И вот снова наступило время поста, время молитвы и воздержания, время духовных подвигов и телесных усилий. У многих из нас слово «пост» вызывает не однозначные эмоции и переживания. Кто-то впадает в панику, когда видит на перевернутом листе календаря приближающуюся дату. Однодневный пост еще терпим, среда или пятница с трудом, но переживаются, а продолжительные посты – ну это просто «мучение».
И так есть нечего, а ещё и то, что остается нужно перебирать на положенное и не полагающееся, сидеть со специальным прибором и высчитывать количество калорий, потребляемых в день… А к этому всему ещё прибавляются и без того тяжелые молитвенные правила и служебные бдения в храме.
Земные поклоны отягощают и так клонящийся к постели организм. Заходишь в храм и там все тёмное и мрачное. Все облачения черные, лица у всех грустные, пение невесёлое, молитвы грустные… И только щебет птиц на улице напоминает о приходе весны. Только они, маленькие, и навивают радость своим пением на душу.
Такое впечатление складывается, что все против меня, все сделано для того, то бы мне тоже становилось все грустнее и грустнее. Пост наступает для всех, для природы и для человека. И для других людей он тоже предлагает лишения и труды, отказ от определенного рода пищи и веселия, праздности и беспечности. Но вместе с тем он предлагает человеку ощутить эту приходящую в природе весну всей полнотой своей души. Что бы не птицы щебетали на ветвях деревьев, а в душе звучало ангельское пение, что бы не снег таял на тротуарах, а зло исчезало из человеческого сердца, что бы не только солнышко весело светило в окошко, а Божия благодать осеявала всё человеческое естество. Церковная традиция предлагает человеку почувствовать весну в своей душе.
Сколько негатива мы нехотя собрали в своем сердце. Обидели, оскорбили, осудили и поругались. Сколько раз мы не проявили милосердие там, где его ждали и вставили свои «пять копеек» туда, где им совсем не было места. Вчера мы прошли мимо человека, имеющего нужду, не выслушали того, кто к нам обратился, не дали совет тому, кто его просил у нас, восставали ропотом на ближнего, где нужно было проявить немножечко любви и смиренно уступить…
Жизнь расшаталась, эмоции не утихают, гордость душит, и обида не даёт простить. В душе, в сердце, в жизни человека полностью наступила зима, мороз и вьюга, снег и метелица. И с такой завистью смотришь на солнечные лучи, на разбегающиеся тучки, слышишь эту весеннюю капель по тротуару, и так хочется, что бы внутри всё также встряхнулось и зацвело. Ну а что мешает-то?
Ты видишь какие усилия прилагает природа к пробуждению, как она стремиться избавиться от этого снежного гнёта? Так вот и тебе нужно приложить усилие для освобождения от своего «гнёта», от греха. Воздержание обостряет способность духовного восприятия. Слышите? Воздержание.
О нём Господь говорит ученикам: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17.21). Какой род? — Род греховный, то состояние, в котором находиться наша душа, состояние греховной зимы. Не дай Боже этому оледенению оказаться вечной мерзлотой!
Молитвою и постом? Да, именно постом, искренней молитвой и воздержанием. Ведь пост — это не диета, а воздержание себя от всего того, что не полезно. Воздержание от зависти и злости, от обмана и не правды, от осуждения и сквернословия… И вот воздерживая себя от этих излишеств мы способны закалить свою душу, сделать её способной к восприятию Бога, добра и любви.
Ведь человек должен быть всегда ограничен какими-то рамками и законами. А когда всё дозволено и человек полагает «права человека» выше заповедей Божиих — это приводит к хаосу, а именно сдерживание своих эмоций и желаний позволяет человеку приводить себя в порядок и возрастать духом.
Не нужно сводить постные дни к «нельзя, нельзя и нельзя», наоборот — всё можно. Можно сделать добро на зло, можно ответить улыбкой на гримасу, можно помочь отталкивающему твою руку, и подать её тому, для кого не хочется это делать, потрудиться помочь чем возможно попавшему в беду родственнику, коллеге, другу… А как же пища? — Это не главное, она должна помогать человеку существовать на земле, а не служить кумиром в который её превратили. Вокруг неё бегают с камерами, её снимают и фотографируют, над ней трясутся и ею дорожат, да её просто боготворят! А как же — «не сотвори себе кумира»???
Не будем же завидовать весне на улицах нашего города, а постараемся помочь своей душе быстрее пробудиться от греховного сна и обрести весну с Богом.
Протоиерей Николай Шкондин