была возвращена в Нью-Йорк.
Преп. Серафим Саровский родился и вырос в Курске. В 1767 году он тяжело заболел и родители уже не надеялись на его выздоровление. Однако ему явилась Божия Матерь и обещала посетить его и исцелить от болезни.
Через несколько дней, в 9-ую пятницу после Пасхи, по их улице проходил ежегодный крестный ход с Курской Коренной иконой. Из-за внезапно начавшегося дождя процессия зашла к ним во двор. Икону пронесли над больным ребёнком и он приложился к ней. Больной вскоре выздоровел.
В июле 1966 года архиепископ РПЦЗ Иоанн Шанхайский (Максимович) (день памяти 19 июня ст.ст./2 июля н.ст.) посетил с Курско-Коренной иконой Божией Матери Свято-Николаевский приход в Сиэтле. 2 июля во время молитвы перед этой иконой в своей келье он скончался.
Дни празднования:
8 марта (21 марта) – в память спасения иконы от революционеров-безбожников, пытавшихся взорвать икону в Курском соборе в 1898 году;
9-я пятница по Пасхе – ежегодный крестный ход с иконой из Курского Знаменского монастыря в Коренную пустынь.
8 сентября (21 сентября) – в память обретения иконы в 1295 году в день Рождества Пресвятой Богородицы;
27 ноября (10 декабря) – праздник иконы Божией Матери «Знамение».
ИКОНЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ «ЗНАМЕНИЕ»
Тропарь, глас 4
Яко необоримую стену и источник чудес / стяжавше Тя, раби Твои, / Богородице Пречистая, / сопротивных ополчения низлагаем. / Темже молим Тя: / мир граду Твоему даруй / и душам нашим велию милость.
Кондак, глас 4
Честнаго образа Твоего знамение / празднующе людие Твои, Богородительнице, / имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси, / темже Тебе верою взываем: / радуйся, Дево, христиан похвало.
Величания
Достойно есть блажити Тя, / Богородице Дево, / честнейшую Херувим / и славнейшую без сравнения Серафим. Или: Песнь всяку духовную принесем Богородице.
Ино величание
Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / Богоизбранная Отроковице, / и чтим образ Твой святый, / имже дивную победу на сопротивныя / граду Твоему даровала еси.
Ино величание
Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / и чтим образ Твой честный, / имже показала еси / преславное знамение.
Ино величание, иже в Великом Новеграде
Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / и чтим образ Твой честный, / имже победу на враги дарова / граду нашему.