«Венец премудрых, — говорит Соломон, — богатство их» (Сол.14:24), но особенно приличествует употреблять свое богатство на украшение церквей Христовых, ибо чрез сие возможно получить Царство Небесное.
Таковым благоукрасителем храмов Божиих был преподобный отец наш Еразм, инок Печерский. За это он сподобился получить венец Царствия Небесного. Имея большое богатство, он рассудил, что иноку не подобает владеть земными сокровищами; возлюбив церковное благолепие, он издержал все свое имение на церковное украшение — оковал золотом и серебром много икон в Печерской церкви.
Молясь пред ними и с верою взирая на них, он украшал свою душу — сей храм Живого Бога, не серебром и златом вещественным, но чистотой, любовью и прочими добродетелями, приличными иноку. Вместе с пророком он мог воззвать о благолепии своем: «Закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра» (Пс.118:72).
С преподобным Еразмом случилось такое искушение. Когда он истратил свое имение и стал бедняком, то все стали мало обращать на него внимания.
Лукавый бес начал тогда внушать ему в сердце злую мысль, что он, истратив на церковное украшение все свое имение, не получил за это никакого возмездия или награды. Лучше было бы, говорил ему бес, раздать все имение нищим.
Не рассудив, что эти мысли ему внушает диавол, Еразм впал даже в отчаяние, начал жить нерадиво и перестал заботиться о спасении своей души. Но щедрый и праведный Господь, помня о прежних добродетелях Еразма, спас его. Он навел на него лютую болезнь; Еразм уже помышлял о скорой кончине и в болезни своей лежал, ничего не говоря, с сомкнутыми очами семь дней; только по дыханию можно было видеть, что он ещё жив.
На восьмой день к нему собрались все иноки и, видя его, ужаснулись и говорили: «Горе, горе душе сего брата; он жил в грехах и лености; ныне же душа его зрит некое видение и мятется, не будучи в состоянии выйти из тела».
Вдруг блаженный Еразм, как будто никогда не болел, поднялся, сел и сказал инокам: «Отцы и братия! Истинно слово ваше. Я грешен и не покаялся. Но вот ныне мне явились преподобные отцы наши Антоний и Феодосий и сказали: Мы молились за тебя Господу, и Господь даровал тебе время для покаяния». После сего я узрел Пречистую Госпожу Богородицу — как Её изображают на иконах, — на Её честных руках был Предвечный Младенец, с Нею было множество святых. И Она сказала мне: «Еразм! Как ты украсил Мою церковь и обогатил её иконами, так и Я тебя украшу и возвеличу в царствии Сына Моего. Нищие везде с вами, церковь же Моя не везде у вас. Встань, покайся, восприими великий ангельский образ; а на третий день Я возьму тебя, после твоего покаяния, к Себе за то, что ты так возлюбил благолепие дома Моего».
Сказав это, Еразм начал перед всей братией исповедывать свои грехи, ничего не утаивая и не стыдясь. Затем, поднявшись, отправился в церковь, был пострижен в схиму и на третий день с радостью предал свою душу Господу и Пресвятой Его Матери, как Она и Сама о том прорекла.
Из этого явствует, как угодно Богу украшение церквей иконами, и что Господь вселяет таковых в лик святых Своих.
По молитвам святого Еразма да поможет Господь и всем, украшающим святые церкви, получит вечное блаженство в будущей жизни со Христом Иисусом Господом нашим, Которому слава с Богом Отцом и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь1.
Преподобный отец наш Еразм инок Печерский. Дни памяти:
- 9 марта (переходящая) – 9 марта (24 февраля) в невисокосный год / 8 марта (24 февраля) в високосный год
- 12 марта (переходящая) – Собор всех Киево-Печерских преподобных отцов
- 11 октября – Собор Киево-Печерских преподобных, в Ближних пещерах
1 Кончина преподобного Еразма последовала около 1160 года. Мощи его почивают в Антониевой пещере.
Прп. Еразма Печерского, в Ближних пещерах. Тропарь, глас 4.
Благолепие дому Господня любя, / расточил еси нещадно имение твое во украшение того, / преподобне Еразме, / тем ныне живя в дому Господни на Небеси, / моли и нам освятитися в жилище Господне.
Кондак преподобному Еразму Печерскому, в Ближних пещерах, глас 8
Украсивый церковь Богоматере/ расточением имения ти на сие иконами, Еразме славне,/ себе же о том нераскаянием;/ подаждь и нам расточением грехов своих/ и покаяния лепотою украсившимся/ церковию светлою Духови Святому явитися.