Озерянская икона Божией Матери

Одна из наиболее почитаемых в Слобожанском крае икон Богородицы – Озерянская. Имя это дано чудотворному образу по месту его явления – на берегу речки Озерянки. В настоящее время это село Нижняя Озеряна, расположенное в 30 километрах на юго-запад от Харькова и в 3 километрах от Мерефы.

Озерянская икона Божией Матери. История

Благочестивый иерей Феодор видел много чудес от образа Богоматери и захотел, чтобы в его пустынном хуторе был основан мужской монастырь.

Озерянская икона Божией Матери - 12 ноября (нов. ст.)

Озерянская икона Божией Матери — 12 ноября (нов. ст.)

В то время посетил Озерянку известный наместник Святогорского Успенского монастыря Севастиан Юхновский, который, по преданию, был тогда сильно болен. Пешком пришёл он из своей обители в Озерянку, чтобы поклониться чудотворной иконе Богоматери, и вылечился. Узнав о желании о. Феодора учредить здесь монастырь, о. Севастиан взялся помочь местному священнику.

По Святогорским актам от 1696 г. видно, что благочестивый иерей Феодор передал в лице наместника Святогорского монастыря, отца Севастиана, всю свою недвижимую собственность в Озерянке Святогорскому монастырю и его настоятелю архимандриту Вассиану Василевскому для основания в Озерянке монастыря, каковой не замедлил там устроиться ревностными трудами Святогорского наместника, отца Севастиана, и стал известен под именем Озерянской Богородичной Пустыни». Первое чудо от иконы явилось Архимандриту Севастьяну при свидетеле, строителе иеромонахе Варсонофии Хвастиченко.

Начало основания Монастыря относится к 1710 году

И так, в далёком прошлом здесь была изрытая оврагами пустынно-лесистая местность, через которую текла речка Озерянка. Ее берега покрывали луга, поросшие буйным разнотравьем. Здесь в XVII столетии, когда этот край еще страдал от захватнических татарских набегов, и произошло чудесное обретение иконы Божией Матери.

В те времена эти земли находились во владении мерефянского священника Феодора. Он обустроил здесь хутор Озерянку и содержал пасеку. По преданию, однажды местный крестьянин косил на лугу траву. После очередного взмаха косы услышал человеческий стон. Наклонившись, увидел в густой траве рассеченную косой икону Божией Матери. Опечаленный случившимся, он принес пострадавшую икону домой. А утром не обнаружил образа в своем доме – нашли его на лугу, там, где он был обретен. Рассеченные косой части иконы плотно срослись, оставив на месте разреза едва заметный шрам. Перед иконой горела свеча, а рядом бил родник ключевой воды.

Иерей Феодор, духовно обрадованный явлением в его владениях иконы Богородицы, сообщил об этом владыке Белгородскому и Обоянскому Феодосию и по его благословению построил деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В этом храме и был установлен обретенный святой образ. Многим верующим икона, поименованная Озерянской, приносила утешение и исцеление. Видя знамения благодати Божией, исходящей от чудотворной иконы, иерей Феодор пожелал, чтобы в его пустынно-уединенном хуторе устроилась иноческая обитель. В то время хутор Озерянку посетил наместник Святогорского Успенского монастыря архимандрит Севастиан (Юхновский), известный своей благочестиво-подвижнической жизнью. По преданию, архимандрит Севастиан тяжело болел и по обету пешком прошел неблизкий путь от Святогорского монастыря до Озерянки, чтобы поклониться новоявленной чудотворной иконе. И по молитвам своим получил совершенное исцеление. Узнав о желании иерея Феодора основать монастырь, архимандрит Севастиан вызвался помочь этому благому делу.

В 1711 году в Озерянке была основана Богородичная пустынь, что и положило начало основанию пустыни. Стараниями архимандрита Севастиана расширили и украсили храм Рождества Богородицы, позже возвели церковь Рождества Иоанна Предтечи и колокольню с часами, построили братские кельи и трапезную, а всю обнесли обитель изгородью. Место это тогда было действительно пустынно. Окружали его высокие холмы, глубокие ложбины и густые лесные заросли. На холме, на левом берегу реки Озерянки, поставили деревянную церковь.

Пустынь была небольшой. Братия в 1773 году владела 5 фруктовыми садами, 7 десятинами пахотной земли, 6 десятинами сенокоса, 3 десятинами леса. Численность братии тоже была маленькой. На 1787 год состав был таким: Игумен Иезекиль Туранский, 4 иеромонаха, 1 иеродьякон, 1 монах и послушники. Но просуществовала эта пустынь недолго, около 80 лет.

В 1787 году во время пребывания Императрицы Екатерины II в Харькове она подписала указ о передаче под руководство Григория Потемкина Харьковского наместничества. По воле «светлейшего князя Таврического» прекратили своё существование 15 монастырей Слобожанщины, среди них были закрыты и Озерянская Богородичная пустынь, а также Змиевской Николаевский казачий, Святогорский монастыри. Имущество их было изъято в казну, а братия всех монастырей была собрана в Куряжском монастыре».

Ввиду малочисленности, повелением Государыни Императрицы Екатерины II и решением Священного Синода в 1787 году пустынь была упразднена. Главный храм монастыря, освящённый во имя Рождества Пресвятой Богородицы, был разобран и перенесён в слободу Мерефу. Икона была перенесена в Куряжский монастырь, но и он был закрыт в 1788 году (не помогли даже семейные связи архимандрита Наркиса из рода Квиток), и икону перенесли в Харьковский Покровский Монастырь.

Но вскоре по просьбе к Екатерине ІІ украинского генерал-губернатора А. Я. Левандинова и на средства тайного советника П. Ф. Сабурова в 1796 г. Куряжский монастырь был возобновлен, а в следующем году сюда опять перенесли Озерянскую икону, где она находилась 47 лет: «Наконец, в 1796 году стараниями бывшего генерал-губернатора Харьковского и Воронежского, генерал-поручика Леванидова дозволено устроить в нём монастырь заштатный на положении общежительном. Усердием харьковских граждан обитель сия вскоре приведена была в положение изрядное; затем императором Павлом I пожалованы сему монастырю вместе с прочими мельницы, рыбные ловли и положенное число десятин земли. В 1836 году он возведён по штату во второклассный».

Одной из причин улучшения материального состояния монастыря было то, что к Озерянской иконе, которая находилась здесь, все лето шёл большой поток богомольцев. Образ сей пребывал прежде в особо устроенной пустыни, верстах в 30 от Харькова, подвластной вместе с братией харьковскому училищному монастырю (ныне Свято-Покровский мужской монастырь), а по уничтожении сей пустыни перенесён в Харьков, и со времени возобновления данного монастыря в 1796 году, пребывает в нём поныне.

Крестный ход

Крестный ход с иконой Божией Матери Озерянская

Крестный ход с иконой Божией Матери Озерянская

Нужно отметить, что в те времена особенных религиозных праздников, которыми были так богаты древние российские города, в Старом Харькове не было: Ни мощей, ни крестных ходов, служились только Акафисты перед особо чтимыми иконами.

16 октября 1843 года по докладу обер-прокурора Священного Синода император Николай Павлович утверждал просьбу обитателей Харькова о внедрении крестного хода для перенесения иконы Озерянской Божьей Матери из Куряжского монастыря в Харьковский Покровский кафедральный собор. Крестные ходы должны были проходить 30 сентября (из Куряжа в Харьков) и 22 апреля(из Харькова в Куряж) по старому стилю в соответствии с престольными праздниками Харьковского Покровского собора (1 октября) и Куряжского монастыря (23 апреля). В указанные дни прекращалась деятельность в присутственных местах, учащиеся освобождались от занятий и жители города и окрестных слобод стекались навстречу чудотворному образу. Шествие сопровождалось необычайно торжественным пением и звоном колоколов Харьковских церквей, которых насчитывалось в ту пору более шестидесяти.

Первый крестный ход с чудотворной иконой из Куряжа в Харьков состоялся З0 сентября 1844 года. Накануне в «Харьковских Губернских Ведомостях» был описан весь церемониал хода. С утра монастырь был заполнен богомольцами. В 9 часов чудотворную икону вынесли из монастырского храма. Во время шествия непрестанно раздавалось пение: «Пресвятая Богородица, спаси нас» и народ с благоговением молился Пресвятой Деве. В четырёх верстах от города вся дорога покрыта была богомольцами, которые спешили соединиться с процессией. Наконец это священное шествие достигло Холодной горы (возвышенный район г. Харьков, Полтавский шлях), где многие тысячи народа ожидали встретить чудотворную икону. Когда шествовавший с иконой и ожидавший её народ соединились вместе, и когда с Холодной горы представилось взорам, что вся ведущая к собору Екатеринославская, весьма длинная улица, покрыта густыми толпами жителей, пришедших насладиться духовным торжеством, никогда небывалым в нашем городе, то ясно было, что почти все население Харькова и окрестных селений притекло на это духовное празднество.

В 1844 году по просьбе жителей Харькова преосвященный Иннокентий (Борисов) получил разрешение Святейшего Синода на перенос иконы на зиму из Куряжского монастыря в Покровский собор. Тогда же установили и два крестных хода: 30 сентября икону переносили из Куряжа в Харьков, а 22 апреля – из Харькова в Куряж. Это были торжественно-праздничные дни для всего Харькова. Как писала газета «Южный край», в эти дни «все присутствия, учебные заведения и торговые помещения закрываются, и все жители, стар и мал, спешат провожать или встречать “Матушку Царицу Небесную, чудотворную Ея икону Озерянскую”».

В 1863 году харьковский купец Никита Павлов исходатайствовал разрешение Синода ежегодно привозить «в приличном экипаже» чудотворную Озерянскую икону из Куряжского монастыря в Мерефу, а из Мерефы крестным ходом переносить в Озерянку. Купец выстроил на месте явления иконы прекрасную каменную часовню над источником, украсив ее иконами.

В пределех Озерянских

После Октябрьской революции богослужения в приходском Иоанно-Предтеченском храме продолжались до 1935 года – в ноябре этого годы храм был закрыт и разрушен. Сейчас на том месте стоит поклонный деревянный крест, установленный в 1996 году в память о разрушенном храме. В 1941 году был открыт храм в церковном доме. Впоследствии богослужения проводились в часовне. Но в середине 1960-х годов и она была закрыта и разрушена. Безбожные власти всячески старались уничтожить и чудотворный живительный источник на месте явления Озерянской иконы. Его засыпали землей, забрасывали каменными блоками – остатками разрушенных церковных строений – и даже надгробными плитами. Но каждый раз источник заявлял о себе струями чистой воды. Несмотря на запрет властей, и в те годы в Озеряну приходили верующие и находили здесь утешение. И верили люди, что «возсия нам, паче луч солнечных, святая икона Твоя, Владычице, в пределах Озерянских».

Господу Богу было угодно, чтобы пришли новые времена. И каждый из нас был волен не таясь молиться, чтобы не погубить своей души для вечности. Последнее десятилетие прошлого столетия стало временем возрождения православной жизни в Озеряне. Летом 1991 года митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим благословил игумена Антония (Сухорукова) на восстановление часовни и наведение порядка на месте явления Озерянской иконы Божией Матери. Через три года, летом 1994-го, строительство здания храма-часовни было завершено, оставалось произвести внутренние отделочные работы. А 12 декабря 1994 года настоятелем Озерянского храма был назначен иеромонах Никодим (Сылко). 4 июня 1995 года, после многих лет запустения, вновь была возжена лампада перед чудотворной Озерянской иконой Божией Матери на святом месте ее обретения. Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим при великом стечении народа освятил храм-часовню и отслужил первую Божественную литургию. С тех пор каждую субботу, а также в дни престольных праздников Озерянской пустыни – 29 июня, 7 июля, 12 ноября (по нов. ст.) и в пятницу Светлой седмицы – в Озеряне совершается Божественная литургия и молебен с освящением воды.

«Источник чудес неисчетных пажити Харьковстей»

Чудеса от чудотворной иконы не прекращаются и в наши дни. Ныне в Озерянском храме-часовне находятся две иконы: одна старинная, переданная протоиереем Николаем Бараненко, который многие годы служил настоятелем Озерянской церкви Харькова, вторая написана художником-иконописцем Инной Бойко. Тот, кто, посещая святое место, с верой молится перед этими иконами, получает милости от Господа Бога и Его Пречистой Матери.

Харьковская газета «Трибуна трудящихся» опубликовала 15 июня 2005 года следующие факты:

Несколько лет назад в Озеряну доставили пожилую женщину из Днепропетровской области. Болезнь лишила ее возможности самостоятельно передвигаться. После молитвы и омовения в целебной воде источника больная встала на ноги и самостоятельно дошла до автомобиля, чтобы ехать домой.

Жительница г. Сумы приехала в Озеряну с сыном, который после травмы на химическом производстве потерял зрение. С любовью и надеждой молились они Богородице, и после омовения лица целебной водой источника сумчанин начал прозревать – различать предметы, ориентироваться на местности.

Трудами и заботами настоятеля игумена Никодима (Сылко), жертвователей и прихожан храм-часовня, источник и территория вокруг них благоустроены и благолепно украшены. Для желающих совершить благодатное омовение устроена купальня.

Летопись возрождающейся обители продолжается. Множество верующих и паломников стремятся побывать в Озеряне, дабы на святом месте благодарить и прославлять Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу за Ее покров и материнскую любовь ко всем нам, многогрешным.

В наше время с Озерянской иконы Богоматери осталось два старых списка: один в Свято-Благовещенском кафедральном соборе Харькова, другой в Свято-Озерянском приходском храме на Холодной горе. А в селе Нижние Озеряны, где была явлена сия чудотворная икона, построена Озерянская церковь.

Прошло более 300 лет со дня чудесного явления иконы Божией Матери в селении Озерянке, неподалеку от Харькова. Много событий произошло с тех пор в истории нашего народа, но и ныне, как во дни чудесного явления Озерянской иконы, православные люди с верою и любовию в молитве изливают и верою вопиют: «Воззри, Милосердая, на люди Твоя, вся скорби наша и печали утоли, утешение благое в сердца наша низпосли и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси. Радуйся, благословенная в женах Богородице, светом любве Христовой нас озаряющая.»

Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Озерянской»

О Преблагословенная Владычице наша Богородице! К Тебе, обретшей благодать пред Богом, во еже родити миру Спаса душ наших, с Ним же у Креста Его молитвою за мир сраспинавшаяся, и Материю Света Им пронареченная, припадающе, молимся.

Озерянская икона Божией Матери

Озерянская икона Божией Матери

Призри, Всемилостивая, на нас, Предвечным Советом Пресвятыя Троицы, к благодатному наследию жизни вечныя созданных, жалом же греховным уязвленных и смерти телесней и душевней поверженных сущих, и якоже святую икону Твою Озерянскую пречудне срастивши, всем верным источник чудес от нея источила еси, сице же и нас, на Твою, Богомати, икону, благоговейно взирающих, душевне и телесне исцели, и немощное естество наше, сечением греховным разсекаемое, паки с Богом соедини, и чадами Его Божественныя любве, силою и действием Святаго Духа, нас соделай.

Сердца же наша, Всемилостивая, благодатию Христовою раствори, и волю нашу ко исполнению заповедей Божиих спешну сотвори, ноги же наши на путь мирен — Истину Христову направи. И сице, о Всеблагая, все естество наше любовию к Богу воспламени. Владычице Пресвятая, якоже в тяжком нашествии иноплеменник в пределы наша святою иконою Твоею Озерянскою Православныя люди укрепляла еси, тако и ныне знамением Лика сего Пресвятаго паству Харьковскую и всех верных чад страны нашея в единомыслии веры утверди, и от тлетворных расколов и ересей злочестивых и иных бед сохрани, Отечеству же нашему незыблемаго мира от Бога испроси, и от всех враг, мыслящих нам злая, нас избави. Верных же Твоих, пред святою иконою Твоею припадающих и в скорбех Тебе молящихся, прошения исполни, и вся, яже ко спасению потребная, всем нам даруй. Убогия же слезы и воздыхания наша благоприятны пред Богом сотвори и прощение грехов наших испроси. И тако, Преблагословенная Мати, воздвигни нас на благодарственное Ти славословие, и в подвизе покаяния нас укрепляющи, неосужденных причастников Пречистаго Тела и Честныя Крове Господа нашего Иисуса Христа по кончине жития нашего быти нас милостивно сподоби. В час же исхода нашего молитву Матернюю о нас пред Богом сотвори, и бедныя души наша чрез мытарства лютыя, начала и власти тмы, невозбранно в Царствие Небесное, идеже мир и радость безконечная, приведи, — во еже в Церкви Небесней, Тобою, Честнейшею Херувим и Славнейшею без сравнения Серафим, украшенной, непрестанно славословити и воспевати смерти Победителя — Агнца Божия, вземшаго грехи мира. Ему же, о Благодатная, Тебе ради, осанна и благодарение, слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и со Пресвятым, Благим и Животворящим Духом — Утешителем Святым, ныне и присно, и во веки веков. Аминь!

Молитва иная

От суеты житейския возникше и ума своего помыслы во едино собравше, ко Твоей, Богородице, иконе очи душ и телес наших воздвизаем, и Тебе взываем сице: не остави, Пречистая, нас немощных во гресех наших растлетися, не попусти злому демону души наша от Сына Твоего в дебри страстей отгнати, но помози нам Того заповеди присно памятовати, да ниже блудным возбешением себе предаем, ниже друг друга злобою угрызаем, но якоже днесь, святыни Твоей предстояще, о исправлении жития нашего ревностию распаляемся, тако и от храма Твоего в дома своя отшедше, сие доброе намерение сохранити потщимся. По сих же и телесныя наша нужды утоли, и горести Твоею молитвою исцели, Всепетая. Вемы, яко подобаше нам паче вся сия благодушне претерпевати и точию о терпении в скорбех Господа просити: но понеже изнемогают в печалях душы наша и помыслы уныния нашу колеблют веру, сего ради в сокрушении сердец к Тебе сице взываем: якоже безчисленныя болящыя страдальцы исцелила еси и скорбящыя утешила еси, тако и нас пред чудотворною Твоею иконою припадающих и в скорби Тебе молящихся услыши, и всех прошения во благое исполни, болящым здравие, скорбящым утешение подающи, во вражде сущым мир от Бога низпосылающи, сомнящымся же веры утверждение. Услыши грешныя рабы Твоя, Пречистая, воздвигни нас на благодарственное Ти славословие, да умножится вера людей Твоих, да прославится в них Твое заступление, да тако Царствие Сына Твоего посреди нас утвердится. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь Божией Матери ради иконы Ее «Озерянская», глас 3:

Твоего предстательства уверение и милосердия Твоего явление икона Озерянская нам, Владычице, показася, пред неюже души наша в молитве изливаем и верою Тебе вопием: воззри, Милосердая, на люди Твоя, вся скорби наша и печали утоли, утешение благое в сердца наша низпосли, и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси.

Кондак, глас 5:

Не отрини, о Милосердая Мати, слез и воздыханий наших, но прошения наша милостивно приимши, пред иконою Твоею молящихся людей веру укрепи, умилением сердца их исполни и крест земнаго жития носити им помози, елика бо хощеши, можеши.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.

  • Tags