Будущий митрополит Петр, святитель Московский родился в благочестивой семье, на Волынской земле. Его отца звали Феодором, а мать (по некоторым сведениям) – Евпраксией. О том, что сын будет избран Всеведущим Богом на особое служение, прославит Его и сам будет прославлен, родители узнали из Откровения ещё до его появления на свет.
Как-то раз на рассвете, мать увидела во сне необыкновенного агнца (согласно сюжету видения, она заботливо держала его на своих руках). Меж рогов агнца росло чудное дерево, изобиловавшее множеством плодов и цветов. Среди пышной листвы пылали свечи. При всём этом дерево источало несказанное благоухание. Проснувшись, Евпраксия не могла себе объяснить, что бы значило это видение. И лишь потом стало ясно, что содержание сна указывало на духовные дарования её сына (который тогда находился в материнской утробе).
До семилетнего возраста Петр обучался и воспитывался в родительском доме. А затем его отдали для обучения грамоте и книжным наукам. Учился он с усердием, однако учение не поддавалось ему. Это печалило отрока, огорчало родителей. Но вот, однажды ему явился во сне некий муж в святительском облачении. От него изливалось сияние. По слову явившегося, Петр открыл свои уста и тот, благословив, влил в них сладость. После этого случая Петр стал учиться успешнее и со временем превзошёл своих сверстников.
Ещё в юности всем возможным путям своей жизни он предпочёл трудный, но верный – монашеский, и поступил в монастырь.
Монашеский путь
Подвизаясь в обители, он смиренно и ревностно исполнял назначаемые ему послушания, много времени проводил за молитвой и чтением Слова Божьего, обучался иконописанию. Впоследствии он освоил это христианское искусство и стал подлинным мастером. Созданные его творчеством образы распределялись среди братий монастыря и посетителей-богомольцев.
Шаг за шагом Петр возрастал возрастом духовным. Видя в иноке образец нравственности, чистоты и способности к пастырской деятельности, настоятель обители посвятил его в иеродиакона, а затем и в иеромонаха.
Осуществляя это ответственное служение, отец Петр со свойственной ему искренностью стремился принести больше пользы вверенным его окормлению братиям, но со временем, по примеру многих великих подвижников, стал искать уединения, чтобы всецело предаться глубокой христианской молитве и созерцанию.
Получив на этот счёт благословение от игумена, отец Петр, оставив монастырь, отправился на поиски подходящего безлюдного места. Найдя его с помощью Божьей при речке Рате, он заложил и построил себе скромную, маленькую келью. Здесь он провёл множество дней и ночей в общении с Богом.
Святитель Петр был одним из первых русских митрополитов, чьи годы пришлись на времена бесславия русской земли. Как сообщает житие, родился он в середине XIII века, когда на Русь пришли татары.
В 12 лет мальчик уходит в монастырь, изучает Священное Писание, пишет иконы (был «иконник чуден»), проходит испытание затвором и избирается игуменом нового монастыря: кротким в назидании, обличавшим согрешавших без гнева. Если нечем было подать милостыню, будущий митрополит Петр раздавал свои иконы и одежды.
Галицкий князь Юрий, на земле которого находился новый (Новодворский) монастырь, хотел видеть Петра митрополитом всея Руси. Когда пришло время выборов, Петр, по просьбе Юрия, едет в Константинополь, где утверждался кандидат на кафедру митрополита Киевского. Но в то время у многих удельных князей были свои кандидаты на митрополичий престол — вес княжества резко возрастал, если митрополит всея Руси избирал его для своей кафедры. Был конкурент и у игумена Петра. Великий князь Владимирский, св. Михаил Тверской, выдвигает своего претендента, игумена Геронтия. По преданию, мечтавший о митрополии Геронтий самовольно взял архиерейское облачение, принадлежавшее покойному митрополиту Максиму.
Как говорит житие митрополита Петра, Сама Пресвятая Богородица разрешила спор — явилась Геронтию и сказала, что Петр — избранник Божий и будет русским митрополитом.
Образование обители
Когда молва о подвигах святого отшельника распространилась по окрестностям, к нему стали стекаться верующие, ищущие духовного окормления. Со временем на том самом месте образовался монастырь. Игуменом обители братия избрали отца Петра. Известно, что на этом ответственном посту он проявил себя не только как любящий пастырь, наставляющий словом и личным примером, но и как превосходный организатор.
Слава новой обители росла день ото дня. Многие люди, даже и именитые, даже князь Галицкий Юрий Львович, приезжали туда, желая выслушать наставления игумена, испросить у него пастырского благословения и сердечных молитв.
Однажды обитель посетил митрополит Владимирский Максим, совершавший обход русских земель. Отец Петр, получив святительское благословение, смиренно поднёс ему в дар изготовленную собственноручно икону Успения Пресвятой Богородицы. Согласно преданию, владыка Максим молился перед сим образом до конца земной жизни.
Деятельность святого Петра как митрополита
К концу тринадцатого века разбой и насилие, чинимые татарскими завоевателями, достигли такого размаха, что из Киева стали массово бежать люди. В 1299 году митрополит Максим, руководствуясь соображениями церковной икономии, перебрался из Киева во Владимир.
Князь Галицкий этот шаг не одобрил. Он желал, чтобы митрополит был ближе к нему. С этой целью он решил поставить на митрополичью кафедру игумена Петра, и отправил его в Константинополь. В это время преставился митрополит Максим.
Михаил Тверской, занимавший тогда великокняжеский престол, руководствуясь собственными интересами, попытался провести на митрополичью кафедру игумена Геронтия, для чего тоже направил его к Константинопольскому Патриарху. При этом Геронтий не преминул захватить с собой святительский жезл, утварь и даже икону, написанную и подаренную митрополиту Петром.
Из двух претендентов достойного выбрал Сам Бог. Когда Геронтий плыл на корабле по Чёрному морю, ночью, во время шторма, ему явилась Небесная Царица и недвусмысленно возвестила, что митрополичий престол достанется Ратскому игумену. Так и произошло: Константинопольский Патриарх Афанасий поставил митрополитом Петра, причём, возвёл его в достоинство митрополита всея Руси.
Возвратившись на Родину в 1308 году, святитель около года жил в Киеве, после чего перебрался во Владимир: туда, где его предшественник и утвердил кафедру митрополита всея Руси. Время было трудным. С одной стороны – несогласия и раздоры между князьями. С другой стороны – татарское иго. Некоторые северные владетели выражали крайнее недовольство поставлением на кафедру Петра, будоража и возмущая народ.
Святитель Петр часто менял места проживания. Людям требовались и утешение, и ободрение, и умиротворение, но больше всего надлежало заботиться о хранении, распространении и укреплении подлинной веры.
В 1308 году Петр, посвященный в митрополиты патриархом Константинопольским Афанасием, возвращается на Русь, но место для своей резиденции в обстановке княжеских распрей находит не сразу. После 1300 года митрополиты не жили в Киеве — опустошенный татарами, город практически обезлюдел…
В 1312 или 1313 году митрополит Петр, в видах церковной и государственной необходимости, совершил путешествие в Орду, где встретился с ханом Узбеком, получил от него грамоту, подтвердившую прежние льготы для духовенства и предоставившую митрополиту право судить церковных людей.
Во Владимире, где до Петра была кафедра митрополитов, княжил славный, но не благоволивший ему Михаил. Все чаще митрополит Петр останавливается в Москве, с князем которой, Иваном Калитой, возникает понимание. После смерти князей Михаила и Юрия ярлык от хана на великое княжение был дан сыну Михаила, Александру Тверскому, который, воспользовавшись ситуацией, вступил в борьбу за власть и влияние с Иваном Калитой (Московским). На этот раз митрополит Пётр вновь склонил своё благоволение на сторону Москвы.
В 1322 году Петр окончательно избирает местом своего пребывания Москву и завещает быть в ней своим преемникам — киевским митрополитам.
Перенос центра деятельности в Москву
В 1325 году, руководствуясь собственными соображениями и рекомендацией великого князя, Ивана Калиты, святитель расположил митрополичью кафедру в Москве.
Несколько месяцев спустя митрополит Пётр выразил великому князю желание о постройке в Москве каменного храма, посвященного Успению Божьей Матери. Зная из Откровения Божьего о приближении смерти святитель устроил в стене этого храма место для своего погребения.
Перед смертью он напутствовал добрым словом пасомых, преподал всем мир, произнёс благословение князю (которого в этот момент не было в городе), по-христиански простился и почил о Господе с молитвой на устах. Прозошло это 21 декабря 1326 года.
Тело святого с великими почестями было положено на одр и отнесено к месту, которое он для себя приготовил.
Впоследствии при раке с мощами совершалось множество чудес. По сообщениям летописцев, великий князь распорядился собирать и записывать сведения о чудесных событиях, совершаемых по молитвам, обращённым к святителю Петру.
В качестве назидательного пособия от него до нас дошло Поучение игуменам, попам и диаконам »
Клевета
Строго заботился митрополит Петр о духовенстве, нравственный и образовательный уровень которого неизбежно понижался за время разорения Руси. Сохранилось его послание — «Поучение игуменам, попам и дьяконам». «Прежде всего вам должно просветиться кротостию и смирением, отсеките… от сердец ваших гнев, ярость, зависть, ненависть, пьянство, которое есть корень всякому злу, и смехотворство», — пишет Петр. «Если сами вы будете творить добрые дела перед Богом, тогда в состоянии будете научить и своих детей духовных».
Не раз выступал митрополит миротворцем между князьями, лишая их благословения на походы друг против друга, указывая, что татарское нашествие — урок земле русской, не хотевшей жить в мире, и что путь к миру — в единстве и братолюбии.
Часто митрополит Петр предотвращал кровопролития, но и немало нажил врагов. Тверской епископ Андрей отправил в Константинополь донос с обвинениями митрополита Петра в симонии — поставлении епископов за деньги. Патриарх обвинению не поверил, но велел провести расследование, требуя оправдания. Был созван Собор.
Все члены Собора стали укорять клеветника — кроме митрополита Петра, сказавшего оболгавшему его епископу: «Мир тебе, чадо. Не ты сие сотворил, но древний завистник рода человеческого, диавол. Отныне блюдись лжи, а прошедшее — да простит тебе Господь». Епископ Андрей остался ненаказанным. В этом случае помимо кротости и смирения митрополит Петр проявил и политическую мудрость, не желая осуждением тверского епископа усиливать раздор между тверскими и московскими князьями.
Борьба за единство Руси — главный духовный подвиг святителя Петра, через несколько десятилетий ее продолжит другой московский святитель — митрополит Алексий.
Живые мощи
В 1472 году древний Успенский собор стали перестраивать. Разобрали надгробие святителя и увидели нетленные мощи, лежащие открыто: в 1382 году, во время пожара при нападении на Москву хана Тохтамыша, огонь уничтожил гроб святого, тело же осталось невредимым. Мощи митрополита Петра были переложены в новую каменную гробницу.
Через два года строившийся храм обрушился, мощи святителя были засыпаны, но не повредились. В 1479 году знаменитый Аристотель Фиораванти строит новый Успенский собор. 24 августа 1479 года туда торжественно переносят мощи митрополита Петра. Здесь же с тех пор хранятся и иконы, им написанные, деревянный пастырский жезл с надписью: «Смиренный Петр митрополит всея Руси».
В день перенесения мощей 24 августа / 6 сентября — было установлено празднование в честь перенесения мощей святителя Петра, митрополита московского и всея России чудотворца.
Секрет возвышения Москвы над более славными и древними городами Руси — не в удобном месторасположении на перекрестке торговых потоков и водных артерий, а в завете святителя Петра, первого митрополита Московского: быть Москве до тех пор, пока стоит Успенский собор и «мои кости в нем положены будут».
Завещание
С митрополита Киевского и всея Руси Петра начинается Москва: по приглашению великого князя Ивана Калиты он приезжает из Владимира Великого в бывший тогда заштатный городок удельного княжества и закладывает Успенский собор.
В нём же завещает себя похоронить, пророчествуя о том, что этот собор будет залогом процветания города и княжеского рода: «Если послушаешь меня, то и сам прославишься с родом твоим паче иных князей, и град твой будет славен пред всеми градами русскими, и святители поживут в нем, и враги его побеждены будут, и прославится Бог в нем».
Митрополита хоронят в приготовленной им самим гробнице в стене Успенского храма. Так мощи митрополита Петра стали «камнем» в основании Успенского собора Московского Кремля и первой его святыней.
Народное почитание и исцеления от мощей митрополита Петра начались сразу же по его кончине. При московском митрополите Алексии, как говорит летопись, в праздник Успения Богородицы, в 1372 году, у гроба свт. Петра исцелился мальчик, немой, с парализованной рукой; святитель Алексий велел звонить в колокола и служил молебен.
Официальная канонизация произошла через 13 лет после кончины святителя Петра — в 1339 году.
Тропарь святителю Петру, митрополиту Московскому, глас 4
Наста днесь всечестный праздник / пренесения честных мощей твоих, святителю Петре, / веселя изрядно твое стадо, / и верное отечество, и люди, / о нихже не оскудевай, моляся Христу Богу, / еже от Него дарованней ти пастве сохранитися от враг ненаветованней // и спастися душам нашим.
Ин тропарь святителю Петру, митрополиту Московскому, всея России чудотворцу, глас 4
Благоверно пожив в мире, / житием чистым просветився, / учением святительства прият паству, / апостолом наследниче. / Тем прием дар чудес от Бога, отче Петре, / моли Христа Бога, // да спасет души наша.
Кондак святителю Петру, митрополиту Московскому, глас 8
Яко врача преизрядна и источника чудесем обильна, / днесь сошедшеся любовию, духовная твоя чада, / в пренесение честных мощей твоих, / архиерею Петре, молим тя: моли Христа Бога даровати честным твоим пренесением / верному воинству нашему на враги победительная, / да твоими к Богу молитвами находящих зол избавльшеся, / радостною душею и веселием сердца / благодарная ти воспоем, глаголюще: // радуйся, отче Петре, архиереев и всея Российския земли удобрение.