Иногда в наказание за наши грехи, а больше для нашего вразумления, исправления и обращения к Себе – Господь попускает на нас бедствия не только частные, но и общественные: напр., бездождие, безведрие, град, – все это происходит от руки Божией, частью карающей, а вящше вразумляющей нас. И вы, конечно, согласитесь, братие, что в подобных случаях надежда на человеческую помощь суетна и никакие человеческие усилия не в состоянии отвратить такого рода бедствия.
Что же остается делать при наступлении оных? Как вести себя? Чем отвращать их? В житии Христа ради юродивого блаженного Прокопия, Устюжского чудотворца, между прочим, пишется следующее: «Некогда за грехи восхотел Бог истребить город Устюг градом и молнией. Прокопию об этом открыто было, и он, придя в церковь, причту и народу поведал об этом и говорил так: «Покайтесь, братие, в своих грехах, чтобы получить от Бога милость. Если же не покаетесь, все погибнете от огня и града».
Люди не поверили ему и рассуждали: человек этот юрод и разумно никогда не говорит, зачем его слушать? Святый же не переставал увещевать их: «Бдите, братие, и молитесь, да не внидете в напасть!» – восклицал он. На третий день, вышедши из храма, он уже пошел по всему городу и со многими слезами всех убеждал, чтобы позаботились отвратить грядущий гнев Божий. Жители и тут не послушали его
. Тогда он, ушедши на свое обычное место пребывания – паперть церкви Пресвятой Богородицы, начал со многими слезами умолять Бога за город и людей. Через неделю после этого, в полдень, вдруг внезапно нашло на город необыкновенное облако и днем сделалось темно, как ночью. Видя это страшное явление, люди, недоумевая, восклицали: «Что же это такое хочет быть?»
И вот, с четырех сторон облекли город грозные тучи, беспрестанно стала бороздить небо молния, раздались такие ужасные раскаты грома, что даже земля всколебалась и воздух сделался удушлив до крайности. Тут только народ и вспомнил слово Прокопия о грозящей погибели городу и тотчас же все бросились в соборную, Пресвятой Богородицы, церковь и со слезами стали просить Господа о помиловании.
Вместе же с народом пришел и блаженный и, падши пред иконою Пресвятой Богородицы, также молился со слезами. Молитва о помиловании была услышана. Во время всенародного молебствия от иконы Владычицы истекло миро, воздух тотчас переменился, тучи отошли на необитаемые места, и там выпал из них над лесом такой необычайный град, что был подобен камню и сокрушил даже деревья, а молния попалила их. От людей же никто не пострадал, и даже остался невредимым и домашний скот».
Итак, плач о грехах, чистосердечное в них раскаяние и молитва о помиловании – вот первые средства для отвращения грозящих бедствий общественных. И доказательство на сие в примере Устюжан еще не единственное. Подобным им средством и Ниневитяне отвратили определение Божие о разрушении их города, и когда покаялись, то увидел Бог, сказано, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, – и не навел (Ион. 3:10).
Впрочем, если вы, братие, знаете, что общественные бедствия суть следствия наших грехов, то не всего ли лучше отвращать их тем, чтобы избегать грехов? Конечно, так. Тогда и одна святая жизнь ваша предотвратит бедствия и вам к раскаянью прибегать не нужно будет. Аминь.
Протоиерей Виктор Гурьев
ПРОКОПИЮ УСТЮЖСКОМУ
Тропарь, глас 4
Просветився Божественною благодатию, Богомудре, / и весь разум и сердце от суетнаго мира сего к Зиждителю неуклонно возложив / целомудрием и многим терпением, / во временней жизни течение добре скончал еси / и веру соблюл еси непорочну. / Темже и по смерти явися светлость жития твоего: / источаеши бо чудесем источник неисчерпаемый / верою притекающим ко святому твоему гробу, / Прокопие всеблаженне, / моли Христа Бога, да спасет души наша.
Иной тропарь, глас 4
В терпении твоем от Бога мзду дарований пророчества / приял еси, блаженне, / молитвами, бдением и пощением / тело свое изнурив, / душу же возвысив на Небесная, / Царя всех Христа Бога славы зрети сподобися / и неувядаемым венцем увязеся. / Емуже с лики святых предстоя, / за люди своя моление предлагая, / тепле пролия слез источник, / избавил еси град Великий Устюг и люди своя / от труса страшнаго, и огня, и напрасныя смерти. / Темже и мы, к честней раце твоей припадающе, вопием ти: / о Прокопие чудоносне, / ходатай нам буди ко Господу / во дни нашедших печалей, рабом твоим, / и молися, да спасет души наша.
Иной тропарь, глас 4
От земли Воззвавый тя к вечным обителем / соблюдает и по смерти неврежденно тело твое, святе, / ты бо, в целомудрии и чистоте житие пожив, блаженне, / не осквернил еси плоти истлением смертным. / Темже тя любовию чтим, Прокопие.
Иной тропарь, глас 2
В терпении твоем, святче Божий, / от Господа мзду восприял еси / и пожал еси ниву пищи райския, / безсонным бдением и юродством тело твое изнурил еси / и мудростию душу твою спасл еси, / живота земнаго небрегл еси, / но Небеснаго Царствия зрети возжелел еси, / и Небеснаго Царя видети сподобился еси, / и Тому поклонился еси. / Мы же, недостойнии раби твои, ко гробу твоему умильно припадающе / и сокрушенным сердцем взирающе на образ иконы твоея, сице вопием: / о Прокопие чудный, / ходатай буди и молитвенник ко Господу о рабех твоих / и заступник граду нашему / во дни нашедших печалей / и молися ко Господу о спасении душ наших.
Кондак, глас 4
Христа ради юродством / воздушная мытарства на руках ангельских неприкосновенно прешед, / царскаго достигл еси престола / и от Царя всех Христа Бога дар прием благодать исцелений, / многими бо чудесы твоими и знамением страшным / удивил еси град твой Великий Устюг: / людем твоим милость испросив, / миро от честнаго образа Пресвятыя Богородицы молитвою извел еси, / и недужным подал еси цельбы. / Тем же молим тя, чудоносче Прокопие: / моли Христа Бога непрестанно подати грехов наших прощение.
Иной кондак, глас 4
Верою память твою, блаженне, совершающих / и любовию празднующих святое торжество твое / соблюдай от всякия злобы и соблазна змиина, / имаши бо дерзновение ко всех Владыце, / Егоже моли избавитися от бед рабом твоим, Богомудре Прокопие.