Пост, как и все, что дано Господом, существует не напрасно, а имеет глубокий смысл. О смыслах и значении поста мы много читали, слышали, а вот применить в полной мере — не всегда получается. Но какова она, эта полная мера для нас? Как ее измерить и воплотить? Игумен Сергий (Рыбко), миссионер и монах, в беседе с корр. Еленой Вербениной делится с читателями портала «Православие и мир» рекомендациями о том, как избежать ошибок в период соблюдения поста и провести его угодным Богу.
— Отец Сергий, насколько можно говорить о пользе и актуальности поста в современном мегаполисе?
— Пост со всех сторон вещь полезная. Даже не только для духа, но и для здоровья телесного. Любое воздержание — это путь к здоровью, а излишества в питании — путь к его потере. Это подтвердит и наука. А поскольку тело с душой взаимосвязанны теснейшим образом, то любые плотские ограничения имеют огромное влияние на духовное состояние человека.
По канонам, если православный христианин пост не соблюдает, — он подлежит отлучению от Церкви. Потому что духовная жизнь без поста невозможна. Это не относится к новоначальным, которым сразу трудно все принять, но постепенно от ступеньки к ступеньке нужно принимать все правила Церкви. Чем дальше человек воцерковляется, тем больше понимает необходимость поста, как части своей духовной жизни.
Если мы почитаем святых отцов, то явно увидим значение поста. Так, один из учителей благочестия сказал, что жирная птица может только крыльями махать, а взлететь ей не под силу. Легкая же птица тут же взлетает в небо.
Если душа начинена разными яствами — как ей подняться к Богу? Но тот, кто, к примеру, находится в больнице, не сможет соблюдать пост, и вины его нет. Церковь дает послабления болящим. Им силы нужны для поддержания здоровья, да и есть надо то, что дают. Само состояние болезни вполне уравновешивает пост, так как все-таки пост легче, чем болезнь.
Сам подвиг поста не такой уж и страшный. Человек воцерковленный к посту привыкает и начинает его любить. Он ощущает легкость и радость, ждет этого времени с предвкушением.
— Что означает аскетический принцип «умерщвления плоти?»
Аскетами плоть воспринималась как олицетворение греха. Действительно, если ее расслабить она будет желать все более греховного. Плоть надо обуздывать, обуздывать духом, молитвой, постом. От плоти все самые тяжелые грехи. А постом плоть обезоруживается и одухотворяется, в человека проникает благодать, и начинается духовный путь с плоти.
Православный пост — это исповедание нашей веры, исповедание того, что есть духовные принципы жизни, что есть Бог, что душа выше тела. И постящийся об этом открыто заявляет. Результаты поста не заставят себя ждать, в этом все убеждаются. Действительно, становится легче, спокойнее, страсти усмиряются, наступает внутренняя сосредоточенность, созерцание. Тело начинает приобретать подобие «мертвости», неподвижности к греху и в этом заслуга поста.
Во время поста мы приобретаем благодать Божию, открывается истинный смысл жизни, который заключается не в удовольствиях плотских, а в радости духа.
«Не хлебом единым жив человек…»
— Этот принцип актуален для мирян или он подходит только для монашествующих?
— Этот принцип актуален для всех, кто исповедует Христа. Просто монах все свои труды, которые необходимы и мирянам, принимает в более суровой мере. Монах обещает высшую меру отказа от греха, но и мирянин от него отказывается.
То же самое относится и к посту, хотя для монахов он более строгий. Монах, например, вообще никогда не ест мяса. Да, существуют определенные отличия монаха от мирянина, но это не значит, что мирянин — это человек, ведущий духовно расслабленную жизнь. Все дано каждому по своей мере.
— Насколько совместимы работа и пост? Ведь постящиеся по уставу монахи должны все время пребывать в молитве и на период поста отлагать все «житейские попечения», а как быть мирянам с ежедневной работой, суетой?
— На счет монахов разрешите с Вами не согласиться. Монахи трудятся не только не меньше мирян, а и больше. У мирян есть выходные, у монахов их нет. А монашеские праздники — совершенно понятно, что это не выходные, это время еще большего служения.
Если мирянин отработал свои положенные часы в день и может спокойно идти домой, то монах в монастыре проводит 24 часа в сутки, и нет такого, что после определенного времени к нему нельзя подойти с послушанием или поручением. Времени в монастыре никто не считает.
Нужно во всем применять рассудительность как мирянам, так и монахам. Смотря какое послушание, смотря какая работа, из этого и нужно исходить. Если труд тяжелый — всегда делается какое-то послабление.
По канонам Церкви, если, к примеру, человек находится в пути — пост ослабляется. Бывает, что человек, находящийся в долгой дороге или выполняя тяжелый физический труд, съел растительной пищи, ему через малое время опять есть хочется. А условий к этому нет. Через каждый час не будешь останавливаться, иначе не приедешь никуда, ничего и не сделаешь. Просто некогда этим заниматься. Поэтому грехом не будет, если воздержание в этом случае ослабить.
В мою бытность насельником Оптиной пустыни на исповеди мне приходилось слышать, что человек ехал издалека, хотел причаститься в Оптиной, для него это было важно, но в дальней дороге он был вынужден поесть колбаски, поскольку ничего другого просто не было. Конечно, я не мог не допустить его до Причастия и разрешал этот грех.
Другие скажут, что можно было и хлеб с чаем поесть, но это уже другая крайность, учитывая предстоящий довольно долгий путь. Так что одна ситуация, когда человек не имеет возможности соблюдать пост, и другая, когда человек просто не хочет себя ни в чем ущемлять.
То же самое касается, если человек работает далеко от дома и каждый день далеко ездит на работу, его положение приравнивается к путешествующему. Можно кое-что и ослабить.
Нельзя забывать и о людях, которым мясо необходимо как лекарство, при некоторых заболеваниях крови, а кому-то необходим кальций, находящийся в молочных продуктах.
Насчет отложения мирского попечения — тоже относитесь с рассуждением. Монастырь нельзя закрыть на время поста. Монахи сами должны заботиться о его жизнедеятельности. Нужно и обед приготовить, и убраться, да и многое, что сделать. Минимальная деятельность все равно ведется руками самих монахов. Всякое житейское попечение может отложить только отшельник, затворник, но это очень высокий подвиг, на который способны далеко не многие.
А в миру у людей дети, семьи, у них обязанности по отношению к ним. Нужно чаще всей семьей выбираться в храм, больше молиться, но и все необходимое продолжать делать. Детей кормить, одежду стирать. Ничего хорошего ведь нет в том, когда люди демонстративно отказываются выполнять необходимые дела по дому, работе. Поэтому нужно понимать, какая степень должна быть отложения попечения.
Любой человек, живущий на земле, имеет обязанности по отношению к ближним. Для монаха ближние — это его собратья, да и все прихожане, паломники. Люди часто приходят за советом, за помощью, а мы должны им сказать, что мол, извините, мы молимся? Да нет же.
То же самое в миру. Взял тебя работодатель на работу — он ждет от тебя результатов. А если ты начнешь опаздывать на несколько часов и прогуливать работу, говоря, что -то про Праздник или литургию — это совсем не правильно. Можно сходить и на раннюю литургию, а потом прийти вовремя на работу.
Всем нужно черпать силы для борьбы со своей плотью, и пост дает эти силы. Пост — это путь к свободе от греха. Но человек, даже если он верующий, принципиально не соблюдающий поста, проявляет гордыню и не получает Божьей благодати.
Беседовала Елена Вербенина