Второе февральское воскресенье. Собор Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. В неприметном на первый взгляд здании, что между пожарной частью и русским магазином в Бруклине, в праздник святых Новомучеников Российских раздается молебное пение: «Лобызаху бо людие обреченным смертником и священныя руце их и одежды край, онем победно поющим: Христос Воскресе из мертвых смертию смерть поправ!»
Слова из службы Новомученикам и Исповедникам Российским повествуют нам о том, как целовали люди руки и края одежд священнослужителей, и их, обреченных на смерть, приветствовали пасхальным возгласом: «Христос Воскресе из мертвых смертию смерть поправ!» Слушали верующие и удивлялись! Дивились и размышляли – как в годы великих страданий могло быть такое?
А уже на следующее утро, когда полный храм-именинник встречал Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви и Одигитрию Русского Рассеяния – Курскую Коренную икону Божией Матери, настоятель прот. Сергий Лукьянов в тон богослужебному пению приветствовал митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона словами: «В службе святым Новомученикам мы читаем, что когда шли они на смерть, то говорили: ‘Христос Воскресе!’ И сегодня мы имеем то же чувство в наших сердцах. Сегодня наша малая Пасха, наш престольный праздник Новомучеников и Исповедников Российских. Мы сегодня поздравляем друг друга с днем Ангела и Вас, Владыка, встречаем пасхальным приветствием – Христос Воскресе!».
В нынешнем Бруклине русских православных приходов уже четыре. И для молодого поколения рассказы о том, как в 2002 году в южной его части стал собираться самый первый русский приход под омофором Русской Зарубежной Церкви – уже история. Наименовать его сразу решили в честь Новомучеников и Исповедников Российских – их очень чтило русское рассеяние. А первыми прихожанами и тружениками стали в основном выходцы из бывшего Советского Союза. Многие из них на исторической своей Родине не только не были активными прихожанами, но не знали и основ Православной веры, и в храм не ходили.
Одна их первых прихожанок, Людмила Бельская, рассказывает: «В России я жила на Чукотке, там у нас не было ни одного храма. Приехала в Нью-Йорк 16 лет назад помогать детям, и вот, вдали от Родины, нашла веру и свой храм. Бываю в церкви почти каждое воскресенье. Вера даёт мне жизнь, поддерживает духовно и морально».
Протоиерей Георгий Каллаур, основатель и первый священник новой общины, рассказал, как первое время приход молился в разных помещениях, а когда нашли постоянное место, пришлось много потрудиться, чтобы помещение стало похоже на православный храм… Немощи ли наши или малодушие, зависть ли людская, козни ли врага рода человеческого тому причиной, но первому русскому приходу на оживленной 18-й авеню Бруклина пришлось за эти годы перенести немало скорбей. Уврачевать и покрыть их могла только любовь, молитва, мудрость и терпение нового настоятеля и приходского совета.
Настоятель храма о. Сергий обратил внимание духовенства и прихожан на то, как давно в храме не служило так много духовенства – 14 священников и четыре диакона ‒ и выразил общее мнение, что сегодня все присутствующие всем сердцем действительно ощущают Пасху.
Обращаясь к прихожанам, Митрополит Иларион напомнил важность соблюдения заповедей Христовых: «Мы знаем, что когда народ отступал от заповедей Божиих, он был посещаем скорбями. Также и на нашей Родине из-за отступления от чистоты веры, по множеству грехов Господь посетил Русскую Церковь великими гонениями – величайшими в истории Христианства. Гонения императоров Нерона, Диоклетиана не сравнимы с теми потоками крови, которые пролились на русской земле… Великое множество архиереев, духовенства, монашествующих приняли мученический венец и показали свою верность Господу».
А ведь действительно, нашим русским новомученикам и исповедникам – причисленным к лику святых, а также множеству неведомых нам и непрославленных – наверное во многом было страшнее и тяжелее, чем мученикам первых веков Христианства, постоянно жившим среди гонений. Как верно заметил в одном из своих очерков прот. Андрей Ткачев «наши страдальцы в большинстве случаев и представить не могли, что их православное отечество станет одним большим концлагерем, а некоторые еще вчера верующие соседи – палачами и предателями».
Сегодня храмы открыты, и голос Церкви звучит громко, но, как сказал Митрополит Иларион: «Мы живем в бурном жестоком мире, где идет война против Церкви Христовой, против Православия, поэтому мы должны духовно себя укреплять, просить, чтобы Господь дал нам сил, мудрости, укрепил нас по молитвам угодников Божиих – великого сонма Новомучеников и Исповедников Церкви Русской».
Каким видят этот праздник духовенство и многочисленные прихожане первого русского православного храма в Бруклине – грустным или радостным? Этот вопрос я задавала собравшимся в день праздника в храме мирянам и духовенству.
По мнению Натальи Фейфер, певчей храма, это радостный праздник: «Это праздник не только новомучеников, но и исповедников. И это надежда для каждого из нас на то, что однажды мы тоже можем оказаться среди тех, кто изображен на большой иконе, которая стоит сегодня в храме. Их жития – это пример нам для подражания, как надо жить и сохранять в чистоте православную веру».
С Натальей согласен и иподиакон Александр Алексеенко: «Праздник, конечно, радостный. Несмотря на трагический конец земной жизни святых, не стоит поддаваться грусти, а стоит радоваться, что у нас появилось столько молитвенников на небесах».
«Для каждой русской души православной это вторая Пасха, ‒ считает клирик храма прот. Петр Куницкий. ‒ Ведь если подумать, то все мы немного мученики, все мы немного страдали и ждали этого времени, когда сможем открыто исповедовать свою веру. И мы не должны забывать тех, кто пострадал до смерти и все эти долгие десятилетия молился о нас в Царствии Небесном».
…Первые гонения обрушились на русскую землю сразу после октябрьского переворота. 13 ноября 1917 году в пригороде Санкт-Петербурга был расстрелян царскосельский батюшка прот. Иоанн Кочуров – миссионер, служивший в Америке под руководством Патриарха-исповедника Тихона. 25 января 1918 года в Киеве был убит старейший иерарх Русской Православной Церкви митрополит Киевский Владимир. Епископов и духовенство, как «чуждый советской власти элемент», отправляли по этапу на Соловки. Но и в заточении их вера оставалась несломленной. В лесу, покрыв пенек полотенцем вместо антиминса, они служили Литургию и праздновали Пасху.
Летом 1937 года по распоряжению Сталина был издан приказ о расстреле в течение четырех месяцев всех находившихся в тюрьмах и лагерях исповедников. Один за другим, проливая кровь за Христа, уходили из жизни иерархи-исповедники. Год 1937-й и последующий за ним 1938-й стали самыми страшными для духовенства и мирян – 200 тысяч репрессированных и 100 тысяч казненных. Был расстрелян каждый второй священнослужитель. Но Православная Церковь оказала великое духовное сопротивление тоталитарному режиму. Духовенство и сотни тысяч мирян прошли и закончили свой земной путь верными чадами Церкви, неизменно повторяя: «Слава Богу за все!».
Клирик храма иерей Константин Гаврилкин размышляет: «Удивительно то, что Бог устроил празднование Собора святых новомучеников и исповедников Церкви Русской как раз перед началом Великого поста. Это наводит нас на мысль о том, что, с одной стороны, это торжество, но это торжество людей, пострадавших за веру. Нигде Господь не обещает нам торжества на земле. И об этом нам тоже следует помнить».
«Исторические события сегодняшнего праздника, конечно же, грустные, ведь тысячи людей погибли за Христа, ‒ делится своими мыслями гость праздника прот. Рафаил Мелендез (клирик Албанской архиепископии Константинопольского Патриархата). ‒ Но мы верим в жизнь вечную, и цель нашей земной жизни – подготовка к ней, подготовка к радости пребывания со Христом. Сегодня мы тоже празднуем вместе – Церковь торжествующая и Церковь воинствующая и ясно слышим призыв Христа Спасителя – подражать Ему и следовать по Его пути, как это делали Новомученики и Исповедники Церкви Русской».
Сотни тысяч русских людей в страшные годы гонений всем сердцем откликнулись на призыв Христа следовать за Ним. И в грядущей смерти они видели совсем не конец, а только начало вечной жизни с Богом. Вот почему и наше их почитание должно совершаться не только с содроганием при мысли о величине страданий и масштабе гонений, но и с Пасхальной радостью встречи с Тем, Кого они так любили и верность Кому сохранили до конца.
«Святые мученики и исповедники не нуждаются в празднованиях, ‒ сказал в своем обращении к верующим Митрополит Иларион. ‒ Это мы нуждаемся в том, чтобы вспоминать подвиг их верности Христу, их стойкость и непоколебимость в вере; мы нуждаемся в их молитвах за нашу Родину, за всех православных христиан, чтобы и мы, в тот самый момент, когда будем спрошены о нашей вере, о нашей верности Христу, также были бы непоколебимы и Господь помог бы нам в нашем стоянии».
Благочинный первого благочиннического (Нью-Йоркского) округа прот. Александр Беля вспомнил слова церковного писателя III века Тертуллиана: «Кровь мучеников – это семя христианства», и на крови мучеников вырастает Церковь Христова. Первый предстоятель Зарубежной Церкви митрополит Антоний (Храповицкий) был среди участников Поместного Собора страшного 1918 года, ему предрекали Патриарший престол. Но Господь направил стопы его за пределы Родины, где он возглавил Русскую Церковь в изгнании, сохранив в церковной ограде и в общении со Христом тысячи своих соотечественников.
Уже в наши дни, когда число наших соотечественников, приезжающих в Америку, не уменьшается, вслед за первым русским храмом в Бруклине основаны еще три прихода. И сегодня мудро и с любовью направляемая паства Русской Зарубежной Церкви в Бруклине не только увеличилась численно, но и стала более сплоченной. И уже без преувеличения можно сказать, что это – те плоды, которые обильно произросли из семян веры, верности и упования, посеянных новыми мучениками и молитвенниками за Церковь Русскую.
Источник: Официальный сайт Восточно-Американской епархии
Русской Православной Церкви Заграницей »