Святитель Тихон Задонский (в миру Тимофей Кириллов) родился в 1724 году в семье беднейшего причетника села Короцка (Валдайского уезда). В 5-детнем возрасте лишился своего родителя. Детство и юность его прошли в нужде и нищете, «а как в доме было есть нечего, то я у богатого мужика во весь день, бывало, бороню пашню, чтобы только богатый мужик хлебом накормил», — вспоминал святитель.
По совершеннолетии, его чуть было не забрали в солдаты, но помог старший брат, устроил в Новгородскую семинарию. Благодаря своему усердию в учебе и трудолюбию, он, как лучший ученик, был оставлен в семинарии преподавателем, а затем назначен ректором Тверской семинарии.
По глубокому внутреннему убеждению он принял монашеский постриг, приняв имя Тихон (1758 г.), всецело предав себя воле Господней. А вскоре после этого был избран епископом.
Возглавив семинарию отец Тихон старался сделать образование более понятным и доступным. Так, к примеру, свои лекции по богословию он читал на русском языке, а не на латыни. Узнав об этом, на занятия кроме студентов приходило много посторонних людей. Но долго наслаждаться речами талантливого богослова жителям Твери не пришлось. Отец Тихон получил назначение в Воронеж, где занял епископскую кафедру.
Воронежская епархия к тому времени находилась в плачевном состоянии. Больше всего огорчений Тихону доставляло невежество населения. Верующих было мало, а образованных и того меньше. Новый епископ верхом на коне объезжал огромную территорию епархии, не боясь ездить без сопровождения даже через глухие леса, знакомился с людьми, открывал школы, привлекал народ в храмы, уговаривал богачей жертвовать бедным деньги. И сам практически все свои средства тратил на благотворительность.
Владыка руководил Воронежской духовной семинарией. Он разрабатывал учебные программы, материально поддерживал семинаристов, пригласил для них лучших педагогов, на свои деньги приобретал книги для библиотеки. Авторитет Тихона среди воронежцев был огромным.
Известен случай, когда они собрались на городской площади, чтобы отметить праздник в честь языческого бога Ярилы. Тихон появился там в разгар веселья. Он обратился к людям с такой горячей проповедью, что они поспешили разойтись. А на следующий день просили у епископа прощения и больше никогда сомнительный народный праздник не отмечали.
Меньше пяти лет прослужил Тихон в Воронеже. Тяжёлая работа подорвала его здоровье, святитель удалился на покой. Ему назначили небольшую пенсию, а местом жительства определили монастырь городка Задонска. Жил Тихон скромно. Сразу по приезде раздал почти всё своё имущество. Пенсией распоряжался так же. Часто выходил на базарную площадь и, расспросив крестьян о делах, дарил им деньги.
В гости к святителю прибегали дети из бедных семей. Тихон учил их молитвам, покупал для ребят угощение. Местные помещики и дворяне тоже наносили визиты. Они шли к епископу за советом и приносили с собой подарки. Но всё, что владыка Тихон получал, отправлялось на благотворительные нужды. В частности, на богадельню, которую он открыл в городе Ливны. Другую богадельню святитель Тихон устроил возле Тулы. А навещая Елец, которому помогал восстановиться после пожара, обязательно заходил к самым бедным жителям и привозил им деньги.
Сокровище духовное от мира собираемое
Живя свои последние годыв Задонском монастыре, святитель Тихон написал свою знаменитую книгу «Сокровище духовное от мира собираемое».
«Как купец от различных стран собирает различные товары, и в дом свой привозит, и скрывает их, так и христианин может от мира этого собирать душеполезные мысли, и слагать их в сердце своем, и тем душу свою созидать» — так начинает свою книгу размышлений и духовных поучений святитель Тихон.
Усердно созидал он свою душу, показывая примеры христианского милосердия и смирения, любви к Богу и ближнему. Он один из тех немногих, которые нашли тесные врата и узкий «путь, ведущие в жизнь» (Матф.7:14) и по-прежнему помогает и нам найти их.
«С Богом жить и в несчастии есть счастье; в нищете — богатство; в бесславии — слава; в бесчестии — честь; в скорби — утешение. Без Бога не может быть истинного покоя, мира и утешения. Потому люби Его, как высочайшее добро твое и блаженство, люби более всякого создания, более отца и матери, более жены и детей, более себя самого».
Бог есть твой Создатель, Искупитель, высочайший Благодетель и благой Промыслитель. Он как создал тебя, так с тех пор всякое добро тебе подает. Без добра Его и минуты жить не можешь. Не видишь ты Благодетеля своего телесными очами, но видишь благодеяния Его, подаваемые тебе: видишь солнце, луну и звезды Его, которые светят тебе; видишь огонь, который согревает тебя и варит пищу тебе; видишь воду, которая напояет и омывает тебя; видишь пищу, которая насыщает тебя; видишь одеяние, которым покрывается нагое тело твое; видишь и прочие бесчисленные блага, которые Он подал тебе в нужде твоей и к утешению твоему.
Видя же и получая благодеяния, везде и всегда с любовью невидимого Благодетеля своего вспоминай и за все благодеяния от чистого сердца благодари Его. Большее и высочайшее Его благодеяние — что благоволением Его пришел к нам Христос, Единородный Сын Его, и честною Своею Кровью и страданием искупил нас от диавола, ада и смерти. Непостижимая открылась нам тогда благодать Божия. Должно же и нам всегда на это великое и умом не постижимое дело Божие верою взирать и непрестанно о нем помнить; и Богу, нас, недостойных, так возлюбившему, от всего сердца приносить благодарность; поклоняться Ему, хвалить, петь и славословить Его сердцем и устами: Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего (Лк. 1,68 — 69).
Помни же и ты всегда великое это дело Божие, и удивляйся тому, и от сердца благодари Бога, и живи так, как хочет Бог, пришедший в мир грешников спасти, да не оскорбишь Его своей неблагодарностью. Хочет Он тебя спасти, так что и в мир ради тебя пришел, и пострадал, и умер святой плотью Своей, — исполняй же и ты святое хотение Его и со всей тщательностью заботься о спасении души своей. Будь благодарен Ему и живи смиренно, любовно, кротко и терпеливо, как Он Сам жил и того хочет от тебя.Везде и во всем с любовью замечай Господа Бога твоего и святую любовь Его к нам. Все, что ни видишь на земле, и на небе, и в доме твоем, возбуждает тебя к воспоминанию Господа Бога твоего и любви Его святой. Любовь Божия объемлет нас: всякое создание Божие о любви Его к нам свидетельствует.
Видя же творение Божие и пользуясь им, говори в себе так: это есть дело рук Господа Бога моего, и ради меня оно сотворено. Эти светила небесные: солнце, луна и звезды — Господа Бога моего суть создание, всей вселенной и мне они светят. Эта земля, на которой я живу, которая плоды мне и скоту моему произращает, и все, что на ней ни есть, Господа моего есть создание.
Эта вода, которая меня и скот мой напояет, Господа моего есть добро. Этот скот, который мне служит, Господа моего есть создание, и мне на службу от Него дан он. Этот дом, в котором я живу, Божие добро есть, и мне он дан от Него к упокоению моему. Эта пища, которую я вкушаю, Божие дарование есть, мне ко укреплению и утешению немощной плоти моей данное. Эту одежду, в которую одеваюсь, Господь Бог мой подал мне ради прикрытия нагого тела моего, и прочее.
Этот образ, образ Христов — есть образ Спасителя моего, Который ради меня в многобедный мир пришел спасти меня погибшего, и пострадал, и умер за меня, и так от греха, диавола, смерти, ада искупил меня. Поклоняюсь неизреченному человеколюбию Его.
Этот образ Богородицы — есть образ Пресвятой Девы, Которая Господа Бога моего Иисуса Христа плотью без семени родила. Благословенна в женах Бога плотию рождшая Матерь и благословен плод чрева Ее! Блаженно чрево, носившее Господа Бога моего, и сосцы, Его питавшие!
Этот образ Предтечи — есть образ великого Пророка, который от Бога послан пред Спасителем моим Иисусом Христом и о Нем, уже пришедшем в мир, возвестил людям и указывал на Него: Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1, 29), — и Того крестить сподобился в струях Иорданских.
Этот образ Апостола — есть образ ученика Спасителя моего, который сам Его видел и общался с Ним: и чудодействующего Его видел, и поучающего слышал, и страждущего за спасение мира, и воскресшего из мертвых, и возносящегося на Небо видел, -и от Него послан во вселенную проповедовать Святое Евангелие Его.
Этот образ мученика — есть образ того подвижника, который стал до крови за честь Спасителя моего Иисуса Христа, и за имя Его святое живота своего не пощадил, и благочестивую нашу веру, как истинную, излиянием крови своей утвердил.
Это слово, Священное Писание, которое я слышу, есть слово Божие, есть слово уст Его, уста Господня глаголаша сия, и ныне через него Бог мой мне говорит: Закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра (Пс. 118, 72). Господи! Даждь мне уши слышать слово Твое святое.
Этот дом священный, церковь, в которой я стою, есть храм Божий, в котором от верных, братии моей, приносятся Богу моему молитва и славословие. Эти священные гласы, славословие и молитва общая, суть те гласы, которыми пение, благодарение, хвала и славословие воссылаются святому имени Бога моего.
Этот священный муж, епископ или иерей, есть ближайший служитель Бога моего, который мне и прочим людям, братии моей, возвещает путь спасения.
Этот брат мой, всякий человек, есть любимое создание Бога моего, как и я, — создание, по образу Божию и по подобию сотворенное и падшее; Кровью Сына Божия, Спасителя моего, как и я, искупленное и к вечному животу словом Божиим позванное. Надо мне его любить, как любимое создание Бога моего, любить, как себя самого люблю, и не делать ему ничего, чего себе не хочу, и делать ему то, что себе хочу. Ибо так повелел Бог мой.
Словом, всякий случай и всякая вещь могут и должны возбуждать тебя к любовному воспоминанию Господа Бога твоего и показывать любовь Его к тебе, так что и самое наказание от любви Его к нам бывает, по писанному: Господь, кого любит, того наказывает (Евр. 12,6). Поминай же везде, во всяком случае и во всякой вещи имя Господа Бога твоего. Берегись забывать Благодетеля, довольствуясь благодеянием Его, да не явишься Ему неблагодарным. Ведь забвение благодетеля есть явный знак неблагодарности.
Бог есть высочайшее Добро, от Которого всякое прочее добро и блаженство, какое есть и может быть, проистекает. Блаженство без Бога есть окаянство и бедность, жизнь — смерть, радость и сладость — горесть. С Богом жить и в несчастии есть счастье; в нищете — богатство; в бесславии — слава; в бесчестии — честь; в скорби — утешение. Без Бога не может быть истинного покоя, мира и утешения.
Потому люби Его, как высочайшее добро твое и блаженство, люби более всякого создания, более отца и матери, более жены и детей, более себя самого. К Нему Единому прилепляйся сердцем твоим и более всего Единого Его желай и ищи. Он — вечное твое добро и блаженство, без Него и в нынешнем веке нет, и в будущем не будет жизни и блаженства. Всякое создание Божие — добро, но Создатель несравненно лучше. Люби же и желай то самое истинное Добро, как существенное, безначальное, присносущное и непременяемое, от Которого все создания добрыми сделались.
Любовь — это первое и главное чувство, каким должны быть запечатлены все наши отношения к Богу; но любовь холодная, ничем не выражающая себя не что иное есть, как пустой призрак, безжизненное изображение, подобное живописному изображению огня, который, при всей яркости цветов, ни светит, ни согревает. Потому что если вера, по свидетельству апостола, без дел мертва есть (Иак. 2,20), то каким образом любовь может существовать без них — любовь, от которой сама вера заимствует свою силу и действенность (см.: Гал. 5, 6)?
В последний год жизни владыка почти не появлялся на людях. Исключение он делал только для заключённых задонской тюрьмы, которая помещалась в монастыре.
За год и три месяца до смерти в тонком сне святителю Тихону представилось, что он стоит в придельной монастырской церкви и знакомый священник вынес из алтаря в царские двери Младенца под покрывалом. Святитель подошел и поцеловал Младенца в правую щеку, а тот ударил его в левую. Пробудясь, святитель почувствовал онемение левой щеки, левой ноги и трясение левой руки. Эту болезнь он принял с радостью. Незадолго перед кончиной святитель видел во сне высокую и крутую лестницу и услышал повеление восходить по ней.
«Я, – рассказывал он своему другу Козме, – сначала боялся слабости своей. Но когда стал восходить, народ, стоявший около лестницы, казалось, подсаживал меня все выше и выше к самым облакам». «Лестница, – объяснил Козма, – путь к Царству Небесному; помогавшие тебе – те, которые пользуются наставлениями твоими и будут поминать тебя». Святитель сказал со слезами: «Я и сам то же думаю: чувствую близость кончины». Во время болезни он часто причащался Святых Таин. Святитель Тихон скончался, как и было ему возвещено, в воскресенье 13 августа (по ст.ст.) 1783 года, на 59 году своей жизни. Прославление святителя совершилось также в воскресенье – 13/26 августа 1861 года.
10 граней драгоценного камня — святитель Тихон Задонский
Когда шли дебаты о восстановлении Патриаршества, то об одном из кандидатов – Тихоне (Белавине) – говорили: «Тих он». Те же слова можно сказать и о другом Тихоне, жившем ранее, в эпоху Екатерины.
Свою приставку к имени – Задонский — Тихон получил по имени монастыря, в котором век коротал после отхода от дел. Достойно замечания то, что многие великие наши учителя и богословы для того, чтобы посвятить жизнь ученым трудам и молитвам постоянным, уходили с занимаемых кафедр. Таков, например, вместе с Тихоном и Феофан Затворник. Есть нечто болезненное в том факте, что управление епархией и богословские труды находятся в скрытом противоречии.
*
Тихон вышел в свет из жуткой нищеты. Такой нищеты, что в зрелые годы, уже будучи архиереем, вспомнив за обедом о голодном детстве, он не мог ложку до рта донести и с плачем уходил из-за стола.
*
Для меня трогательно в Тихоне то, что он – великий знаток и любитель Священного Писания. Псалтирь он знал наизусть и читал всегда по памяти, углубляясь в богомыслие. Так же хорошо знал и Евангельский текст, отчего поучался «в Законе Господнем день и ночь», как пишется в первом псалме, не требуя под руками книги. А за обедом всегда просил читать ему пророчества Исайи. Эту любовь к Святой Книге вынес он еще из детских лет, когда по ночам со свечным огарком бодрствовал над Святыми буквами.
*
Век тогда на дворе стоял вольнодумный и шатающийся. Верхи общества теряли уважение к вере из-за чада заморских идей. Простой люд прозябал в невежестве традиционном. С этой точки зрения Тихону пришлось учить и напоминать пастве вещи прописные и элементарные. Монахам он напоминал, какими обетами они со Христом связались. Священникам объяснял смысл Литургических действий, как если бы они все еще в семинарии учились. Умолял Слово Божие, хотя по малу, ежедневно читать. Просил даже ограды вокруг храмов ставить, чтоб домашний скот на паперти не заходил (!).
*
Некоторым труды Тихона были по сердцу. Большинство же встречало непривычную ревность владыки с холодным равнодушием (увещательные письма к монастырям, бывало, Тихону отправляли нераспечатанными – «сам, мол, читай»). Некоторые же озлоблялись даже до рукоприкладства. Случалось Тихону быть битым от игумена (!) в Задонском монастыре. Даже юродивый местный ударил его по щеке однажды, сказав: «Не высокоумь». Впрочем, это уже битье иного рода и для других целей. Но вообще интересно до дрожи – многократно битый по щекам от разных людей святой епископ!
*
Писания Тихона Задонского кажутся до крайности простыми. Святой Филарет Московский в разговоре с Игнатием (Брянчаниновым) сказал, что писания Тихона – «неглубокая река, но в ней есть золотой песок». Кажущееся отсутствие глубины в текстах Задонского архиерея объясняется темнотой паствы и необходимостью доносить до нее прописные, казалось бы, истины. Но стоит вчитаться в эти строки, как начинаешь понимать – здесь не слова одни. Здесь – опыт. Прежде чем дать людям молоко, сам он питался твердой пищей.
*
Собственное богословское творчество в ту пору на Руси было диковинным явлением. Всякий богослов по окончании школы носил в уме либо фундаментальные, либо отрывочные знания на латинском языке. Пастве от них не было ни холодно, ни жарко. Нужно было переводить, творчески осваивать и переваривать иноязычную и инославную мудрость на пользу родной паствы. Желающих было очень немного, и Тихон был один из них. Вот почему идею своей чудесной книги «Сокровище духовное от мира собираемое» он позаимствовал у известного тогда западного писателя Арндта. Вообще же в творчестве Тихон самостоятелен, и кроме Священного Писания цитирует одного лишь Златоуста, да и того не часто.
*
Всякий человек есть сын своей эпохи. Большинство людей только детьми своей эпохи и являются. Но цель в том, чтобы преодолеть земное притяжение и стать сыном вечности. Тогда человек будет принадлежать уже всем эпохам, чудотворно влияя на ход истории. Тихон влияет на нас, поскольку вошел в число молитвенников и за Русскую землю, и за Вселенскую Церковь.
*
Вообще образ Тихона на фоне эпохи одинок и скорбен. Это не образ святости, бодро шагающей в Небесное Царство (такая вряд ли существует, но многим хочется именно такой). Тихон – пример человека, плачущего о себе и о других. Он – пример человека чуткого и ранимого, измученного окружающей грубостью, вошедшей в привычку. Он человек проницательный и внимательный, ужасающийся повальной беспечности и рассеянности. Как житель затерянного в океане острова, он писал свои книги и бросал их в воду в надежде на сочувствие незнакомого читателя. Сегодня эти книги нужно читать миллионам православных потомков.
*
Перед смертью было ему видение. Высокая лестница, теряющаяся в облаках и голос: «Взойди!» Он идет, поднимается с трудом и страхом. И уже внизу не видно земли, а вверху все еще не видно конца. Страшно. Но тут множество рук слева и справа начинают поддерживать его и помогать подниматься.
Сон был истолкован так. Лестница ведет в Небесное Царство. А руки – это молитвы людей, которых Тихон учит и назидает. Этими молитвами он в Небесный Рай и войдет. Какое утешение всякому проповеднику! Какое ободрение в трудах! Но теперь Тихон уже достиг цели, и никакие руки его больше не подталкивают. Зато сам он может протягивать руку с высоты и помогать подниматься тем, кто взывает о помощи. В день памяти Тихона я буду просить: «Отче Тихоне, моли Бога о мне!» И вы просите.
Протоиерей Андрей Ткачев
Святителю отче Тихоне, моли Бога о нас!
ТИХОНУ ЗАДОНСКОМУ
Тропарь, глас 8
От юности возлюбил еси Христа, блаженне, / образ всем был еси словом, житием, любовию, / духом, верою, чистотою и смирением, / темже и вселился еси в Небесныя обители, / идеже предстоя Престолу Пресвятыя Троицы, / моли, святителю Тихоне, / спастися душам нашим.
Иной тропарь, глас 4
Православия наставниче, благочестия учителю, / покаяния проповедниче, Златоустаго ревнителю, / пастырю предобрый, / новый России светильниче и чудотворче, / паству твою добре упасл еси / и писаньми твоими вся ны наставил еси, / темже венцем нетления / украшен от Пастыреначальника, / моли Его спастися душам нашим.
Кондак, глас 8
Апостолов преемниче, / святителей украшение, / Православныя Церкве учителю, / Владыце всех молися / мир вселенной даровати / и душам нашим велию милость.
Иной кондак, глас 8
Душу твою украсив добродетелию, / ум просветив любомудрием, / пастырь добрый явился еси стаду Христову, / словом и писанием уча, наказуя и вразумляя, / житием своим образ словес являя, / темже на Небеси венцем славы украсился еси от Пастыреначальника Христа, / на земли сияя нетлением мощей / и источая обильныя токи чудес верою призывающим тя, / досточудне и Богомудре Тихоне. / Молися ко Господу даровати душам нашим велию милость.