Только благодаря раскопкам, которые проводили с июля по октябрь 2003 года у алтаря Свято-Троицкого собора в Красноуфимске, мы смогли узнать о ещё одном эпизоде нашей истории, тщательно скрываемом в советское время. Найденные во время раскопок мощи, замученных в 1918 году священнослужителей протоиерея Алексея Будрина, иереев Льва Ершова и Александра Малиновского, теперь покоятся в храме.
Но вопросов обретение поставило больше, чем дало ответов. Но к счастью нашлись родственники, исследователи, которые помогли узнать о судьбе красноуфимских святых. В этом материале мы расскажем о самом молодом из них — Александре Ивановиче Малиновском.
Родился он в 1896 году в городе Перми, в семье священника. Семья была большой. Дяди и двоюродные братья Александра также были священнослужителями. Это и определило его дальнейшую судьбу. Он избрал церковную стезю. После окончания Пермской духовной семинарии в 1913 году он был рукоположен в сан священника к церкви села Гамово.
Обладающий чувством обострённой справедливости, молодой отец Александр всегда горой стоял за православную веру и стремился помочь нуждающимся. Активно боролся с пьянством среди крестьян. Старался благоустроить храм: вдоль дороги к церкви настелил деревянный тротуар. Высокого, красивого молодого священника за трудолюбие и твёрдость духа полюбила девица из Перми — Екатерина.
После венчания Александр и Катя живут в Гамово. Хотя родные могли легко посодействовать переводу его в Пермь, Александр решил всего добиваться сам. Прихожане любили своего батюшку и уважали, не смотря на то, что он выглядел очень молодо — ходил без бороды и усов.
Активного молодого священника ценило и церковное руководство. В 1916 году его зачислили в студенты Казанской Духовной Академии .А через год перевели служить в более крупный приход Верх-Суксунской церкви. И снова закипела работа. Вновь молодой батюшка становится любимцем прихожан. В селе Верх-Суксун и застала его революция.
Перемены, насаждаемые большевиками, не могли оставить равнодушным отца Александра. Особенно когда они начали гонения на церковь. Чувствуя, поддержку членов приходского попечительского совета: купцов Николая и Алексея Кудашевых и Василия Будрина, он в своих проповедях призывал к недопущению разграбления церкви большевиками: Миряне, знаете ли вы, что делается сейчас в Петрограде и Москве? Там большевики в церквях и соборах ставят лошадей… Не допустим надругательства над нашей святыней, постоим за веру православную! Скоро опять начнётся война, вновь затрещат пулемёты, загремят пушки, не допустим кощунства над верой православной !..
В конце мая 1918 года, боясь гнева прихожан, большевики прислали для его ареста двух милиционеров и целый вооружённый отряд красноармейцев на трёх подводах. Но верующие издали заметили их и, ударив в набат, заперли отца Александра в храме. Красноармейцы открыли по безоружным христианам огонь из винтовок и, взломав замки, ворвались на территорию храма.
Священномученик Александр Малиновский сам вышел из Церкви, крестя паству и непрошеных гостей. Как только он сел на подводу, то сотни прихожан, прибежавшие из близлежащих деревень, попытались его отбить, но милиционеры и солдаты, орудуя шпагами и стреляя, рассеяли их. Пять километров бежали верующие за подводами, но бессильные что-либо сделать отстали.
Молодого священника привезли в ЧК города Красноуфимска. Когда к городу подступали белые, чекисты решили казнить арестованных священников Алексея Будрина, Льва Ершова, Александра Малиновского и ещё семь знатных горожан. 15 сентября их пригнали за город в Холодный лог и зверски убили. За то, что отец Александр вёл пропаганду против советской власти, его задушили епитрахилью.
Потому как отец Александр был связан колючей проволокой с иереем Львом Ершовым они не падали, даже когда по ним дали винтовочный залп. Тогда изуверы начали бить их прикладами и шпагами, чтобы столкнуть в яму. Для верности коммунист Писцов (в честь него названа одна из улиц Красноуфимска) выстрелил отцу Александру из револьвера в лицо.
Так мученически оборвалась жизнь 24-летнего священника. А через два дня занявшие Красноуфимск колчаковцы с почестями перезахоронили погибших. Александра Малиновского и Льва Ершова похоронили в одном склепе, в одном гробу — вместе, как они и приняли вместе мученическую смерть.
В 1935 году Свято-Троицкий Собор был отнят у церкви, а могилы погибших священнослужителей были сравнены с землёй, а позже на их месте был устроен собачник и автодром.
Павла Маношина — председателя ЧК Суксуна мужики убили в 1918 году на Песчаной горе, где отстали от подвод с Малиновским верующие. Пётр Анфалов — участник казни священников сошёл с ума. Да и о других палачах вряд ли кто уже вспоминает.
В 2000 году решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви иерей Александр Малиновский был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских от Пермской епархии, а 21 июля 2002 года, в день Казанской иконы Божией Матери, после праздничной Божественной литургии и Крестного хода были обретены честные мощи священномучеников. Открылась кирпичная кладка склепа, был обнаружен широкий гроб, в котором покоились останки двух священнослужителей. Мощи священномученика Александра находились у южной стены склепа.
Священник был облачен в ризу из парчи с медными нитями, украшенную орнаментом из шитья и бисера и медными ажурными пуговицами. В гробу были найдены Евангелие с изображением на медной накладке Господа Иисуса Христа и святых евангелистов, а также два креста: наперсный и напрестольный бронзовый. Голова священномученика была покрыта покровцом. Сохранились пряди вьющихся длинных волос, частично – кожа и мышцы. Голова отца Александра была наклонена к правому плечу, под левой глазницей зияло пулевое отверстие. Шейные позвонки были повреждены, левая бедренная кость сломана – видимо, батюшку подвергали перед убийством избиениям. По останкам удалось точно установить рост отца Александра – 1 метр 90 сантиметров.
Раскопки производились под пение акафистов; по свидетельству очевидцев, некоторые из присутствовавших ощущали благоухание. 30 июля 2002 года останки священномучеников были отправлены на экспертизу в Областное бюро судебно-медицинской экспертизы Екатеринбурга, где было составлено подробное заключение. В частности, идентификационным исследованием было установлено портретное сходство между прижизненным изображением отца Александра и его честными мощами. Из черепа новомученика была извлечена револьверная пуля калибра 7,62 миллиметра системы «Наган». В ходе экспертизы был обнаружен нательный медный позолоченный крестик с надписью: «Верхотур».
5 декабря 2002 года мощи отца Льва и отца Александра были перенесены для поклонения в Свято-Троицкий собор города Красноуфимска.
А память о священномученике Александре и его товарищах по смерти будет жить в веках…