Мученик Николай Гусев

Му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся 9 де­каб­ря 1919 го­да в го­ро­де Москве в се­мье куз­не­ца Ива­на Гу­се­ва. Ро­ди­те­лей сво­их Ни­ко­лай не пом­нил, так как отец умер во вре­мя граж­дан­ской вой­ны, а мать в 1920 го­ду и маль­чик вос­пи­ты­вал­ся у ба­буш­ки; в 1926 го­ду она скон­ча­лась, и из род­ствен­ни­ков у Ни­ко­лая оста­лась толь­ко тет­ка в Москве, у ко­то­рой он вре­мя от вре­ме­ни и на­хо­дил се­бе при­ют.

Мученик Николай ГусевПо­те­ряв дом внеш­ний, он на­шёл свой дом в церк­ви; ли­шив­шись род­ствен­ни­ков кров­ных, он об­рел боль­ших род­ствен­ни­ков во Хри­сте. В трид­ца­тых го­дах Ни­ко­лай вы­стро­ил се­бе ша­лаш и вы­рыл зем­лян­ку в ле­су непо­да­ле­ку от Ре­уто­ва, вбли­зи свя­тых ис­точ­ни­ков у се­ла Ко­си­но. За­ра­ба­ты­вал он тем, что со­би­рал и сда­вал утиль­сы­рье, а так­же со­би­рал и про­да­вал гри­бы, и на эти сред­ства жил.

Впо­след­ствии, со­би­рая ма­те­ри­ал для об­ви­не­ния Ни­ко­лая, сле­до­ва­тель спро­сил од­но­го из сви­де­те­лей, зна­ет ли он Ко­лю, и кто он та­кой и чем за­ни­ма­ет­ся. Сви­де­тель от­ве­тил: «Да, Ко­лю я знаю. Это Ни­ко­лай Ива­но­вич Гу­сев, бла­жен­ный Ни­ко­лай. Про­жи­вал он в ша­ла­ше, ки­ло­мет­рах в вось­ми от Ко­си­но в Ни­коль­ском ле­су. За­ни­ма­ет­ся он ис­це­ле­ни­я­ми об­ра­ща­ю­щих­ся к нему ве­ру­ю­щих, счи­та­ет се­бя за бла­жен­но­го и про­зор­ли­во­го. В ша­ла­ше он име­ет ико­ны, лам­па­ды. Ис­це­ле­ния он про­во­дит пу­тём вы­да­чи пу­зырь­ков с во­дой.

Про­сла­вив­шись бла­жен­ным и про­зор­ли­вым, Гу­сев име­ет сре­ди ве­ру­ю­щих боль­шой ав­то­ри­тет, в си­лу че­го к нему на­ча­лось боль­шое па­лом­ни­че­ство ве­ру­ю­щих с це­лью по­лу­че­ния ис­це­ле­ния. Кро­ме то­го, Гу­сев бла­го­устра­и­ва­ет но­вые свя­тые ис­точ­ни­ки на свя­том озе­ре, ко­то­рых им на се­го­дняш­ний день от­кры­то уже че­ты­ре. Всем необ­хо­ди­мым, пи­та­ни­ем и одеж­дой Гу­сев снаб­жал­ся цер­ков­ни­цей из се­ла Ко­си­но. К Гу­се­ву при­ез­жа­ют на ис­це­ле­ние из раз­ных мест».

Со­труд­ни­ки НКВД, устро­ив за­са­ду в ле­су непо­да­ле­ку от ша­ла­ша, в ко­то­ром жил Ни­ко­лай, 19 сен­тяб­ря 1937 го­да аре­сто­ва­ли его. Он был за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве и в тот же день до­про­шен. От­ве­чая на во­про­сы сле­до­ва­те­ля, Ни­ко­лай ска­зал:
«Пас­пор­та у ме­ня нет, жить мне негде. Я ре­шил по­стро­ить се­бе ша­лаш в ле­су и там про­жи­вать. Ша­лаш стро­ил я один и сам. В этом ша­ла­ше я по­ве­сил ико­ны и устро­ил пять лам­па­док. Мас­ло для лам­па­док я при­об­ре­тал в ап­те­ке. Се­го­дня я про­хо­дил по ле­су, воз­вра­ща­ясь из Ре­уто­ва в свой ша­лаш, и встре­тил­ся с неиз­вест­ной мне граж­дан­кой, ко­то­рая ме­ня спро­си­ла, где я жи­ву. Я ей по­ка­зал свой ша­лаш. То­гда эта жен­щи­на спро­си­ла, не страш­но ли мне од­но­му жить в ле­су. Я ей от­ве­тил, что не страш­но. И толь­ко хо­тел вой­ти в ша­лаш, как ме­ня за­дер­жа­ли ра­бот­ни­ки ми­ли­ции и до­ста­ви­ли в от­де­ле­ние».

– Кто стро­ил ша­лаш в ле­су Ре­утов­ско­го рай­о­на? – спро­сил сле­до­ва­тель.

– Ша­лаш стро­ил я сре­ди ле­та для жи­лья, – от­ве­тил Ни­ко­лай.

Это был по­след­ний во­прос крат­ко­го до­про­са. Ко­гда сле­до­ва­тель по­тре­бо­вал, чтобы Ни­ко­лай рас­пи­сал­ся под про­то­ко­лом до­про­са, тот ка­те­го­ри­че­ски от это­го от­ка­зал­ся.

8 ок­тяб­ря трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла Ни­ко­лая к рас­стре­лу. Ни­ко­лай Ива­но­вич Гу­сев был рас­стре­лян 9 ок­тяб­ря 1937 го­да и по­гре­бён в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

Со­ста­ви­тель игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.

  • Tags