Священномученик Сергий родился в 1882 году в городе Житковичи Мозырского уезда Минской губернии в семье псаломщика Петра Родаковского.
В 1904 году Сергей Петрович окончил Минскую Духовную семинарию, был рукоположен во священника и служил в Успенском храме в селе Лавришево Новогрудского уезда Минской губернии.
В 1915 году отец Сергий переехал в город Переславль Владимирской губернии, был назначен священником санитарного поезда и в 1916 году направлен на фронт полковым священником 4-го Драгунского полка, где служил до расформирования полка в апреле 1918 года. В том же году епископ Георгий (Ярошевский) назначил отца Сергия настоятелем Троицкой церкви в селе Таль Бобруйского уезда Минской губернии и возвел в сан протоиерея.
Протоиерей Сергий был арестован 20 февраля 1933 года по обвинению в том, что он «при развертывании коллективизации в деревне Таль, повел активную контрреволюционную работу на срыв таковой… Инициатор распространения версии о приезде в Белоруссию Римского папы, который собирает большие крестные ходы…
В феврале 1933 года, выполняя задания по лесозаготовкам… жаловался на плохую жизнь при советской власти, говоря: «Настало время, приходится и мне повозить дрова, какой я уж год страдаю…”
В феврале 1933 года, хороня церковного старосту… плачущим женщинам говорил: «Не плачьте, он страдал за Христа, помер в заключении…”.
Будучи допрошен, отец Сергий сказал, что виновным себя не признает; хорошо зная, как священнослужитель, Евангелие, он в нем не находит никаких указаний на форму государственного устройства, и тем более землеустройства, и потому выступать против коллективизации на основании Евангелия не мог. Евангелие говорит о нравственных отношениях людей и их развитии.
«Как сознательный гражданин и христианин, не проводил никакой агитации против советской власти, и указание на то, будто я, ловя рыбу с Семеном Стебуном, говорил, что власть скоро падет, уже потому не соответствует истине, что я с ним никогда рыбы не ловил, а следовательно, его показания ложны… При погребении Афанасия Муравейко… я мог сделать замечания стоящим в головных уборах — это могло быть, но указывать на то, что до этого довела советская власть, я не мог, так как считал бы это агитацией…
При разговоре… мной сказано… что ко мне являлся на квартиру представитель РИКа… вместе с членом сельсовета… и предлагал отказаться от священства и послужить советской власти, на что я ответил, что, будучи верующим, маску на себя надеть не могу и, пока есть верующие и есть возможность, буду продолжать священнослужение. Считать себя пророком и указывать, что скоро будет война, я не могу. В церковь вместе с женой я прихожу одним из первых, а равно и ухожу домой последним, так что сопровождающих меня почти никогда не бывает; указание на то, что 30 апреля 1932 года при возвращении домой я вёл агитацию с сопровождающими меня, считаю ложью…
Одной из причин уклонения от вступления в коллектив считаю то, что представители местной власти вначале образования коллектива ударили и по религиозным чувствам верующих… многие стали считать, что вступить в коллектив — это значит отказаться от веры, тем более что в то время и на меня, как представителя общины верующих, посылались все, как говорится, беды: непосильный налог, почти в полтора раза более доходности; суд, выселение из дома, который прихожане купили в 1927 году для квартиры священника; лишение имущества, так что была отнята моя последняя кровать, чугуны и прочее (о чем была подана жалоба прокурору, ответа на которую до сих пор не имею), и принудительные работы в продолжение шести месяцев. Без сомнения, все это влияло на верующих, которые смотрели на меня, как на мученика за веру.
При наделении колхоза землей, когда там происходили беспорядки, я находился на работах и приезжал домой только для совершения богослужения и необходимых треб. Совершая в настоящее время требоисправления как для единоличников, так и для коллективщиков, я не делаю никакой разницы между ними; ни один из вошедших в коллектив не может пожаловаться на иное отношение к себе как к единоличнику; как на одних, так и на других я смотрю с их нравственной стороны… то, что вступивший в коллектив должен быть неверующим, — я считал такой взгляд неправильным… Для убеждения других допускаются меры убеждения, а не принуждения. В заключение могу сказать, что возводимые на меня обвинения считаю ложными».
В феврале 1933 г. умер староста Тальской церкви по фамилии Кошко.
Кошко Иаков Фёдорович (1889г.р., д. Таль Бобруйского уезда Минской губернии, ныне Любанский район Минской области — февраль 1933г., Минск, тюрьма НКВД). Белорус. Староста Свято-Троицкой церкви д. Таль. Был женат, имел пятеро детей. Арестован 08.01.1933. Осуждён 14.02.1933 коллегией ОГПУ за «антисоветскую агитацию и пропаганду» к 10 годам ИТК с конфискацией имущества. Погиб в заключении. Также была репрессирована семья Кошко. Реабилитирован 31.03.1962 президиумом Минского областного суда. Личное дело К. № 17537-с хранится в архиве КГБ Беларуси. Староста умер, находясь в тюрьме.
Отпевая на кладбище усопшего, отец Сергий сказал плачущим женщинам: «Не плачьте, миленькие, он страдал за Христа».
Стараясь, во что бы то ни стало, вновь арестовать отца Сергия, власти стали распространять о нём самые нелепые слухи. Через подставных лиц они утверждали, что отец Сергий ожидает проезда через д. Таль Папы Римского. Конечно, это была совершенная, законченная глупость. Но таково было то время, что, использовав её, 22.02.1933 священника опять арестовали. Его обвиняли в распространении слухов о скором проезде через д. Таль Римского Папы. На допросе он свидетельствовал:
«Слухи о том, что будет ехать Римский Папа по д. Таль ходили, но от кого слышал, не знаю, над этим только посмеялся… Усиление верований жителей д. Таль в Бога, начиная с 1930 г., объясняю тем, что верующие видели во мне мученика за веру Христову … агитации против советской власти не проводил, виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю».
Вскоре после ареста протоиерея Сергия Родаковского Свято-Троицкая церковь д. Таль была закрыта и разобрана. За ревностное служение Богу протоиерея Сергия постигла участь многих священнослужителей того времени.
24 марта протоиерей Сергий был допрошен в последний раз.
«Слухи о том, что будет ехать Римский папа, по деревне Таль ходили, — сказал он, отвечая на вопросы следователя. — От кого слышал, не знаю: я над этим только посмеялся… виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю».
Согласно постановлению коллегии ОГПУ 21 апреля 1933 осуждён протоиерей Сергий Родаковский с псаломщиком церкви Андреем Лутовичем и старостой Алексеем Муравейко за «антисоветскую агитацию» к высшей мере наказания с конфискацией имущества. Расстреляны. Оба они были убиты, приняв мученическую смерть за исповедание веры в Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.
21 апреля 1933 года тройка ОГПУ приговорила протоиерея Сергия Родаковского к расстрелу, он был расстрелян и погребен в безвестной могиле.
Сергий Родаковский реабилитирован прокуратурой Минской области 23.11.1989. Групповое дело С.Р. и другие № 29903-с хранится в архиве КГБ Беларуси.
Дни памяти
- 17 июня (переходящая) – Собор Белорусских святых
- 4 февраля (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
- 21 апреля
Игумен Дамаскин (Орловский)