Рождественский сочельник — день накануне праздника Рождества Христова — это день тишины и ожидания, поста и молитвы. День гласа великих пророков, возвещающих непостижимое и невероятное событие, которое уже так близко!..
«Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Чис. 24:17)… «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7:14)…
Что принесем Тебе в дар, Христе, за то, что Ты ради нас явился на земле как человек? Ибо каждое из творений, Тобою созданных, благодарность Тебе приносит: Ангелы – песнь, небеса – звезду, волхвы – дары, пастухи – удивление, земля – пещеру, пустыня – ясли, мы же – Матерь-Деву. Предвечный Боже, помилуй нас! (Стихира Великой Вечерни)
6 января — Навечерие Рождества Христова, или Рождественский сочельник, — последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова.
В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову. Службы и пост Сочельника имеют ряд особенностей.
Типикон предписывает пост до конца вечерни. Однако служба вечерни соединяется с Литургией, служится утром, поэтому и постимся мы до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову.
Очевидно, что находящиеся в храме люди постятся, многие в этот день причащаются. Хорошо, если и те, кто не могут быть на службе в храме, кто работает, почтят этот день более строгим постом. Мы помним, что, по русской пословице «Сытое брюхо к молитве глухо», — поэтому и более строгий пост готовит нас к грядущей радости праздника.
Самое важное блюдо в Рождественский сочельник — это сочиво, или «кутья». Готовится кутья и пшеницы или риса. Сладость данному блюду придают зерна мака, грецкие орехи с сахаром или медом. А чтобы добавить в блюдо дополнительной сладости и пикантности добавляют промытый и распаренный изюм.
Те, кто причащаются на ночной Литургии, по церковной традиции, вкушают пищу в последний раз не менее, чем за шесть часов до времени Причастия, или примерно с 6 часов вечера. И здесь дело не в конкретном количестве часов, что 6 или 8 часов нужно пропоститься и ни минутой меньше, а в том, что устанавливается некая граница, мера воздержания, помогающая и нам соблюсти меру.
Больные люди, конечно, должны соблюдать пост в той мере, в какой это согласуется с приёмом лекарств и с предписаниями врачей. Речь идёт не о том, чтобы немощного человека уложить в больницу, а в том, чтобы укрепить человека духовно. Болезнь – это уже тяжёлый пост и подвиг. И здесь человек уже должен стараться определить меру поста по своим силам. Те правила, которые святые отцы – пустынники предлагали монашествующим, нельзя в полной мере переносить на мирскую жизнь, тем более нельзя переносить их на большие праздники.
Необходимо осознавать, что много лет назад произошло в этот день. Что «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины». Что «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Что произошло событие такого космического масштаба, которого не было ни до этого, и не будет после.
Бог, Творец вселенной, Творец бесконечного космоса, Творец нашей земли, Творец человека как совершенного создания, Всемогущий, повелевающий движением планет, всей космической системы, существованием жизни на земле, Которого никто никогда не видел, и лишь немногие за всю историю человечества сподобились лицезреть только часть проявления Его какой-то силы… И вот этот Бог стал человеком, младенцем, совершенно беззащитным, маленьким, подверженным всему, в том числе, и возможности убийства. И это все – для нас, для каждого из нас.
Есть замечательное выражение: Бог стал человеком, чтобы мы стали богами. Если это понимать — то, что каждый из нас получил возможность стать богом по благодати, — тогда откроется нам и смысл этого праздника. Если мы будем осознавать, какого масштаба событие мы празднуем, что произошло в этот день, то все кулинарные изыски, колядования, хороводы, наряжания и гадания покажутся нам мелочью и шелухой, совершенно не стоящей нашего внимания. Мы будем поглощены созерцанием Бога, Творца вселенной, лежащего в яслях рядом с животными в простом хлеву. Вот это будет превышать всё.
Конечно, духовная жизнь стоит на первом месте и для мирян, но мы не можем здесь провести такую же чёткую грань между духовным и земным. Апостол Павел заповедовал нам: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите Господа. Если мы встречаем праздник с радостью, молитвой и благодарностью Богу, то мы исполняем апостольский завет.
«С нами Бог, разумейте языцы и покоряйтеся, Яко с нами Бог!» (Ис. 8, 9)
Поздравляем всех с грядущим праздником Христова Рождества!
ПРЕДПРАЗДНСТВО РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
Тропарь, глас 4
Написовашеся иногда со старцем Иосифом, / яко от семене Давидова, / в Вифлееме Мариам, / чревоносящи безсеменное Рождение. / Наста же время рождества, / и место ни единоже бе обиталищу, / но якоже красная палата / вертеп Царице показашеся. / Христос раждается прежде падший воскресити образ.
Кондак, глас 3
Дева днесь Превечное Слово / в вертепе грядет родити неизреченно: / ликуй, вселенная, услышавши, / прослави со Ангелы и пастырьми / хотящаго явитися / Отроча Младо, Превечнаго Бога.
С наступающим Рождеством Христовым!