Преподобномученик игумен Максимилиан (Марченко) был выходцем из казаков, его отец был священником в селе Поповка Конотопского уезда Черниговской губернии.
В 1891 году, 20-летним, поступил в Троице-Сергиеву лавру. Через пять лет, 4 февраля 1896 года, был зачислен послушником.
30 февраля 1902 года был пострижен в монашество года с именем Максимилиан.
5 февраля 1904 года рукоположен во иеродиакона. Нёс послушание при гробе преподобного Сергия.
15 апреля 1910 года был рукоположен во иеромонаха епископом Феодором (Поздеевским).
14 ноября 1912 года был назначен помощником благочинного Лавры, а 5 марта 1913 года — блюстителем церкви Сошествия Святаго Духа на апостолов.
С 25 августа 1914 году иеромонах Максимилиан был командирован в в действующую армию в Ставку главнокомандующего. По отзывам протопресвитера Георгия Шавельского, «кроме совершения богослужения в штабной церкви, на иеромонаха Максимилиане лежала обязанность обслуживания нужд ставочного лазарета. Простой и неучёный, но добрый, сердечный, услужливый и при том со всеми ласковый и словоохотливый, он скоро стал общим любимцем».
В 1915 году он вернулся в Лавру. Был назначен на должность уставщика Троицкого собора, позднее возведён в сан игумена.
После революции Лавра была юридически обращена в трудовую артель, однако монашеская жизнь продолжалась до 21 октября 1919 года, когда монахи были переселены в Черниговский и Гефсиманский скиты. В Лавре был организован музей, иеромонах Максимилиан стал работать в нём сторожем.
22 мая 1928 года вместе с другими монахами был арестован по делу «антисоветской группы черносотенных элементов» и заключён в Бутырскую тюрьму.
6 августа 1928 года он «как бывший монах, не сочувствующий социалистическому строительству», был приговорен к трём годам исправительно-трудовых лагерей. Отбывал заключение в Соловецком лагере особого назначения. После освобождения служил в Кокуевской Всехсвятской церкви города Загорска.
21 октября 1935 года был вновь арестован. Вместе с ним были арестованы архимандрит Маврикий (Полетаев) и другие монахи Троице-Сергиевой Лавры, служившие при Кокуевской церкви, а также некоторые её прихожане.
В предъявленном обвинении говорилось: «В г. Загорске поселились на жительство монахи бывшей „Сергиевской лавры“ — Марченко М.Г., он же игумен Максимилиан, во время империалистической войны служил попом в ставке бывшего царя Николая II… Марченко и Полетаев восстановили свои связи с бывшими монахами „Сергиевской лавры“ и контрреволюционно настроенными церковниками. …объединились в тесно спаянную к/р группировку, объединили вокруг себя бывших монахов, монашек и к/р настроенных церковников… распространяли ложные слухи о якобы проводимом гонении на верующих в СССР, призывали верующих объединиться и встать на защиту Православной Церкви…
На основании вышеизложенного Марченко М.Г. обвиняется в том, что он является участником к/р группировки, среди окружающих распространял к/р провокационные слухи о появлении „антихриста“, скорой погибели всех безбожников, хранил книжку Нилуса, которую давал читать своим знакомым».
8 января 1936 года Особым совещанием при НКВД СССР приговорен к трём годам ссылки в Казахстан. Отбывал ссылку в поселке Кармакчи Кзыл-Ординской области Казахстана.
25 декабря 1937 года был арестован в ссылке по обвинению в «контрреволюционной деятельности». На допросе отказался признать себя виновным: «Я никогда, находясь в ссылке, контрреволюционной работы не проводил. Да, действительно в Кармакчах был дом богомоленья, который я посещал систематически. Богу молился, и там было всегда по четыре-пять человек, но антисоветской агитации я там не проводил».
30 декабря 1937 года тройка при УНКВД по Южно-Казахстанской области приговорила игумена Максимилиана (Марченко) к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Он был отправлен в лагерь, располагавшийся в посёлке Чемолган Алма-Атинской области. Почти сразу по прибытии в этот лагерь преподобномученик Максимилиан (Марченко) скончался в 1938 году, о чём есть свидетельство священника Александра Дмитриева, который был осужден одновременно с отцом Максимилианом, вышел на свободу в 1947 году, проведя в заключении все десять лет…
Дни памяти
- 4 февраля (переходящая) — Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
- 27 октября (14 окт. по ст. ст.)
- 10 декабря — Собор новомучеников и исповедников Радонежских