Рождество Христово нам говорит и о Боге, и о человеке; и по отношению к Тому и другому оно раскрывает перед нами громадную надежду, но надежду, которую мы должны оправдать.
Что же нам говорит рождество Христово о Боге? Оно нам говорит о том, что Бог, Который в Ветхом Завете представлялся непостижимым, великим, святым и страшным, перестает быть страшным. Он делается нам родным., потому что вдруг мы обнаруживаем, что любовь Его к человеку такова, что Он готов стать одним из нас.
А это значит, что Он берет на Себя все последствия Своего творческого действия, что Он нас не создает просто с тем, чтобы мы потом перед Ним отвечали за то, что не сумели жить так, как Он возмечтал о нас. Рождество Христово нам говорит о том, что Бог нас принимает, какими мы есть, со всей любовью и со всей ответственностью.
Он берёт на Себя лично ответственность за Свой творческий акт и за человеческое отпадение и грех. Он становится человеком, не делаясь грешником, но принимая на Себя все последствия человеческого отпадения, то есть греха. Он один из нас, и в Нем мы можем видеть идеал человека, полноту того, к чему мы призваны.
Но кроме того, Рождество Христово говорит нам также и о значении человека. Ведь подумайте: для того, чтобы Бог мог стать человеком, человек должен быть так глубок, обладать такой бесконечной ёмкостью, что он может стать местом селения Божества. Об этом говорит святой Григорий Палама. Когда ему поставили вопрос о том, каким образом Бог может стать человеком – и человек не сгорает в этом пламени, и пламя не гаснет в холоде человечества, он отвечает: Воплощение похоже на то, — будто мы вложили в жаровню меч. Когда мы его вкладываем, он холодный, тёмный, когда мы его вынимаем, он весь горит, он сияет и — чудо из чудес! — теперь можно резать огнём и жечь железом…
И вот это и случилось в рождении Христовом. Но Христос не для того только родился, чтобы нас спасать. Он нам доверил тайну спасения мира. Он нас призвал не к тому только, чтобы мы стали Его наследниками в Царстве Божием, но чтобы мы взяли на себя труд преображения этого мира.
И вот теперь, когда над Россией повисла новая трагедия, когда страх берёт за её судьбу, когда перед нами открываются новые возможные бездны, но также и возможные чудеса — мы все призваны помнить, что Бог вошёл в грешный мир для того, чтобы его преобразить. А нам Он сказал: Я вас посылаю в мир, как овец среди волков…
Он нас послал для того, чтобы мы своей жизнь и смертью, своим примером и словом, своей верой и любовью этот мир преобразили, сделали из него Царство Божие. А Царство Божие вовсе не означает место, где Бог властвует, но это место полной свободы, полной взаимной любви между Богом и человеком, и между человеком и человеком.
Из года в год возвращается светлый, всерадостный праздник Рождества Христова. И каждый годом мы переживаем его с новой силой, потому что с каждым годом он обогащается новым содержанием и новой радостью. Священное Писание нам говорит: так возлюбил Бог мир, что Своего Единородного Сына отдал для того, чтобы мир был спасен. Из опыта всей истории человечества мы знаем, что любовь достигает своей полноты, когда делается такова, что человек может отдать свою жизнь, свою душу ради любимых. И чтобы отдать Своего Единородного Сына ради спасения отпадших людей, Бог должен был нас так крепко и глубоко любить! — и не только в прошлом, но и в настоящем.
Мне вспоминается, как во время войны офицер послал на смерть собственного сына, чтобы выручить других солдат. Кто-то ему сказал: Как ты мог послать его, а не кого-либо другого?.. И ответ этого офицера был: Я посылал человека на смерть; я мог послать своего сына, но сына другой матери, другого отца я послать не мог… Этот человек действительно, реально пережил то, что совершилось с воплощением Христа Спасителя: Бог нас так возлюбил, что только Его Сын Своей смертью и Своей жизнью мог нас спасти, — другого послать было нельзя.
О чём же говорит такая любовь? Она говорит о том, что Бог верит в человека. Да, мы верим в Бога, но мы не верим Ему даже всей жизнью нашей, а Бог в человека верит всей жизнью и всей трагической, мученической смертью Своего Единородного Сына. На такую любовь — как нам ответить? Ответить мы можем, только приняв глубоко в наше сердце остриё этой трагедии, остриё и ужас о том, что потому что мы грешны, Сын Божий, покоящийся в недрах Блаженного Отца, должен был стать человеком и умереть, — умереть страшной смертью, о которой мы теперь тоже имеем представление из истории последних десятилетий, потому что — о Боже! — сколько мучеников легло по всей земле от ненависти и безразличия человеческого.
Мы должны прийти в себя и понять, что на любовь Божию мы можем отозваться только покаянием, т.е. вглядеться в себя, понять свою ответственность за воплощение и распятие Христа Спасителя, и начать жизнь, которая была бы достойна Его жертвенной, крестной любви. И это может выразиться не только в великих деяниях, а изо дня в день, потому что сказанное в Евангелии о любви: что никто не имеет большей любви как тот, который душу свою, жизнь свою отдаст за ближнего своего, мы можем применять теперь.
«Жизнь отдать» – не значит «умереть», а это значит в первую очередь посвятить всю свою жизнь тому, чтобы другому человеку стало возможно или легче жить, чтобы человек получил укрепление, и утешение, и отраду, чтобы человек и материально не умер перед нашими глазами, не холодал, не мёрз на морозе, не был бездомным и брошенным. Это не значит — в прямом смысле умереть смертью, это значит — умереть себе самому, забыть про себя и вспомнить про другого и соответственно поступать.
И так нас возлюбил Бог… Разве мы не можем в ответ на такую любовь отозваться переменой нашей жизни, начав строить и Церковь, и общество достойно и соответственно этой любви? Бог надеется и верит в нас. Бог от нас всего ожидает, и Он любит нас жизнью и смертью Своей. Ради этого — станем достойны нашего Спасителя и себя самих, потому что Бог, любя нас так, провозглашает наше собственное достоинство, – то есть, говорит о том, что мы для Него значим. Будем же достойны себя самих, Божественной любви и любви и жалости тех людей, которые нас окружают.
Вступая в новый год, который начинается с Рождества Христова, давайте, все приложим усилия к тому, чтобы победить всякую рознь, всякую подозрительность, открыться друг другу, но открыться в правду, в решимости стоять за всё то, что является истиной и правдой, и достоинством, и святостью мира и человека, — и тогда добро будет побеждать, а вы будете нести вокруг Свет Христов. И на этот подвиг — да благословит нас Господь, чтобы мы его совершали Его силой и Его любовью.
И пусть это Рождество Христово будет для нас побуждением с новой силой, новой глубиной познать величие человека, потому что Бог, ставший человеком, нам показал, что человек так глубок, так широк, так бездонен, что может соединиться с Богом без того, чтобы умалить Бога или сгореть в пламени Божества. Вот кто мы и вот кто Он.
Будем помнить о величии человека в каждом из нас, — не в себе самих, потому что в себе мы можем видеть и греховность; но вспомним об этом, когда будем глядеть на других людей вокруг нас, на тех, кто нам непригляден, не дорог, безразличен, порой противен. Остановимся и скажем: этот человек призван быть иконой, живой иконой Христа, он — храм Святого Духа, в него Бог верит. И Бог так в него верит, что Он Сына Своего Единородного отдал на смерть, чтобы спасти его, ее, их. Аминь.
Митрополит Антоний Сурожский
РОЖДЕСТВУ ХРИСТОВУ
Тропарь, глас 4
Рождество Твое, Христе Боже наш, / возсия мирови свет разума, / в нем бо звездам служащии / звездою учахуся / Тебе кланятися, Солнцу Правды, / и Тебе ведети с высоты Востока. / Господи, слава Тебе.
Кондак, глас 3
Дева днесь Пресущественнаго раждает, / и земля вертеп Неприступному приносит. / Ангели с пастырьми славословят, / волсви же со звездою путешествуют: /
нас бо ради родися / Отроча Младо, Превечный Бог.
Величание
Величаем Тя, / Живодавче Христе, / нас ради ныне плотию рождшагося / от Безневестныя / и Пречистыя Девы Марии.
Задостойник, глас 1
Величай, душе моя, / Честнейшую и Славнейшую Горних воинств, Деву Пречистую, Богородицу.