Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Бывают в духовной жизни, но даже и в самой простой человеческой жизни мгновения, которые так прекрасны, так дивны, что хотелось бы, чтобы время, жизнь, вечность на них остановились и никогда ничего другого не случалось.
И когда произошло это таинственное Преображение Господне, так случилось с Апостолами, которых Христос с Собой взял на гору Преображения. Это выразил апостол П`тр, когда сказал: Господи! Нам здесь хорошо! Построим три кущи — Тебе одну, Моисею одну, одну Илии, и останемся здесь, осиянные этим невещественным, Божественным светом, окутанные этим дивным покоем…
Ни Петр, ни другие апостолы не заметили того, о чём потом сами же и поведали другим: что Христос преобразился, — т.е. явился в сиянии вечной славы — в момент, когда Моисей и Илия говорили с Ним о грядущем Его восходе в Иерусалим и распятии.
Здесь, как в стольких местах Нового Завета, мы видим, что, как и мы, апостолы способны уловить светлое, дивное, и так часто пройти мимо того, чего Христу это стоит.
Святой Серафим Саровский, говоря с одним из своих посетителей, сказал ему: «Проси у Бога именем Христа то, что тебе нужно, но помни: какой ценой Христос получил власть тебе это даровать». Этим он хотел сказать: не проси ни о чём, что недостойно Божией крестной любви, смерти, распятия Спасителя Христа.
Как и Апостолам, в моменты самые светлые нам хотелось бы, чтобы время остановилось и чтобы нам пребыть навсегда — в чем? В забытье! Как бы нам навсегда забыть, что в нашей жизни и в жизни других людей порой происходит страшное: бывает одиночество, бывает болезнь, бывает страх, бывают ужасы всякого рода.
Хотелось бы войти в тот дивный покой преображенного мира, которого мы все ожидаем, но который еще не явлен, ещё не стал действительностью. Мы должны в него верить, мы порой имеем возможность его пережить с большой, преображающей нас глубиной, но мы должны помнить, что это переживание нам дано для того, чтобы мы пронесли в тёмный, скорбный, холодный мир это сияние Преображения.
Моисей на Синайской горе стоял перед Богом, озаренный Божией славой, и настолько приобщился к ней, что, когда он спустился с горы, люди не могли вынести сияние его лица. Вот какими мы должны быть, когда переживём земное или небесное чудо, чудо преображения. И то, что случилось с Апостолами, то, что случилось с Моисеем, должно случиться и с нами: Моисей не остался на горе Синайской в созерцании, говоря с Богом, как друг говорит с другом. Апостолам не было дано остаться на этой дивной горе Преображения, Христос им сказал: пойдём отсюда.
И пришли они в долину, на равнину палестинскую, и застали там неизбывное горе отца о том, что неисцельная болезнь поразила ребенка, и еще, может быть, более скорбный ужас о том, что и ученики Христовы, к которым обращался отец, не смогли ему помочь. Помог только Христос, Он исцелил ребенка. И когда ученики спросили Его: почему мы не могли этого сделать? — Он им сказал: этот род изгоняется только молитвой и постом.
По временам нам даётся это переживание преображенного мира, переживание чего-то дивного, Божественного, вошедшего в жизнь. Переживание это мы должны сохранить, как самое драгоценное, и войти в мир для того, чтобы этим поделиться.
А поделиться этим мы сможем, только если возьмем на себя подвиг поста и молитвы: не только вещественного, физического поста, но воздержания от всего, что центром своим имеет нас самих, воздержания от всякого себялюбия, всякого эгоизма, всякой жадности душевной или духовной, а не только телесной, от желания всякого обладания. А это мы можем осуществить, только если будем молиться.
И опять же: не только произносить молитвенные слова, не только себя заставлять войти в мысль и дух святых, но всеми силами стремиться к тому, чтобы в тусклом, темном, осиротелом мире оставаться в общении с Живым Богом, Который есть свет, радость и жизнь.
Подумаем о Преображении, подумаем о нашем опыте преображенного мира, о тех мгновениях или периодах, когда всё внутри нас и вокруг было озарено действительно Божественным светом. И с этим светом пойдем к каждому человеку, во все обстоятельства жизни, и принесем туда свет Христов. Аминь.
М-т Антоний Сурожский
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
В Преображение Господне глас с неба не другое что изрек, как «Его слушайте» (Мф. 17, 5). Отчего так? Оттого, что здесь перед глазами был представлен и плод послушания. Отец небесный говорил как бы: хотите достигнуть до этого? Слушайте же, что Он будет внушать и заповедывать вам. И если пойдёте путем Его, то несомненно вступите в область света, который будет обнимать вас не со вне, а извнутрь исходить, и всегда держать вас в таком состоянии, что все кости ваши будут изрекать: добро нам так быть. Вас преисполнит свет отрады, свет благонастроения, свет ведения; все печали мимо идут, нестроения страстей исчезнут, ложь и заблуждения рассеются. Станете на земле небесными, из земнородных — богородными, из бренных — вечноблаженными. Тогда все будет ваше, потому что вы сами станете Христовыми. Любящий Христа Господа возлюблен бывает Отцом небесным, и Оба к нему приходят и обитель у него творят. Вот и свет Преображения!