Святой император Константин (306–337), получивший от Церкви именование «равноапостольный», а во всемирной истории наименованный Великим, был сыном цезаря Констанция Хлора (305–306), правившего странами Галлией и Британией. Огромная Римская империя была в то время разделена на Западную и Восточную, во главе которых находились два самостоятельных императора, имевшие соправителей, одним из которых в Западной половине и был отец императора Константина.
Святая царица Елена была дочь содержателя гостиницы. Не за одну красивую наружность, но и за высокие душевные качества император Констанций Хлор, будучи ещё военачальником, избрал ее своею супругою. Но впоследствии времени политические обстоятельства империи были причиною семейного несчастия Елены.
Император Диоклетиан, разделив империю между двумя императорами и двумя кесарями, хотел, чтобы эти правители были соединены между собою родственными узами. Констанцию Хлору с титулом кесаря предложена была и новая супруга из царского рода – падчерица императора Максимиана Геркулия. Елена была принесена в жертву расчетам политики и удалена от двора.
С потерею любимого супруга, она должна была разлучиться и с единственным своим сыном, одиннадцатилетним Константином, который, в качестве заложника, отправлен был на Восток ко двору Диоклетиана.
Пятнадцать лет провела Елена в удалении от двора, в глубоком уединении, лишенная радостей семейных, и, весьма вероятно, это несчастие, между прочим, расположило ее душу к принятию Христова учения, столь отрадного для несчастных, обремененных тяжкими горестями.
С воцарением Константина Елена снова является при дворе, пользуется императорскими почестями и приобретает влияние на сына. Не вмешиваясь в дела политические, она посвящает свое время воспитанию пасынков – детей Констанция Хлора от второй супруги. Но особенную любовь свою она сосредоточила на внуке своем Криспе, старшем сыне Константина, рожденном от 1-го его брака, который, подобно браку Констанция Хлора, был также расторгнут по политическим причинам.
В несчастной судьбе матери Криспа Елена видела совершенное сходство с своею судьбою; это, вероятно, и было причиною, что сын первой супруги Константина сделался предметом особенной любви Елены. Но и этой глубокой сердечной привязанности Елены нанесен был жестокий удар.
Любимец ее Крисп, одаренный блистательными качествами, успевший приобрести славу искусного полководца, по интригам второй супруги Константина, Фавсты, был осужден на смерть. Это последнее несчастие глубоко поразило душу императрицы Елены. Скорбящая душа ее нуждалась в утешениях веры; и вот она решается, несмотря на зимнее время и свою глубокую старость, отправиться из Рима в Иерусалим.
Невозможно представить ничего печальнее и безотраднее того состояния, в котором последнее римское завоевание оставило Палестину. На развалинах города Давида был восстановлен новый город, украшенный языческими храмами и другими памятниками идолослужения.
Алтарь Юпитера помещен бы на том самом месте, где прежде стоял храм Соломона. С намерением или случайно, места, освященные рождением и смертию Спасителя, были осквернены капищами, посвященными гнусным мистериям.
Над главными городскими воротами поставлено было изображение свиньи, дабы этою ненавистною израильтянам эмблемой заставить их еще более удаляться от своего священного города.По прибытии в Иерусалим, первым желанием императрицы было посетить место погребения Спасителя.
«Пойдем, – говорила она, – пойдем почтить то место, где священные стопы Его перестали шествовать». Но, к великому ее удивлению, не могли в точности указать это место. Уже с давнего времени язычники завалили пещеру, в которой погребен был Иисус Христос, дабы лишить ее почтения, какое оказывали ей христиане.
Мало-помалу и сами христиане перестали посещать ее, дабы не оказать какого-либо почтения предметам идолослужения, намеренно поставленным язычниками на святом месте. Затем, вследствие совершившихся в Иерусалиме политических переворотов, пожаров и опустошений, самое расположение города много изменилось.
Новое поколение, населявшее город, почти утратило предания о святых местах. От всеобщего забвения сохранилось только место рождения Спасителя – вифлеемская пещера. Но Елена не отступила пред такими препятствиями.
По ее приглашению, к ней собрались образованнейшие из христиан и иудеев, и в ее личном присутствии произвели топографическое исследование о месте страданий Иисуса Христа. Рассказывают, что в этом случае оказал большие услуги один иудей, наследовавший от своих предков тайну о святых местах христианских.
Едва только определено было место страдания Иисуса Христа, как сама Елена, во главе работников и воинов, поспешила на указанное место и повелела копать почву. Работа представляла большие затруднения; нужно было разрушить большое число построек, возвышавшихся на холме голгофском и его окрестностях.
Но Елена имела повеление от Константина не отступать ни пред какими затруднениями. Разрушали и дома, и храмы языческие, выкапывали глубокие ямы, и притом заботились как можно дальше уносить выкопанные материалы, дабы очистить святое место от всего, что было сделано руками язычников. Святая Елена побуждала всех к труду горячими убеждениями.
«Вот, – говорила она, – место сражения, но где же знамение победы? Я ищу этого знамения нашего спасения, и не нахожу его. Как! Я царствую, а крест моего Спасителя лежит в прахе!.. Как вы хотите, чтобы я считала себя спасенною, когда я не вижу знамения моего искупления?»
Наконец, чрезвычайные усилия св. Елены Господь благословил полным успехом: под развалинами капища Венеры открыта была пещера св. гроба и, по свидетельству всех историков, за исключением Евсевия, найдены три деревянных креста, сохранившихся совершенно невредимыми. Никто не сомневался, что эти кресты были орудиями казни Иисуса Христа и двух разбойников, с Ним распятых.
Затруднение состояло только в определении, на котором из трех крестов пострадал Богочеловек. К месту, где лежали кресты, принесена была женщина, одержимая неисцелимою болезнию; вынуты были из пещеры три найденные креста. Затем епископ Иерусалимский Макарий, императрица Елена и все присутствующие пали на колени, прося Господа указать им древо спасения. Затем на больную по очереди были положены два креста, но безуспешно.
Но едва только третий крест коснулся членов умирающей, как она открыла глаза, встала на ноги и начала ходить, прославляя Господа. Едва только Господь силою чуда засвидетельствовал истинный крест Христов, как св. Елена, с сердцем, исполненным радости и вместе страха, спешила приблизиться к священному древу.
Она желала и вместе с тем считала себя недостойною прикоснуться и облобызать столь великую святыню. С чувствами глубочайшего благоговения преклонилась она пред крестом Христовым. До отъезда из Палестины царица очень деятельно занялась сооружением церкви Воскресения и креста Христова, которую предположено было устроить над святою гробницею.
Кроме этого храма, Елена начала строить еще другие два – над пещерою Вифлеемскою, где родился Спаситель, и на горе Елеонской – откуда Он вознесся на небо. Среди всеобщего торжества, окруженная любовию и уважением всех христиан, Елена почувствовала приближение смерти, и скончалась, имея от рождения около 80 лет. Она умерла в начале 328 года на руках своего сына и внука Констанция, она увещевала управлять вверенными ему Богом народами справедливо, делать добро, не превозноситься, а служить Господу со страхом и трепетом.
РАВНОАП. КОНСТАНТИНУ И ЕЛЕНЕ
Тропарь, глас 8
Креста Твоего образ на Небеси видев / и, якоже Павел, звание не от человек прием, / в царех апостол Твой, Господи, / Царствующий град в руце Твоей положи, / егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы, / Едине Человеколюбче.
Кондак, глас 3
Константин днесь с материю Еленою / Крест являют, всечестное Древо, / всех убо иудеев посрамление суще, / оружие же на противныя верных людей: / нас бо ради явися знамение велие / и во бранех грозное.