Пресвятая Дева, Матерь Божия лет пятнадцать или двадцать жила на земле по Вознесении Господа Иисуса Христа на небо. В течение этого времени Она, как странница, горячо желающая возвратиться на родину, готовилась к переходу в горние (небесные) селения. И вот настала пора и Ей, Преблагословенной Всенепорочной Царице Небесной, уплатить долг бренному естеству — умереть.
За три дня до всеблаженной Её кончины, среди уединенной пламенной молитвы на горе Елеонской Архангел Гавриил возвестил Ей о скором переселении Ее на небо и вручил Ей райскую ветвь. Владычица Пресвятая Богородица не смутилась, не устрашилась вести о часе смертном, радостная возлегла Она на смертный одр. К одру Её, по Её желанию чудесно собрались с разных сторон святые Апостолы для воздания Ей чести при погребении.
В 15-й день августа, в три часа дня, когда Пресвятая Дева Мария лежала на одре, в ожидании своей кончины, внезапно заблистал небесный свет Божественной славы, и горевшие в доме свечи потухли. Стоявшие тут Апостолы и прочие люди, увидев это, ужаснулись.
Верх дома как бы исчез, и сошел Сам Иисус Христос, окруженный ангелами, праотцами и пророками и приблизился к Своей Матери. Увидев своего Сына, Святая Матерь обрадовалась; поднявшись с ложа, поклонилась Ему и мирно, безболезненно оставила этот земной мир, вручила Пречистую душу Сыну Своему и Богу. Точно не умерла Она, а только заснула крепким сном, потому что чрез 2-3 дня по кончине воспрянула к безконечной жизни.
Таким образом, для Пресвятой Богородицы смерть была только переходом к иному бытию, началом новой блаженной жизни, когда Она вошла в постоянное общение с Богом и слава Ее Боголепия воссияла Богоподобными чудесы (ср.: 15 августа, стихира вторая на «Господи, воззвах»).
Из этой истории Успения Божией Матери мы видим, как безмятежно, как без страданий, но с безконечной радостию преставилась к Богу Владычица наша Пресвятая Богородица. Такова истинно христианская кончина, так сладостна она для чистой души, потому что есть ни что иное, как переход из грешного мира в радость вечного рая. И к каждому праведнику Премилосердный Господь посылает при кончине его святых Ангелов, как это мы видим из притчи о богатом и Лазаре.
Каждый праведник не умирает, и как бы из продолжительного странствования возвращается домой на вечный покой. Вспомним, например, кончину праотца Иакова: окружили дети постель его, и благословил он каждого из них, затем лег на постель и неболезненно, мирно перешел в загробный мир, в лучшую небесную жизнь. Это в Ветхом завете, когда смерть не была попрана смертию Христовой.
В Новом завете «смерть умертвися и мы ожихом», истинный христианин не умирает, а как бы засыпает. «Дети, — сказал ученикам своим святой Иоанн Богослов, — выройте мне могилу!» Лег в нее и предал свой дух Богу. Предчувствуя свою кончину, святой Димитрий Ростовский призвал певчих и заставил их пропеть некоторые, особенно любимые им церковные песни; затем, отпустив всех, стал на колени пред иконою Спасителя и скончался. Так и всякого праведника смерть честна пред Господом.
Все мученики и подвижники доказали эту истину и жизнию, и смертию. Одни из них среди своих подвигов в молитвенном настроении, коленнопреклонные, испускали безмятежно душу. Другие на кострах, в виду обнаженных секир палачей, с веселым лицом славили Христа Господа и радовались своему скорому с Ним соединению. В обычной нашей повседневной жизни можно наблюдать истинно христианскую кончину добрых людей.
Вот приближается кончина человека, который жил и заботился о спасении своей души. Сознает он близость кончины, но убеждённый, что по воле Милосердного Отца Небесного она неизбежна, спокойно думает о ней. Правда, жаль ему родных близких, любил он их, тяжела разлука с ними, но он верит, что там, за гробом, в стране живых, опять встретиться с ними. Тело его болит, но страдания его ослабляются сознанием, что эта ветхая храмина телесная необходимо должна разориться, чтобы томящийся в ней безсмертный дух свободно устремился к Тому, Кто есть Источник жизни вечной. Искренним покаянием он очистил греховные язвы.
Служитель Божий, пастырь Церкви, отец духовный несет залог жизни вечной — Святые Тайны, причащает, в душу праведного проливает тихую радость — предвкушение радости вечной. И в минуту, когда таинственная смерть уже совершенно дохнёт в лице умирающего ледяным дыханием, несомненно, Милосердый взор Спасителя прострется к нему из царства вечности, а небожитель, ангел-хранитель станет у ложа, чтобы за последним вздохом взять верующую и любящую душу и проводит ее в небесные обители.
Не такова кончина грешника. И в роскошных палатах, на богато убранных ложах умирает он лютою смертию. В страшный и ужасный смертный час злые демоны окружают одр его, со всею силою своего демонского нетерпения ожидая, когда душа оставит тело, чтобы влечь ее в мрачные места ада. Проснется его совесть, но уже поздно. Видит он, что напрасно надеялся на богатство.
Оно остается на земле, а он уходит на тот свет к праведному и неподкупному Судии. Удовольствия пленяли его, но вот пришло время, удовольствия сменяются муками. Видит он, что вся жизнь его была великая ошибка, что он «студными окалях душу грехми и лености все житие свое иждих». Для грешника иногда адские мучения начинаются еще здесь не земле.
Слово Божие и история Церкви сохранили для нас несколько ужасных примеров: Ирод, убийца вифлеемских младенцев, живой съеден червями. Иуда Предатель и Арий-еретик умерли безобразною смертию. Когда читаешь об этом, невольно становится страшно за себя.
Ведь эти люди когда-то были добрыми людьми: Иуда был апостол, следовательно лучший из людей. Арий был ученый и по-своему благочестивый человек. Ирод был умный человек; не в насмешку же история назвала его великим. Вот что делает грех с человеком и вот как горька смерть грешника.
Пресвятая Владычица Богородица, Ты в своем честном Успении предстала пред самый престол Вседержителя. Умоли же Сына Своего, да подаст Он нам живущим на земле, силу и крепость так горячо искать неба, как делала это Ты; да сподобит Он и нас тихой христианской кончины, а по преставлении в мир горний, утех и безконечных святых радостей, коими наслаждаешься Ты в Царствии Славы Его. Аминь
Священник Александр Мраморнов
Братский листок, 1909 г., № 172
Иерей Александр Петрович Мраморонов служил в 1907-1910 гг.
при Саратовском владыке Гермогене (Долганеве),
в 1910-1912 гг. при домовой церкви Саратовского духовного училища,
с 1912 — Спасо-Преображенской церкви г. Саратова (с 1917 г. — настоятель).