Новомученик Константин Богоявленский

В 1896 го­ду в се­мье дья­ко­на Успен­ской церк­ви г. Ека­те­рин­бур­га Сте­фа­на Бо­го­яв­лен­ско­го ро­дил­ся сын, ко­то­рый в кре­ще­нии был на­зван Кон­стан­ти­ном.

Священномученик Константин Богоявленский, пресвитер

Свм. Константин Богоявленский

Как и мно­гие де­ти из се­мей ду­хов­но­го со­сло­вия, Кон­стан­тин по­шел по сто­пам от­ца: в де­ся­ти­лет­нем воз­расте он был от­дан для обу­че­ния в Ека­те­рин­бург­ское ду­хов­ное учи­ли­ще. Прав­да, уче­ба сна­ча­ла ему не да­ва­лась. Се­го­дня нам труд­но су­дить о при­чи­нах его неуспе­ва­е­мо­сти: бы­ло ли ви­ной сла­бое здо­ро­вье или что-то дру­гое, но в спис­ке уча­щих­ся ду­хов­но­го учи­ли­ща, со­став­лен­но­го по­сле го­дич­ных ис­пы­та­ний за 1907–1908 учеб­ный год, зна­чит­ся, что уча­щий­ся 2 клас­са Бо­го­яв­лен­ский Кон­стан­тин име­ет дер­жать по­сле ка­ни­кул пе­ре­эк­за­ме­нов­ку по рус­ско­му язы­ку (пись­мен­но), ла­тин­ско­му язы­ку и ариф­ме­ти­ке. Пе­ре­эк­за­ме­нов­ка про­шла успеш­но, уче­ба про­дол­жа­лась, и в 1911 го­ду, окон­чив курс учи­ли­ща, Кон­стан­тин был пе­ре­ве­ден в 1 класс Перм­ской се­ми­на­рии, во 2 раз­ряд. Про­хо­дя обу­че­ние, он жил в об­ще­жи­тии Ду­хов­ной Се­ми­на­рии, ко­то­рое на­хо­ди­лось на Мо­на­стыр­ской ули­це. Вес­ной 1917 го­да обу­че­ние Кон­стан­ти­на по­до­шло к кон­цу, при­чем, ес­ли при по­ступ­ле­нии он чис­лил­ся во 2 раз­ря­де, то из Cеми­на­рии вы­шел в чис­ле уче­ни­ков 1 раз­ря­да и был удо­сто­ен зва­ния сту­ден­та Cеми­на­рии. К это­му вре­ме­ни он уже был ру­ко­по­ло­жен в сан пре­сви­те­ра и опре­де­лен на свя­щен­ни­че­ское ме­сто при церк­ви се­ла Мер­ку­ши­но (воз­мож­но дру­гое на­пи­са­ние: Мер­ку­шин­ское), Вер­хо­тур­ско­го уез­да.

Во всем пра­во­слав­ном ми­ре это се­ло из­вест­но как ме­сто яв­ле­ния нетлен­ных мо­щей од­но­го из див­ных рус­ских свя­тых – пра­вед­но­го Си­мео­на Вер­хо­тур­ско­го, чу­до­твор­ца, имя ко­то­ро­го по­чи­та­ет­ся да­ле­ко за пре­де­ла­ми Ура­ла и Си­би­ри. Се­ло бы­ло ос­но­ва­но в 1620 го­ду как пе­ре­ва­лоч­ный пункт на Си­бир­ском тор­го­вом пу­ти. Бла­го­да­ря пре­крас­но­му при­род­но­му ланд­шаф­ту, в ко­то­рый гар­мо­нич­но впи­сал­ся хра­мо­вый ком­плекс, в на­ча­ле XX ве­ка Мер­ку­ши­но мож­но бы­ло на­звать од­ним из кра­си­вей­ших сел Ура­ла. (В се­ле бы­ло по­стро­е­но 2 церк­ви: од­на неболь­шая в честь св. прав. Си­мео­на, под ал­та­рем ко­то­рой на­хо­ди­лась гроб­ни­ца пра­вед­ни­ка с цель­бо­нос­ным ис­точ­ни­ком, дру­гая – ве­ли­че­ствен­ная, трех­пре­столь­ная в честь Ар­хи­стра­ти­га Бо­жия Ми­ха­и­ла; хра­мы бы­ли со­еди­не­ны кры­той кир­пич­ной га­ле­ре­ей).

Окон­чив Cеми­на­рию в ап­ре­ле 1917 г., отец Кон­стан­тин немед­лен­но от­пра­вил­ся к ме­сту сво­е­го слу­же­ния. В мае это­го го­да в мет­ри­че­ской кни­ге Ми­ха­и­ло-Ар­хан­гель­ской церк­ви с. Мер­ку­ши­но уже по­яв­ля­ют­ся за­пи­си, сде­лан­ные ру­кой мо­ло­до­го ба­тюш­ки (на­при­мер, о со­вер­ше­нии кре­ще­ния мла­ден­цев).

В неспо­кой­ное вре­мя на­ча­лось слу­же­ние от­ца Кон­стан­ти­на, стра­на на­хо­ди­лась на гра­ни ре­во­лю­ции. По­сле при­хо­да но­вой вла­сти для всей Рос­сии на­сту­пи­ло вре­мя тяж­ких ис­пы­та­ний, в раз­ных ме­стах вспы­хи­ва­ли на­род­ные бун­ты. В 1918 го­ду в Вер­хо­тур­ском уез­де ве­лось се­рьез­ное со­про­тив­ле­ние уста­нав­ли­ва­ю­ще­му­ся строю. В вос­по­ми­на­ни­ях участ­ни­ков граж­дан­ской вой­ны го­во­рит­ся, что кре­стьяне и по­ме­щи­ки «со­би­ра­ли ору­жие, в куз­ни­цах ко­ва­ли ко­пья, пи­ки, ли­ли пу­ли для охот­ни­чьих ру­жей. Объ­яви­ли мо­би­ли­за­цию ло­ша­дей, лю­дей, про­во­ди­ли во­ен­ные уче­ния».

В июле 1918 го­да «бы­ло ор­га­ни­зо­ва­но вос­ста­ние про­тив со­вет­ской вла­сти. Вос­ста­ни­ем бы­ло охва­че­но семь во­ло­стей: Мер­ку­шин­ская, Крас­но­гор­ская, Де­ря­бин­ская, От­рад­нов­ская и три во­ло­сти Мах­нев­ские. А тре­тье­го июля ор­га­ни­зо­ва­ли по­ход на Вер­хо­ту­рье, в ко­то­ром участ­во­ва­ло все на­се­ле­ние, кто с то­по­ром кто про­сто безо все­го». В вос­по­ми­на­ни­ях ино­гда упо­ми­на­ет­ся и о том, что по­встан­цы на­хо­ди­ли под­держ­ку у ду­хо­вен­ства.

По­сле по­дав­ле­ния бун­та по все­му Вер­хо­тур­ско­му уез­ду про­шла вол­на рас­прав. В том чис­ле в с. Мер­ку­ши­но был со­вер­шен «по­ка­за­тель­ный» (по сло­вам мест­ных жи­те­лей) рас­стрел свя­щен­ни­ка и ста­ро­сты хра­ма. Ко­гда их ве­ли из церк­ви к ме­сту каз­ни, за сель­ское клад­би­ще, о. Кон­стан­тин шел и всю до­ро­гу сам се­бя от­пе­вал. Их за­ста­ви­ли рыть се­бе мо­ги­лу, а за­тем на ви­ду у на­силь­но со­бран­ных сель­чан рас­стре­ля­ли.

Как и при лю­бой дру­гой церк­ви, в Мер­ку­ши­но бы­ло две мет­ри­че­ские кни­ги – в од­ну за­но­си­лись све­де­ния о со­вер­ше­нии та­ких Та­инств как Кре­ще­ние, вен­ча­ние, в дру­гую – све­де­ния об от­пе­ва­ни­ях, ли­ти­ях, па­ни­хи­дах. Еще 5 июля 1918 го­да в пер­вой из этих книг бы­ла сде­ла­на за­пись от­цом Кон­стан­ти­ном. А уже 17 июля во вто­рой кни­ге по­яв­ля­ет­ся за­пись о том, что «мест­ной церк­ви свя­щен­ник Кон­стан­тин Сте­фа­нов Бо­го­яв­лен­ский» от­пет и за­хо­ро­нен в цер­ков­ной огра­де. При­чи­на смер­ти – «раз­стрел». Ука­зан и день смер­ти – 14 июля, в гра­фе «ле­та умер­ше­го» сто­ит циф­ра «22». От­пе­ва­ние но­во­му­че­ни­ка со­вер­ша­ли свя­щен­ник Алек­сей Хлы­нов, диа­кон Фе­о­дор Алек­се­ев и пса­лом­щик Алек­сандр Га­шев. 14 июля 1918 го­да бы­ло вос­крес­ным днем.

Со­хра­нил­ся по­мян­ник тех лет с име­на­ми уби­ен­ных ра­бов Бо­жи­их, сре­ди ко­то­рых боль­шин­ство – иереи, диа­ко­ны, мо­на­хи. Се­го­дня они про­слав­ле­ны в ли­ке свя­тых но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских. Так как по­мян­ник на­пе­ча­тан ти­по­граф­ским спо­со­бом, есть все ос­но­ва­ния пред­по­ла­гать, что со­став­лял­ся он для рас­про­стра­не­ния по всем ураль­ским, а воз­мож­но, и не толь­ко ураль­ским церк­вям. Под № 31 в нем зна­чит­ся: «Кон­стан­тин Бо­го­яв­лен­ский, с. Мер­ку­шин­ское, Вер­хот. раз­стре­ленъ 14 июля, с. Мер­куш.».

Но церк­вей, где бы мог­ло со­вер­шать­ся по­ми­но­ве­ние но­во­му­че­ни­ка, с каж­дым го­дом в стране ста­но­ви­лось все мень­ше и мень­ше. В Мер­ку­ши­но за го­ды со­вет­ской вла­сти строй­ный ар­хи­тек­тур­ный ан­самбль из двух хра­мов и со­еди­няв­шей их га­ле­реи был уни­что­жен: Ми­ха­и­ло-Ар­хан­гель­ский со­бор был взо­рван, га­ле­рея разо­бра­на на кир­пи­чи, Свя­то-Си­мео­нов­ская цер­ковь сна­ча­ла слу­жи­ла спорт­за­лом, а за­тем бы­ла за­бро­ше­на и по­сте­пен­но раз­ру­ша­лась. Да и са­мо се­ло, бу­дучи ли­ше­но ду­хов­ной опо­ры, ста­ло пу­стеть и мед­лен­но уми­рать. Жи­те­ли, за­хва­чен­ные вих­рем «удар­ных пя­ти­ле­ток», так­же за­бы­ли об уби­ен­ном свя­щен­ни­ке.

Но Гос­по­ду бы­ло угод­но явить Свою ми­лость к Си­бир­ской зем­ле, и от­крыть еще од­но­го Сво­е­го угод­ни­ка. В 1996 го­ду в с. Мер­ку­ши­но бы­ло ос­но­ва­но по­дво­рье Но­во-Тих­вин­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря, по­сте­пен­но от­ре­ста­ври­ро­ван Свя­то-Си­мео­нов­ский храм, в мае 2001 го­да со­вер­ше­на по­втор­ная за­клад­ка Ми­ха­и­ло-Ар­хан­гель­ской церк­ви на со­хра­нив­шем­ся фун­да­мен­те. А через год по­сле за­клад­ки, 31 мая 2002 го­да, при про­ве­де­нии стро­и­тель­ных ра­бот, у ле­во­го, Дмит­ри­ев­ско­го при­де­ла вос­ста­нав­ли­ва­е­мо­го хра­ма бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ные остан­ки неиз­вест­но­го свя­щен­ни­ка.

Как вы­яс­ни­лось впо­след­ствии, он был убит вы­стре­лом в го­ло­ву. Здесь же бы­ло най­де­но неболь­шое Еван­ге­лие в ме­тал­ли­че­ском окла­де, на­пе­ча­тан­ное в Мос­ков­ской си­но­даль­ной ти­по­гра­фии в 1893 го­ду. На пер­вой стра­ни­це сто­я­ла над­пись: «4/V 1917 г., г. Пермь», «Свящ. Кон­стан­тин Бо­го­яв­ленск». В ре­зуль­та­те гра­фо­ло­ги­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния уда­лось уста­но­вить, что за­пись сде­ла­на свя­щен­ни­ком Кон­стан­ти­ном Бо­го­яв­лен­ским. То­гда-то и на­чал­ся сбор све­де­ний, поз­во­лив­ших узнать об этом но­вом угод­ни­ке Бо­жи­ем.

Для про­ве­де­ния ис­сле­до­ва­ния бы­ли при­гла­ше­ны су­деб­но-ме­ди­цин­ские экс­пер­ты: на­чаль­ник об­ласт­но­го бю­ро су­деб­но-ме­ди­цин­ской экс­пер­ти­зы Н.И. Нево­лин и за­ве­ду­ю­щий ме­ди­ко-кри­ми­на­ли­сти­че­ским от­де­ле­ни­ем бю­ро А.В. Ни­ки­тин. Со­глас­но за­клю­че­нию экс­пер­тов, за­хо­ро­не­ние бы­ло сде­ла­но не ме­нее 40 и не бо­лее 85 лет на­зад, остан­ки при­над­ле­жат свя­щен­ни­ку, уби­то­му вы­стре­лом в го­ло­ву. От­сут­ствие зна­чи­тель­ных раз­ру­ше­ний ко­стей че­ре­па да­ло воз­мож­ность пред­по­ло­жить, что вы­стрел был со­вер­шен из пи­сто­ле­та си­сте­мы «Мау­зер» или ре­воль­ве­ра си­сте­мы «На­ган». Рост уби­ен­но­го – 176–178 см, у него бы­ли длин­ные ру­сые, слег­ка вол­ни­стые во­ло­сы, неболь­шая бо­ро­да.

Нуж­но от­ме­тить, что при про­ве­де­нии ра­бот по вос­ста­нов­ле­нию Ми­ха­и­ло-Ар­хан­гель­ско­го хра­ма бы­ло об­на­ру­же­но несколь­ко де­сят­ков за­хо­ро­не­ний, в том чис­ле у ал­та­ря – несколь­ко свя­щен­ни­че­ских. Од­на­ко ни в од­ном из них остан­ки не на­хо­ди­лись в та­кой сте­пе­ни со­хран­но­сти, и за­ча­стую пред­став­ля­ли из се­бя толь­ко ко­сти. Сре­ди за­хо­ро­нен­ных свя­щен­ни­ков ни один не был убит вы­стре­лом в го­ло­ву.

При­ме­ча­тель­но, что нетлен­ные остан­ки свя­щен­но­му­че­ни­ка Кон­стан­ти­на Бо­го­яв­лен­ско­го бы­ли об­ре­те­ны за пол­то­ра ме­ся­ца до ка­но­ни­за­ции его в ли­ке Но­во­му­че­ни­ков. На ос­но­ва­нии ре­ше­ния Ар­хи­ерей­ско­го Со­бо­ра Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Опре­де­ле­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да от 17.07.2002 г свя­щен­но­му­че­ник Кон­стан­тин был при­чис­лен к ли­ку свя­тых.

Дни памяти:

  • 5 февраля (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
  • 11 февраля – Собор Екатеринбургских святых
  • 27 июля

 

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.

  • Tags