Преподобный Феодор князь Острожский, стяжал славу устроением храмов и защитой Православия на Волыни от насилий папизма. Он происходил от рода святого равноапостольного князя Владимира (память 15 июля) через его правнука Святополка-Михаила, князя Туровского (1080-1093), великого князя Киевского († 1113).
Красная Русь. Граница XIV и XV столетий. Смутные времена… Татары, поляки, литовцы, немецкие рыцари разрывают на куски и так растерзанную многочисленными князьями и князьками, амбициозными шляхтичами и задорной голотой землю.
В тот день Острог жил обычной жизнью: ремесленники в мастерских изготавливали свой нехитрый товар, евреи открывали двери трактиров, то здесь, то там раздавался цокот лошадей, оседланных княжескими воинами. За крепкими стенами вновь построенного Острожского замка было неспокойно. Слуги суетились на лестнице, несли чистые пеленки и меховые одеяла.
– Свечи! Свечей побольше, – радостно кричал великий князь Даниил Острожский. Крепкое древо рода Рюриковичей пополнилось еще одним потомком: княгиня Василина родила первенца. Крепенький мальчик сопел в колыбели под присмотром кормилицы, а радостный князь обнимал жену:
– Будет Феодором – учитель-грек говорил, что это значит дар Божий, – тихо шептал грозный холмский и туровский властитель, вмиг превратившийся в простого земного мужчину. – Завтра придет священник, надо окрестить сына. Говори, пусть готовятся.
– Хорошо, князь, – покорно склонила голову Василина.
Она знала, что с закаленным в боях Даниилом спорить не стоит. Супруги в тот день долго любовалось своим первенцем, и не знали, что Всевышний подарит им еще пятерых отпрысков. Михаил и Дмитрий сложат головы в 1399 году на реке Ворскле, в битве Витовта с татарами. Юрий станет правителем Холма, Александр – родоначальником князей Четвертинских, Анастасия выйдет замуж… А Федор станет выдающимся полководцем, которому будут поклоняться европейские властители, мужественным воином, который будет приносить на своих знаменах славные победы для Руси, а затем – святым, чьи нетленные мощи в Дальних пещерах Киевской Лавры еще раз подтвердят: дивен Бог во святых своих.
Первое летописное упоминание о князе Феодоре Острожском упоминается в грамоте 1385 года, когда он получил в качестве приданого за жену Агафью Бродовскую волость. Уже в следующем году о нем пишут как о наместнике Луцка, а литовские и польские правители – Ягайло, Ядвига, Витовт – подтверждают право князя Феодора на Острог, Межирич, Корец, Заславль и еще ряд городов.
Он неспешно, но уверенно выходил из-под влияния Любартовичей и строил собственное православное государство в государстве. Острый ум, финансовая независимость и военный авторитет, окрепший после триумфальных боев под Смоленском, позволяли князю Острожскому не оглядываться, а идти вперед. А уже 15 июля 1410 года была битва под Грюнвальдом, там преподобный князь Феодор участвовал в разгроме рыцарей католического ордена. Феодор Острожский стоял во главе 51-й литовской хоругви, состоявшей из волынских полков, особенно отличился под Танненбергом, где взял, казалось бы, неприступный замок Рейсинберг. Нашествие тевтонцев было остановлено, а князь вернулся на Волынь победителем.
В 1422 году святой князь из-за сочувствия православным в Чехии поддержал гуситов в борьбе с германским императором Сигизмундом. (В русское военное искусство введен был святым князем особый приём – гуситский строй, т. н. таборы, усвоенный затем украинским казачеством.)
В 1430-х князь воевал с поляками на землях Волыни и Подолья, прогнал польскую армию из Брацлава, Луцка, Каменца, Кременца, Смотрича. На реке Морахве около Копостырина, Феодор разбил вдребезги 20 000-ное войско и наконец добился своего: король Ягайло капитулировал и выдал-таки указ о свободе православной веры на Волыни. Этим законом русские дворяне были уравнены в правах с польскими.
В 1438 году святой князь участвовал в битве с татарами; в 1440 году по вступлении на польский престол Казимира, младшего сына князя Ягелло, святой Феодор получил на правах наместничества города Владимир, Дубно, Острог и стал обладателем обширнейших имений в лучших областях Подолии и Волыни. Все это вместе с княжеской силой и славой преподобный Феодор оставил, поступив после 1441 года в Киево-Печерскую обитель, где, приняв монашество с именем Феодосий, подвизался для спасения своей души до самого преставления к Богу.
Феодор Острожский трудился и на другом поприще, не жалея золота на возведение новых храмов в своих владениях. Величественный Богоявленский собор в Остроге и Крилошанская церковь в Галиче были построены еще в 1413 году. Титанические усилия князь прилагал и для защиты Православия и простого люда от принудительного окатоличивания. Впрочем, почти фанатичная любовь к своей вере сочеталась у Феодора Острожского с уважением к иноверцам. Костел во имя Успения Пресвятой Девы Марии в Остроге был построен им для монахов-доминиканцев, которые появились в княжеской резиденции в 1432 году, и до сих пор является украшением древнего города. Очевидно, князь хотел показать пример примирения и взаимопонимания своим подданным, как и право исповедовать свою родную веру без навязывания ее другим. Он уже тогда был практически святым.
Доверчивость и добродушие князя сыграли с ним плохую шутку. Шел 1435 год. Уже пала Каменец-Подольская крепость. Уже казалось, что Ягайло и Польша не были столь опасными соперниками. Авторитет князя рос, росло и его могущество. Но удар пришелся в спину: князь Свидригайло, которого Феодор освободил из заключения в Кременецком замке еще в 1420 году, испугался мощи Острожского и коварством заточил его. Но тут на защиту своего властителя стали волыняне, которые подняли бунт и добились освобождения князя. Феодор Острожский не держал зла на Свидригайла и вновь показал пример христианской веры – теперь уже её всепрощение. Одним взмахом руки могли бы стереть Свидригайла с лица земли, но князь и дальше приходил на помощь обидчику в борьбе с литовско-польской партией.
Благородство и воинскую доблесть князя Острожского подчеркивали даже польские историки с их несколько ангажированными взглядами. Ян Длугош, Мацей Стрыйковский называли Феодора «человеком храбрым и воинственным». А он побеждал в сражениях – поляки, татары дрожали от сабель Острожского. Битва под Вилькорами стала переломной вехой в жизни князя. Не тогда ли, когда погиб «весь цвет украинского дворянства» и полегло множество врагов, у него впервые промелькнула мысль о монашестве. Еще почти два года он упорядочивал дела, а в 1440 году католическая Европа затаила дыхание – самый могущественный магнат Волыни и Подолья, один из самых влиятельных руководителей Красной Руси «…преобразил земного княжения славу во иночества облик смиренный и вместо врагом видимых на невидимых ополчился еси«. На пике экономического могущества и политического влияния великий князь Феодор Острожский вместе с женой Агафьей принимает постриг в Киево-Печерской обители.
Духовный подвиг и глубина его смирения были непонятны для большинства – правитель, который мог купить все монастыри Руси со всеми насельниками и прилегающими территориями, вдруг надел простую одежду и, наравне с другими иноками, стал подвизаться не только постом и молитвой, но и тяжелым физическим трудом: колол дрова, работал в поле, на стройке, таскал воду, ухаживал за больными и калеками. Жил аскетом в пещере, спал на земле. Поджарую фигуру князя трудно было отличить от других монахов. Такой же смиренный опущенный взгляд, тихий голос, спокойные движения. Только иногда под иноческой одеждой можно было заметить плотное телосложение, не свойственное монаху, и во взгляде порой появлялась непонятная другим твердость. А по ночам пещеру, где молился князь, озарял удивительный, словно неземной, свет, хотя ни свечей, ни огня там отродясь не было. Незримым светом изнутри сиял и сам Феодор, – Феодосий, таким было имя князя при постриге. Смертельные опасности своей бурной жизни, фантастическое богатство, мирскую славу, испытание властью принес он на алтарь тихой молитвы в стенах Печерской обители.
Господь даровал князю долгую жизнь. 11 (24) августа 1483 года Феодор Острожский тихо почил, прожив 123 года. Погребли преподобного в Дальних пещерах преподобного Феодосия (память Собора преподобных отцов Дальних пещер 28 августа). А через века монахи Киево-Печерской обители нашли его честные мощи нетленными. Святой был канонизирован как преподобный Феодор, князь Острожский. Через 200 лет, в 1638-м, Афанасий Кальнофойский писал, что преподобный Феодор открыто почивает в Феодосиевской пещере «в целом теле», а уже в 1643 г. имя преподобного Феодора Острожского упоминается в службе преподобным отцам, в Дальних пещерах почивающим, вместе с Феодосием, Илларионом и Кукшей Печерскими. Она была составлена по просьбе Петра Могилы.
Преподобный Феодоре Острожский, моли Бога о нас!
Тропарь преподобного Феодора, князя Острожского, Печерского, в Дальних пещерах
глас 7
Преобразил еси земнаго княжения славу / во иночества образ смиренный, / и вместо врагов видимых / на невидимыя ополчился еси, / и, обою победитель красен являяся, / един от чудотворец Печерских показался еси; / темже и нам ревности Божия дар испроси, / братолюбием сердца наша просвети / и ко спасению вечному стези наша, Феодоре блаженне, направи.
Ин тропарь преподобного Феодора, князя Острожского, Печерского
глас 4
Княжеских дароношений и всего суетствия мирскаго спешне отвергся,/ Божиих же дарований, премудре Феодоре, преискренне сподобитися желая,/ приял еси иноческий образ/ и, в нем смиренным послушанием и безмолвным житием Царю Небесному благоугождая,/ получил еси от Него безсмертныя дары,/ ихже и нам, чтущим тя,/ получити молися.
Ин тропарь преподобного Феодора, князя Острожского, Печерского
глас 4
Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси,/ блаженне Феодоре,/ яви бо тя Христос/ яко воистинну богодарованное сокровище Волынстей земли,/ новаго поборника веры Православныя,/ и народу российскому преславна и благоприятна./ Темже ныне, плоды светоносных трудов твоих/ в стране нашей под сению Святыя Церкве Православныя наслаждающеся,/ хвалим Господа,/ даровавшаго тебе силу и крепость на сопротивныя,/ Егоже моли спасти отечество твое,/ и державе сродник твоих богоугодней быти,/ и сыновом российским спастися.
Кондак преподобного Феодора, князя Острожского, Печерского
глас 4
Красоты ризныя возгнушавшагося/ и богатства тленнаго со благодарением отвершагося,/ в ризу же безстрастия облекшагося/ и богатому в щедротах Христу возследовавшаго,/ приидите, вернии, восхвалим Феодора достославна,/ яко молящася непрестанно/ о душах наших.
Молитва преподобному Феодору, князю Острожскому
Воинствование земное на духовную брань преложивый и о людех своих доброе попечение показавый, блаженне Феодоре преподобне. К тебе в смятении сердец наших днесь прибегаем и твоея помощи стране нашей и душам нашим смиренно просити дерзаем, вемы, угодниче Божий, яко малодушие наше и леность духовная далече от твоея пажити ны отревает и всякаго омерзения достойны ны соделовает, но милосердие твое ко врагам и предателем твоим поминающе, имже паки защитник явился еси, равнаго милосердия твоего и нам, недостойным, молим. Ты убо, угодниче Христов, от агарян разоренную землю нашу и от иноверные подавляему жалостию и любовию объемля, паки к бодренному житию верныя призвал еси, елико воинскими победами, толико и молитвою и образом жития своего, аки свещник златый, блистаяся. Ты, мирскаго жития суету оставль, сам убо о душе своей попечение в пещерном уединении предался еси, земли же нашея попечение и исцеление славному роду твоему заповедал еси, и тако предел свой еще на двести лет и вящше по кончине твоея от сетей еретических оградил еси. Ты далече сущее единокровное нам племя чешское ко православной вере приближати тщался еси и от латинскаго нашествия ограждал еси. Ты и ныне, на небесех душею со Ангелы водворялся, нетленным же телом посреде нас почивая, наша не отрини гласы скорбныя, но молитвенный плач согрешающих сынов земли нашея услыши. Согрешихом бо и неправдовахом и от завет Божиих отступихом, в развращенныя обычаи зле впадохом, и еже едино на потребу есть, душ наших спасение, небрежение оставихом, тебе в Бозе правда и слава, отче преподобне, нам же стыдение лица. Обаче елико грешнейшии явихомся толико вящшаго сострадания твоего требуем и в покаянии зовем ти сице: твоея неистощимыя любве луч нам ниспосли, гнев Божий, праведно на ны движимый, молитвою твоею от нас отведи, спасительную благодать Его к нам, недостойным, предстательством твоим низведи и от греховныя бездны к высоте покаяния нас возведи, да тако и мы житие свое исправити потщимся, крепость земли нашея паки обновляти начнем, врагов же веры Христовы и злых прелестников безбоязненно отражати словом и житием возревнуем и Спасителя нашего со всеми святыми благодарно воспевати будем, славяще Его со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.