Священномученик протоиерей Алексий Ставровский родился в 1834 году в Санкт-Петербургской губернии в семье священника.
Образование он получал сначала в Александро-Невском духовном училище, затем в Санкт-Петербургской Духовной семинарии, и, наконец, в Санкт-Петербургской Духовной Академии, которую он закончил в 1861 году со званием кандидата богословия. В этом звании он пошёл преподавать географию в Александро-Невском училище.
Вскоре он женился и был рукоположен в сан иерея. Его ждало служение военного священника в Петропавловской церкви военного госпиталя в Санкт-Петербурге, и он прослужил здесь 34 года. В 1896 году протоиерей Алексий Ставровский был назначен настоятелем собора св. Спиридона Тримифунтского в Адмиралтействе и благочинным Санкт-Петербургских морских церквей.
За всё время своей долгой службы (почти 56 лет) он служил только в двух храмах. Обе церкви были им значительно благоустроены. Жизнь в них кипела.
Огромное влияние протоиерей Алексий Ставровский оказал на положение всего военного духовенства. Много трудясь на различных общественных поприщах, обладая даром проповедничества, он был назначен благочинным всех церквей военного и морского ведомства и стремился к улучшению положения военных священников. Кроме того, он много трудился как член общества по сбору средств на пособия студентам Санкт-Петербургской Духовной Академии. Он был одним из тех 300 человек, которые в день трехсотлетия царствования Дома Романовых получили честь быть представленными Государю как выдающиеся общественно-государственные деятели. Семейству отца Алексия Ставровского, за его заслуги перед Отечеством, было даровано потомственное дворянство.
В 1918 году после убийства в Петрограде Урицкого по постановлению Петроградской ЧК за одну ночь было расстреляно 500 ни в чем не повинных людей, взятых новой властью в качестве заложников. В их числе был арестован и 84-летний военный священник отец Алексий Ставровский.
Вместе с группой арестованных он сначала содержался в одной из тюрем Петрограда, а затем был переведен в Кронштадт. Во время своего заключения он сохранил удивительную бодрость духа, утешал сотоварищей по узам и даже причащал их запасными Святыми Дарами.
Вскоре после перевода заключенных в Кронштадт они были выведены из тюрьмы, построены в ряд, и им было объявлено, что в виде репрессии за убийство Урицкого каждый десятый из них будет расстрелян, а остальные освобождены.
Отец Алексий стоял девятым, а после него – десятым – стоял молодой священник. Обратившись к нему, отец Алексий сказал: «Я уже стар, мне недолго осталось жить; в жизни я получил все, что было можно; жена моя старуха, дети мои все на ногах; иди себе с Богом, а я стану на твое место».
И, сказав это, он встал на место молодого священника и был расстрелян. Дата его смерти точно не известна, но вероятно это было в конце сентября или в октябре 1918 года. Место погребения тоже неизвестно, вероятнее всего, оно в водах Финского залива, на траверсе Толбухина маяка, где в 1918 году предположительно были потоплены баржи с заложниками.
Дни памяти: 14 октября и 4 февраля (переходящая) – в день Собора Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.
Тропарь священномученику Алексию Ставровскому
глас 5
Ревнитель отеческих преданий явился еси, / священномучениче Алексие, / обличивший нечестие гонителей Церкве Христовы, / пастырь честной града Петрова, / проповедник безбоязненный Истины Божия, / молися выну ко Господу, / да избавит нас от бед и скорбей, / чтущих святую память твою.
Ин тропарь священномученику Алексию Ставровскому
глас 5
Морскаго воинства пастырь доблестный был еси,/ неустанное попечение о пастве своей имея,/ и жизнь свою мученичеством увенчал еси,/ обличивши нечестие гонителей Церкве Христовой,/ священномучениче Алексие,/ проповедник безбоязненный Истины Божией,/ молися выну ко Господу,/ да избавит от бед и скорбей чтущих святую память твою.
Кондак священномученику Алексию Ставровскому
глас 3
Во граде святаго Петра священнодействитель показался еси, / Христово бо, Алексие, Евангелие исполнил, / положил еси душу твою о людех твоих, / и спасл еси иерея от смерти, / сего ради и освятился еси, / яко великий таинник Божия благодати.